НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Ростовского областного суда (Ростовская область) от 06.02.2014 № 33-1547/2014

  Судья Полиёва О.М. Дело № 33 – 1547/2014

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 6 февраля 2014 года Судебная коллегия по гражданским делам

 Ростовского областного суда в составе

 председательствующего судьи Порутчикова И.В.,

 судей Чайка Е.А., Шикуля Е.В.,

 при секретаре Магакьян Е.М.,

 заслушав в судебном заседании по докладу судьи Чайка Е.А. дело по апелляционной жалобе Таганрогской таможни на решение Таганрогского городского суда Ростовской области от 6 ноября 2013 года,

 УСТАНОВИЛА:

 Хворост Г.И. обратился в суд с иском к Таганрогской таможне о признании приказа незаконным, взыскании денежных средств.

 В обоснование своих требований истец указал, что в связи с ликвидацией таможенного поста Аэродром Таганрог Хворост Г.И. приказом ФТС России от 24.12.2008 года НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН был освобождён от занимаемой должности начальника таможенного поста Аэро­дром Таганрог Таганрогской таможни и с 15.01.2009 года назначен на должность заместителя начальника Таганрогского таможенного поста Таганрогской таможни.

 15.01.2009 года начальником Таганрогской таможни с Хворостом Г.И. заключён контракт о службе в таможенных органах Российской Федерации НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН в должности замести­теля начальника Таганрогского таможенного поста Таганрогской таможни сроком на три года с сохранением за ним, на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 10.10.2000 года № 759, должностного оклада начальника таможенного поста в размере ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА.

 Приказами начальника Таган­рогской таможни оклад заместителя начальника Таганрогского таможенного поста полковника таможенной службы Хвороста Г.И. устанавливался с 01.08.2009 года в размере ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА., с 01.04.2011 года – ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА.

 15 января 2012 года, по истечению срока действия контракта от 15.01.2009 года, начальни­ком Таганрогской таможни с Хворостом Г.И. был заключён новый контракт НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН о службе в таможен­ных органах Российской Федерации в должности заместителя начальника Таганрогского таможенного поста Таганрогской таможни сроком на три года, с сохранением за ним, на основании Постановления Правительства РФ от 10.10.2000 года № 759, должностного оклада начальника таможенного поста в размере ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА.

 Впоследствии приказом начальника Таган­рогской таможни оклад Хвороста Г.И. был установлен с 01.04.2012 года в размере ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА.

 Приказом по Таганрогской таможне от 29.01.2013 года НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН истцу был установлен должностной оклад в размере 22.500 руб., впоследствии приказом от 31.01.2013 года НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН в этот приказ были внесены изменения, и Хворосту Г.И. оклад по штатной должности заместителя начальника Таганрогского таможенного поста с 01.01.2013 года был установлен в размере 25.000 руб., который соответствует размеру должно­стного оклада начальника таможенного поста (Приложение № 1 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 25.01.2013 года № 41).

 23.05.2013 года приказом по Таганрогской таможне НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН приказ от 31.01.2013 года НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН был отменён, в связи с чем должностной оклад Хвороста Г.И. был уменьшен с 25.000 рублей (оклад начальника таможенного поста) до 22.500 рублей, то есть до размера должностного оклада заместителя начальника таможенного поста, установленного в Приложении № 3 к приказу ФТС России от 13.03.2013 года № 459.

 В связи с уменьшением должностного оклада ответчиком был произведен перерасчёт его де­нежного содержания, в результате чего с него взысканы ранее выплаченные ему денежные сред­ства.

 Считая действия ответчика по снижению ему оклада неправомерными, истец, после неоднократного изменения своих требований, просил суд при­знать незаконным приказ по Таганрогской таможне от 23.05.2013 года НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, взыскать с Та­ганрогской таможни денежные средства в размере ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА.

 Представитель ответчика исковые требования не признал.

 Решением Таганрогского городского суда Ростовской области от 6 ноября 2013 года исковые требования удовлетворены. Суд признал незаконным приказ начальника Таганрогской таможни НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 23.05.2013 го­да и взыскал с Таганрогской таможни в пользу Хвороста Г.И. денежные средст­ва в размере ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА.

 Принимая решение, суд руководствовался положениями Федерального закона от 21.07.1997 г. № 114-ФЗ "О службе в таможенных орга­нах Российской Федерации" и исходил из того, что служба в таможенных органах осуществляется на основании контракта, одним из существен­ных условий которого являются условия оп­латы труда.

 Поскольку ни законом № 114-ФЗ, ни Положением «О порядке заключения контракта о службе в таможенных органах Российской Федерации» не установлен порядок изменения условий контракта о службе в та­моженных органах, то суд посчитал, что к спорным правоотношениям применяются нормы иных законодательных ак­тов, регулирующих трудовые отношения: Федерально­го закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и Трудового кодекса Российской Федерации.

 Ссылаясь на положения указанных нормативно-правовых актов, суд указал, что служебный контракт устанавливает права и обязанности сторон, и одним из его существен­ных условий являются условия оп­латы труда. При этом условия служебного контракта могут быть изменены только по соглашению сторон и в письменной форме.

 Однако начальник Таганрогской таможни, издав приказ от 23.05.2013 года НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, в одностороннем порядке, без согласия ФИО1, изменил условия контракта о службе в таможенных органах от 15.01.2012 года НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН.

 Так, сохранённый за ФИО1 согласно приказу от 19.04.2012 года НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН и пункту 5 контрак­та от 15.01.2012 года НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН оклад по ранее занимаемой должности начальника тамо­женного поста был уменьшен с 25.000 рублей до должностного ок­лада заместителя начальника таможенного поста в размере 22.500 рублей.

 Поскольку приказ от 23.05.2013 года № 109-П издан с нарушением п. 5 ст. 23 Закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и ст. 72 ТК Российской Федерации, то суд посчитал, что он является незаконным.

 В силу того, что незаконный приказ не порождает правовых последствий в виде удержания ранее выплаченных денежных сумм, суд пришёл к выводу, что с ответчика в пользу истца подлежат взысканию удер­жанные денежные средства, ранее выплаченные Хворосту Г.И. в качестве денежного довольствия, в размере ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА.

 В апелляционной жалобе Таганрогская таможня просит решение отменить и принять новое решение об отказе в иске, ссылаясь на то, что служба в таможенных органах, как особый вид государственной службы граждан Российской Федерации, регулируется Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации», и указание суда на то, что к сотрудникам таможенных органов должны применятся нормы Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», является неправомерным.

 Положением о порядке заключения контракта о службе в таможенных органах Российской Федерации, утверждённым приказом ФТС России от 01.12.2008 г. № 1504, обязательным условием контракта признаются, в том числе, условия оплаты труда.

 В целях обеспечения социальной защищённости сотрудников таможенных органов, назначенных с их согласия в связи с реформированием таможенных органов на должности с меньшими окладами, и недопущения случаев снижения размера получаемого ими денежного довольствия Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.10.2000 г. № 759 руководителю ФТС России предоставлено право сохранять за указанными сотрудниками таможенных органов оклады по ранее занимаемым должностям на время их службы в новой должности.

 Поэтому при заключении с ФИО1 контрактов от 15.01.2009 года и от 13.01.2012 года о службе в таможенных органах РФ на должности заместителя начальника Таганрогского таможенного поста (сменного) ему сохранялся оклад начальника таможенного поста.

 В связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2012 года № 60 с 1 января 2013 года утратило силу Постановление Правительства Российской Федерации от 04.07.2002 года № 487, на основании которого до 1 января 2013 года устанавливались должностные оклады сотрудникам таможенных органов, и которое сохраняло за сотрудниками, назначенными с их согласия в связи с реформированием федеральных органов исполнительной власти на должности с меньшими должностными окладами, оклады по ранее занимаемым должностям на время их службы в новой должности до возникновения права на получение должностных окладов большего размера.

 Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.01.2013 года № 41 с 01.01.2013 года установлены новые размеры месячных окладов по типовым должностям и размеры месячных окладов в соответствии с присвоенным специальным званием сотрудников таможенных органов, которые по фактически замещаемым должностям сотрудников таможенных органов, переведенных на нижестоящие должности в связи с реформированием таможенных органов, значительно выше размеров должностных окладов, сохранённых за ними до 1 января 2013 года.

 В связи с этим таможенный орган считает, что сотрудникам таможенных органов, должностные оклады которых были сохранены до 1 января 2013 года в связи с переводом на нижестоящие должности, с 1 января 2013 года следует выплачивать должностные оклады по фактически замещаемым должностям, и полагает, что приказ Таганрогской таможни от 23.05.2013 года НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН «Об отмене приказа Таганрогской таможни от 31.01.2013 г. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН» является законным и обоснованным.

 На апелляционную жалобу ФИО1 поданы письменные возражения, которые приобщены к материалам дела.

 По правилам статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно апелляционных жалобы, представления.

 Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, заслушав представителя ФИО1 ФИО2, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

 Как следует из материалов дела, предметом спора в данном случае является законность внесённых приказом по Таганрогской таможне от 23.05.2013 года НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН изменений в должностной оклад ФИО1 и взыскание незаконно удержанных сумм.

 Разрешая спор, суд посчитал правомерным руководствоваться положениями Федерально­го закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и Трудового кодекса Российской Федерации.

 Между тем такой вывод суда признать законным нельзя.

 Служба в таможенных органах, как особый вид государственной службы, регулируется Федеральным законом "О службе в таможенных органах Российской Федерации", который определяет порядок прохождения службы в таможенных органах, регламентирует вопросы присвоения специальных званий, применения и наложения дисциплинарных взысканий, поступления на службу в таможенные органы, увольнения и восстановления сотрудников таможенных органов в должности и другие вопросы, связанные с прохождением службы в этих органах.

 В статье 2 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" установлено, что правовую основу службы в таможенных органах составляют Конституция Российской Федерации, законодательство Российской Федерации о таможенном деле, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие порядок прохождения службы в таможенных органах.

 Трудовой кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации" не названы среди нормативных правовых актов, регулирующих порядок прохождения службы в таможенных органах.

 Поэтому при рассмотрении дел по искам сотрудников таможенных органов необходимо руководствоваться специальными нормами, регулирующими спорные правоотношения, а не нормами трудового законодательства. Последние могут быть применены при разрешении возникшего спора лишь при отсутствии специальных норм, регулирующих права и обязанности сторон, вытекающие из контракта, заключенного между гражданином и таможенным органом.

 В данном случае такие специальные нормы имеются.

 Так, в силу части 2 статьи 6, части 1 статьи 10 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" поступление на службу в таможенные органы граждан является добровольным и осуществляется на условиях контракта о службе в таможенных органах, который заключается в письменной форме между гражданином и соответствующим таможенным органом в лице его начальника на срок один год, три года, пять или десять лет, а также до достижения гражданином предельного возраста пребывания на службе в таможенных органах с соблюдением требований указанного Федерального закона.

 В соответствии с пунктом 11 Положения о порядке заключения контракта о службе в таможенных органах Российской Федерации, утверждённого Приказом ФТС России от 01.12.2008 г. N 1504, к числу обязательных условий, по которым стороны должны достичь соглашения и зафиксировать их в контракте, относятся условия оплаты труда.

 Денежное довольствие сотрудников таможенных органов Российской Федерации устанавливается в соответствии с Федеральным законом от 30.06.2002 г. N 78-ФЗ "О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)".

 Согласно материалам дела, при заключении между начальником Таганрогской таможни и ФИО1 контракта о службе в таможенных органах Российской Федерации от 15 января 2009 года НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН в должности замести­теля начальника Таганрогского таможенного поста Таганрогской таможни за ним сохранялся должностной оклад начальника таможенного поста в размере ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА.

 Наличие в контракте такого условия было обусловлено тем, что Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.10.2000 г. N 759 председателю Государственного таможенного комитета Российской Федерации было разрешено сохранять за сотрудниками таможенных органов Российской Федерации, назначенными с их согласия в связи с реформированием таможенных органов Российской Федерации на должности с меньшими окладами, оклады по ранее занимаемым должностям на время их службы в новой должности.

 Указанное положение сохранялось и при заключении с ФИО1 нового контракта от 15 января 2012 года НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН. При этом размер его должностного оклада составил ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА., а впоследствии был проиндексирован.

 Пунктом 10 статьи 3 Федерального закона "О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)" предусмотрено, что в случае уменьшения ежемесячного денежного содержания (заработной платы) лиц, назначенных на государственные должности федеральной государственной службы и должности работников организаций бюджетной сферы в соответствии с пунктами 7 - 9 данной статьи, с учетом иных выплат по сравнению с ранее получаемым этими лицами месячным денежным довольствием, им выплачивается ежемесячная денежная компенсация в размере, соответствующем уровню снижения дохода, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

 Изданным во исполнение указанного Федерального закона Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2002 г. N 487 в редакции от 26.01.2005 года "Об установлении окладов денежного содержания сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации" предусматривалось сохранить за сотрудниками, назначенными с их согласия в связи с реформированием федеральных органов исполнительной власти на должности с меньшими должностными окладами, оклады по ранее занимаемым должностям на время их службы в новой должности до возникновения права на получение должностных окладов большего размера (пункт 2).

 Таким образом, сохранение за указанными сотрудниками таможенных органов окладов по ранее занимаемым ими должностям производилось в целях обеспечения социальной защищённости сотрудников таможенных органов и имело целью недопущение ухудшения их материального положения, связанного с реформированием таможенных органов Российской Федерации, до возникновения у них права на получение должностных окладов большего размера.

 С 1 января 2013 года вступил в силу Федеральный закон от 30.12.2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", который регулирует, в том числе, отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, проходящих службу в таможенных органах Российской Федерации.

 Согласно пункту 4 статьи 2 указанного закона размеры окладов по типовым должностям сотрудников и окладов по специальным званиям устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники. Размеры окладов по другим (нетиповым) должностям сотрудников устанавливаются руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, применительно к размерам окладов по типовым должностям.

 В связи с принятием этого и других федеральных законов Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.01.2012 г. N 60 в редакции от 16.02.2013. г. с 1 января 2013 года признано утратившим силу Постановление Правительства Российской Федерации от 4 июля 2002 г. N 487 "Об установлении окладов денежного содержания сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации".

 С 1 января 2013 года размеры месячных окладов в соответствии с замещаемой должностью по типовым должностям сотрудников таможенных органов Российской Федерации установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.01.2013 г. N 41 "Об установлении окладов месячного денежного содержания сотрудникам таможенных органов Российской Федерации".

 В соответствии с этим постановлением начальнику таможенного поста установлен должностной оклад в размере 25.000 рублей.

 Размеры месячных окладов по нетиповым должностям сотрудников старшего и среднего начальствующего состава таможен и таможенных постов установлены Приказом ФТС России от 13.03.2013 г. N 459, из которого следует, что размер оклада заместителя начальника таможенного поста составляет 22.500 рублей.

 Таким образом, размер оклада сотрудника таможенного органа, занимающего должность заместителя начальника таможенного поста, с принятием указанных нормативных актов значительно увеличился, в связи с чем необходимость в сохранении за сотрудниками, назначенными с их согласия в связи с реформированием таможенных органов Российской Федерации на должности с меньшими окладами, окладов по ранее занимаемым ими должностям, отпала.

 С 1 января 2013 года у ФИО1 возникло право на получение по фактически занимаемой им должности заместителя начальника таможенного поста должностного оклада в размере 22.500 руб., который значительно превышает сохранённый ему до 1 января 2013 года оклад по должности начальника таможенного поста, которую он занимал до реформирования таможенных органов (ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА.).

 Установленный же с 1 января 2013 года начальнику таможенного поста должностной оклад в размере 25.000 рублей Хворост Г.И. никогда не получал, поэтому и правовые основания для сохранения за ним такого оклада, а, тем более, для установления ему нового оклада в размере, не соответствующем окладу по занимаемой им должности, отсутствуют.

 Оспариваемый истцом приказ от 23.05.2013 года НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН признаёт утратившим силу приказ Таганрогской таможни от 31.01.2013 года НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, которым внесено изменение в приложение к приказу от 28.01.2013 года НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН «Об установлении сотрудникам таможни окладов по штатным должностям и окладов по специальным званиям», а заместителю начальника Таганрогского таможенного поста Хворосту Г.И. установлен оклад по штатной должности с 1 января 2013 года в размере 25.000 руб.

 В результате отмены приказа от 31.01.2013 года НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН приказ от 29.01.2013 года № 13-П сохраняет своё действие в первоначальной редакции, устанавливая Хворосту Г.И. оклад по должности заместителя начальника таможенного поста в размере 22.500 руб.

 При таком положении оснований считать, что оспариваемый приказ противоречит закону и влечёт ухудшение материального положения истца, которое он имел до реформирования таможенных органов, у судебной коллегии не имеется.

 Учитывая изложенное, вывод суда о незаконности приказа по Таганрогской таможне от 23.05.2013 года НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН и связанный с этим вывод о необходимости взыскания удержанных с истца денежных средств в размере ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА., выплаченных ему в качестве денежного довольствия, судебная коллегия находит неправомерным, а обжалуемое решение – незаконным и необоснованным, в связи с чем подлежащим отмене.

 Реализуя предоставленное пунктом 2 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации полномочие, судебная коллегия, отменяя решение суда первой инстанции, полагает необходимым принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Хворосту Г.И. отказать.

 Руководствуясь статьёй 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 ОПРЕДЕЛИЛА:

 Решение Таганрогского городского суда Ростовской области от 6 ноября 2013 года отменить. Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении иска ФИО1 к Таганрогской таможне о признании незаконным приказа от 23.05.2013 года НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН и взыскании денежных средств в размере ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА отказать.

 Председательствующий

 Судьи