НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Псковского областного суда (Псковская область) от 10.02.2015 № 33-187/2015

  Судья Лепихина М.Н. Дело № 33-187/2015

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 10 февраля 2015 года г. Псков

Судебная коллегия по гражданским делам

Псковского областного суда

 в составе:

 председательствующего Новиковой Л.А.,

 судей Дмитриевой Ю.М. и Спесивцевой С.Ю.,

 при секретаре Ищенко О.В.,

 рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе военного комиссариата Псковской области на решение Псковского городского суда Псковской области от 6 ноября 2014 года, которым постановлено:

 Исковое заявление Костиной Н.М., действующей в интересах несовершеннолетних С.Я. и С.И.И. , к Военному комиссариату Псковской удовлетворить частично.

 Признать право С.Я. и С.И.И.  на повышение пенсии по случаю потери кормильца в соответствии с п. «г» ч.1 ст. 45 Закона РФ от 12.02. 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

 Взыскать с Военного комиссариата Псковской области в пользу Костиной Н.М., действующей в интересах несовершеннолетних С.Я. и С.И.И. , недополученную пенсию по случаю потери кормильца за период с 07.05.2012 года по 28.02.2014 года в размере *** руб.

 Обязать Военный комиссариат Псковской области выплачивать Костиной Н.М., действующей в интересах несовершеннолетних С.Я. и С.И.И. , повышение к каждой пенсии по случаю потери кормильца в размере, предусмотренном п. «г» ч.1 ст. 45 Закона РФ от 12.02. 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», с 01.03.2014 года до возникновения обстоятельств, влекущих прекращение выплаты пенсии по случаю потери кормильца.

 Признать право С.Я. и С.И.И.  на пересмотр ежемесячной денежной компенсации, предусмотренной п. 9 ст. 3 Федерального закона от 07.11.2011 года №306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат».

 Обязать Военный комиссариат Псковской области осуществить пересмотр ежемесячной денежной компенсации, предусмотренной п. 9 ст. 3 Федерального закона от 07.11.2011 года №306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», С.Я. и С.И.И.  с 01.03.2014 года

 В остальной части иска отказать.

 Выслушав доклад судьи Новиковой Л.А., объяснения Костиной М.Н. и её представителя Кузиной Н.В., возражавших против удовлетворения жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

 Костина Н.М., действующая в интересах несовершеннолетних С.Я. и С.И.И. , обратилась в суд с иском к военному комиссариату Псковской области с иском о признании права на повышение пенсии по случаю потери кормильца, взыскании недополученной пенсии, обязании выплачивать повышение к пенсии по случаю потери кормильца, о признании права на пересмотр ежемесячной денежной компенсации и обязании осуществить пересмотр ежемесячной денежной компенсации.

 В обоснование заявленных требований указано, что отец несовершеннолетних С.И. погиб, С.Я. и С.И.И.  назначена пенсия по случаю потери кормильца, которая выплачивается без повышения, предусмотренного ст. 3 Закона «О ветеранах» и п. «г» ч.1 ст. 45 Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», чем нарушаются их права. В перерасчете пенсии отказано.

 В связи с гибелью С.И. несовершеннолетним детям и матери погибшего- С.Т. назначена ежемесячная денежная компенсация (далее ЕДК). С.Т. (мать погибшего) умерла, поэтому Костина Н.М. обратилась к ответчику с заявлением о перерасчете ЕДК в связи с изменением состава семьи, но ей было отказано.

 Просит с учетом уточнений признать право несовершеннолетних на повышение пенсии по случаю потери кормильца, взыскать с ответчика недополученную пенсию по случаю потери кормильца за период с 01.03.2000 года по 28.02 2014 года в сумме *** руб. каждому, обязать ответчика выплачивать повышение к пенсии с 01.03.2014 года, судебные расходы на оформление доверенности в размере *** рублей, признать право на пересмотр ЕДК, обязать ответчика пересмотреть ЕДК с 01.03.2014 года.

 Представитель ответчика- военного комиссариата Псковской области Кузавка И.В. возражала против удовлетворения заявленных требований, указав в возражениях, что реализация мер социальной поддержки осуществляется по предъявлении удостоверений, удостоверение ветерана боевых действий С.И. не выдавалось, соответствующие изменения в Федеральный закон «О ветеранах» были внесены после его гибели, повышение пенсии носит личностный характер, оснований для повышения пенсии и перерасчета ЕДК не имеется.

 Представитель третьего лица - войсковой части №*** в судебное заседание не явился, возражений не представил.

 Судом постановлено вышеуказанное решение.

 В апелляционной жалобе военного комиссариата Псковской области ставится вопрос об отмене решения суда в связи с нарушением норм материального права. Со ссылкой на ст. 1110, 1084, 1089 ГК РФ указано, что право на получение ЕДК является субъективным правом лица и не переходит к наследникам в порядке универсального правопреемства. По мнению апеллянта оснований для повышения пенсий, предусмотренных ст. 45 ФЗ №4468-1, у Семеновых не имеется. Ссылается на то, что действия закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только когда это прямо предусмотрено законом, удостоверение ветерана боевых действий С.И. не выдавалось.

 Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

 При вынесении решения суд первой инстанции, проанализировав положения Закона РФ от 12 февраля 1993 года № 4468 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», Федерального закона от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах», Федерального закона от 7 ноября 2011 года №306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», Постановления Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2012 года №142 «О финансовом обеспечении и об осуществлении выплаты ежемесячной денежной компенсации, установленной частями 9,10 и 13 статьи 3 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», пришел к выводу о том, что члены семьи погибшего кормильца имеют право на повышение пенсии по случаю потери кормильца с момента обращения с заявлением о перерасчете пенсии, а ежемесячная денежная компенсация подлежит перерасчету в связи с изменением состава семьи погибшего.

 Вывод суда мотивирован, соответствует нормам права. Не соглашаться с выводом суда первой инстанции у судебной коллегии нет оснований.

 Как установлено судом, С.И. погиб 21 февраля 2000 года при выполнении воинского долга в Чеченской Республике.

 Несовершеннолетние дети погибшего С.Я. и С.И.И.  являются получателями пенсии по случаю потери кормильца с 22 апреля 2000 года. Пенсия назначена по основаниям, установленным ст. 30 Закона РФ от 12 февраля 1993 года № 4468 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

 В соответствии с пунктом «г» части 1 статьи 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (далее - Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1) пенсии за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца, назначаемые в соответствии с данным Законом (в том числе исчисленные в минимальном размере), повышаются также ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подп. 1-4 п.1 ст.3 этого Федерального закона "О ветеранах", на 32 процента расчетного размера пенсии, указанного ч.1ст.46 этого Закона.

 Указанная норма не устанавливает самостоятельного регулирования в части определения лиц, относящихся к ветеранам боевых действий, поскольку носит отсылочный характер. В связи с этим применение данной нормы возможно только в системной связи с подп.1-4 п.1 ст.3 и иными положениями Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ «О ветеранах».

 Подп.1-4 п.1 ст.3 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ «О ветеранах» содержат перечень лиц, признаваемых ветеранами боевых действий.

 Федеральным законом от 27 ноября 2002 г. N 158-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О ветеранах" в подпункт 1 части 1 ст.3 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ и в раздел III приложения к этому Федеральному закону были внесены вступившие в силу с 1 января 2004 г. изменения, согласно которым боевыми действиями на территории Российской Федерации признаются выполнение задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, с декабря 1994 года по декабрь 1996 года, а также выполнение задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона с августа 1999 года.

 Таким образом, С.И., принимавший участие в выполнении задач в указанных условиях (что подтверждается имеющимися в деле доказательствами), должен быть отнесен к ветеранам боевых действий.

 Отсутствие у С.И. на момент гибели удостоверения ветерана боевых действий, не имеет в рассматриваемом случае правового значения, поскольку в силу прямого указания Федерального закона N 5-ФЗ они отнесены к категории ветеранов боевых действий, так как закон не предусматривает присвоение такого статуса, а устанавливает перечень лиц, отнесенных к категории ветеранов боевых действий.

 В соответствии со статьей 46 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" при назначении пенсии по случаю потери кормильца нескольким нетрудоспособным членам семьи повышения пенсий, предусмотренные статьей 45 настоящего Закона, устанавливаются к пенсии по случаю потери кормильца, полагающейся каждому члену семьи, имеющему право на соответствующие повышения пенсий.

 Следовательно, повышение пенсии производится не только лицам, являющимся ветеранами боевых действий, но и членам их семей, в случае назначения пенсии по случаю потери кормильца.

 Поскольку Федеральным законом от 27 ноября 2002 г. N 158-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О ветеранах" в подпункт 1 части 1 ст.3 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ и в раздел III приложения к этому Федеральному закону были внесены вступившие в силу с 1 января 2004 г. изменения, лица, принимавшие участие в выполнении задач в указанных условиях, признаются ветеранами боевых действий с 1 января 2004 г., в связи с чем именно с этой даты члены семей ветеранов боевых действий, получающие пенсию по случаю потери кормильца, имеют право на ее повышение в соответствии с пунктом «г» части 1 статьи 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1.

 В силу п. «б» ч.1 ст. 55 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 перерасчет размеров пенсий по случаю потери кормильца производится со дня наступления обстоятельств, влекущих за собой перерасчет размеров пенсий в сторону увеличения.

 В случае если пенсионер приобрел право на перерасчет размера пенсии в сторону увеличения, разница между новым и прежним размерами пенсии выплачивается ему со дня приобретения права на перерасчет размера пенсии, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за перерасчетом размера пенсии (ч.2 ст.55 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1).

 Согласно приведенной норме перерасчет пенсий носит заявительный характер, т.е. осуществляется на основании заявлений пенсионеров, к которым прилагаются необходимые документы. В данном случае необходимыми документами являются документы, подтверждающие фактическое выполнение задач в условиях вооруженного конфликта или в ходе контртеррористических операций на соответствующих территориях и в соответствующие периоды.

 В связи с тем, что обстоятельством, влекущим повышение пенсий по случаю потери кормильца в соответствии с пунктом «г» части 1 статьи 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1, является отнесение к ветеранам боевых действий новой категории лиц, такое повышение производится с момента обращения лиц, получающих указанную пенсию, в пенсионные органы с заявлением о перерасчете пенсии.

 Поскольку Костина Н.М., законный представитель несовершеннолетних, обратилась с заявлением о повышении пенсии по случаю потери кормильца 7 мая 2013 года, суд первой инстанции обоснованно признал право на повышение пенсии и взыскал недополученную пенсию с 7 мая 2012 года и обязал ответчика выплачивать в дальнейшем повышение пенсии по случаю потери кормильца в размере, предусмотренном пунктом «г» части 1 статьи 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1.

 Получателями ежемесячной денежной компенсации, предусмотренной Федеральным законом от 7 ноября 2011 года №306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», как установлено судом, с 1 февраля 2012 были мать погибшего военнослужащего С.Т. и его несовершеннолетние дети С.Я. и С.И.И.  

 6 января 2014 года С.Т. умерла.

 Согласно части 9 статьи 3 Федерального закона от 07.11.2011 г. N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" в случае гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, либо смерти, наступившей вследствие военной травмы, каждому члену его семьи выплачивается ежемесячная денежная компенсация, которая рассчитывается путем деления ежемесячной денежной компенсации, установленной частью 3 настоящей статьи для инвалида I группы, на количество членов семьи (включая погибшего (умершего) военнослужащего или гражданина, проходившего военные сборы).

 Денежная компенсация для инвалида первой группы установлена в 14000 рублей.

 Размер этой компенсации в данном споре составлял по 3500 рублей каждому (14000:4= 3500).

 Во исполнение статьи 3 Федерального закона от 07.11.2011 г. N 306-ФЗ, Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.02.2012 г. N 142 утверждены Правила выплаты ежемесячной денежной компенсации, установленной частями 9, 10 и 13 статьи 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, и членам их семей, пенсионное обеспечение которых осуществляется Министерством обороны Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службой безопасности Российской Федерации.

 Согласно пункту 10 этих Правил пересмотр размера ежемесячной денежной компенсации в связи с изменением группы инвалидности, состава семьи, получающей ежемесячную денежную компенсацию, и в других предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях производится на основании заявления, подаваемого заявителем в уполномоченный орган по месту жительства, с 1-го числа месяца, следующего за месяцем подачи этого заявления.

 Поскольку мать погибшего умерла, и изменился состав семьи, оставшиеся члены семьи имеют право на пересмотр компенсации в силу данной нормы.

 Доводы апелляционной жалобы о том, что размер этой компенсации в силу статей 1110, 1084, 1089 ГК РФ не подлежит дальнейшему перерасчету, судебная коллегия находит несостоятельными, так как они основаны на неправильном толковании норм материального права, поскольку данные правоотношения регулируются не нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, а специальным законодательством, предусматривающим такой перерасчет.

 Остальные доводы апелляционной жалобы не могут повлечь отмену решения суда, поскольку выводы суда не опровергают.

 В связи с вышеизложенным судебная коллегия находит, что решение суда является законным и обоснованным, материальный закон судом применен и истолкован правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.

 Оснований, предусмотренных ст.330 ГПК РФ для отмены решения суда в апелляционном порядке, в том числе перечисленных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не усматривает.

 Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

 Решение Псковского городского суда Псковской области от 6 ноября 2014 года - оставить без изменения, а апелляционную жалобу военного комиссариата Псковской области - без удовлетворения.

 Председательствующий Новикова Л.А.

 Судьи Дмитриева Ю.М.

 Спесивцева С.Ю.