НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 04.08.2022 № 25О0000-01-2020-000236-19

УИД № 25OS0000-01-2020-000236-19

Дело № 66а-1192/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Новосибирск 4 августа 2022 года

Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Знаменщикова Р.В.,

судей Никитиной Г.Н., Роженцевой Ю.В.

при секретаре Кадочниковой А.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием средств видео-конференц-связи административное дело № 3а-12/2022 по административному исковому заявлению Ивановой Т.И., Заболотской И.Н., Перовой Н.А., Разваляевой Л.А., общества с ограниченной ответственностью «УК «Жилкомхоз» о признании не действующим нормативного правового акта

с апелляционной жалобой административных истцов, апелляционным представлением участвовавшего в деле прокурора на решение Приморского краевого суда от 9 февраля 2022 года, которым в удовлетворении административных исковых требований отказано.

Заслушав доклад судьи Никитиной Г.Н., объяснения Перовой Н.А., представителя ООО «УК «Жилкомхоз» Перовой Н.А., представителя административных истцов Ефимова Д.А., поддержавших доводы апелляционной жалобы, объяснение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гурлевой О.В., поддержавшей доводы апелляционного представления, возражения представителей агентства по тарифам Приморского края Смуровой Е.А., КГУП «Примтеплоэнерго» Ивановой Ю.Б., судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции

УСТАНОВИЛА:

постановлением Департамента по тарифам Приморского края от 7 октября 2015 года № 41/3 утверждены нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях на территории Ярославского городского поселения Хорольского муниципального района Приморского края (далее также – Постановление № 41/3).

Постановление официально опубликовано в издании «Приморская газета» от 13 октября 2015 года № 117 (1135).

Решением Приморского краевого суда от 12 июля 2017 года Постановление № 41/3 признано не действующим со дня вступления решения суда в законную силу в части установления нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях для многоквартирных жилых двух-, трёх- и пятиэтажных домов до 1999 года постройки (пункты 1.2, 1.3 и 1.4 таблицы приложения). В остальной части в удовлетворении административного иска отказано.

Апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 13 декабря 2017 года № 56-АПГ17-19 решение Приморского краевого суда от 12 июля 2017 года оставлено без изменения.

28 марта 2018 года департаментом по тарифам Приморского края принято постановление № 14/4 «О внесении изменений в постановление департамента по тарифам Приморского края от 7 октября 2015 года № 41/3 «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях на территории Ярославского городского поселения Хорольского муниципального района Приморского края» (далее также - Постановление № 14/4), которое официально опубликовано в изданиях официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru 4 апреля 2018 года, «Приморская газета» спецвыпуск от 4 апреля 2018 года № 40 (1534).

Решением Приморского краевого суда от 28 ноября 2018 года Постановление № 14/4 признано не действующим со дня вступления решения суда в законную силу в части установления нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях двух-, трёх- и пятиэтажных многоквартирных (жилых) домов на территории Ярославского городского поселения Хорольского муниципального района Приморского края (пункты 1.2, 1.3, 1.4 таблицы приложения).

Апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 3 апреля 2019 года № 56-АПА19-4 решение Приморского краевого суда от 28 ноября 2018 года оставлено без изменения.

Постановлением департамента по тарифам Приморского края от 27 декабря 2018 года № 73/1 «О внесении изменений в постановление департамента по тарифам Приморского края от 28 марта 2018 года № 14/4 «О внесении изменений в постановление департамента по тарифам Приморского края от 7 октября 2015 года № 41/3 «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях на территории Ярославского городского поселения Хорольского муниципального района Приморского края» (далее также - постановление № 73/1), которое официально опубликовано в изданиях официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru 27 декабря 2018 года и «Приморская газета» спецвыпуск от 1 января 2019 года № 1 (1631), внесены изменения в приложение «Нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях на территории Ярославского городского поселения Хорольского муниципального района Приморского края» к постановлению департамента по тарифам Приморского края от 28 марта 2018 года № 14/4, слова «0,038550» заменены словами «0,038750», слова «0,030289» словами «0,031050» и слова «0,025654» словами «0,026298».

Решением Приморского краевого суда от 11 сентября 2019 года (дело № 3а-72/2019), оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 24 декабря 2019 года, Постановление № 73/1 признано не действующим со дня вступления решения суда в законную силу.

После состоявшегося решения Приморского краевого суда от 11 сентября 2019 года по делу № 3а-72/2019, с учетом обстоятельств, установленных данным решением суда, в качестве заменяющего акта агентством по тарифам Приморского края принято постановление от 29 апреля 2020 года № 18/1 «О внесении изменений в постановление департамента по тарифам Приморского края от 7 октября 2015 года № 41/3 «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях на территории Ярославского городского поселения Хорольского муниципального района Приморского края» (далее также - Постановление № 18/1), которое опубликовано на официальном интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 30 апреля 2020 года, в издании «Приморская газета», № 34 (1768), 7 мая 2020 года.

Административные истцы обратились в Приморский краевой суд с административным исковым заявлением о признании не действующим со дня принятия Постановления № 18/1, как не соответствующего статье 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 306 (далее – Правила № 306). В обоснование требований указали на необоснованный отказ от применения Агентством метода аналогов и на использование недостоверных и некорректных данных при применении расчетного метода.

Решением Приморского краевого суда от 27 апреля 2021 года в удовлетворении заявленных административных требований отказано.

Не согласившись с решением суда, общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Жилкомхоз», Иванова Т.И., Заболотская И.Н., Перова Н.А., Разваляева Л.А. обратились в судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции с апелляционной жалобой, в которой просят отменить решение суда и принять по делу новое решение, удовлетворив административное исковое заявление в полном объеме. Не соглашаются с выводами суда о неверном определении объема выборки и необоснованном отказе от метода аналогов при определении нормативов по отоплению, поскольку у тарифного органа отсутствовали достаточные данные приборного учета. По мнению административных истцов, Агентством неверно определена часовая тепловая нагрузка на отопление многоквартирных домов или жилых домов, не оборудованных приборами учета тепловой энергии; продолжительность отопительного периода; общая площадь жилых и нежилых помещений многоквартирных домов, а также помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, или площади жилого дома, сведений по материалам стен домов. Признание законными действий административного ответчика по настоящему делу будет означать, что тем самым он фактически преодолел законную силу двух вступивших в законную силу решений Приморского краевого суда. По заказу административного ответчика ЗАО «Научно-исследовательский центр муниципальной экономики» осуществил расчет нормативов с применением расчетного метода, однако утвержденные величины нормативов были использованы ответчиком не из данного расчета, а из признанного не действующим решением суда постановления № 73/1. В настоящем деле отсутствуют расчеты, которые показывали бы, что совокупный платеж граждан за все коммунальные услуги превысил бы предельный индекс, если бы нормативы на отопление в настоящем деле были бы рассчитаны в соответствии с правилами. Суд не учел правовые позиции Верховного Суда Российской Федерации в целях обеспечения единства судебной практики.

Также в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции с апелляционным представлением обратился участвовавший в деле прокурор, в котором просит решение суда первой инстанции отменить, как постановленное с существенным нарушением норм материального права. Считает ошибочным вывод суда о законности применения расчетного метода и уменьшении тарифа в последующем, на основании статьи 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации. При рассмотрении дела установлено, что агентством по тарифам Приморского края, несмотря на то, что соблюден порядок сбора информации, предусмотренной Правилами № 306, расчет норматива потребления произведен иным путем. Кроме того, судом не дана надлежащая оценка расчетам, представленным стороной административного ответчика, не проверено обоснование применения такой формы расчета.

Относительно изложенных в апелляционной жалобе, апелляционном представлении доводов КГУП «Примтеплоэнерго», агентством по тарифам Приморского края представлены отзывы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, апелляционного представления, отзывов на них, заслушав лиц, участвующих в деле, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции приходит к следующему.

Государственное регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закона о водоснабжении), Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Основы ценообразования) и Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Правила № 306), которые утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года № 406.

Установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункт 1 части 1 статьи 5 Закона о водоснабжении).

Как правильно установлено судом и усматривается из материалов дела, оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в установленной форме, официально опубликован для всеобщего сведения и по этим основаниям не оспаривается.

В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно частям 3 и 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.

Нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства, а также расположенных в аналогичных климатических условиях. При различиях в конструктивных и технических параметрах, степени благоустройства, а также климатических условиях, в которых расположены многоквартирные дома или жилые дома, указанные нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются в соответствии с категориями многоквартирных домов и жилых домов, предусмотренными приложением № 2 к Правилам № 306.

Согласно пунктам 13, 19 Правил № 306 нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды устанавливаются с применением метода аналогов или расчетного метода с использованием формул приложения № 1 к Правилам № 306. Приведенная методика не содержит каких-либо примечаний и оговорок, позволяющих увеличить или уменьшить полученный результат при наличии тех или иных оснований.

Федерального закона или иного нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, закрепляющего иные методы определения нормативов потребления коммунальных услуг, не имеется.

Как следует из материалов административного дела, органом регулирования утвержден норматив на услугу по отоплению с учетом предельного индекса изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Приморского края, утвержденного постановлением Губернатора Приморского края от 5 декабря 2019 года № 105-пг, а именно, нормативы на первое полугодие 2020 года были определены на уровне нормативов 2 полугодия 2019 года, поскольку предельный индекс составлял 0,0%, а на 2 полугодие 2020 года был определен, исходя из норматива за 1 полугодие 2020 года, с учетом предельного индекса 4,5%. При этом норматив был определен путем деления размера оплаты за отопление на 1 кв.м. на установленный размер тарифа.

Из объяснений представителя административного ответчика, изложенных в дополнениях к возражениям от 24 января 2022 года, и в судебном заседании от 11 января 2022 года (л.д. 35-45, 154 т.6) следует, что расчет указанного норматива осуществлялся не по формулам, изложенным в приложении № 1 к Правилам № 306, а на основании Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354.

Предмет правового регулирования указанных Правил определен в пункте 1 данного нормативного правового акта - регулирование отношений по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношений между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, установление их прав и обязанностей, порядка заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядка контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядка определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядка перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядка изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определение оснований и порядка приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентирование вопросов, связанных с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.

При этом спорные правоотношения, связанные с установлением норматива потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых домах на территории Ярославского городского поселения данными правилами не регулируются, и примененный Агентством метод расчета нормативов не содержит.

Таким образом, доводы апелляционного представления о том, что утвержденные нормативы рассчитаны произвольно, являются обоснованными, а выводы суда первой инстанции в указанной части не соответствуют обстоятельствам административного дела, основаны на неправильном применении норм материального права.

Указание в примечаниях приложений 2 - 4 к Постановлению № 18/1 нормативов, определенных ЗАО «Научно-исследовательский центр муниципальной экономики» правового значения не имеет, поскольку органом регулирования утверждены нормативы, рассчитанные вышеуказанным способом, при котором разработанные нормативы потребления коммунальной услуги ЗАО «Научно-исследовательский центр муниципальной экономики» использованы не были.

Заслуживают внимание доводы апелляционного представления об ошибочности вывода первой инстанции суда о законности снижения размера нормативов.

Позиция административного ответчика основана на том, что утвержденный расчет нормативов произведен в целях соблюдения положений статьи 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с положениями статьи 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации не допускается повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях, утвержденных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) (часть 1).

Предельные индексы устанавливаются на основании индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации, утвержденных Правительством Российской Федерации. Предельные индексы и индексы по субъектам Российской Федерации устанавливаются на долгосрочный период (на срок не менее чем три года, если иное не установлено Правительством Российской Федерации) в соответствии с основами формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации (часть 2).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 года № 400 утверждены Основы формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации, согласно пункту 4 которых предельные индексы и индексы по субъектам Российской Федерации устанавливаются и применяются, исходя из неизменности порядка оплаты коммунальных услуг, а также из принципа неизменности набора и объема потребляемых коммунальных услуг.

Таким образом, предельный индекс применяется к совокупному платежу за все коммунальные услуги (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление). Рост размера платы граждан по каждому виду коммунальных услуг, равно как и рост нормативов отдельных видов услуг может составить величину, отличную (большую или меньшую) от утвержденных показателей.

Исходя из положений части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обязанность доказывания соответствия оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.

Вместе с тем, административным ответчиком не представлены расчет превышения предельных индексов изменения размера вносимой гражданами платы на коммунальные услуги, соответствующий экономический анализ, с достоверностью подтверждающие законность принятого органом регулирования решения.

Отсутствует такой расчет в представленных материалах ЗАО «Научно-исследовательский центр муниципальной экономики».

При таких обстоятельствах, уменьшение норматива потребления коммунальной услуги по отоплению органом регулирования по этому основанию является необоснованным.

С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что установленные нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях на территории Ярославского городского поселения Хорольского муниципального района Приморского края, приведенные в Постановлении № 18/1, не соответствуют федеральному законодательству, имеющему большую юридическую силу.

При таких обстоятельствах, доводы административных истцов о необоснованном отказе от метода аналогов при определении нормативов по отоплению, о неверном определении часовой тепловой нагрузки на отопление многоквартирных домов или жилых домов, не оборудованных приборами учета тепловой энергии; продолжительности отопительного периода; общей площади жилых и нежилых помещений многоквартирных домов, а также помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, или площади жилого дома, сведений по материалам стен домов, не подлежат правовой оценке, поскольку указанные параметры предусмотрены Правилами № 306, тогда как данные правила органом регулирования не применялись.

Исходя из изложенного, решение суда первой инстанции подлежит отмене ввиду несоответствия выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела и неправильным применением норм материального права с вынесением нового судебного акта об удовлетворении заявленных требований.

Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт подлежат признанию недействующим, судебная коллегия, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт применялся гражданами и организациями жилищно-коммунального хозяйства при расчетах за оплату коммунальных услуг, руководствуясь положениями статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, а также разъяснениями, данными в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», признает нормативный правовой акт недействующим со дня принятия апелляционного определения.

На основании пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии данного апелляционного определения подлежит опубликованию в течение месяца в официальном интернет-портале нормативных правовых актов Приморского края.

Руководствуясь статьями 307 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Приморского краевого суда от 9 февраля 2022 года отменить.

Признать не действующим постановление агентства по тарифам Приморского края от 29 апреля 2020 года № 18/1 «О внесении изменений в постановление департамента по тарифам Приморского края от 07 октября 2015 года № 41/3 «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях на территории Ярославского городского поселения Хорольского муниципального района Приморского края» со дня принятия настоящего апелляционного определения.

Сообщение о принятии настоящего апелляционного определения опубликовать в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу на официальном интернет-портале нормативных правовых актов Приморского края.

На апелляционное определение могут быть поданы кассационные жалобы, представление через Приморский краевой суд в течение шести месяцев со дня его вынесения в Девятый кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение составлено 5 августа 2022 года