НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Псковского областного суда (Псковская область) от 09.06.2022 № 2А-1237/2021

№ 33а-974/2022

Судья Лепихина М.Н.

УИД 60RS0001-01-2022-001059-24

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам

Псковского областного суда

в составе:

председательствующего Панова И.М.,

судей: Русаковой О.С., Анашкиной М.М.,

при секретаре: Ереминой Я.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Псковской таможни на решение Псковского городского суда Псковской области от 23 марта 2022 г. по административному иску Кукуры С.П. к Псковской таможне о признании уведомления незаконным.

Заслушав доклад судьи Псковского областного суда Анашкиной М.М., объяснения представителей Псковской таможни Воробьевой О.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя Кукуры С.П. - Ревтюка А.В., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Кукура С.П. обратился в суд с административным иском к Псковской таможне о признании незаконным Уведомления о не уплаченных в установленный срок таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней от 25 мая 2021 г. № 10209000/У2021/0000861 (далее Уведомление).

В обоснование заявленных требований указал, что 25 августа 2020 г. ввез на таможенную территорию Евразийского экономического союза (далее ЕЭС, Союз) гражданское воздушное судно <данные изъяты>.

В связи с этим, в Псковской таможне произвел декларирование и таможенное оформление воздушного судна.

По мнению истца, Уведомление является незаконным, поскольку в соответствии с пунктом 20 статьи 150 Налогового кодекса РФ (далее НК РФ) не подлежит налогообложению ввоз на территорию РФ воздушных судов при условии предоставления в таможенный орган копии свидетельства о государственной регистрации гражданского воздушного судна в Государственном реестре гражданских воздушных судов РФ.

Такое свидетельство истцом было представлено в таможенный орган, соответственно, оснований для начисления НДС и пеней у таможенного органа не было.

В судебное заседание административный истец Кукура С.П. не явился, его представитель Ревтюк А.В. исковые требования поддержал по доводам, изложенным в иске, просил восстановить срок на подачу административного иска. Указал, что административный истец узнал об Уведомлении таможни 13 января 2022 г., Уведомление им не получено по адресу регистрации в связи с тем, что он проживал в период пандемии в садовом доме, находящимся в Московской области.

Представитель административного ответчика — Псковской таможни Яковлева Н.А. исковые требования не признала, представила письменный отзыв на административный иск, в котором указано, что предусмотренное пунктом 20 статьи 150 НК РФ освобождение от уплаты НДС при исчислении совокупного таможенного платежа в отношении ввозимых товаров для личного пользования не применяется; подлежит применению Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 20 декабря 2017 г. № 107 «Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования» (далее Решение Комиссии № 107), которым определен перечень товаров ввозимых с освобождением от уплаты совокупного таможенного платежа, воздушные судна в этом перечне отсутствуют. Воздушное судно ввезено в коммерческих целях, поэтому подлежит взысканию совокупный таможенный платеж, в т.ч. НДС. Уважительных причин для восстановления пропущенного процессуального срока на подачу административного иска не имеется. Просила в удовлетворении исковых требований отказать.

Решением Псковского городского суда от 23 марта 2022 г. административный иск Кукуры С.П. удовлетворен, Уведомление Псковской таможни о не уплаченных в установленный срок таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней от 25 мая 2021 г. № 10209000/У2021/0000861 признано незаконным.

Псковской таможней подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене судебного решения и отказе в удовлетворении заявленных исковых требований в связи с неправильным применением судом норм материального права.

По мнению апеллянта, суд не применил положения главы 37 и статьи 53 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее ТК ЕАЭС), а также положения статей 150, 151 НК РФ.

В соответствии с частью 2 статьи 46 ТК ЕАЭС в отношении товаров для личного пользования, ввозимых на таможенную территорию Союза, подлежат уплате таможенные пошлины, налоги, взимаемые по единым ставкам, либо таможенные пошлины, налоги, взимаемые в виде совокупного таможенного платежа, в соответствии с главой 37 ТК ЕАЭС, при этом положения главы 6 ТК ЕАЭС применяются в случаях, предусмотренных главой 37 ТК ЕАЭС.

Статья 49 ТК ЕАЭС, определяющая, что льготы по уплате налогов устанавливаются законодательством государств-членов ЕАЭС, расположена в главе 6 ТК ЕАЭС, соответственно, данная статья может применяться только в случае, если это предусмотрено главой 37 ТК ЕАЭС.

В соответствии с положениями пунктов 1 и 2 статьи 266 главы 37 ТК ЕАЭС категории товаров для личного пользования, в отношении которых подлежат уплате таможенные пошлины, налоги, взимаемые в виде совокупного таможенного платежа, определяется Комиссией.

Согласно приложению № 2 Решения Комиссии № 107 в отношении ввозимых для личного пользования воздушных судов таможенные пошлины, налоги взимаются в виде совокупного таможенного платежа.

Пункт 39 части 1 статьи 2 ТК ЕАЭС определяющий совокупный таможенный платеж как сумму таможенных пошлин, налогов, исчисленных в отношении товаров для личного пользования по ставкам таможенных пошлин, налогов, применяемым в соответствии со статьей 53 настоящего Кодекса, не содержит ссылку на льготы по уплате налогов в соответствии со статьей 49 ТК ЕАЭС.

Кроме того, пунктом 8 статьи 266 ТК ЕАЭС предусмотрено, что ЕЭК вправе определять случаи и условия ввоза на таможенную территорию ЕАЭС товаров для личного пользования с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов.

Товары, освобождаемые от уплаты таможенных пошлин и налогов, приведены в приложении № 3 Решения Комиссии № 107, при этом товар – воздушные суда в данном перечне товаров отсутствует.

В связи с тем, что главой 37 ТК ЕАЭС и подпунктом 39 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС не предусмотрено применение льгот в виде освобождения от уплаты налогов при исчислении совокупного таможенного платежа, то льгота по уплате НДС не может быть предоставлена, положения пункта 20 статьи 150 НК РФ не подлежат применению.

Ссылаясь на положения статей 266 и 268 ТК ЕАЭС, апеллянт полагает, что освобождение от уплаты налогов может быть предусмотрено только решением Комиссии. Поскольку такого решения Комиссией не принято, то оснований для освобождения от НДС при исчислении совокупного таможенного платежа в рассматриваемом случае не имеется.

Считает, что суд неправильно истолковал письмо Минфина России от 08 мая 2020 г. № 03-07-14/37336.

Указывает, что в соответствии с пунктом 3 статьи 151 НК РФ при перемещении физическими лицами товаров, предназначенных для личных, семейных и иных, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд, порядок уплаты налога, подлежащего уплаты в связи с перемещением товаров через таможенную границу ЕАЭС, определяется таможенным законодательством ЕАЭС.

Полагает, что системный анализ норм ЕАЭС и НК РФ свидетельствует о невозможности предоставления освобождения от уплаты НДС при исчислении совокупного таможенного платежа.

Изучив доводы апелляционной жалобы, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, судебная коллегия не находит оснований для вмешательства в постановленное судом решение.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин вправе оспорить решение органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, если он полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Из материалов дела следует, что 26 февраля 2020 г. Кукура С.П. приобрел за пределами территории ЕЭС в собственность бывшее в употреблении гражданское воздушное судно <данные изъяты>.

В тот же день был произведен расчет подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов, взимаемых в виде совокупного таможенного платежа, а именно: таможенная пошлина в соответствии с классификационным кодом товара по ставке 0%, НДС – 0% в соответствии с пунктом 20 статьи 150 НК РФ, таможенный сбор – <данные изъяты> руб., который уплачен.

После выпуска товара в свободное обращение Псковской таможней проведена проверка, по результатам которой сделан вывод, что освобождение от уплаты НДС предоставлено необоснованно, уплате подлежит НДС в размере <данные изъяты> руб., пени в сумме <данные изъяты> руб., всего <данные изъяты> руб.

В связи с этим, в адрес Кукуры С.П.. направлено Уведомление о не уплаченных в установленный срок таможенных платежей и пеней от 25 мая 2021 г. № № 10209000/У2021/0000861 на общую сумму <данные изъяты> руб.

Признавая Уведомление таможенного органа незаконным, суд первой инстанции исходил из того, что в совокупный таможенный платеж, подлежащий уплате при ввозе на таможенную территорию ЕЭС воздушных судов для личного пользования, включается НДС, освобождение от уплаты которого в соответствии с пунктом 20 статьи 150 НК РФ предоставляется в случае регистрации воздушного судна в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации; воздушное судно, ввезенное Кукурой С.П., зарегистрировано в названном реестре, в таможенный орган представлено свидетельство о государственной регистрации воздушного суда, соответственно, оснований для начисления НДС не имеется.

Судебная коллегия считает, что судебное решение основано на верном применении норм материального права и исследованных в судебном заседании обстоятельств дела.

В ЕЭС осуществляется единое таможенное регулирование, включающее в себя установление порядка и условий перемещения товаров через таможенную границу Союза, их нахождения и использования на таможенной территории Союза или за ее пределами, а также их таможенным декларированием и выпуском, иных таможенных операций, порядка уплаты таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин (часть 1 статьи 1 ТК ЕАЭС).

К таможенным платежам относятся: 1) ввозная таможенная пошлина; 2) вывозная таможенная пошлина; 3) налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Союза; 4) акцизы (акцизный налог или акцизный сбор), взимаемые при ввозе товаров на таможенную территорию Союза; 5) таможенные сборы (часть 1 статьи 46 ТК ЕАЭС).

Согласно части 2 статьи 46 ТК ЕАЭС в отношении товаров для личного пользования, ввозимых на таможенную территорию Союза, подлежат уплате таможенные пошлины, налоги, взимаемые по единым ставкам, либо таможенные пошлины, налоги, взимаемые в виде совокупного таможенного платежа, в соответствии с главой 37 настоящего Кодекса. Положения настоящей главы и глав 7 - 11 настоящего Кодекса применяются в случаях, предусмотренных главой 37 настоящего Кодекса.

Глава 37 ТК ЕАЭС определяет особенности порядка и условий перемещения через таможенную границу Союза товаров для личного пользования.

В силу части 1 статьи 266 ТК ЕАЭС в отношении товаров для личного пользования, ввозимых на таможенную территорию Союза, подлежат уплате таможенные пошлины, налоги, взимаемые по единым ставкам, либо таможенные пошлины, налоги, взимаемые в виде совокупного таможенного платежа, за исключением случаев, когда настоящей статьей в отношении таких товаров для личного пользования установлен иной порядок применения таможенных пошлин, налогов.

Единые ставки таможенных пошлин, налогов в зависимости от категорий товаров для личного пользования, стоимостных, весовых и (или) количественных норм и способа ввоза товаров для личного пользования на таможенную территорию Союза, а также категории товаров для личного пользования, в отношении которых подлежат уплате таможенные пошлины, налоги, взимаемые в виде совокупного таможенного платежа, определяются Евразийской экономической комиссией (далее Комиссия) (часть 2 статьи 266 ТК ЕАЭС).

Единые ставки таможенных пошлин, налогов, а также категории товаров для личного пользования, в отношении которых подлежат уплате таможенные пошлины, налоги, взимаемые в виде совокупного таможенного платежа, определены в приложении № 2 Решения Комиссии № 107.

Согласно приложению № 2 Решения Комиссии № 107 при ввозе воздушных судов для личного пользования уплате подлежат таможенные пошлины и налоги в виде совокупного таможенного платежа.

В пункте 39 части 1 статьи 2 ТК ЕАЭС дано определение понятия «таможенные пошлины, налоги, взимаемые в виде совокупного таможенного платежа» - сумма таможенных пошлин, налогов, исчисленная в отношении товаров для личного пользования по ставкам таможенных пошлин, налогов, применяемым в соответствии со статьей 53 настоящего Кодекса.

Статья 53 ТК ЕАЭС предусматривает, что для исчисления ввозных таможенных пошлин применяются ставки Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза, за исключением случаев, предусмотренных в соответствии с Договором о Союзе, а также случаев, когда в соответствии с международными договорами в рамках Союза или международными договорами Союза с третьей стороной для исчисления ввозных таможенных пошлин применяются ставки, отличные от ставок Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза (часть 2); для исчисления налогов применяются ставки, установленные законодательством государства-члена, в котором в соответствии со статьей 61 настоящего Кодекса они подлежат уплате (часть 4).

Согласно части 16 статьи 266 ТК ЕАЭС сумма подлежащих уплате и (или) взысканию таможенных пошлин, налогов, взимаемых в виде совокупного таможенного платежа, определяется путем сложения исчисленной суммы таможенных пошлин и исчисленных сумм налогов. Исчисление суммы таможенных пошлин, налогов, взимаемых в виде совокупного таможенного платежа, производится следующими способами:

Исходя из приведенных выше правовых норм, в случае ввоза на территорию Союза воздушного судна для личного пользования уплате подлежит совокупный таможенный платеж, включающий в себя налоги, исчисляемые в соответствии с законодательством государства-члена Союза, таможенному органу которого подана таможенная декларация.

Налогоплательщиками НДС признаются лица в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, определяемые в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле (часть 1 статьи 143 НК РФ).

Объектом налогообложения признаются операции по ввозу товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией (пункт 4 части 1 статьи 146 НК РФ).

В статье 150 НК РФ предусмотрены случаи ввоза товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения).

В частности, пунктом 20 статьи 150 НК РФ предусмотрено, что не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) ввоз на территорию Российской Федерации гражданских воздушных судов при условии представления в таможенный орган копии свидетельства о государственной регистрации гражданского воздушного судна в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации.

В связи с тем, что при ввозе воздушного судна Кукура С.П. предоставил в таможенный орган свидетельство о регистрации гражданского воздушного судна от 05 августа 2020 г. серии АА № 015003 в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации, то он имеет право на освобождение от уплаты НДС.

Учитывая изложенное, начисление таможенным органом НДС по ставке 20 процентов в рассматриваемом случае нельзя признать законным и обоснованным.

Доводы таможенного органа о том, что освобождение от уплаты НДС при ввозе на территорию Союза воздушного судна для личного пользования может быть предоставлено только Комиссией, противоречат требованиям части 4 статьи 53 и части 16 статьи 266 ТК ЕАЭС, согласно которым исчисление налогов, в т.ч. НДС, при взимании совокупного таможенного платежа осуществляется в соответствии с законодательством государства-члена, таможенному органу которого подана пассажирская таможенная декларация.

Таким образом, в совокупный таможенный платеж включается НДС, определяемый в соответствии с нормами НК РФ.

Доводы таможенного органа в той части, что льгота по уплате налогов при ввозе на территорию Союза товаров для личного пользования может быть предоставлена только Комиссией, также не соответствуют требованиям закона.

Так, статьей 49 ТК ЕАЭС дано понятие предоставление льгот по уплате таможенных платежей, в т.ч. и льгот по уплате налогов.

Часть 3 данной статьи предусматривает, что случаи и условия предоставления льгот по уплате ввозных таможенных пошлин (тарифных льгот), а также порядок их применения определяются в соответствии с Договором о Союзе, а льготы по уплате налогов устанавливаются законодательством государств-членов Союза.

Таким образом, исчисление налога в рассматриваемом случае осуществляется в соответствии с российским законодательством (НК РФ), которое вправе предусмотреть льготы по уплате НДС, что соотносится с пунктом 20 статьи 150 НК РФ.

Нельзя согласиться с доводами Псковской таможни в той части, что случаи и условия ввоза на таможенную территорию Союза товаров для личного пользования с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов определяются на основании части 8 статьи 266 ТК ЕАЭС только по перечню приложения № 3 Решения Комиссии № 107, а поскольку воздушных судов в данном перечне не имеется, то и освобождение от уплаты НДС не может быть предоставлено.

В соответствии с частью 8 статьи 266 ТК ЕАЭС комиссия в зависимости от категорий товаров для личного пользования, лиц, ввозящих такие товары на таможенную территорию Союза, и (или) способов ввоза таких товаров для личного пользования на таможенную территорию Союза вправе определять случаи и условия ввоза на таможенную территорию Союза товаров для личного пользования с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, а также ограничения по пользованию и (или) распоряжению такими товарами для личного пользования.

Исходя из данной нормы, Комиссия вправе определять случаи ввоза товаров для личного пользования с полным освобождением от уплаты пошлин и налогов.

Во исполнение данного положения в приложении № 3 Решения Комиссии № 107 установлен перечень лиц (дипломатические, консульские работники и др.), которым предоставляется полное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов при ввозе товаров для личного пользования.

Согласно обстоятельствам настоящего дела, воздушное судно ввезено Кукурой С.П., который сведений относящихся к лицам, перечисленным в приложении № 3, не представил, соответственно, на него данное приложение не распространяется.

В рассматриваемом случае в соответствии с приложением 2 Решения Комиссии № 107 при ввозе воздушного судна для личного пользования уплачивается совокупный таможенный платеж.

В связи с этим, ссылка таможенного органа на приложение № 3 Решения Комиссии № 107 несостоятельна.

Необоснованны доводы таможенного органа и в той части, что положения пункта 20 статьи 150 НК РФ не распространяются на случаи ввоза воздушных судов физическими лицами для личного пользования.

Из содержания данного законоположения не усматривается каких-либо ограничений по его применению к физическим или юридическим лицам.

Более того, в Письме Минфина Российской Федерации от 08 мая 2020 г. № 03-07-14/37336 разъяснено, что при ввозе физическим лицом воздушного средства, зарегистрированного в Государственном реестре гражданских воздушных судов РФ, применяется освобождение от НДС в случае предоставления в таможенный орган свидетельства о регистрации воздушного судна в названном реестре.

Содержание пункта 3 статьи 151 НК РФ не противоречит указанной выше позиции и не свидетельствует о неверном применении судом первой инстанции правовых норм.

Иные доводы таможни судебная коллегия оставляет без внимания, поскольку они основаны на неверном толковании норм права, не могут служить основанием для отмены или изменения законного и обоснованного судебного решения, основанного на положениях ТК ЕАЭС.

Руководствуясь статьями 307, 309 - 311 КАС РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Псковского городского суда Псковской области от 23 марта 2022 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Псковской таможни – без удовлетворения.

На состоявшиеся судебные акты может быть подана кассационная жалоба через Псковский городской суд в Третий кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев.

Мотивированная часть настоящего определения изготовлена 14 июня 2022 г.

Председательствующий

И.М. Панов

Судьи

О.С. Русакова

М.М. Анашкина