Судья Захарова О.С. Дело №33-1773/2020
дело №2-342/2020
УИД 60RS0001-01-2019-009458-96
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
17 ноября 2020 года город Псков
Судебная коллегия по гражданским делам
Псковского областного суда
в составе:
председательствующего Спесивцевой С.Ю.
судей Дмитриевой Ю.М., Русаковой О.С.
при секретаре Никандровой М.А.
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Пскове и Псковском районе Псковской области (межрайонное) о перерасчете страховой пенсии по старости и зачислении страховых взносов,
по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Псковского городского суда Псковской области от 7 августа 2020 года,
выслушав доклад судьи Спесивцевой С.Ю., объяснения ФИО1, представителя Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Пскове и Псковском районе Псковской области (межрайонное) ФИО2, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в суд с иском, уточненным в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Пскове и Псковском районе Псковской области (межрайонное) о перерасчете страховой пенсии по старости и зачислении страховых взносов.
В обоснование иска пояснил, что с (дд.мм.) 2017 года является получателем страховой пенсии по старости, размер которой с (дд.мм.) 2018 составил *** рублей. За период трудовой деятельности с (дд.мм.) 1974 года по (дд.мм.) 2018 года его общий трудовой стаж составляет 43 года 03 месяца 15 дней. Считал, что при расчете пенсии коэффициент индексации расчетного пенсионного капитала применен ответчиком без учета коэффициента 1,114, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 января 2015 года № 39, с (дд.мм.) 2014 года, что привело к занижению расчетного пенсионного капитала, а именно: вместо индекса 6,254, применен индекс 5,6148.
Полагал ошибочным отказ ответчика в увеличении фиксированного базового размера страховой части пенсии на 84% = 72% (12 лет х 6% за стаж, превышающий 30-летний) + 12% (2 года х 6% за более поздний выход на пенсию) в соответствии с пунктом 17 статьи 14 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», который не применяется в связи с вступлением в силу Федерального закона «О страховых пенсиях», за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону. Указал, что при ознакомлении с материалами пенсионного дела ему стало известно, что за 2002 год, когда он являлся индивидуальным предпринимателем, у него имелась задолженность по уплате страховых взносов в размере *** рублей, что не соответствует действительности, так как в протоколе к ведомости уплаты страховых взносов от (дд.мм.) 2004 года № сведения о задолженности отсутствуют, с требованием о взыскании с него данной недоимки пенсионный фонд в суд не обращайся.
Анализируя положения статей 22, 33 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», считал, что за период 2012-2013 и 2015-2018 годы (период предпринимательской деятельности) ответчиком на его индивидуальный лицевой счет перечислены неверные суммы страховых взносов, а потому они подлежат перерасчету:
за 2012 год - ***/20% * 16% = *** рублей (вместо *** рублей, зачисленных ответчиком);
за 2013 год - ***/20% * 16% = *** рублей (вместо *** руб. начисленных ответчиком);
за 2015 год - *** рублей; 2016 год - *** рублей; 2017 год - *** рублей; 2018 год - *** рублей, то есть суммы фактически уплаченных страховых взносов.
Неверное определение ответчиком сумм страховых взносов, повлекло неверный расчет индивидуального пенсионного коэффициента за период с (дд.мм.) 2015 года по (дд.мм.) 2018 года и соответственно размера пенсии.
Полагал несправедливым подход законодателя, установившего разную предельную величину для исчисления страховых взносов для разных категорий плательщиков страховых взносов. В связи с чем, считал, что при исчислении индивидуального пенсионного коэффициента за 2015-2018 необходимо руководствоваться максимальным значением ИПК, установленным на каждый год в Приложении № 4 к Федеральному закону «О страховых пенсиях» для застрахованных лиц, за которых страховые взносы на формирование накопительной пенсии не начисляются и не уплачиваются.
Кроме этого, указал, что размер его пенсии должен быть пересчитан за его трудовую деятельность в качестве индивидуальною предпринимателя за период с (дд.мм.) 2002 года по (дд.мм.) 2014 года с установлением индивидуального пенсионного коэффициента за каждый календарный гол трудовой деятельности по аналогии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» в максимальном размере для 2015 года - 7,39.
Ссылаясь на Конституцию Российской Федерации, Федеральный закон «О страховых пенсиях», Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», просил суд обязать ответчика; пересчитать пенсию с применением коэффициента индексации расчетного пенсионного капитала в размере 6,245;
увеличить фиксированный базовый размер страховой части пенсии на 84%, что составляет 72% (12 лет х 6 % за стаж, превышающий 30 лет) + 12% (2 года х 6% за более поздний выход на пенсию);
зачислить страховые взносы за 2002 год в размере *** рублей за счет средств ответчика;
направить на индивидуальный лицевой счет за периоды 2012-2013 годы и 2015 – 2018 годы страховые взносы: за 2012 год - *** рублей, за 2013 год - *** рублей, за 2015 год - *** рублей, за 2016 год - *** рублей, за 2017 год - *** рублей, за 2018 год - *** рублей;
пересчитать индивидуальный пенсионный коэффициент за период с (дд.мм.) 2015 года по (дд.мм.) 2018 года до максимального размера, в том числе по годам: за 2015 год – 7, 39; за 2016 год – 7, 83; за 2017 год - 8, 26; за 2018 год - 2, 9;
пересчитать пенсию за период трудовой деятельности в качестве индивидуального предпринимателя с 1 января 2002 года по 31 декабря 2014 года, применив аналогию права, установив индивидуальный пенсионный коэффициент за каждый год трудовой деятельности в максимальном размере по аналогии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» для 2015 года, - в размере 7, 39.
Представитель ответчика - Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Пскове и Псковском районе Псковской области (межрайонное) ФИО2 исковые требования не признала, указала, что пенсия ФИО1 в 2017 году назначена в соответствии с Федеральным закном «О страховых пенсиях», ее размер исчислен по нормам, установленным данным законом. Пояснила, что индекс роста потребительских цен за 2014 год в размере 1,114 для установления стоимости одного пенсионного коэффициента с 1 февраля 2015 года, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 23 января 2015 года № 39, применен для расчета страховой пенсии и оснований для применения его для расчетного пенсионного капитала не имеется.
Считала, что требование истца об увеличении фиксированного базового размера страховой части пенсии на 84%, основанные на статье 14 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 24 июля 2009 года №213-ФЗ, удовлетворению не подлежат, поскольку изменения вступили в силу 1 января 2015 года.
В отношении применения пунктов 17, 18 статьи 14 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» указала, что данные пункты устанавливали порядок исчисления только одной из составляющих трудовой пенсии по старости - фиксированного базового размера страховой части и подлежали применению с 1 января 2015 года. Новое правовое регулирование, введенное Федеральным законом «О страховых пенсиях», вступившим в силу с 1 января 2015 года, в пункте 5 статьи 16 предусматривает применение коэффициента повышения размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости согласно Приложению № 2 к Закону.
В части обязанности по зачислению истцу страховых взносов за 2002 год в размере 1 800 рублей пояснила, что обязанность по уплате страховых взносов возложена законом на страхователя (индивидуального предпринимателя).
По доводам ФИО1 в отношении размера индивидуального пенсионного коэффициента указала, что индивидуальный пенсионный коэффициента истцу рассчитан за каждый год по формуле, приведенной в пункте 18 статьи 15 Федерального закона «О страховых пенсиях», с учетом размера уплаченного страхового взноса, учтенного на индивидуальном лицевом счете, нормативного размера тарифа, установленного Правительством Российской Федерации на каждый календарный год.
Решением Псковского городского суда Псковской области от 7 августа 2020 года в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано.
В апелляционной жалобе ФИО1 просит об отмене решения суда, как постановленного с нарушением норм материального права. Анализируя положения статей 14, 17, 29.1 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», статьи 33 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 28 января 2020 №5-П, заявитель считает неверным вывод суда о применении ответчиком коэффициента индексации (1, 114); неправомерным отказ в удовлетворении исковых требований в отношении увеличения фиксированного базового размера страховой пенсии по старости на 84%, зачислении ему страховых взносов за 2002 год в размере *** рублей, направлении на индивидуальный лицевой счет за периоды 2012-2013, 2015-2018 годы сумм страховых взносов, перерасчете индивидуального пенсионного коэффициента за период 2015 -2018 годы, перерасчете размера пенсии за период деятельности в качестве индивидуального предпринимателя с 1 января 2012 года по 31 декабря 2014 года с применением аналогии права.
В суде апелляционной инстанции ФИО1 доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Пскове и Псковском районе Псковской области (межрайонное) ФИО2, ссылаясь на законность решения суда, просила оставить его без изменения.
Проверив материалы дела по правилам статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации – в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Из материалов дела следует, что на основании заявления ФИО1 от (дд.мм.) 2017 года решением пенсионного органа от (дд.мм.) 2017 года истцу с (дд.мм.) 2017 года назначена страховая пенсия по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», размер которой установлен в сумме *** рублей: размер страховой пенсии – *** рублей и фиксированной выплаты – *** рублей.
Решением Псковского городского суда от 21 мая 2018 года на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Пскове и Псковском районе Псковской области (межрайонное) возложена обязанность назначить ФИО1 досрочную страховую пенсию по старости в связи с тяжелыми условиями труда с (дд.мм.) 2017 года.
Решением Псковского городского суда от 14 августа 2018 года в страховой стаж ФИО1 включены периоды его трудовой деятельности, которые не включены ответчиком в страховой стаж при назначении пенсии с 30 июля 2017 года.
Судом установлено, что постановленные судебные акты учтены пенсионным органом при исчислении размера пенсии, с (дд.мм.) 2018 года размер пенсии ФИО1 составил *** рублей, в том числе *** рублей страховая выплата и *** рублей фиксированная выплата, произведен размер доплаты пенсии по решению суда.
В соответствии с пунктом 11 статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» индексация расчетного пенсионного капитала, необходимого для определения страховой части трудовой пенсии по старости производится применительно к порядку, предусмотренному пунктом 6 статьи 17 настоящею Федерального закона, за весь период начиная с 1 января 2002 года до дня, с которого назначается указанная часть трудовой пенсии.
Соответствующий коэффициент индексации расчетного пенсионного капитала застрахованных лиц по состоянию на первое число предшествующего года определяется постановлениями Правительства Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 января 2015 года № 09 утвержден индекс роста потребительских цен за 2014 год для установления стоимости одного пенсионного коэффициента с 1 февраля 2015 года в размере 1,114. Стоимость одного пенсионного коэффициента, исходя из индекса роста потребительских цен, утвержденного настоящим постановлением, составила *** рублей.
Как следует из материалов дела, при расчете пенсии ФИО1 ответчиком применялся ежегодный индекс, установленный Правительством Российской Федерации на 2002-2013 годы.
Разрешая требования истца о применении коэффициента 1,114 с 1 января 2014 года, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что данный индекс, установленный постановлением Правительства Российской Федерации от 23 января 2015 года № 39, применяется с 1 февраля 2015 года и, проверив расчет ответчика, пришел к правильному выводу о том, что, поскольку данный индекс уже применен пенсионным органом в расчетах, то оснований для удовлетворения исковых требований ФИО1 о пересчете пенсии с применением коэффициента индексации расчетного пенсионного капитала в размере 6,245 вместо 5,6148, не имеется.
Судебная коллегия соглашается и с выводом суда об отказе в удовлетворении исковых требований ФИО1 об увеличении фиксированного базового размера страховой части пенсии на 84%, что составляет 72% (12 лет х 6 % за стаж, превышающий 30 лет) + 12% (2 года х 6% за более поздний выход на пенсию).
До 1 января 2015 года одним из видов обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию являлась трудовая пенсия по старости, установление и выплата которой осуществлялись в порядке и на условиях, предусмотренных Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 24 июля 2009 года №213-ФЗ) в пунктах 1 - 22 статьи 14 предусматривал определение размера ее страховой части исходя из устанавливаемого в твердых суммах фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости и сумм расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, сформированного, в том числе, за счет страховых взносов за данное лицо, начиная с 2002 года.
При этом согласно пунктам 17 и 18 статьи 14 данного Федерального закона устанавливаемый гражданам фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости (пункт 2 указанной статьи) за каждый полный год страхового стажа, превышающего 30 лет для мужчин и 25 лет для женщин, на день назначения страховой части трудовой пенсии по старости впервые, а для граждан, имеющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости), - на день достижения общеустановленного пенсионного возраста подлежал увеличению на 6 процентов; а при наличии страхового стажа, не достигающего 30 лет для мужчин и 25 лет для женщин (за исключением граждан, имеющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости), - уменьшению на 3 процента за каждый полный недостающий год (абзацы сорок пятый и сорок шестой пункта 10 статьи 28 Федерального закона от 24 июля 2009 года №213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования»).
В соответствии с частью 5 статьи 41 Федерального закона от 24 июля 2009 года №213-ФЗ данные законоположения вступали в силу с 1 января 2015 года.
Таким образом, положения пунктов 17 и 18 статьи 14 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», на которые ФИО1 ссылается в апелляционной жалобе, устанавливали порядок исчисления только одной из составляющих трудовой пенсии по старости - фиксированного базового размера страховой части и подлежали применению с 1 января 2015 года.
В рамках реформирования системы обязательного пенсионного страхования законодателем в качестве обязательного страхового обеспечения вместо трудовой пенсии по старости с 1 января 2015 года введены: страховая пенсия по старости, фиксированная выплата к страховой пенсии и накопительная пенсия (пункт 1 статьи 9 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» в редакции Федерального закона от 21 июля 2014 года № 216-ФЗ), а также установлено новое правовое регулирование, закрепляющее условия и порядок их назначения и выплаты (Федеральный закон «О страховых пенсиях» и Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 424-ФЗ «О накопительной пенсии»).
В Федеральном законе «О страховых пенсиях» страховая пенсия и фиксированная выплата к ней также выделены в качестве самостоятельных видов обязательного страхового обеспечения застрахованных лиц (пункты 1 и 6 статьи 3) и определение их размеров осуществляется по различным правилам (статьи 15 - 18). Так, с 1 января 2015 года (момента вступления в силу указанного Федерального закона) размер страховой пенсии по старости стал определяться исходя из стоимости одного пенсионного коэффициента и индивидуального пенсионного коэффициента по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости, рассчитываемого с учетом сумм страховых взносов, начисленных и уплаченных за застрахованное лицо, а размер фиксированной выплаты к ней - в твердых суммах, не зависящих от продолжительности страхового стажа застрахованного лица (статьи 15 -17 Федерального закона «О страховых пенсиях»). При этом фиксированная выплата к страховой пенсии устанавливается одновременно с назначением страховой пенсии.
Лицам, получавшим трудовую пенсию по старости, с 1 января 2015 года в результате перерасчета устанавливались страховая пенсия и в размерах, предусмотренных статьями 16 - 17 Федерального закона «О страховых пенсиях», фиксированная выплата к ней.
Судом установлено, что фиксированная выплата к страховой пенсии по нормам Федерального закона «О страховых пенсиях» ФИО3 назначена и выплачивается.
Правовое содержание вышеуказанных норм закона позволило суду сделать правильный вывод о том, что требования ФИО1, об увеличении фиксированного базового размера страховой части пенсии основаны на законе, не подлежащем применению к возникшим правоотношениям.
Как следует из материалов дела, ФИО1 с (дд.мм.) 1996 года по (дд.мм.) 2018 года являлся индивидуальным предпринимателем.
Статьей 14 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» на индивидуальных предпринимателей (страхователей) возложена обязанность своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный бюджет.
Суммы страховых взносов, поступившие за застрахованное лицо в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, учитываются на его индивидуальном лицевом счете (статья 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ).
Индивидуальные предприниматели уплачивают суммы страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа (статья 28 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ).
ФИО1 обязанность по уплате страховых взносов за 2002 год не исполнил, что подтверждается сведениями пенсионного органа, вступившим в законную силу решением суда от 14 августа 2018 года, которым истцу отказано во включении в страховой стаж, в том числе, периода календарного 2002 года деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с неуплатой страховых взносов.
Разрешая доводы истца об отсутствии в протоколе к Ведомости от (дд.мм.) 2004 года № сведений о наличии задолженности по страховым взносам за 2002 год, суд обоснованно указал в решении, что данный протокол отражает расчетный период 2003 года и, поскольку обязанность по уплате страховых взносов возложена законом на страхователей - индивидуальных предпринимателей, то неисполнение ими данной обязанности не может быть возложено на пенсионный фонд, как контролирующий орган.
Следовательно, при установленных обстоятельствах оснований для удовлетворения исковых требований ФИО1 о возложении на пенсионный фонд обязанности зачислить страховые взносы за 2002 год в сумме *** рублей, у суда не имелось.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, правомерным является и вывод суда об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований ФИО1 о направлении на его индивидуальный лицевой счет за периоды 2012-2013 годы и 2015-2018 годы страховых взносов и требований о перерасчете индивидуального пенсионного коэффициента за период с 1 января 2015 года по 28 апреля 2018 года до максимального размера.
В соответствии с пунктом 2.2 статьи 22 Федерального закона от 15 декабря 2001 года №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 3 декабря 2011 года № 379-ФЗ) при исчислении стоимости страхового года, исходя из которой определяется размер страховых взносов, уплачиваемых страхователями, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 6 настоящею Федерального закона, - индивидуальными предпринимателями, применяются тарифы страховых взносов, установленные пунктом 2.1 настоящей статьи.
Согласно пункту 2.1 статьи 22 Федерального закона от 15 декабря 2001 года №167-ФЗ помимо распределения тарифов в зависимости от возраста страхователя на накопительную и страховую части пенсии тарифы делятся также на солидарную и индивидуальную части:
- для лиц ДД.ММ.ГГГГ г. рождения и старше - на финансирование страховой части трудовой пенсии 26%, из них 10,0% - на солидарную часть тарифа страховых взносов, 16,0% - индивидуальная часть тарифа страховых взносов.
Сопоставляя сведения индивидуального лицевого счета ФИО1 за период с 1 января 2002 года по 31 декабря 2014 года об уплаченных им страховых взносах, суммы, учтенные пенсионным органом на лицевом счете истца, суд установил, что для учета страховых взносов ФИО1 за 2012-2013 ответчиком применены указанные номы закона.
Так, из начисленного и уплаченного за 2012 год страхового взноса *** рублей учтено на индивидуальном лицевом счете ФИО1 *** рублей: (***/26%*16%); из начисленного и уплаченного за 2013 год страхового взноса *** рублей, учтено на лицевом счете *** рублей: *** /26%* 16%.
Аналогичный расчет учета страхового взноса на индивидуальном лицевом счете истца применен ответчиком за 2014, расчет которого истец не оспаривает.
При этом ссылки ФИО1 на применение пункта 12 статьи 33 Федерального закона от 15 декабря 2001 года №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», согласно которому тарифы страховых взносов для лиц ДД.ММ.ГГГГ года рождения и старше – 20,0 % применяются в течение 2012 – 2013 годов для страхователей, указанных в подпунктах 8, 10 - 12 пункта 4 настоящей статьи, суд обоснованно не принял во внимание, поскольку истец не относится к индивидуальным предпринимателям, производящим выплаты физическим лицам.
В отношении периодов 2015-2018 годов, суд принял во внимание требования Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», действовавшего до 1 января 2017 года, Федерального закона от 3 июля 2016 года № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование», которым с 1 января 2017 года полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование переданы налоговым органам и применительно к статьям 12, 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», статьям 425, 430 Налогового кодекса Российской Федерации, пришел к обоснованному выводу о соответствии расчета ответчика указанным нормам права.
Так, из уплаченного за 2015 год страхового взноса *** рублей пенсионным органом учтено на индивидуальном лицевом счете ФИО1 *** рублей (***/26%*16%); из уплаченного за 2016 год страхового взноса *** рублей, - учтено на индивидуальном лицевом счете *** рублей (*** /26%* 16%); из уплаченного за 2017 год страхового взноса *** рублей учтено на индивидуальном лицевом счете *** рублей (***/26%*16%); из уплаченного за 2017 год страхового взноса *** рублей, - учтено на индивидуальном лицевом счете *** рублей (*** /26%* 16%).
Приведенный ФИО1 расчет в этой части иска не основан на законе, а ссылки на постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 28 января 2020 года № 5-П являются неубедительными, поскольку в указанном Постановлении дана оценка конституционности положений части четвертой статьи 7 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей», подпункта 2 пункта 1 статьи 6, пункта 2.2 статьи 22 и пункта 1 статьи 28 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», подпункта 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации, а также частей 2 и 3 статьи 8, части 18 статьи 15 Федерального закона «О страховых пенсиях» по отношению к объему, а также условиям формирования и реализации в системе обязательного пенсионного страхования пенсионных прав адвокатов из числа военных пенсионеров, к которым ФИО1 не относится.
Постановляя в решение в части исковых требований ФИО1 о перерасчете индивидуального пенсионного коэффициента за период с 1 января 2015 года по 28 апреля 2018 года, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения иска.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» размер страховой пенсии определяется по формуле, в которой учитываются ИПК (индивидуальный пенсионный коэффициент) и (СПК) стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости.
Для определения величины индивидуального пенсионного коэффициента учитываются ИПКс (индивидуальный пенсионный коэффициент за периоды, имевшие место до 1 января 2015 года), ИПКн (индивидуальный пенсионный коэффициент за периоды, имевшие место с 1 января 2015 года, по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости) и КвСП (коэффициент повышения индивидуального пенсионного коэффициента при исчислении размера страховой пенсии по старости) - пункт 9 статьи 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ.
Величина индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место с 1 января 2015 года (ИПКс) зависит от отчислений страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на страховую пенсию по старости (часть 11 статьи 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ).
Согласно части 18 статьи 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 года «О страховых пенсиях» величина индивидуального пенсионного коэффициента определяется за каждый календарный год, начиная с 1 января 2015 года с учетом ежегодных отчислений страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах по формуле:
ИПКi = (СВгод,i/НСВгод,i) х10.
где ИПКi - индивидуальный пенсионный коэффициент, определяемый за каждый календарный год начиная с 1 января 2015 года с учетом ежегодных отчислений страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании;
СВгод,i - сумма страховых взносов на страховую пенсию по старости в размере, рассчитываемом исходя из индивидуальной части тарифа страховых взносов на финансирование страховой пенсии по старости, начисленных и уплаченных (для лиц, указанных в частях 3 и 7 статьи 13 настоящего Федерального закона, уплаченных) за соответствующий календарный год за застрахованное лицо в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании;
НСВгод,i - нормативный размер страховых взносов на страховую пенсию но старости, рассчитываемый как произведение максимального тарифа отчислений на страховую пенсию по старости в размере, эквивалентном индивидуальной части тарифа страховых взносов на финансирование страховой пенсии по старости, и предельной величины базы для начисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации за соответствующий календарный год (часть 18 в ред. Федерального закона от 3 июля 2016 года № 250-ФЗ).
Пунктом 4 статьи 35 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусмотрено, что в период с 2015 по 2020 год максимальное учитываемое значение индивидуального пенсионного коэффициента за соответствующий календарный год, указанный в части 19 статьи 15 настоящего Федерального закона, определяется согласно приложению 4 к настоящему Федеральному закону
Приложением № 4 к Закону максимальное значение ИПК для застрахованных лиц, за которых страховые взносы на формирование накопительной пенсии не начисляются и не уплачиваются, на 2015 год установлено в размере 7,39, на 2016 – 7,83, на 2017 - 8,26, на 2018 - 8,70.
Согласно части 9 статьи 15 Федерального закона «О страховых пенсиях» максимальное значение индивидуального пенсионного коэффициента, определяемое за каждый календарный год, учитывается в размере не свыше 10 - для застрахованных лиц, у которых в соответствующем году не формируются пенсионные накопления за счет страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании.
Сопоставляя расчет пенсионного органа, применительно к указанным нормам права, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что ответчиком расчет индивидуального пенсионного коэффициента ФИО1 по периодам 2015-2018 годов произведен правильно, а потому оснований для перерасчета индивидуального пенсионного коэффициента не имеется.
В отношении требований ФИО1 о перерасчете пенсии за период трудовой деятельности в качестве индивидуального предпринимателя с 1 января 2002 года по 31 декабря 2014 года с установлением индивидуального пенсионного коэффициента за каждый год трудовой деятельности в максимальном размере по аналогии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» для 2015 года, - в размере 7, 39, судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что данное требование не основано на законе.
Доводы апелляционной жалобы не влияют на законность решения суда, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права.
Судебная коллегия считает, что при рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального права, выводы суда подробно мотивированы, согласуются с правовой позицией, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года №2-П, в определении от 10 февраля 2016 года №217-О, и оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не находит.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Псковского городского суда Псковской области от 7 августа 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Апелляционное определение в течение трех месяцев может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции через Псковский городской суд Псковской области.
Председательствующий С.Ю. Спесивцева
Судьи Ю.М. Дмитриева
О.С. Русакова
.
.