НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Ростовского областного суда (Ростовская область) от 05.02.2020 № 33А-1664/20

Судья: Шкуратов Д.С. Дело № 33а-1664/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

«05» февраля 2020 года г. Ростов-на-Дону

Судебная коллегия по административным делам Ростовского областного суда в составе: председательствующего Ушникова М.П.

Судей: Нестеровой Е.А., Сачкова А.Н.,

при секретаре Тхаговой И.М.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Понамаренко Е.С. к Администрации Багаевского района Ростовской области об оспаривании бездействия в предоставлении муниципальной услуги, по апелляционной жалобе Департамента лесного хозяйства по ЮФО на решение Багаевского районного суда Ростовской области от 26 июня 2018 года.

Заслушав доклад судьи Нестеровой Е.А., судебная коллегия по административным делам

установила:

Понамаренко Е.С. обратился в суд с административным иском к Администрации Багаевского района Ростовской области, в котором с учетом уточнений просил о признании незаконным бездействия в предоставлении муниципальной услуги, обязании осуществить подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка.

В обоснование своих требований Понамаренко Е.С. указал, что являясь собственником двух жилых домов, расположенных на земельном участке площадью 6835+/-723 кв.м, категория земель: земли особо охраняемых территорий и объектов, вид разрешенного использования: для размещения домов отдыха, пансионатов, кемпингов, по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН кадастровый (или условный) номер: НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, обратился в Администрацию Багаевского района Ростовской области с заявлением о предоставлении ему в собственность за плату без проведения торгов земельного участка (к.н. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН) под этими объектами недвижимости.

Поскольку ответ на указанное заявление не поступил, Понамаренко Е.С. считает бездействие Администрации Багаевского района Ростовской области незаконным, нарушающим его права и законные интересы.

Учитывая изложенное, административный истец с учетом уточнений в порядке ст. 46 КАС Российской Федерации просил суд признать незаконным бездействие Администрации Багаевского района Ростовской области в предоставлении муниципальной услуги «предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности без проведения торгов», обязать Администрацию Багаевского района Ростовской области осуществить подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка, кадастровый (или условный) номер: НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, расположенного по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН в трех экземплярах и их подписание, а также направить проект указанного договора для подписания Пономаренко Е.С.

Решением Багаевского районного суда Ростовской области от 26 июня 2018 года заявленные Понамаренко Е.С. требования удовлетворены.

Суд признал бездействие Администрации Багаевского района Ростовской области в предоставлении муниципальной услуги «предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности без проведения торгов» незаконным, обязал Администрацию Багаевского района Ростовской области осуществить подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка, кадастровый (или условный) номер: НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, расположенного по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН в трех экземплярах и их подписание, а также направить проект указанного договора для подписания Понамаренко Е.С.

В апелляционной жалобе представитель Департамента лесного хозяйства по ЮФО просит отменить решение суда, как вынесенное при неправильном применении норм материального и процессуального права.

Заявитель жалобы указывает, что земельный участок, о предоставлении которого заявлено Понамаренко Е.С., расположен на территории земель лесного фонда. Нахождение на спорном лесном участке объектов недвижимости, принадлежащих истцу, не влечет возникновение права собственности на спорную часть лесного участка, находящегося в федеральной собственности. Частью 2 ст. 71 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование, гражданам - в аренду, безвозмездное пользование. Федеральным законодательством не предусмотрена возможность нахождения в собственности юридических лиц, граждан земельных участков из состава земель лесного фонда.

Заявитель жалобы отмечает, что образование земельного участка с категорией «земли особо охраняемых природных территорий» из состава земель лесного фонда выполнено без согласования с Рослесхозом, в установленном законом порядке перевод земель лесного фонда в земли особо охраняемых природных территорий не осуществлялся. Данные обстоятельства свидетельствуют о незаконном переводе земель лесного фонда, нарушении Земельного кодекса Российской Федерации, Лесного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 21 декабря 2004 г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», а также законных прав и имущественных интересов Российской Федерации.

Заявитель жалобы обращает внимание на то, что распоряжение землями лесного фонда может осуществляться только собственником - Российской Федерации в лице соответствующих уполномоченных органов. Действующее законодательство не предоставляет органам местного самоуправления полномочий по распоряжению участками лесного фонда, расположенных в пределах соответствующих муниципальных образованиях.

В судебное заседание апелляционной инстанции явился представитель Департамента лесного хозяйства по ЮФО Цой Л.А. доводы апелляционной жалобы поддержал, просил удовлетворить.

В судебное заседание апелляционной инстанции явился представитель административного истца Пономаренко Е.С. – Галкина Ю.С. просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения явившихся в судебное заседание лиц, судебная коллегия по результатам рассмотрения административного дела в порядке, предусмотренном главой 34 КАС Российской Федерации, приходит к выводу об отмене решения суда и направлении дела на новое рассмотрение по следующим основаниям.

В соответствии с частью 5 статьи 41 КАС Российской Федерации в случае, если обязательное участие в административном деле другого лица в качестве административного ответчика предусмотрено настоящим Кодексом или если невозможно рассмотреть административное дело без участия такого лица, суд первой инстанции привлекает его к участию в деле в качестве административного соответчика.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 310 КАС Российской Федерации, основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является принятие судом решения о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.

Из административного искового заявления усматривается, что предметом административного иска является бездействие Администрации Багаевского района Ростовской области, выразившееся в непредоставлении муниципальной услуги «Предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности без проведения торгов».

При этом судебной коллегией установлено, что земельный участок с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН в своих границах полностью накладывается на границы лесного участка, который в соответствии со статьей 8 Лесного кодекса РФ относится к федеральной собственности и отчуждение данного участка было произведено органом местного самоуправления с превышением своих полномочий, без согласия собственника земельного участка лесного фонда (РФ), а собственник согласия на постановку на государственный кадастровый учет не давал, сведения об участке внесены в ГКН без учета мнения РФ.

В 2018 году по результатам работы филиала ФГБУ «Рослесинфорг» «Воронежлеспроект» в рамках Государственного задания от 28.12.2017 № 053-00001-18-00, по установлению границ Семикаракорского лесничества, сформирован реестр пересечений земельных участков лесного фонда с земельными участками иных категорий. Согласно указанному перечню земельный участок с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН пересекает земли лесного фонда Багаевского участкового лесничества границ Семикаракорского лесничества.

В соответствии с ч. 1 ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

В соответствии с ч. 4 ст. 10 Федерального закона от 29 июля 2017 года N 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель», защиту, в том числе в судебном порядке, имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в области лесных отношений от имени Российской Федерации осуществляет уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.

Согласно п. 5.20 (3) Положения «О Федеральном агентстве лесного хозяйства», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации N 736 от 23 сентября 2010 года, таким органом является Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз).

Таким образом, исходя из предмета заявленных требований, суду первой инстанции следовало рассмотреть вопрос о привлечении к участию в деле в качестве соответчиков: территориальный орган Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоз) - Департамент лесного хозяйства по ЮФО и Министерство природы Ростовской области, однако суд этого не сделал.

Пунктом 3 ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции отменяет решение суда и направляет дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции в случае, если судом был разрешен вопрос о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.

Учитывая изложенное, судебная коллегия считает, что имеются безусловные основания для отмены обжалуемого решения суда и направления административного дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции в связи с непривлечением к участию в деле Департамента лесного хозяйства по ЮФО, Министерство природы Ростовской области.

При новом рассмотрении дела суду первой инстанции следует дать надлежащую оценку имеющимся в деле доказательствам, привлечь к участию в деле Департамент лесного хозяйства по ЮФО, Министерство природы Ростовской области и принять законное и обоснованное решение, руководствуясь нормами материального права, регулирующими возникшие по данному делу отношения.

Руководствуясь ст.ст.309-311 КАС Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам

определила:

решение Багаевского районного суда Ростовской области от 26 июня 2018 года отменить. Дело возвратить в Багаевский районный суд Ростовской области на новое рассмотрение.

Председательствующий:

Судьи: