1 инстанция 33-2195/2023
Судья Фишова О.С.
УИД№ 60RS0001-01-2023-003544-54
Производство№2-3053/2023
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
12 декабря 2023 года гор. Псков
Судебная коллегия по гражданским делам
Псковского областного суда
В составе:
председательствующего: Адаева И.А.
судей: Русаковой О.С., Дмитриевой Ю.М.
при секретаре: Корьякиной А.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Управлению министерства внутренних дел Российской Федерации по Псковской области об изменении приказа об увольнении в части, взыскании компенсации за неиспользованный отпуск, взыскании единовременного пособия при увольнении,
по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Псковского городского суда Псковской области от 6 сентября 2023года.
Выслушав доклад судьи Дмитриевой Ю.М., объяснения истца ФИО1, представителя ответчика ФИО2, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Управлению министерства внутренних дел Российской Федерации по Псковской области об изменении приказа об увольнении в части, взыскании компенсации за неиспользованный отпуск, взыскании единовременного пособия при увольнении.
Исковые требования мотивированы тем, что 17.04.2022 на основании приказа от 14.04.2022 №248 л\с истец уволена из органов внутренних дел по пункту 4 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 №342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (по выслуге лет).
Согласно вышеназванного приказа выслуга лет ФИО1 по состоянию на 17.04.2022 составила в календарном исчислении-21 год 03 месяца 14 дней, в льготном исчислении-21 год 04 месяца 00 дней, для выплаты единовременного пособия -11 лет 05 месяцев 22 дня.
С 18.04.2022 ФИО1 является получателем пенсии по выслуге лет.
При увольнении представителем нанимателя ей выплачено единовременное пособие в размере 2-х окладов денежного содержания (66048,00 рублей) исходя из выслуги лет -11 лет 05 месяцев 22 дня.
Полагает, что в указанной части приказ подлежит изменению, выслуга лет для выплаты единовременного пособия ей должна быть определена с учетом прохождения службы в УФСКН России по Псковской области за период с 01.07.2003 по 28.12.2016, в том числе и с учетом прохождения службы на должностях федеральной государственной службы и в качестве сотрудника, которая по состоянию на 28.12.2016 составила 15 лет 11 месяцев 26 дней в льготном исчислении и в календарном исчислении 13 лет 05 месяцев 26 дней.
В этой связи недоплата единовременного выходного пособия составила 171730 рублей (пять окладов денежного содержания из расчета размера оклада с учетом индексации по состоянию на 01.04.2023 -34346 рублей).
Кроме того, полагает, что с 2019 года она имела право на предоставление дополнительного отпуска за стаж службы в органах внутренних дел, однако с указанного периода дополнительный отпуск за стаж службы ей не предоставлялся, компенсация за неиспользованные дополнительные отпуска при увольнении не выплачивалась. Так, по состоянию на 01.01.2019 полагала, что с учетом ее выслуги лет- свыше 15 лет она имела на предоставление дополнительного отпуска в количестве 10 календарных дней, соответственно недоплата денежной компенсации за неиспользованный дополнительный отпуск при увольнении составила 40077,93руб.
Представитель УМВД России по Псковской области ФИО2 иск не признал. Пояснил, что в стаж службы для выплаты единовременного пособия при увольнении включаются только периоды службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и период замещения гражданином государственных должностей Российской Федерации. При этом замещение обязанностей государственного гражданского служащего не входит в расчет выслуги лет для выплаты выходного пособия. Так же указал, что права на дополнительный отпуск за стаж службы истец не имеет, так как ее выслуга в органах внутренних дел составляет менее 10 лет. Кроме того, заявил о пропуске предусмотренного законом срока для обращения с настоящим иском в суд.
Решением Псковского городского суда Псковской области от 6 сентября 2023 года постановлено об отказе ФИО1 в удовлетворении иска.
В апелляционной жалобе истец ФИО1 ставит вопрос об отмене судебного акта, ссылаясь на допущенные судом первой инстанции нарушения норм материального права. Полагает, что с учетом требований статьи 38 Федерального закона от 30.11.2011 №342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» ее выслуга лет составляет в календарном исчислении-21 год 03 месяца 14 дней. Считает, что указанный расчет выслуги лет должен применяться и для исчисления размера единовременного выходного пособия при увольнении. При этом ссылается, что стаж государственной гражданской службы должен входит в расчет выслуги лет. Соответственно в ее пользу необходимо взыскать недоплаченный размер единовременного выходного пособия. Указанный подход подлежит применению и при исчислении выслуги лет для установления дополнительного отпуска за стаж службы, который с 2019 года ей не предоставлялся, компенсация за неиспользованные отпуска при увольнении в полном объеме не была выплачена. Полагает, что предусмотренный законом срок обращения с иском в суд не пропущен, поскольку о нарушении своего права она узнала 15.04.2022, когда была ознакомлена с приказом об увольнении и получила соответствующие выплаты, а исковое заявление направила в суд 13.04.2023, т.е. в установленный законом срок.
В соответствии с требованиями части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия рассматривает дело в пределах доводов апелляционной жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении иска ФИО1, пришел к выводу, что период государственной гражданской службы в УФСКН с 01.07.2003 по 28.12.2016 не подлежит включению в стаж службы в органах внутренних дел для выплаты единовременного выходного пособия.
Относительно права на дополнительный отпуск за выслугу лет, начиная с 2019 года, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии у ФИО1 права на его предоставление, поскольку выслуга лет за период ее службы в органах внутренних дел составила менее 10 лет, то оснований для выплаты соответствующей компенсации за неиспользованные дополнительные отпуска при увольнении не имеется.
Кроме того, суд первой инстанции в качестве самостоятельного основания для отказа в иске указал на пропуск истцом предусмотренного законом срока обращения в суд с иском.
Выводы суда мотивированы, основаны на нормах материального права и материалах дела.
Правоотношения, связанные с поступлением на службу в органы внутренних дел, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) сотрудника органов внутренних дел, регулируются Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ).
Стаж службы (выслуга лет) в органах внутренних дел исчисляется в порядке, установленном статьей 38 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ.
Стаж службы (выслуга лет) в органах внутренних дел исчисляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, в целях назначения пенсии за выслугу лет, ежемесячной надбавки за стаж службы (выслугу лет), выплаты единовременного пособия при увольнении сотрудника органов внутренних дел, предоставления дополнительного отпуска за стаж службы в органах внутренних дел, предоставления иных социальных гарантий, поощрения, представления к награждению государственными наградами Российской Федерации и ведомственными знаками отличия (часть 1 статьи 38 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ).
В соответствии с пунктами 1, 5, 6 части 2 статьи 38 вышеназванного Закона в стаж службы (выслугу лет) в органах внутренних дел включаются:
-период замещения сотрудником органов внутренних дел должностей в органах внутренних дел;
-период прохождения гражданином военной службы, службы в федеральной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации;
- период замещения гражданином государственных должностей Российской Федерации.
Согласно части 4 статьи 38 Федерального закона в стаж службы (выслугу лет) в органах внутренних дел включаются: для выплаты единовременного пособия при увольнении сотрудника органов внутренних дел - периоды, указанные в части 2 настоящей статьи (в календарном исчислении).
Таким образом, Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ законодателем четко разграничен подход к расчету выслуги лет сотрудника органов внутренних дел для различных целей.
Так, для выплаты единовременного пособия сотрудника при увольнении учитываются, в том числе, и период прохождения службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, период замещения сотрудником органов внутренних дел должностей в органах внутренних дел, период замещения гражданином государственных должностей Российской Федерации.
Как видно из материалов дела 17.04.2022 на основании приказа от 14.04.2022 №248 л\с истец уволена из органов внутренних дел по пункту 4 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 №342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (по выслуге лет).
Согласно вышеназванного приказа выслуга лет ФИО1 по состоянию на 17.04.2022 составила в календарном исчислении-21 год 03 месяца 14 дней, в льготном исчислении-21 год 04 месяца 00 дней, для выплаты единовременного пособия -11 лет 05 месяцев 22 дня ( л.д. 25).
Проверяя доводы истца о неправильно произведенном расчете выслуги лет истца для выплаты единовременного пособия при увольнении, судебная коллегия приходит к следующему.
Из дела видно, что истец в период с 01.07.2003 по 28.12.2016 проходила службу в УФСКН России по Псковской области, в том числе и на должностях федеральной государственной гражданской службы и в качестве сотрудника.
Так, согласно представленного суду расчета выслуги лет истца для целей назначения пенсии по выслуге лет следует, что 01.07.2003 по 17.07.2013 ФИО1 в УФСКН занимала должности государственной гражданской службы.
Указанный период обоснованно не включен ответчиком в расчет выслуги лет для назначения размера единовременного пособия сотрудника при увольнении, как не предусмотренный законом.
Довод апелляционной жалобы о включении в расчет выслуги лет для выплаты единовременного пособия при увольнении периода замещения должностей государственной гражданской службы, основан на неверном толковании норм материального права.
Так, в соответствии с пунктом 6 части 2 статьи 38 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ период замещения гражданином государственных должностей Российской Федерации включается в выслугу лет сотруднику органов внутренних дел.
В то же время истец не занимала государственную должность Российской Федерации в соответствии со Сводным перечнем государственных должностей Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 11 января 1995 года №32 «О государственных должностях Российской Федерации», а замещала должности государственной гражданской службы в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", что не предусматривает включение в выслугу лет для выплаты единовременного пособия при увольнении указанного периода.
Правовая позиция истца о необходимости включения спорного периода замещения ею должности государственной гражданской службы в выслугу лет для расчета единовременного пособия при увольнении со ссылкой на Постановление Правительства Российской Федерации от 06.04. 2013 №303 (в редакции №1, действующей в период спорных правоотношений с 18.04.2013) "Об определении периодов, подлежащих включению в общую продолжительность службы, и порядка исчисления общей продолжительности службы для выплаты сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации единовременного пособия при увольнении, выплаты оклада по специальному званию гражданам, уволенным со службы в указанных учреждениях и органах без права на пенсию и имеющим общую продолжительность службы в них менее 20 лет, а также для предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения", является несостоятельной, ввиду следующего.
В пункте 1 вышеназванного Постановления Правительства указано на установление при определении периодов, подлежащих включению в общую продолжительность службы, и при исчислении общей продолжительности службы для выплаты сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации единовременного пособия при увольнении, выплаты оклада по специальному званию гражданам, уволенным со службы в указанных учреждениях и органах без права на пенсию и имеющим общую продолжительность службы в них менее 20 лет, а также для предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения применяется соответствующий порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсий лицам, проходившим службу в указанных учреждениях и органах, устанавливаемый Правительством Российской Федерации. При этом периоды, подлежащие включению в выслугу лет для назначения пенсий лицам, проходившим службу в указанных учреждениях и органах, включаются в общую продолжительность службы в календарном исчислении.
Однако, указанное Постановление Правительства Российской Федерации от 06.04.2013 № 303 не подлежит применению к спорным правоотношениям, поскольку регулирует порядок выплаты единовременного пособия сотрудников органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, уволенным со службы без права на пенсию и имеющим общую продолжительность службы в указанных органах не менее 20 лет, тогда как истец на дату увольнения из УФСКН не имела требуемой продолжительности государственной гражданской службы и службы в качестве сотрудника УФСКН.
На дату увольнения истца из органов внутренних дел - 17.04.2022 Постановление Правительства Российской Федерации от 06.04.2013 №303 в указанной редакции утратило свою силу, соответственно вопрос о правильности расчета выслуги лет истца для выплаты единовременного пособия при увольнении по выслуге лет (т.е. в связи с возникшем у истца правом на пенсию по выслуге лет) правомерно разрешен с учетом требований Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ.
В этой связи, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии законных оснований для внесения изменений в приказ об увольнении истца в части касающейся расчета выслуги лет для выплаты единовременного пособия при увольнении, поскольку в указанный расчет вошли периоды именно службы в УФСКН в качестве сотрудника и в органах внутренних дел, а также включен период обучения из расчета 02 года 06 месяцев, 00 дней, что составило 11 лет 05 месяцев 22 дня.
В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ сотрудникам, общая продолжительность службы в органах внутренних дел которых составляет 20 лет и более, при увольнении со службы в органах внутренних дел выплачивается единовременное пособие в размере семи окладов денежного содержания, а сотрудникам, общая продолжительность службы в органах внутренних дел которых составляет менее 20 лет, при увольнении со службы в органах внутренних дел выплачивается единовременное пособие в размере двух окладов денежного содержания. При этом оклад денежного содержания определяется исходя из должностного оклада и оклада по специальному званию, установленных сотруднику на день увольнения со службы
Соответственно, произведенный ответчиком расчет единовременного денежного пособия истцу при увольнении в размере 2-х окладов денежного содержания соответствует вышеприведенным требованиям Закона.
Относительно требований истца о выплате ей денежной компенсации при увольнении за неиспользованные дополнительные отпуска, начиная с 2019 года, суд первой инстанции правомерно исходил из отсутствия права истца на дополнительный отпуск, в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 38 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ в стаж службы (выслугу лет) в органах внутренних дел включаются: для предоставления дополнительного отпуска за стаж службы в органах внутренних дел - периоды, указанные в пунктах 1 - 8 части 2 настоящей статьи (в календарном исчислении).
В соответствии с пунктом 1-8 части 2 статьи 38 вышеназванного Федерального закона в стаж службы (выслугу лет) в органах внутренних дел включаются: период замещения сотрудником органов внутренних дел должностей в органах внутренних дел; период нахождения сотрудника органов внутренних дел в распоряжении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом; период прикомандирования сотрудника органов внутренних дел в соответствии со статьей 32 настоящего Федерального закона; период приостановления сотрудником органов внутренних дел службы в органах внутренних дел в соответствии с частью 1 статьи 37 настоящего Федерального закона; период прохождения гражданином военной службы, службы в федеральной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации; период замещения гражданином государственных должностей Российской Федерации; период замещения гражданином должностей в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации, по которым предусмотрено присвоение классных чинов, период замещения гражданином должностей в таможенных органах Российской Федерации, следственных органах и учреждениях Следственного комитета Российской Федерации, по которым предусмотрено присвоение специальных званий.
Дополнительный отпуск за стаж службы в органах внутренних дел предоставляется сотрудникам органов внутренних дел в календарном исчислении из расчета: от 10 до 15 лет службы - 5 календарных дней; от 15 до 20 лет службы - 10 календарных дней; более 20 лет службы - 15 календарных дней (часть 2 статьи 58 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ).
Оценивая права истца на предоставление дополнительного отпуска, суд первой инстанции принял во внимание, что с учетом периодов работы истца в УФСКН России по Псковской области в должности сотрудника и в органах внутренних дел ее стаж службы (выслуга лет) составила 08 лет 08 месяцев 28 дней. Соответственно права на дополнительный отпуск истец не приобрела.
Довод апелляционной жалобы о включении в указанный расчет всего периода службы в УФСКН России по Псковской области, как по замещаемой ею должности государственной гражданской службы, так и в качестве сотрудника, является несостоятельным, противоречащим вышеприведенным нормам материального права, не предусматривающим включение в указанный расчет именно периода замещения ею должности государственной гражданской службы. В этой связи указанная правовая позиция истца основана на ошибочном толковании положений Федерального закона №342-ФЗ.
Кроме того, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о пропуске истцом, предусмотренного законом срока обращения в суд с настоящим иском, по следующим основаниям.
В соответствии с частью 4 статьи 72 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ сотрудник органов внутренних дел или гражданин, поступающий на службу в органы внутренних дел либо ранее состоявший на службе в органах внутренних дел, для разрешения служебного спора может обратиться к руководителю федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченному руководителю либо в суд в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а для разрешения служебного спора, связанного с увольнением со службы в органах внутренних дел, в течение одного месяца со дня ознакомления с приказом об увольнении.
Таким образом, специальных законом, регулирующим спорные правоотношения, предусмотрен срок обращения в суд сотрудника органов внутренних дел, в том числе и ранее состоявшего на службе, в течение трех месяцев, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права.
Как следует из Определения Конституционного Суда РФ от 31.05.2022 N 1333-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина ФИО3 на нарушение его конституционных прав частью 4 статьи 72 Федерального закона "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сам по себе этот срок не может быть признан неразумным и несоразмерным, поскольку направлен на быстрое и эффективное восстановление нарушенных прав сотрудника органов внутренних дел и является достаточным для обращения в суд. Лицам, не реализовавшим свое право на обращение в суд в указанный срок по уважительным причинам, предоставляется возможность восстановить этот срок в судебном порядке.
В этой связи оснований для применения к спорным правоотношениям части 2 статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации, предусматривающей право работника обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении, судебная коллегия не находит.
Истец, обращаясь в суд с иском о защите нарушенного права 13.04.2023, пропустила предусмотренный специальным законом трехмесячный срок для обращения в суд с настоящим иском, тогда как о нарушении своего права ей было известно 15.04.2022, когда ее ознакомили с приказом об увольнении с 17.04.2022 и произвели соответствующие выплаты.
Вопрос об уважительности причин пропуска указанного срока был предметом обсуждения в судебном заседании суда первой инстанции от 31 августа 2023 года, при этом ходатайство о восстановлении пропущенного срока для обращения в суд с иском истец не заявляла, уважительность причин пропуска данного срока не мотивировала, ссылаясь на уточнение правой базы на протяжении всего периода времени, начиная с даты увольнения 17.04.2022 (л.д. 125 том1).
В этой связи суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии у истца объективных причин, реально препятствующих ей своевременно реализовать право на судебную защиту нарушенных прав.
При таких обстоятельствах судебная коллегия находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным, не подлежащим отмене по доводам апелляционной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Псковского городского суда Псковской области от 6 сентября 2023года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев со дня вынесения через суд первой инстанции.
Председательствующий: И.А. Адаев
Судьи: О.С. Русакова
Ю.М. Дмитриева