Судья <данные изъяты> № 33-991/2020
Дело № 2-415/2020
УИД № 60RS0001-01-2019-009871-21
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
11 июня 2020 года гор. Псков
Судебная коллегия по гражданским делам
Псковского областного суда
В составе:
председательствующего: Спесивцевой С.Ю.
судей: Малыгиной Г.В., Дмитриевой Ю.М.
при секретаре: Гусаровой Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Псковского городского суда Псковской области от 10 марта 2020 года, которым постановлено:
В иске ФИО1 к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Пскове и Псковском районе Псковской области (межрайонное) о взыскании компенсации морального вреда, индексации недополученной пенсии, об обязании произвести перерасчет размера страховой пенсии с учетом периодов работы в качестве индивидуального предпринимателя, отказать.
Выслушав доклад судьи Дмитриевой Ю.М., объяснения представителя ответчика ФИО2, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратилась с иском, уточненным в порядке статьи 39 ГПК РФ, к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Пскове и Псковском районе Псковской области (межрайонное) об обязании произвести перерасчет размера страховой пенсии с учетом периодов работы в качестве индивидуального предпринимателя, индексации недополученной пенсии, взыскании компенсации морального вреда.
В обоснование исковых требований указала, что с 08.08.2013 является получателем страховой пенсии по старости. В декабре 2019г. выяснилось, что по вине ответчика размер назначенной ей пенсии исчислен без учета сумм дохода от предпринимательской деятельности за 2000 - 2001 гг., в связи с чем ей произведена доплата за период с августа 2013 г. по декабрь 2019 г. в сумме 48548,50 руб. При этом с данной суммы произведено удержание по исполнительному листу в размере 12137,12 руб., хотя исполнительный лист предъявлен к исполнению только в марте 2018г. Ссылаясь на недостаточность семейного бюджета, вызванного недоплатой пенсии, просила взыскать компенсацию морального вреда в размере 200 000 руб.
Кроме того, просила взыскать сумму индексации пенсии в размере 23691,66 руб., поскольку с 2013 г. произошло обесценивание денежной массы в связи с инфляционными процессами; также включить в общий трудовой и страховой стаж периоды работы в качестве индивидуального предпринимателя с 01.01.2004 по 01.01.2006, произвести перерасчет пенсии с учетом данных периодов.
В судебном заседании истец уточненные требования поддержала, указав, что работая в качестве ИП, всегда платила необходимые взносы, иначе была бы привлечена к ответственности. Кроме того, имеется справка налогового органа о том, что на 2003 - 2004 гг. ФИО1 не имеет задолженности перед бюджетом и внебюджетными фондами.
Представитель ответчика ФИО3 иск не признала, указав, что сведений в выписке из лицевого счета об уплате истцом как ИП страховых взносов за спорные периоды с 01.01.2002 по 31.12.2005 не имеется, поэтому учесть данные периоды для подсчета стажа и размера пенсии не представляется возможным. На момент назначения истцу пенсии в 2013 г. в выписке из лицевого счета не было сведений о страховых взносах за период с апреля 1999г. по 31.12.2001. После обращения ФИО1 к ответчику в ноябре 2019г. лицевой счет истца был откорректирован и учтены страховые взносы за данные периоды, размер страховых взносов за 2000 - 2001 гг. учтен для коэффициента по заработной плате как наиболее выгодного варианта расчета, поэтому размер пенсии пересмотрен с момента назначения. Моральный вред не подлежит взысканию, так как нарушено имущественное право истца (получение пенсии в ненадлежащем размере).
Судом постановлено вышеназванное решение.
В апелляционной жалобе истец ставит вопрос об отмене судебного акта, ссылаясь на допущенные судом первой инстанции нарушения норм материального права. Апеллянт, оспаривая выводы суда об отказе в удовлетворении иска, указывает на то, что по вине ответчика ей начислена и длительное время (с 2013г.) выплачивалась пенсия в меньшем размере, и только после её обращения в 2019г. произведен перерасчет, и то выплата произведена не в полном объеме, а за вычетом суммы, взысканной по исполнительному листу, что нарушает ее права.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явилась истец ФИО1, уведомленная о рассмотрении дела надлежащим образом.
Принимая во внимание положения статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия полагает необходимым рассмотреть дело в отсутствие указанного лица.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия рассматривает дело в пределах доводов апелляционной жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", который вступил в действие с 01.01.2015, предусмотрено и регулируется возмещение материальных потерь в связи с ростом потребительских цен.
В соответствие с п.п. 21, 22 ст. 15 ФЗ №400-ФЗ (действие которых приостановлено с 01.01.2019, в связи с введением другого механизма индексации) стоимость одного пенсионного коэффициента ежегодно с 1 февраля увеличивается на индекс роста потребительских цен за прошедший год, размер которого устанавливается Правительством Российской Федерации.
При этом ежегодное увеличение стоимости пенсионного коэффициента не может быть менее индекса роста потребительских цен за прошедший год.
Согласно п.п. 6, 7 ст. 16 ФЗ №400-ФЗ (действие которых приостановлено с 01.01.2019, в связи с введением другого механизма индексации) размер фиксированной выплаты к страховой пенсии подлежит ежегодной индексации с 1 февраля на индекс роста потребительских цен за прошедший год.
Ежегодно с 1 апреля Правительство Российской Федерации вправе принять решение о дополнительном увеличении размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом роста доходов Пенсионного фонда Российской Федерации. Коэффициент индексации (дополнительного увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии определяется Правительством Российской Федерации.
Механизм индексации-размера страховой части трудовой пенсии по старости и размера трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца (включая фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости и трудовых пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца) был предусмотрен и в п. 6 ст. 17 Федерального закона от 17.12.2001 N173-ФЗ: при росте цен за каждый календарный квартал не менее чем на 6%, при меньшем уровне роста цен, но не менее чем на 6% за каждое полугодие, в случае роста цен за соответствующее полугодие менее чем на 6%, в случае, если годовой индекс роста среднемесячной заработной платы в Российской Федерации превысит суммарный коэффициент произведенной индексации размера страховой части трудовой пенсии.
Коэффициент индексаций размера страховой части трудовой пенсии по старости и размеров трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца определяется Правительством Российской Федерации исходя из уровня роста цен за соответствующий период.
Из приведенных нормативных положений следует, что законом установлен механизм индексации трудовых пенсий, посредством которого обеспечивается жизнедеятельность пенсионера, поддерживается покупательная способность его доходов, а также возможность нести расходы по обязательным платежам и сборам, оплачивать услуги.
Коэффициент индексации трудовых пенсий определяется исходя из уровня роста цен за соответствующий период, то есть при его определении учитываются инфляционные процессы.
Судом установлено, что 08.08.2013 ФИО1 обратилась в УПФ за назначением трудовой пенсии по старости.
Решением (протоколом) пенсионного органа от 30.09.2013 истцу с 08.08.2013 назначена досрочная трудовая (в настоящее время страховая) пенсия по старости, в соответствии с п.п.1 п.1 ст.28 Федерального Закона от 17.12.2011 №173 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», как одному из родителей инвалидов с детства, воспитавшему их до достижения ими возраста 8 лет при наличии страхового стажа не менее 15 лет (л.д. 96).
Расчет пенсии произведен по п.4 ст.30 Федерального закона от 17.12.2001 N173-ФЗ с учетом периодов обучения, ухода за детьми до трех лет, ухода за ребенком-инвалидом в перерывах между периодами работы (л.д.12 - 14).
06.11.2019 ФИО1 направила в УПФ заявление с просьбой предоставить расчет размера получаемой ею пенсии (л.д.17, 27)
04.12.2019 пенсионный орган направил истцу ответ, в котором подробно изложил механизм расчета размера пенсии истца по п.4 ст.30 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ. В приложениях №№ (****) к ответу ФИО1 направлены расчеты отношения по заработной плате за периоды 1977 г. (9 месяцев), 1978 г., 1979 г. (2 месяца), 1998 г. (2 месяца), 1999 г. (3 месяца).
Учтены суммы уплаченных страховых взносов за период с 01.01.2006 по 31.03.2011 в период предпринимательской деятельности истца.
После назначения пенсии в последующем производились предусмотренные законом индексации.
На основании заявлений истца в УПФ от 16.08.2017, 01.09.2017 ФИО1 произведена замена периода учебы на периоды ухода за детьми, 09.07.1980 и 03.07.1982 годов рождения, до полутора лет и период ухода за ребенком - инвалидом.
При проверке выплатного дела, после обращения истца в 2019г., выяснилось, что в выписке из лицевого счета застрахованного лица отсутствуют суммы дохода от предпринимательской деятельности за 2000 – 2002гг. Размер назначенной ей пенсии исчислен без учета сумм дохода от предпринимательской деятельности за 2000-2001 гг. Лицевой счет был откорректирован, доход за указанные года учтен при расчете отношения по заработной плате, размер пенсии пересмотрен. В связи с чем ФИО1 произведена доплата за период с августа 2013 г. по декабрь 2019 г. в сумме 48548,50 руб. (л.д. 8-11, 16).
С 01.09.2017 общий размер пенсии составлял 6919,30 руб., на 01.12.2019 общий размер пенсии составлял 7681,38 руб.
ФИО1 зарегистрирована в системе государственного пенсионного страхования 19.02.1999.
Из выписки из лицевого счета застрахованного лица видно, что на 08.08.2013 сведений о страховых взносах за 1999, 2000, 2001 гг. не имеется. Данные об уплате фиксированного платежа начинаются с 2006 г. (л.д. 60 - 64).
Из материалов дела видно, что 09.08.2013 УПФ направило запрос в МИФНС России №1 по Псковской области о предоставлении сведений о доходах ФИО1 как индивидуального предпринимателя (л.д.78).
Из ответа МИФНС России №1 по Псковской области от 22.08.2013 следует, что ФИО1 с 01.04.1999 являлась плательщиком единого налога на вмененный доход. Сумма налога, перечисленного в бюджет, составляет с 01.04.1999 по 31.12.1999 - 1 440 руб., за 2000 г. - 4 957 руб., за 2001 г. - 11 567 руб. (л.д. 77).
09.09.2013 УПФ выдало ИП ФИО1 справку в том, что за периоды в 1998г. с дохода 908 руб., с 01.01.1999 по 31.03.1999 с дохода 1 230 руб. уплата страховых взносов не производилась (л.д. 79).
Из пояснений представителя УПФ, а так же из представленных в судебном заседании скриншотов информации из индивидуального лицевого счета застрахованного лица из базы данных Управления следует, что в лицевой счет истца 26.08.13 внесена информация о сумме страховых взносов за 1999 - 2001 гг., исходя из сведений МИФНС №1 по ПО (л.д. 80 - 82).
В выписке из лицевого счета застрахованного лица на 26.11.2019 имеются сведения о страховых взносах за 1999, 2000, 2001 гг. (л.д. 83 - 85).
Таким образом, суд первой инстанции установил, что размер пенсии, исчисленный УПФ при назначении истцу пенсии, пересмотрен на основании сведений, поступивших после проверки пенсионным органом лицевого счета истца на 08.08.2013.
Согласно п. 4 ст. 28 Федерального закона "О страховых пенсиях" в случае обнаружения органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ошибки, допущенной при установлении и (или) выплате страховой пенсии, установлении, перерасчете размера, индексации и (или) выплате фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), производится устранение данной ошибки в соответствии с законодательством Российской Федерации. Установление указанной пенсии или выплаты в размере, предусмотренном законодательством Российской Федерации, или прекращение выплаты указанной пенсии или выплаты в связи с отсутствием права на них производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была обнаружена соответствующая ошибка.
Для устранения указанной ошибки территориальный орган ПФР осуществляет действия в зависимости от последствий допущенной ошибки с оформлением распорядительных документов.
В случаях, когда вследствие ошибки, допущенной пенсионным органом при установлении пенсии, пенсионер недополучил причитающиеся ему суммы пенсии, положения п. 4 ст. 28 Федерального закона "О страховых пенсиях", должны применять с учетом положений ч. 2 ст. 26 указанного Закона, в соответствии с которыми страховая пенсия, не полученная своевременно по вине пенсионного органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.
Недополученная ФИО1 пенсия перечислена полностью, обоснованных возражений против расчета размера недополученной пенсии истцом не предъявлено.
В связи с чем у суда первой инстанции оснований для удовлетворения требований истца об индексации недополученной пенсии не имелось.
Правоотношения сторон по данному делу не носят гражданско-правовой характер, а возникли по поводу выплаты пенсии, однако установленный специальным законом механизм и порядок индексации пенсии не предусматривает увеличение ее размера в связи с ростом индекса потребительских цен в субъекте Российской Федерации по месту жительства пенсионера.
Подробный расчет доплаты пенсии истцу представлен в справке, в которой, начиная с 08.08.2013 помесячно отражены все начисления доплат к пенсии с учетом изменения прожиточного минимума, индексаций, ФСД (л.д.57 - 59).
Отказывая в удовлетворении требований истца в части включения в страховой стаж периодов работы в качестве индивидуального предпринимателя с 01.01.2004 по 01.01.2006, а также обязании произвести перерасчет пенсии с учетом данных периодов, суд исходил из того, что страховые взносы предпринимателем ФИО1 за указанный период не уплачивались.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда в силу следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального закона "О страховых пенсиях", право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона № 400-ФЗ, при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с ФЗ от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального
(персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством РФ.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Согласно ст. 11 Федерального закона от 28.12.2014 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. Аналогичные положения закреплены в п. 1 ст. 10 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В силу статьи 28 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании" индивидуальные предприниматели уплачивают суммы страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа с 01 января 2002 г.
Как следует из выписки из лицевого счета застрахованного лица сведений об уплате ФИО1 обязательных платежей (страховых взносов) как индивидуальным предпринимателем за период с 01.01.2002 по 31.12.2005 не имеется.
При этом период 2001 г. (доход за данный период в связи с оплатой единого налога на вмененный доход) учтен. Также включен в стаж период деятельности истца в качестве индивидуального предпринимателя с 01.01.2006.
В разъяснениях, данных в абз. 3 п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" установлено, что неуплата страховых взносов физическими лицами, являющимися страхователями (к примеру, индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, главы фермерских хозяйств), исключает возможность включения в страховой стаж этих лиц периодов деятельности, за которые ими не уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Статья 10 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", статья 89 Закона РФ от 20.11.1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" также устанавливали возможность включения в трудовой стаж только тех периодов индивидуальной трудовой деятельности в качестве предпринимателя, за которые уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.
Определяя в Федеральном законе от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" круг лиц, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование (застрахованные лица), законодатель включил в их число граждан, самостоятельно обеспечивающих себя работой, в том числе, индивидуальных предпринимателей, и закрепил, что они одновременно являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию и обязаны уплачивать в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации страховые взносы (пп. 2 п. 1 ст. 6, п. 1 ст. 7, п. 2 ст. 14).
Согласно п. 6 Постановления Правительства РФ от 02.10.2014 N 1015 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий" к уплате страховых взносов при применении настоящих Правил приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 г., единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности.
В п. 20 названного действующего Постановления Правительства Российской Федерации также содержатся указание на то, что периоды осуществления предпринимательской деятельности, в течение которой индивидуальным предпринимателем уплачивался единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности, подтверждаются свидетельством об уплате единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности и иными документами, выданными территориальными налоговыми органами в установленном порядке.
Таким образом, положения действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, возможность учета предпринимательской деятельности в страховой стаж ставят в зависимость от уплаты гражданином страховых взносов именно в период осуществления этой деятельности.
При этом законодатель определил перечень документов, подтверждающих уплату таких взносов:
взносов на государственное социальное страхование за период до 1 января 1991 г. - документами финансовых органов или справками архивных учреждений;
страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период до 1 января 2001 г. и после 1 января 2002 г. - документами территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации;
единого социального налога (взноса) за период с 1 января по 31 декабря 2001г. - документами территориальных налоговых органов.
Вместе с тем, в материалы дела доказательств, отвечающих требованиям относимости и допустимости, подтверждающих тот факт, что истец, будучи индивидуальным предпринимателем, своевременно и в полном объеме производила оплату страховых взносов за спорные периоды, не содержат, что исключает возможность включения данных периодов в страховой стаж лица.
Представленные истцом квитанции об оплате единого налога на вмененный доход после 2001 г. и справки налогового органа об отсутствии задолженности у ФИО1 перед бюджетом и внебюджетными фондами на 27.01.2004 и 18.11.2003 не являются документами, подтверждающими уплату гражданином страховых взносов.
Разрешая требования о компенсации морального вреда и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции, с учетом пункта 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», пришел к правильному выводу, что доказательств совершения ответчиком каких-либо неправомерных действий, нарушающих личные неимущественные права истца либо посягающие на принадлежащие ему другие нематериальные блага не представлено.
Довод апелляционной жалобы о нарушении ответчиком её конституционных прав на получение социального обеспечения по возрасту в полном объеме не могут служить основанием для отмены решения, поскольку на дату назначения пенсии сведений о доходах истца от предпринимательской деятельности за 2000 – 2002гг. не имелось, данные сведения поступили позже, в данном случае имеется ошибка пенсионного органа. Размер пенсии истца после устранения допущенной ошибки приведен в соответствие с законом.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным, не подлежащим отмене по доводам апелляционной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Псковского городского суда Псковской области от 10 марта 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий: С.Ю. Спесивцева
Судьи: Г.В. Малыгина
Ю.М. Дмитриева