Судья: Мищенко Е.В. Дело №33-11735/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
04 июля 2019 года г.Ростов-на-Дону
Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда
в составе председательствующего Татуриной С.В.,
судей: Камышовой Т.В., Маримова В.П.,
при секретаре Гречко А.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску УСЗН Красносулинского района Ростовской области к ФИО1 о взыскании денежных средств по апелляционной жалобе УСЗН Красносулинского района Ростовской области на решение Красносулинского районного суда Ростовской области от 11 апреля 2019 года.
Заслушав доклад судьи Маримова В.П., судебная коллегия
установила:
УСЗН Красносулинского района Ростовской области обратилось в суд с иском к ФИО1 о взыскании денежных средств, указав в обоснование требований, что ФИО1 поставлена на учет в УСЗН Красносулинского района Ростовской области как одиноко проживающий инвалид ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА группы и «Ветеран труда Ростовской области», в связи с чем, является получателем компенсационных выплат.
Согласно заявлению ФИО1 от 19.03.2007г. на предоставление государственной услуги, выплата компенсаций органом социальной защиты производилась ей на расчетный счет, открытый в ПАО «Сбербанк России».
Согласно Положению, утвержденному постановлением Правительства Ростовской области от 09.12.2011 №212 и Положению, утвержденному постановлением Правительства Ростовской области от 15.12.2011 №232, граждане, получающие компенсацию на жилищно-коммунальные услуги, обязаны извещать орган социальной защиты населения муниципального образования Ростовской области о наступлении обстоятельств (таких как: о перемене места жительства, изменении состава семьи, утратой права на получение компенсации на ЖКУ и в других случаях), влекущих изменение размеров или прекращение выплаты компенсации на жилищно-коммунальные услуги, не позднее чем в течение 10 дней с момента наступления указанных обстоятельств.
По состоянию на 31.12.2018г. органом социальной защиты выявлена сумма излишне выплаченной ответчику компенсации в размере 105 448,49 руб., по причине не сообщения ФИО1 информации о том, что с 01.04.2000г. по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН - зарегистрирован гражданин ФИО10
Суммы компенсации на ЖКУ, излишне выплаченные гражданам (в связи с несвоевременным информированием о перемене места жительства, изменении состава семьи, утратой права на получение компенсации на ЖКУ и в других случаях), подлежат удержанию из назначенной компенсации на ЖКУ.
Ответчик была приглашена органом социальной защиты 29 января 2019 года в УСЗН, с целью письменного сообщения причин не информирования Управления об изменении состава семьи, а также выразить согласие (либо не согласие) на удержание из назначенной компенсации по оплате жилищных и коммунальных услуг излишне полученных сумм. Затем ей было предложено уплатить в добровольном порядке в срок до 01 марта 2019 года сумму долга в размере 105 448,49 руб., однако данные предложения ответчиком проигнорированы.
На основании изложенного, истец просил суд взыскать с ФИО1 в пользу УСЗН Красносулинского района Ростовской области выплаченные суммы компенсаций в размере 105 448,49 руб.
Решением Красносулинского районного суда Ростовской области от 11 апреля 2019г. в удовлетворении исковых требований УСЗН Красносулинского района Ростовской области к ФИО1 о взыскании денежных средств отказано.
В апелляционной жалобе УСЗН Красносулинского района Ростовской области ставится вопрос об отмене решения суда по мотиву его незаконности и необоснованности. Апеллянт полагает, что в результате предоставления ответчиком в орган социальной защиты начиная с марта 2007 года недостоверных сведений о составе семьи она получила неосновательное обогащение, в связи с чем имелись основания для удовлетворения иска.
ФИО1 в материалы дела поданы возражения, в которых она просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу УСЗН Красносулинского района – без удовлетворения.
В заседание суда апелляционной инстанции ответчик ФИО1 и представитель истца, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, не явились.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц с учетом положений ст.ст.167, 327 ГПК РФ.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя ФИО1 - ФИО2, судебная коллегия приходит к следующему.
Постановляя решение об отказе в удовлетворении заявленных требований УСЗН Красносулинского района, суд первой инстанции исходил из того, что совместно с ФИО1 по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН зарегистрирован ее сын ФИО10., однако фактически с 2000 года по настоящее время по месту регистрации он не проживал.
Из справки ФКУ ИК-1 ГУФСИН России по Ростовской области от 20.03.2019г. следует, что в период с 2000г. по 2014г. ФИО10. работал в указанном учреждении, с 2000г. по 2007г. проживал с семьей по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН. С августа 2007г. переехал с семьей и проживает по настоящее время по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН.
Согласно Акта о проживании от 27.03.2019г., выданного ООО «УК Энергодон» и утвержденного директором управляющей компании, ФИО10. действительно фактически проживает по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН с 2007 года по настоящее время совместно с семьей (женой и 2 детьми).
Согласно справкам ООО «Жилкоммунсервис» от 21 марта 2019г. и от 22 марта 2019г. ФИО1 с 1994 года проживает одна по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, состав семьи 1 человек.
Из представленных ФИО1 квитанций на оплату коммунальных платежей и за жилое помещение, следует, что она производит соответствующие платежи исходя из количества проживающих – 1 человек, при этом размер потребляемых ею коммунальных услуг значительно ниже нормативов потребления коммунальных услуг, установленных региональной службой по тарифам Ростовской области.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к выводу, что сама по себе регистрация члена семьи ответчика по месту ее жительства, при его фактическом не проживании, не является основанием для лишения ФИО1, как инвалида и как ветерана труда, мер социальной поддержки, предусмотренных нормами действующего законодательства исходя из фактического проживания составом семьи 1 человек.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, а доводы апелляционной жалобы находит не заслуживающими внимания.
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе устанавливает Федеральный закон от 12 января 1995г. N 5-ФЗ «О ветеранах». Ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение «Ветеран труда» (п.1 ст.7 Федерального закона «О ветеранах»).
Государственная политика в отношении ветеранов предусматривает, в частности, создание соответствующих структур по делам ветеранов в органах государственной власти; реализацию мер социальной поддержки, установленных этим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами для ветеранов и членов их семей; выделение из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации средств, необходимых для реализации мер социальной поддержки, указанных в данном Федеральном законе (ст.8 Федерального закона «О ветеранах»).
Реализация государственной политики в отношении ветеранов осуществляется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (ст.9 Федерального закона «О ветеранах»).
Социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей, в том числе компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг (п.п.4 п.1 ст.13 Федерального закона «О ветеранах»).
Меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004г., определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (ст.22 Федерального закона «О ветеранах»).
Частью 1 ст.28.2 Федерального закона от 24 ноября 1995г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации») установлено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года.
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций (ч.2 ст.28.2 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).
Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации (ч.6 ст.28.2 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).
Согласно ст.160 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
В Ростовской области отношения по предоставлению мер социальной поддержки ветеранам и инвалидам по оплате жилого помещения и коммунальных услуг регулируются: Законом Ростовской области от 22 октября 2004г. N175-ЗС «О социальной поддержке ветеранов труда» (далее Закон Ростовской области от 22 октября 2004г. N175-ЗС); постановлением Правительства Ростовской области от 9 декабря 2011г. N212, которым утверждено Положение «О порядке расходования субвенций, поступающих в областной бюджет из федерального бюджета на финансовое обеспечение расходов по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, оказываемых отдельным категориям граждан, а также предоставления им мер социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг» (далее - Положение N 212); постановлением Правительства Ростовской области от 15 декабря 2011г. N 232 «О расходовании средств областного бюджета на предоставление гражданам в целях оказания социальной поддержки субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, материальной и иной помощи для погребения, мер социальной поддержки в соответствии с отдельными нормативными правовыми актами социальной направленности, а также об условиях и порядке их предоставления».
В соответствии с п.5 ч.2 ст.1 Закона Ростовской области от 22 октября 2004г. N175-ЗС ветеранам труда после установления (назначения) им пенсии в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» предоставляются меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, предоставляемой ветеранам труда, проживающим в жилых помещениях, независимо от вида жилищного фонда, в размере 50 процентов платы за наем и (или) платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
Постановлением Правительства Ростовской области от 15 декабря 2011г. N232 утверждено Положение «О расходовании средств областного бюджета на предоставление гражданам в целях оказания социальной поддержки субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, материальной и иной помощи для погребения, мер социальной поддержки в соответствии с отдельными нормативными правовыми актами социальной направленности, а также об условиях и порядке их предоставления», устанавливающее порядок расходования субвенций, предоставляемых из областного бюджета бюджетам муниципальных районов и городских округов Ростовской области, на осуществление полномочий в части предоставления мер социальной поддержки в денежном и (или) натуральном выражении ряду категорий граждан, проживающих на территории Ростовской области, в том числе ветеранам труда, ветеранам труда Ростовской области (далее - Положение N 232).
Согласно подпункту 6.1.2 Положения с письменным заявлением и документами гражданин, претендующий на предоставление мер социальной поддержки, может обратиться в орган социальной защиты населения муниципального образования Ростовской области; в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, у которого имеется соглашение о взаимодействии с органом социальной защиты населения муниципального образования Ростовской области по передаче ему принятых от граждан заявлений и документов для предоставления мер социальной поддержки (абзацы 2 - 4 названного подпункта).
Из абзаца 53 данного подпункта 6.1.2 Положения N 232 следует, что при изменении состава семьи меры социальной поддержки назначаются с 1 числа месяца, следующего за месяцем обращения гражданина, на срок действия документа, подтверждающего право на их получение.
Граждане, которым предоставляется компенсация расходов по оплате жилого помещения, в том числе взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, и коммунальных услуг, обязаны извещать орган социальной защиты населения муниципального образования Ростовской области о наступлении обстоятельств, указанных в абзаце 53 настоящего подпункта и влекущих изменение размеров выплаты компенсации, не позднее чем в десятидневный срок со дня наступления указанных обстоятельств (абз. 55 п.п. 6.1.2 Положения N 232).
В соответствии с абзацем 19 подпункта 6.7 Положения N 232 суммы компенсации на жилищно-коммунальные услуги, излишне выплаченные гражданам (в связи с несвоевременным информированием об изменении состава семьи), подлежат удержанию из назначенной компенсации на жилищно-коммунальные услуги. В случае отказа гражданина от добровольного возврата излишне полученных средств они могут быть взысканы органами социальной защиты населения муниципальных образований в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Граждане, получающие компенсацию на жилищно-коммунальные услуги, обязаны извещать орган социальной защиты населения муниципального образования Ростовской области о наступлении обстоятельств, указанных в абзаце 19 настоящего подпункта и влекущих изменение размеров или прекращение выплаты компенсации на жилищно-коммунальные услуги, не позднее чем в десятидневный срок с момента наступления указанных обстоятельств (абз. 20 п.п. 6.7 Положения N 232).
Аналогичные Положению N 232 нормы содержатся в Положении N212.
Согласно приведенным нормативным положениям право инвалидов и ветеранов труда на получение мер социальной поддержки в форме компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предусмотрено федеральными законами. Порядок и условия компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг указанной категории граждан (то есть возмещение произведенных ими расходов, связанных с оплатой жилого помещения и коммунальных услуг, за счет средств соответствующих бюджетов), источники финансирования этой меры социальной поддержки установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам уполномоченным органом на основании заявления и документов, подтверждающих их право на получение этих мер.
Для граждан Российской Федерации, проживающих на территории Ростовской области, имеющих, в частности, статус ветерана труда, инвалида, порядок и условия компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг определены указанными выше нормативными правовыми актами Ростовской области (Закон Ростовской области от 22 октября 2004г. N 175-ЗС, Положение N 232, Положение N 212).
Таким образом, в случае несвоевременного информирования гражданином органа социальной защиты населения об изменении состава семьи и образования по этой причине переплаты ежемесячной денежной выплаты речь может идти о взыскании излишне выплаченных гражданину сумм компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
Если гражданин отказывается добровольно возвратить излишне полученные средства, то вопрос о возможности взыскания органами социальной защиты населения с гражданина излишне полученных средств подлежит разрешению в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе с обязательным выяснением причин несвоевременного информирования гражданином органа социальной защиты населения об изменении состава семьи.
Как верно установлено судом первой инстанции, ФИО1 является ветераном труда, инвалидом ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА группы, в связи с чем вправе претендовать на предоставление мер социальной поддержки в соответствии с Областным законом Ростовской области от 22 октября 2004г. №175-ЗС «О социальной поддержке ветеранов труда» и Федеральным законом от 24 ноября 1995г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
19 марта 2007г. ФИО1 обратилась с заявлением в УСЗН Красносулинского района Ростовской области о предоставлении ей адресной социальной помощи в виде социальных льгот как ветерану труда и инвалиду по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН При этом в заявлении она указала, что ее семья состоит из одного человека - самой ответчицы, она же является ответственный квартиросъемщик.
Как следует из заявления о предоставлении адресной социальной помощи, ФИО1 была уведомлена о необходимости в течение 10 дней известить орган социальной защиты населения о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размера или прекращение выплаты, о чем имеется подпись истца в заявлении.
Вместе с тем, поскольку в ходе судебного разбирательства достоверно установлено и не оспаривается истцовой стороной, что сын ответчика ФИО10. с 2000 года по настоящее время по месту регистрации не проживал, общее хозяйство с ней не вел, выводы суда об отсутствии в действиях ответчика признаков злоупотребления правом являются законными и обоснованными.
Доводы апелляционной жалобы фактически повторяют правовую позицию истца, изложенную при рассмотрении дела в суде первой инстанции, по существу сводятся к несогласию с решением суда, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального и процессуального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда соответствуют установленным судом обстоятельствам, материалам дела и требованиям закона, и оснований для признания их неправильными, о чем ставится вопрос в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, в том числе и тех, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе, судом не допущено.
Руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,
определила:
решение Красносулинского районного суда Ростовской области от 11 апреля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу УСЗН Красносулинского района Ростовской области – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 12.07.2019г.