Судья Иванова С.А. № 33а-1836/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
15 ноября 2018 г. город Псков
Судебная коллегия по административным делам
Псковского областного суда
В составе:
Председательствующего: Овчинникова А.Г.,
судей: Мурина В.А., Анашкиной М.М.,
при секретаре: Михалко Н.М.,
рассмотрела административное дело по апелляционной жалобе Аванесовой Д.Р. на решение Псковского районного суда Псковской области от 11 сентября 2018 г., которым постановлено:
«В удовлетворении административного искового заявления Аванесовой Д.Р. к УМВД России по Псковской области о признании решения об отклонении заявления о приеме в гражданство Российской Федерации от 01 июня 2018 г. незаконным и обязании устранить допущенные нарушения отказать».
Выслушав доклад судьи Псковского областного суда Анашкиной М.М., объяснения Аванесовой Д.Р., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя УМВД России по Псковской области Рудаковой Э.Б., полагавшей, что решение суда является законным и обоснованным, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Аванесова Д.Р. обратилась в суд с административными исковыми требованиями к УМВД России по Псковской области о признании решения об отклонении заявления о приеме в гражданство Российской Федерации от 01 июня 2018 г. незаконным, обязании устранить допущенные нарушения.
В обоснование административного иска указано, что 25 сентября 2017 г. Аванесова Д.Р. поставлена на учет в УФМС по Псковской области как участник Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом (далее Программа). При подаче заявления о приеме в гражданство РФ ею были предоставлены все необходимые документы и сообщены достоверные сведения. Трудовая деятельность Аванесовой Д.Р. на территории РФ оформлялась в соответствии с требованиями законодательства, выдавались Патенты, сведения об этом имеются в УВМ УМВД России по Псковской области. Решением УВМ УМВД России по Псковской области от 01 июня 2018 г. заявление Аванесовой Д.Р. о приеме в гражданство Российской Федерации отклонено в соответствии с пунктом «д» части 1 статьи 16 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве РФ» (далее ФЗ № 62-ФЗ), в связи с тем, что в заявлении ею недостоверно указаны сведения об отсутствии трудовой деятельности на территории Российской Федерации за последние 5 лет.
Однако при подаче заявления на участие в Программе истицей предоставлялись сведения о трудовой деятельности на территории Российской Федерации за последние 5 лет, УМВД России по Псковской области располагало данными сведениями.
Поскольку отсутствие сведений о трудовой деятельности является технической ошибкой при заполнении бланка заявления о приеме в гражданство Российской Федерации, умысла на сокрытие сведений не было, полагает решение от 01 июня 2018 г. незаконным, в связи с чем обратилась в суд с настоящим иском.
В судебном заседании Аванесова Д.Р. и ее представитель Привалов А.В. поддержали заявленные требования по основаниям, изложенным в иске.
Представитель УМВД России по Псковской области Рудакова Э.Б. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, пояснила, что оспариваемое решение соответствует требованиям закона. Аванесова Д.Р. при подаче заявления о приеме в гражданство РФ была предупреждена об ответственности за предоставление недостоверной информации. Допущенная техническая ошибка не может являться основанием для отмены принятого решения, поскольку указанная ошибка допущена по вине самой заявительницы. Требования по надлежащему оформлению и предоставлению информации носят обязательный характер. Аванесовой Д.Р. разъяснено право повторного обращения с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации по истечении одного года после принятия оспариваемого решения.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Аванесова Д.Р. ставит вопрос об отмене решения Псковского районного суда от 11 сентября 2018 г. как незаконного и необоснованного.
Указывает, что для отклонения заявления о приеме в гражданство Российской Федерации ответчик должен установить в судебном порядке факт сообщения заведомо ложных сведений.
Обращает внимание, что сведения о трудовой деятельности предоставлялись ею при обращении с заявлением об участии в Программе, отсутствие сведений в заявлении является технической ошибкой при заполнении бланка. Умысла на сокрытие сведений о себе, трудовой деятельности при оформлении гражданства Российской Федерации истица не имела и не имеет.
В соответствии с частью 1 статьи 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, возражениях относительно жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, выслушав явившихся лиц, судебная коллегия считает оспариваемое решение законным и обоснованным.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 07 июля 2017 г. Аванесова Д.Р., (дд.мм.гг.) г. рождения, имеющая гражданство Республики Узбекистан, обратилась в Консульский отдел посольства России в
Республике Узбекистан с заявлением об участии в Программе.
В пункте 16 заявления Аванесова Д.Р. сообщила, что сведения о трудовой деятельности за последние 10 лет, в т.ч. с сентября 2013 г. по 25 августа 2017 г.
В частности, в указанный период Аванесова Д.Р. работала продавцом продовольственных товаров в г. С.Петербург (с сентября 2014 г. – сентябрь 2015 г., с июня 2016 г. по июнь 2017 г.), массажисткой в Республике Узбекистан (с июня 2017 г. по 25 августа 2017 г.).
10 августа 2017 г. Аванесовой. Д.Р. выдано свидетельство участника Программы серии СС № 00372885.
25 сентября 2017 г. Аванесова Д.Р. принята на учет в качестве участника Программы.
02 марта 2018 г. Аванесова Д.Р. обратилась в УМВД России по Псковской области с заявлением о приеме ее в гражданство Российской Федерации.
В пункте 15 заявления она указала, что с марта по июль 2013 г. была трудоустроена, с августа 2013 г. по дату подачи заявления не работала.
Решением специалиста-эксперта ОВМ УВМ УМВД России по Псковской области, утвержденным Врио начальника УМВД России по Псковской области 01 июня 2018 г., заявление Аванесовой Д.Р. о приеме в гражданство Российской Федерации отклонено на основании пункта «д» части 1 статьи 16 ФЗ № 62-ФЗ, в связи с сообщением заведомо ложных сведений о ее трудовой деятельности за последние пять лет, предшествовавших дате обращения с заявлением.
ОВМ УВМ УМВД России по Псковской области при проведении проверки установлено, что по данным АС ЦБДУИГ МВД России имеется информация об оформлении УФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Аванесовой Д.Р. разрешения на трудовую деятельность по специальности техник-технолог сроком действия с 17 октября 2014 г. по 29 сентября 2015 г.
24 ноября 2015 г. между Аванесовой Д.Р. и ООО «Альфа» заключен трудовой договор.
02 июня 2016 г. Аванесовой Д.Р. УФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области оформлен патент.
Кроме того, при обращении с заявлением об участии в Программе Аванесова Д.Р. сообщила сведения о трудовой деятельности в 2014 – 2017 г.г.
Отказывая в удовлетворении исковых требований о признании незаконным решения УМВД России по Псковской области от 01 июня 2018 г. юобщены сведения о трудовой деятельности июня 2017 г.следних л об отклонении заявления о приеме в гражданство Российской Федерации, суд на основании положений части 7 статьи 14, пункта «д» части 1 статьи 16 ФЗ № 62-ФЗ, Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 1325, пришел к выводам, что Аванесовой Д.Р. в заявлении о приеме в гражданство Российской Федерации указаны недостоверные сведения о трудовой деятельности за последние пять лет; процедура получения гражданства Российской Федерации предусматривает необходимость указания в заявлении о приеме в гражданство достоверных и правдивых сведений; ответственность за оформление требуемых документов лежит на самом заявителе, который должен был убедиться в правильности указанных в нем данных; при этом наличие или отсутствие у заявителя цели ввести в заблуждение государственные органы не имеют правового значения для отклонения заявления о приеме в гражданство Российской Федерации; оспариваемое решение принято уполномоченным органов в соответствии с предоставленной компетенцией.
При этом судом установлено, что для проживания на территории РФ у Аванесовой Д.Р. имеются законные основания, поскольку она является участником Программы (свидетельство № (****) от 10 августа 2017 г. со сроком действия до 10 августа 2020 г.), имеет действующий национальный паспорт со сроком действия до 10 июня 2027 г., действующее разрешение на временное проживание в РФ со сроком действия до 02 ноября 2020 г., что в силу части 1 статьи 2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» подтверждает право Аванесовой Д.Р. на временное проживание в Российской Федерации, а также право на свободный въезд и выезд из страны.
Таким образом, по мнению суда первой инстанции, оспариваемое решение от 01 июня 2018 г. не уменьшает объем прав Аванесовой Д.Р. как иностранного гражданина, не возлагает на последнюю каких-либо дополнительных обязанностей и не создает препятствий для осуществления прав и свобод, не лишает возможности повторно обратиться с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда, поскольку они соответствует требованиям закона и обстоятельствам дела.
В силу статьи 30 ФЗ № 62-ФЗ орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальные органы осуществляют следующие полномочия, в частности, проверяют факты и представленные для обоснования заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации документы и в случае необходимости запрашивают дополнительные сведения в соответствующих государственных органах.
Указом Президента Российской Федерации от 21 декабря 2016 г. № 699 утверждено Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации, подпунктом 32 пункта 13 которого на территориальный орган возложены полномочия по осуществлению в соответствии с законодательством Российской Федерации прием и рассмотрение заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации.
Порядок рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации утвержден Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 1325 « Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации» (далее Положение).
Согласно пунктам 3-9 Положения при подаче заявления по вопросам гражданства заявитель предъявляет должностному лицу полномочного органа, ведающего делами о гражданстве Российской Федерации, заявление и иные документы, подтверждающие наличие установленных Федеральным законом оснований; ответы на содержащиеся в бланке заявления вопросы должны быть исчерпывающими; представление заявителем подложных документов или сообщение заведомо ложных сведений является основанием для отклонения заявления.
Территориальные органы Министерства внутренних дел Российской Федерации принимают в соответствии со своей компетенцией заявления от лиц, проживающих на территории Российской Федерации, проверяют соответствие заявлений, а также представляемых вместе с ними документов требованиям и условиям, предусмотренным Федеральным законом и настоящим Положением; рассматривают заявления о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации; решения об отклонении заявлений о приеме в гражданство Российской Федерации принимаются полномочными органами с учетом результатов проведенных проверок; решения по вопросам гражданства Российской Федерации принимаются по каждому заявлению отдельно, с указанием оснований принятого решения, утверждаются (подписываются) руководителем полномочного органа либо лицом, исполняющим его обязанности (пункты 30 – 37 Положения).
Согласно подпункту «д» пункта 1 статьи 16 ФЗ № 62-ФЗ отклоняются заявления о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации, о приеме в гражданство Российской Федерации и о восстановлении в гражданстве Российской Федерации, поданные лицами, которые использовали при подаче заявления подложные документы или сообщили заведомо ложные сведения.
Исходя из данных правовых норм, оспариваемое решение от 01 июня 2018 г. об отказе Аванесовой Д.Р. в приеме в гражданство Российской Федерации вынесено уполномоченным органом в установленном законодательством порядке.
В связи с этим, выводы суда первой инстанции об отсутствии оснований для признания оспариваемого решения от 01 июня 2018 г. незаконным являются обоснованными.
В графе 15 заявления о приеме в гражданство Российской Федерации Аванесова Д.Р. сообщила заведомо ложные сведения о трудовой деятельности за период с августа 2013 г. по март 2018 г., подлинность представленных документов и достоверность изложенных в заявлении сведений заявительница подтвердила собственноручной подписью.
Отсутствие в заявлении достоверных сведений о трудовой деятельности нельзя расценить как допущение технической ошибки при заполнении заявления.
Причины, по которым Аванесова Д.Р. не указала необходимые сведения о трудовой деятельности, не имеют правового значения при рассмотрении настоящего спора.
Доводы Аванесовой Д.Р. о том, что уполномоченный орган располагал сведениями о ее трудовой деятельности, которые были представлены при вступлении ее в Программу, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку в силу указанных выше правовых норм заявитель обязан сообщить исчерпывающие и достоверные сведения о трудовой деятельности при подаче заявления о приеме в гражданство Российской Федерации.
Более того, на момент вступления в Программу (25 августа 2017 г.) истица работала массажисткой в Республике Узбекистан, с этого момента до подачи заявления о приеме в гражданство Российской Федерации (02 марта 2018 г.) прошло более полугода, за этот период сведений о трудоустройстве в уполномоченный орган не представлено.
Факт сообщения заведомо ложных сведений устанавливается в судебном порядке в случае принятия уполномоченным органом решения об отмене ранее вынесенного решения о приобретении или прекращении гражданства Российской Федерации (статья 22 ФЗ № 62-ФЗ).
По настоящему делу оспаривается решение об отклонении заявления о приеме в гражданство Российской Федерации, поэтому не требуется устанавливать факт сообщения заведомо ложных сведений в судебном порядке.
Доводы, приводимые в апелляционной жалобе, не опровергают правильности выводов суда первой инстанции и в целом повторяют обстоятельства, указанные в обоснование административного заявления и правовую позицию, выраженную в суде первой инстанции, являвшиеся предметом исследования и нашедшие верное отражение и правильную оценку в решении суда, и основанием для отмены оспариваемого судебного акта не являются.
Судом первой инстанции не допущено нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного решения.
Руководствуясь изложенным и статьями 307, 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Псковского районного суда Псковской области от 11 сентября 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Аванесовой Д.Р. – без удовлетворения.
Председательствующий А.Г. Овчинников
Судьи: В.А. Мурин
М.М. Анашкина