Судья Полиёва О.М. Дело № 33 – 1547/2014
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
6 февраля 2014 года Судебная коллегия по гражданским делам
Ростовского областного суда в составе
председательствующего судьи Порутчикова И.В.,
судей Чайка Е.А., Шикуля Е.В.,
при секретаре Магакьян Е.М.,
заслушав в судебном заседании по докладу судьи Чайка Е.А. дело по апелляционной жалобе Таганрогской таможни на решение Таганрогского городского суда Ростовской области от 6 ноября 2013 года,
УСТАНОВИЛА:
Хворост Г.И. обратился в суд с иском к Таганрогской таможне о признании приказа незаконным, взыскании денежных средств.
В обоснование своих требований истец указал, что в связи с ликвидацией таможенного поста Аэродром Таганрог Хворост Г.И. приказом ФТС России от 24.12.2008 года НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН был освобождён от занимаемой должности начальника таможенного поста Аэродром Таганрог Таганрогской таможни и с 15.01.2009 года назначен на должность заместителя начальника Таганрогского таможенного поста Таганрогской таможни.
15.01.2009 года начальником Таганрогской таможни с Хворостом Г.И. заключён контракт о службе в таможенных органах Российской Федерации НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН в должности заместителя начальника Таганрогского таможенного поста Таганрогской таможни сроком на три года с сохранением за ним, на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 10.10.2000 года № 759, должностного оклада начальника таможенного поста в размере ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА.
Приказами начальника Таганрогской таможни оклад заместителя начальника Таганрогского таможенного поста полковника таможенной службы Хвороста Г.И. устанавливался с 01.08.2009 года в размере ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА., с 01.04.2011 года – ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА.
15 января 2012 года, по истечению срока действия контракта от 15.01.2009 года, начальником Таганрогской таможни с Хворостом Г.И. был заключён новый контракт НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН о службе в таможенных органах Российской Федерации в должности заместителя начальника Таганрогского таможенного поста Таганрогской таможни сроком на три года, с сохранением за ним, на основании Постановления Правительства РФ от 10.10.2000 года № 759, должностного оклада начальника таможенного поста в размере ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА.
Впоследствии приказом начальника Таганрогской таможни оклад Хвороста Г.И. был установлен с 01.04.2012 года в размере ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА.
Приказом по Таганрогской таможне от 29.01.2013 года НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН истцу был установлен должностной оклад в размере 22.500 руб., впоследствии приказом от 31.01.2013 года НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН в этот приказ были внесены изменения, и Хворосту Г.И. оклад по штатной должности заместителя начальника Таганрогского таможенного поста с 01.01.2013 года был установлен в размере 25.000 руб., который соответствует размеру должностного оклада начальника таможенного поста (Приложение № 1 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 25.01.2013 года № 41).
23.05.2013 года приказом по Таганрогской таможне НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН приказ от 31.01.2013 года НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН был отменён, в связи с чем должностной оклад Хвороста Г.И. был уменьшен с 25.000 рублей (оклад начальника таможенного поста) до 22.500 рублей, то есть до размера должностного оклада заместителя начальника таможенного поста, установленного в Приложении № 3 к приказу ФТС России от 13.03.2013 года № 459.
В связи с уменьшением должностного оклада ответчиком был произведен перерасчёт его денежного содержания, в результате чего с него взысканы ранее выплаченные ему денежные средства.
Считая действия ответчика по снижению ему оклада неправомерными, истец, после неоднократного изменения своих требований, просил суд признать незаконным приказ по Таганрогской таможне от 23.05.2013 года НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, взыскать с Таганрогской таможни денежные средства в размере ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА.
Представитель ответчика исковые требования не признал.
Решением Таганрогского городского суда Ростовской области от 6 ноября 2013 года исковые требования удовлетворены. Суд признал незаконным приказ начальника Таганрогской таможни НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 23.05.2013 года и взыскал с Таганрогской таможни в пользу Хвороста Г.И. денежные средства в размере ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА.
Принимая решение, суд руководствовался положениями Федерального закона от 21.07.1997 г. № 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" и исходил из того, что служба в таможенных органах осуществляется на основании контракта, одним из существенных условий которого являются условия оплаты труда.
Поскольку ни законом № 114-ФЗ, ни Положением «О порядке заключения контракта о службе в таможенных органах Российской Федерации» не установлен порядок изменения условий контракта о службе в таможенных органах, то суд посчитал, что к спорным правоотношениям применяются нормы иных законодательных актов, регулирующих трудовые отношения: Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и Трудового кодекса Российской Федерации.
Ссылаясь на положения указанных нормативно-правовых актов, суд указал, что служебный контракт устанавливает права и обязанности сторон, и одним из его существенных условий являются условия оплаты труда. При этом условия служебного контракта могут быть изменены только по соглашению сторон и в письменной форме.
Однако начальник Таганрогской таможни, издав приказ от 23.05.2013 года НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, в одностороннем порядке, без согласия ФИО1, изменил условия контракта о службе в таможенных органах от 15.01.2012 года НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН.
Так, сохранённый за ФИО1 согласно приказу от 19.04.2012 года НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН и пункту 5 контракта от 15.01.2012 года НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН оклад по ранее занимаемой должности начальника таможенного поста был уменьшен с 25.000 рублей до должностного оклада заместителя начальника таможенного поста в размере 22.500 рублей.
Поскольку приказ от 23.05.2013 года № 109-П издан с нарушением п. 5 ст. 23 Закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и ст. 72 ТК Российской Федерации, то суд посчитал, что он является незаконным.
В силу того, что незаконный приказ не порождает правовых последствий в виде удержания ранее выплаченных денежных сумм, суд пришёл к выводу, что с ответчика в пользу истца подлежат взысканию удержанные денежные средства, ранее выплаченные Хворосту Г.И. в качестве денежного довольствия, в размере ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА.
В апелляционной жалобе Таганрогская таможня просит решение отменить и принять новое решение об отказе в иске, ссылаясь на то, что служба в таможенных органах, как особый вид государственной службы граждан Российской Федерации, регулируется Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации», и указание суда на то, что к сотрудникам таможенных органов должны применятся нормы Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», является неправомерным.
Положением о порядке заключения контракта о службе в таможенных органах Российской Федерации, утверждённым приказом ФТС России от 01.12.2008 г. № 1504, обязательным условием контракта признаются, в том числе, условия оплаты труда.
В целях обеспечения социальной защищённости сотрудников таможенных органов, назначенных с их согласия в связи с реформированием таможенных органов на должности с меньшими окладами, и недопущения случаев снижения размера получаемого ими денежного довольствия Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.10.2000 г. № 759 руководителю ФТС России предоставлено право сохранять за указанными сотрудниками таможенных органов оклады по ранее занимаемым должностям на время их службы в новой должности.
Поэтому при заключении с ФИО1 контрактов от 15.01.2009 года и от 13.01.2012 года о службе в таможенных органах РФ на должности заместителя начальника Таганрогского таможенного поста (сменного) ему сохранялся оклад начальника таможенного поста.
В связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2012 года № 60 с 1 января 2013 года утратило силу Постановление Правительства Российской Федерации от 04.07.2002 года № 487, на основании которого до 1 января 2013 года устанавливались должностные оклады сотрудникам таможенных органов, и которое сохраняло за сотрудниками, назначенными с их согласия в связи с реформированием федеральных органов исполнительной власти на должности с меньшими должностными окладами, оклады по ранее занимаемым должностям на время их службы в новой должности до возникновения права на получение должностных окладов большего размера.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.01.2013 года № 41 с 01.01.2013 года установлены новые размеры месячных окладов по типовым должностям и размеры месячных окладов в соответствии с присвоенным специальным званием сотрудников таможенных органов, которые по фактически замещаемым должностям сотрудников таможенных органов, переведенных на нижестоящие должности в связи с реформированием таможенных органов, значительно выше размеров должностных окладов, сохранённых за ними до 1 января 2013 года.
В связи с этим таможенный орган считает, что сотрудникам таможенных органов, должностные оклады которых были сохранены до 1 января 2013 года в связи с переводом на нижестоящие должности, с 1 января 2013 года следует выплачивать должностные оклады по фактически замещаемым должностям, и полагает, что приказ Таганрогской таможни от 23.05.2013 года НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН «Об отмене приказа Таганрогской таможни от 31.01.2013 г. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН» является законным и обоснованным.
На апелляционную жалобу ФИО1 поданы письменные возражения, которые приобщены к материалам дела.
По правилам статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно апелляционных жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, заслушав представителя ФИО1 ФИО2, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, предметом спора в данном случае является законность внесённых приказом по Таганрогской таможне от 23.05.2013 года НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН изменений в должностной оклад ФИО1 и взыскание незаконно удержанных сумм.
Разрешая спор, суд посчитал правомерным руководствоваться положениями Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и Трудового кодекса Российской Федерации.
Между тем такой вывод суда признать законным нельзя.
Служба в таможенных органах, как особый вид государственной службы, регулируется Федеральным законом "О службе в таможенных органах Российской Федерации", который определяет порядок прохождения службы в таможенных органах, регламентирует вопросы присвоения специальных званий, применения и наложения дисциплинарных взысканий, поступления на службу в таможенные органы, увольнения и восстановления сотрудников таможенных органов в должности и другие вопросы, связанные с прохождением службы в этих органах.
В статье 2 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" установлено, что правовую основу службы в таможенных органах составляют Конституция Российской Федерации, законодательство Российской Федерации о таможенном деле, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие порядок прохождения службы в таможенных органах.
Трудовой кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации" не названы среди нормативных правовых актов, регулирующих порядок прохождения службы в таможенных органах.
Поэтому при рассмотрении дел по искам сотрудников таможенных органов необходимо руководствоваться специальными нормами, регулирующими спорные правоотношения, а не нормами трудового законодательства. Последние могут быть применены при разрешении возникшего спора лишь при отсутствии специальных норм, регулирующих права и обязанности сторон, вытекающие из контракта, заключенного между гражданином и таможенным органом.
В данном случае такие специальные нормы имеются.
Так, в силу части 2 статьи 6, части 1 статьи 10 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" поступление на службу в таможенные органы граждан является добровольным и осуществляется на условиях контракта о службе в таможенных органах, который заключается в письменной форме между гражданином и соответствующим таможенным органом в лице его начальника на срок один год, три года, пять или десять лет, а также до достижения гражданином предельного возраста пребывания на службе в таможенных органах с соблюдением требований указанного Федерального закона.
В соответствии с пунктом 11 Положения о порядке заключения контракта о службе в таможенных органах Российской Федерации, утверждённого Приказом ФТС России от 01.12.2008 г. N 1504, к числу обязательных условий, по которым стороны должны достичь соглашения и зафиксировать их в контракте, относятся условия оплаты труда.
Денежное довольствие сотрудников таможенных органов Российской Федерации устанавливается в соответствии с Федеральным законом от 30.06.2002 г. N 78-ФЗ "О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)".
Согласно материалам дела, при заключении между начальником Таганрогской таможни и ФИО1 контракта о службе в таможенных органах Российской Федерации от 15 января 2009 года НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН в должности заместителя начальника Таганрогского таможенного поста Таганрогской таможни за ним сохранялся должностной оклад начальника таможенного поста в размере ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА.
Наличие в контракте такого условия было обусловлено тем, что Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.10.2000 г. N 759 председателю Государственного таможенного комитета Российской Федерации было разрешено сохранять за сотрудниками таможенных органов Российской Федерации, назначенными с их согласия в связи с реформированием таможенных органов Российской Федерации на должности с меньшими окладами, оклады по ранее занимаемым должностям на время их службы в новой должности.
Указанное положение сохранялось и при заключении с ФИО1 нового контракта от 15 января 2012 года НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН. При этом размер его должностного оклада составил ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА., а впоследствии был проиндексирован.
Пунктом 10 статьи 3 Федерального закона "О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)" предусмотрено, что в случае уменьшения ежемесячного денежного содержания (заработной платы) лиц, назначенных на государственные должности федеральной государственной службы и должности работников организаций бюджетной сферы в соответствии с пунктами 7 - 9 данной статьи, с учетом иных выплат по сравнению с ранее получаемым этими лицами месячным денежным довольствием, им выплачивается ежемесячная денежная компенсация в размере, соответствующем уровню снижения дохода, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Изданным во исполнение указанного Федерального закона Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2002 г. N 487 в редакции от 26.01.2005 года "Об установлении окладов денежного содержания сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации" предусматривалось сохранить за сотрудниками, назначенными с их согласия в связи с реформированием федеральных органов исполнительной власти на должности с меньшими должностными окладами, оклады по ранее занимаемым должностям на время их службы в новой должности до возникновения права на получение должностных окладов большего размера (пункт 2).
Таким образом, сохранение за указанными сотрудниками таможенных органов окладов по ранее занимаемым ими должностям производилось в целях обеспечения социальной защищённости сотрудников таможенных органов и имело целью недопущение ухудшения их материального положения, связанного с реформированием таможенных органов Российской Федерации, до возникновения у них права на получение должностных окладов большего размера.
С 1 января 2013 года вступил в силу Федеральный закон от 30.12.2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", который регулирует, в том числе, отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, проходящих службу в таможенных органах Российской Федерации.
Согласно пункту 4 статьи 2 указанного закона размеры окладов по типовым должностям сотрудников и окладов по специальным званиям устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники. Размеры окладов по другим (нетиповым) должностям сотрудников устанавливаются руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, применительно к размерам окладов по типовым должностям.
В связи с принятием этого и других федеральных законов Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.01.2012 г. N 60 в редакции от 16.02.2013. г. с 1 января 2013 года признано утратившим силу Постановление Правительства Российской Федерации от 4 июля 2002 г. N 487 "Об установлении окладов денежного содержания сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации".
С 1 января 2013 года размеры месячных окладов в соответствии с замещаемой должностью по типовым должностям сотрудников таможенных органов Российской Федерации установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.01.2013 г. N 41 "Об установлении окладов месячного денежного содержания сотрудникам таможенных органов Российской Федерации".
В соответствии с этим постановлением начальнику таможенного поста установлен должностной оклад в размере 25.000 рублей.
Размеры месячных окладов по нетиповым должностям сотрудников старшего и среднего начальствующего состава таможен и таможенных постов установлены Приказом ФТС России от 13.03.2013 г. N 459, из которого следует, что размер оклада заместителя начальника таможенного поста составляет 22.500 рублей.
Таким образом, размер оклада сотрудника таможенного органа, занимающего должность заместителя начальника таможенного поста, с принятием указанных нормативных актов значительно увеличился, в связи с чем необходимость в сохранении за сотрудниками, назначенными с их согласия в связи с реформированием таможенных органов Российской Федерации на должности с меньшими окладами, окладов по ранее занимаемым ими должностям, отпала.
С 1 января 2013 года у ФИО1 возникло право на получение по фактически занимаемой им должности заместителя начальника таможенного поста должностного оклада в размере 22.500 руб., который значительно превышает сохранённый ему до 1 января 2013 года оклад по должности начальника таможенного поста, которую он занимал до реформирования таможенных органов (ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА.).
Установленный же с 1 января 2013 года начальнику таможенного поста должностной оклад в размере 25.000 рублей Хворост Г.И. никогда не получал, поэтому и правовые основания для сохранения за ним такого оклада, а, тем более, для установления ему нового оклада в размере, не соответствующем окладу по занимаемой им должности, отсутствуют.
Оспариваемый истцом приказ от 23.05.2013 года НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН признаёт утратившим силу приказ Таганрогской таможни от 31.01.2013 года НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, которым внесено изменение в приложение к приказу от 28.01.2013 года НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН «Об установлении сотрудникам таможни окладов по штатным должностям и окладов по специальным званиям», а заместителю начальника Таганрогского таможенного поста Хворосту Г.И. установлен оклад по штатной должности с 1 января 2013 года в размере 25.000 руб.
В результате отмены приказа от 31.01.2013 года НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН приказ от 29.01.2013 года № 13-П сохраняет своё действие в первоначальной редакции, устанавливая Хворосту Г.И. оклад по должности заместителя начальника таможенного поста в размере 22.500 руб.
При таком положении оснований считать, что оспариваемый приказ противоречит закону и влечёт ухудшение материального положения истца, которое он имел до реформирования таможенных органов, у судебной коллегии не имеется.
Учитывая изложенное, вывод суда о незаконности приказа по Таганрогской таможне от 23.05.2013 года НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН и связанный с этим вывод о необходимости взыскания удержанных с истца денежных средств в размере ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА., выплаченных ему в качестве денежного довольствия, судебная коллегия находит неправомерным, а обжалуемое решение – незаконным и необоснованным, в связи с чем подлежащим отмене.
Реализуя предоставленное пунктом 2 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации полномочие, судебная коллегия, отменяя решение суда первой инстанции, полагает необходимым принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Хворосту Г.И. отказать.
Руководствуясь статьёй 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Таганрогского городского суда Ростовской области от 6 ноября 2013 года отменить. Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении иска ФИО1 к Таганрогской таможне о признании незаконным приказа от 23.05.2013 года НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН и взыскании денежных средств в размере ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА отказать.
Председательствующий
Судьи