Судья <данные изъяты> № 33-267/2020
Дело № 2-2877/2019
(****)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
18 февраля 2020 года гор. Псков
Судебная коллегия по гражданским делам
Псковского областного суда
В составе:
председательствующего: Сладковской Е.В.
судей: Спесивцевой С.Ю., Дмитриевой Ю.М.
при секретаре: Николаевой У.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Пскове и Псковском районе Псковской области (межрайонное) на решение Псковского городского суда Псковской области от 8 ноября 2019 года, которым постановлено:
Исковое заявление ФИО1 к Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Пскове и Псковском районе Псковской области (межрайонное) о компенсации расходов связанных с переездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, включения в стаж работы в районах Крайнего Севера периода ухода за ребенком для определения права на установление повышения фиксированной выплаты, взыскании компенсации морального вреда, удовлетворить частично.
Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Пскове и Псковском районе Псковской области (межрайонное) в пользу ФИО1 компенсацию расходов связанных с провозом багажа из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в сумме 35 923 руб. 09 коп.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Пскове и Псковском районе Псковской области (межрайонное) включить ФИО1 период по уходу за ребенком до полутора лет с 30.09.1988 по 22.01.1990 в стаж работы в районах Крайнего Севера для определения права на установление повышения фиксированной выплаты с 01.11.2018 и установить ФИО1 с 01.11.2018 повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости с учетом включения в стаж работы в районах Крайнего Севера указанного периода.
В остальной части иска отказать.
Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Пскове и Псковском районе Псковской области (межрайонное) в доход МО г.Пскова госпошлину 300 руб.
Выслушав доклад судьи Дмитриевой Ю.М., объяснения представителя судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Пскове и Псковском районе Псковской области (межрайонное) о компенсации расходов связанных с провозом багажа из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, включения в стаж работы в районах Крайнего Севера периода ухода за ребенком для определения права на установление повышения фиксированной выплаты, взыскании компенсации морального вреда.
Исковые требования мотивировала тем, что с 28.08.2010 является получателем трудовой пенсии по старости на основании Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
07.11.2018 в связи с переездом из г.Петропавловск - Камчатский на постоянное место жительства в г.Псков Псковской области обратилась к ответчику с заявлением о компенсации расходов связанных с переездом и провозом багажа из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. В результате переезда истец понесла расходы на оплату проезда, которые ей возмещены ответчиком. Расходы на провоз багажа (по маршруту г.<данные изъяты> воздушным транспортом - 5 000 руб. и по маршруту г<данные изъяты>- железнодорожным транспортом - 275112,32 руб.) возмещены частично в размере 203572,76 руб. В связи с чем просила взыскать с ответчика расходы, связанные с провозом багажа в сумме 66862,04 руб.
Кроме того, просила суд обязать ответчика включить в стаж работы истца в районах Крайнего Севера период ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет с 30.09.1988 по 22.01.1990 для определения права на установление повышения фиксированной выплаты и установить повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости с 01.11.2018, в связи с допущенным нарушениями ее пенсионных прав, заявила о компенсации с ответчика морального вреда в сумме 50 000 руб.
Представитель ответчика иск не признал, ссылаясь на необоснованность исковых требований. Истице правомерно возмещена компенсация расходов при переезде из районов Крайнего Севера по тарифам на перевозку багажа железнодорожным транспортом без учета НДС. Период ухода за ребенком для определения права на установление повышенной фиксированной выплаты не подлежит включению в стаж работы в районах Крайнего Севера по новому правовому регулированию, компенсация морального вреда не предусмотрена по требованию имущественного характера.
Судом постановлено вышеназванное решение.
В апелляционной жалобе ответчик ставит вопрос об отмене судебного акта в связи с допущенными судом первой инстанции нарушениями норм материального права. По мнению апеллянта, расходы за провоз багажа возмещены истцу в соответствии со справкой филиала ПАО «Трансконтейнер» в размере 199572,76 руб. без учета НДС, поскольку компенсация дополнительных расходов не предусмотрена. Представитель пенсионного органа полагает, что судом необоснованно учтен для определения права на повышенную фиксированную выплату к страховой пенсии по старости в связи с работой в районах Крайнего Севера период нахождения в отпуске по уходу за ребенком, поскольку указанный период отпуска имел место до введения нового правого регулирования.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов апелляционной жалобы.
Проверив материалы дела, с учетом доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Суд первой инстанции, разрешая спор, пришел к выводу о необходимости взыскания в пользу истца расходов по оплате багажа по тарифам на перевозку багажа железнодорожным транспортом с учетом НДС, в связи с тем, что стоимость услуг с учетом НДС подлежала фактической оплате при предоставлении услуги по перевозки багажа.
Выводы суда в указанной части мотивированы, основаны на нормах материального права и материалах дела.
В соответствии со статьей 35 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 N4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" лицам, являющимся получателями страховых пенсий и (или) пенсий по государственному пенсионному обеспечению, не работающим по трудовым договорам, не получающим выплат и иных вознаграждений по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведений науки, литературы, искусства и не осуществляющим иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с законодательством Российской Федерации, и членам их семей, находящимся на их иждивении, в случае переезда из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей к новому месту жительства на территории Российской Федерации, не относящемуся к указанным районам и местностям, однократно компенсируются расходы на оплату стоимости проезда к новому месту жительства и стоимости провоза багажа.
Согласно подпункту «б» пункта 3 постановления Правительства РФ от 11.12.2014 N 1351 "О порядке компенсации расходов, связанных с переездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, лицам, являющимся получателями страховых пенсий и (или) пенсий по государственному пенсионному обеспечению, и членам их семей" компенсация производится в размере:
б) фактически произведенных расходов на оплату стоимости провоза багажа пенсионера и членов семьи пенсионера весом не более 1 тонны на пенсионера и каждого выезжающего вместе с ним члена семьи пенсионера, но не более 5 тонн на семью железнодорожным, внутренним водным, морским, автомобильным транспортом (за исключением такси), но не выше установленных тарифов на перевозку багажа железнодорожным транспортом.
В соответствии с подпунктом «ж» пункта 10 пенсионеру так же возмещаются услуги по провозу багажа, включая услуги по погрузке и выгрузке багажа.
Территориальный орган Пенсионного Фонда РФ по новому месту жительства пенсионера рассматривает зарегистрированные заявления и документы и в срок, не превышающий 30 календарных дней, принимает решение о выплате пенсионеру компенсации (пункт 14 подпункт «г» постановления).
Как установлено судом и видно из материалов дела ФИО1 с 28.08.2010 является получателем трудовой пенсии по старости на основании Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (л.д. 51).
До 12.09.2018 была зарегистрирована по месту жительства в г.Петропавловске - Камчатском, откуда истец переехала на постоянное место жительства в г.Псков (л.д.32-33)
С 19.10.2018 ФИО1 зарегистрирована по месту жительства в г.Пскове (л.д.24).
07.11.2018 истец обратилась в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Пскове и Псковском районе Псковской области (межрайонное) с заявлением о компенсации расходов связанных с переездом и провозом багажа из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 11.12.2014 N 1351 "О порядке компенсации расходов, связанных с переездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, лицам, являющимся получателями трудовых пенсий и (или) пенсий по государственному пенсионному обеспечению, и членам их семей". Просила компенсировать расходы, связанные с переездом из районов Крайнего Севера и провозом багажа (л.д.10 - 13).
Представила в пенсионный орган документы, подтверждающие расходы по провозу багажа в размере 266434,80 руб., в том числе НДС 40642,60 руб.
Всего услуг оказано: морской фрахт, грузовые работы порта Владивосток, грузовые работы порта Петропавловск Камчатский, грузчики, автоуслуги с НДС (отправка), ж/д расходы (л.д. 17).
Принимая решение о возмещении расходов, пенсионный орган принял во внимание сведения о расходах по перевозке багажа, представленные в справке ПАО «Трансконтейнер» на Октябрьской железной дороге, в размере 199572,76 руб. и 4000 руб. на основании квитанции договора № (****) от 31.10.2018 (л.д. 18-20).
Согласно справки ПАО «ТрансКонтейнер» от 24.11.2018 стоимость перевозки груза для личных и бытовых нужд <данные изъяты> ж.д. составляет 199572,76 руб. (без учета НДС). В стоимость включены услуги: железнодорожный тариф, плата за предоставление вагона и контейнера, морфрахт (л.д.15).
Суд правомерно взял за основу представленную справку о расходах по перевозке багажа, поскольку указанная справка в соответствии с вышеприведенными нормативными актами содержит информацию о железнодорожном тарифе перевозки.
Согласно сведениям, представленным по запросу суда ПАО «ТрансКонтейнер» от 17.09.2019 по договору на перевозку железнодорожным транспортом по территории РФ груза для личных и бытовых нужд, так же как и по договору транспортной экспедиции, заключаемому в связи с организацией такой перевозки, в силу п.3 ст. 164 Налогового кодекса РФ грузоотправителем (клиентом) подлежит уплате НДС по ставке 18% (л.д.71-72, 87-88).
Поскольку при заключении соответствующего договора истец обязана произвести оплату НДС, то указанные расходы судом правомерно отнесены к фактическим расходом по перевозке багажа по железнодорожному тарифу и обоснованно взысканы с ответчика.
При таких обстоятельствах, довод апелляционной жалобы об отсутствии правовых оснований для взыскания с ответчика расходов по перевозке багажа с учетом НДС является несостоятельным, противоречащим подпункту «б» пункта 3 постановления Правительства РФ от 11.12.2014 N 1351 "О порядке компенсации расходов, связанных с переездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, лицам, являющимся получателями страховых пенсий и (или) пенсий по государственному пенсионному обеспечению, и членам их семей".
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования о включении отпуска по уходу за ребенком в стаж для определения права на повышенную фиксированную выплату к страховой пенсии по старости в связи с работой в районах Крайнего Севера, пришел к выводу о едином подходе к подсчету стажа, дающего право истцу на назначение трудовой пенсии по старости и при приобретении права на повышенную фиксированную выплату к пенсии.
Выводы суда в указанной части мотивированны, основаны на нормах материального права и материалах дела.
В соответствии с ч.2 ст.39 Конституции Российской Федерации государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии устанавливаются Федеральным законом от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", который, в свою очередь, устанавливает организационные, правовые и финансовые основы обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации.
В ст. 7 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (действовавшего до 01.01.2015 - в период спорных правоотношений, далее - Закон N 173-ФЗ) указано, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Положениями пп. 6 п. 1 ст. 28 Закона N 173-ФЗ установлено, что трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального закона мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, трудовая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
Федеральный закон от 01.12.2007 N 312-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (абз. 1 и 2) дополнил ст. 14 названного Закона п. 4.2, предусматривающим установление повышенного размера базовой части трудовой пенсии по старости лицам, работавшим в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним, при наличии одновременно двух условий: стажа работы определенной продолжительности в указанных районах и местностях (не менее 15 календарных лет) и страхового стажа (не менее 25 лет у мужчин и не менее 20 лет у женщин).
Согласно п. 7, п. 11 ст. 14 Закона N 173-ФЗ лицам (за исключением лиц, достигших возраста 80 лет или являющихся инвалидами I группы), проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, не имеющим на иждивении нетрудоспособных членов семьи, фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости устанавливается в повышенном размере.
Таким образом, условием для назначения повышенных размеров базовых частей трудовой пенсии является наличие у женщин страхового стажа 20 лет и стажа в районе Крайнего Севера 15 лет, независимо от места жительства и возраста гражданина.
В силу п. 6 ст. 14 указанного Закона фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости, указанный в пунктах 2 - 5 настоящей статьи, лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, увеличивается на соответствующий районный коэффициент, устанавливаемый Правительством Российской Федерации в зависимости от района (местности) проживания, на весь период проживания указанных лиц в этих районах (местностях).
При переезде граждан на новое место жительства в другие районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, в которых установлены иные районные коэффициенты, фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости определяется с учетом размера районного коэффициента по новому месту жительства.
При выезде граждан за пределы районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на новое место жительства фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости определяется в соответствии с п.п. 2 - 5 настоящей статьи.
Таким образом, предметом спора по настоящему делу является возможность включения в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в целях установления фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости в повышенном размере периода нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком.
До введения в действие Закона Российской Федерации от 25.09.1992 N3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" ст. 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22.01.1981 "О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей" установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
В соответствии с п. 2 постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22.08.1989 N 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" с 01.12.1989 повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.
Впоследствии право женщин, имеющих малолетних детей, оформить отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет было предусмотрено Законом СССР от 22.05.1990 N 1501-1 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства", которым были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15.07.1970, ст.71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
С принятием Закона РФ N 3543-1 от 25.09.1992 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" (вступил в силу 06.10.1992) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях.
Однако, согласно правовой позиции, изложенной в п.27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" при разрешении споров, возникших в связи с включением женщинам в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения их в отпуске по уходу за ребенком, судам следует исходить из того, что если указанный период имел место до 06.10.1992 (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25.09.1992 N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", с принятием которого период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не включается в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Необходимо учитывать, что если отпуск по уходу за ребенком начался до 06.10.1992, то период нахождения в данном отпуске подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, независимо от момента его окончания (до или после этой даты).
Судом установлено, что ФИО1 с 28.08.2010 является получателем трудовой пенсии по старости на основании Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Находилась в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет с 30.09.1988 по 22.01.1990, в отпуске по уходу за ребенком до 2 - х лет с 23.01.1990 по 22.07.1991. Предприятие, где работала истец и уходила в отпуск по уходу за ребенком находится в местности, отнесенной к районам Крайнего Севера (л.д.117).
Из материалов дела следует, что на октябрь 2018 г. истец получала пенсию по месту своего прежнего жительства в г. Петропавловске- Камчатском в размере 17137,90 руб. (в том числе страховая выплата 9165,26 руб. и фиксированная выплата 7972,64 руб.)
При постановке на учет в УПФ в г.Пскове размер пенсии ФИО1 составил 14148,24 руб. (в том числе страховая выплата 9165,26 руб. и фиксированная выплата 4982,90 руб.). Фиксированная выплата установлена без учета повышения за работу в районах Крайнего Севера, так как стаж работы в районах Крайнего Севера для определения права на досрочную страховую пенсию составил -16 лет 06 месяцев 04 дня, а для повышения фиксированной выплаты - 13 лет 08 месяцев 11 дней. УПФ в г.Пскове не учтен при определении специального стажа для установления повышения фиксированной выплаты период отпуска по уходу за ребенком до полутора лет с 30.09.1988 по 22.01.1990.
Принимая во внимание, что период нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком до двух лет включен в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, то иной подход для исчисления стажа для установления повышенной фиксированной выплаты к страховой части трудовой пенсии, не предусмотрен законодателем.
При таких обстоятельствах, довод апелляционной жалобы об отсутствии оснований для включения в спорный период для подсчета страхового стажа с целью назначения повышенной фиксированной выплаты периода нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком, проходившим до 06.10.1992, противоречит вышеназванным нормам материального права.
Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным, не подлежащим отмене по доводам апелляционной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Псковского городского суда Псковской области от 8 ноября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Пскове и Псковском районе Псковской области (межрайонное) - без удовлетворения.
Председательствующий: Е.В. Сладковская
Судьи: С.Ю. Спесивцева
Ю.М. Дмитриева