Судья <данные изъяты> № 33-1384/2020
дело №2-1099/2020
УИД 60RS0001-01-2020-000673-83
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
8 сентября 2020 года город Псков
Судебная коллегия по гражданским делам
Псковского областного суда
в составе:
председательствующего Спесивцевой С.Ю.
судей Игошина В.Е., Мурина В.А.
при секретаре Николаевой У.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Баньои Д.Б. к государственному казенному учреждению Псковской области «Областной центр занятости населения» о признании безработным и возложении обязанности направить на обучение с выплатой стипендии,
по апелляционной жалобе Баньои Д.Б.на решение Псковского городского суда Псковской области от 13 марта 2020 года,
выслушав доклад судьи Спесивцевой С.Ю., объяснения представителя государственного казенного учреждения Псковской области «Областной центр занятости населения» Буряковой Е.Б., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Баньои Д.Б. обратился в суд с иском к государственному казенному учреждению Псковской области «Областной центр занятости населения» о признании безработным, возложении обязанности направить на обучение с выплатой стипендии.
В обоснование иска пояснил, что на его обращение Центром занятости населения отказано в постановке его на регистрационный учет в качестве безработного и направлении на прохождение профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования с выплатой стипендии в связи с не предоставлением трудовой книжки или документа ее заменяющего. Действия ответчика считал незаконными, поскольку его трудовая книжка утеряна, а изготовление ее дубликата невозможно ввиду ликвидации колхозов, в которых он работал. Просил суд обязать ответчика признать его безработным, направить на прохождение профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования с выплатой стипендии.
Представитель ответчика - государственного казенного учреждения Псковской области «Областной центр занятости населения» исковые требования не признал. Ссылаясь на Правила регистрации безработных граждан, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2012 года №891 «О порядке регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан и требованиях к подбору подходящей работы», указал, что в отсутствие трудовой книжки или документа ее заменяющего (дубликата трудовой книжки), Баньои Д.Б. не может быть поставлен на регистрационный учет в качестве безработного и направлен на прохождение профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования с выплатой стипендии.
Решением Псковского городского суда Псковской области от 13 марта 2020 года в удовлетворении исковых требований Баньои Д.Б. отказано.
В апелляционной жалобе Баньои Д.Б. просит об отмене решения суда, полагая, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела. Заявитель указывает на то, что предоставить трудовую книжку или документ ее заменяющий, он не имеет возможности в связи с ликвидацией организации, в которой он работал.
В суд апелляционной инстанции не явился Баньои Д.Б., который о времени и месте судебного заседания извещен.
Принимая во внимание положения статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие Баньои Д.Б., извещенного о времени и месте судебного заседания в установленном законом порядке.
Представитель государственного казенного учреждения Псковской области «Областной центр занятости населения» Бурякова Е.Б., ссылаясь на законность решения суда, просила оставить его без изменения.
Проверив материалы дела по правилам статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации – в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Конституцией Российской Федерации предусматривается установление государственных гарантий реализации гражданами конституционных прав на труд, охрану труда и здоровья, социальную защиту от безработицы (статья 7 часть 2, статья 37 часть 3, статья 39 часть 2).
Правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы определены Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации».
В соответствии со статьей 3 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и требования к подбору подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации. Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимаются органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органом службы занятости паспорта, трудовой книжки и (или) сведений о трудовой деятельности, оформленных в установленном законодательством порядке либо документов их заменяющих, документов, удостоверяющих его квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы (службы), а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих квалификации – паспорта и документа об образовании и (или) о квалификации. Безработными не могут быть признаны граждане:
не достигшие 16-летнего возраста;
которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначены страховая пенсия по старости (в том числе досрочно) и (или) накопительная пенсия, либо пенсия, предусмотренная пунктом 2 статьи 32 настоящего закона, либо пенсия по старости или за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению;
отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, а впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющие квалификации – в случае двух отказов от профессионального обучения или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера. Гражданину не может быть предложена одна и та же работа (профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование по одной и той же профессии, специальности) дважды;
не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный органами службы занятости для регистрации их в качестве безработных;
осужденные по решению суда к исправительным работам, а также к наказанию в виде лишения свободы:
представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными;
перечисленные в статье 2 Закона (занятые граждане).
Статьей 2 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» установлено, что к категории занятых граждан отнесены граждане, работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы, за исключением общественных работ; выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг; избранные, назначенные или утверждены на оплачиваемую должность; временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой, призывом на военные сборы, привлечением к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе (альтернативной гражданской службе), исполнением других государственных обязанностей или иными уважительными причинами.
Регистрации в качестве безработных подлежат граждане, зарегистрированные в целях поиска подходящей работы, в отношении которых государственными учреждениями службы занятости населения в установленном порядке приняты решения о признании их безработными. Постановка на регистрационный учет безработных граждан осуществляется государственными учреждениями службы занятости населения при предъявлении указанными гражданами следующих документов: паспорта или документа его заменяющего; трудовой книжки или документа ее заменяющего; документа, удостоверяющего профессиональную квалификацию; справки о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы; для граждан, относящихся к категории инвалидов, - индивидуальной программы реабилитации инвалида, документов об образовании и о квалификации, об ученых степенях и ученых званиях; граждане, впервые ищущие работу (ранее не работавшие), не имеющие профессии (специальности), предъявляют паспорт и документ об образовании (пункты 3, 4, 5 Правил регистрации безработных граждан, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2012 года №891).
Согласно части 2 статьи 30, статье 31, части 1 статьи 34 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным. Пособие по безработице начисляется гражданам с первого дня признания безработными.
Из материалов дела следует, что, обращаясь в Центр занятости населения с целью регистрации в качестве безработного, получения пособия по безработице, а также получения профессионального обучения и дополнительного профессионального переобучения с получением стипендии, Баньои Д.Б. трудовую книжку или документ ее заменяющий не представил.
Постановляя решение, суд первой инстанции применительно к указанным нормам права, с учетом правовой позиции, изложенной в определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 6 февраля 2003 года №105-О, от 29 ноября 2011 года №1167-О-О, в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 6 октября 2015 года №24-П, принимая во внимание законодательство субъекта - государственную программу «Содействие занятости населения», утвержденную постановлением Администрации Псковской области от 8 октября 2013 года №491, Порядок реализации мероприятий по организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования лиц в возрасте 50 лет и старше, а также лиц предпенсионного возраста, утвержденного приказом по труду и занятости Псковской области от 24 декабря 2019 года №259, пришел к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения иска и законности действий ответчика, которым правомерно не разрешался вопрос о признании Баньои Д.Б. безработным, поскольку предоставление лицом, желающим быть зарегистрированным в качестве безработного, в орган службы занятости населения трудовой книжки или документа ее заменяющего, является обязательным для признания этого лица безработным, и обусловлено необходимостью надлежащего осуществления органами службы занятости возложенных на них функций по предоставлению безработным гражданам мер государственной поддержки в области содействия занятости.
Доводы апелляционной жалобы являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции и вывода суда не опровергают.
Судом из материалов дела установлено, что на обращение Баньои Д.Б. от 23 декабря 2019 года истец зарегистрирован в Центре занятости населения в целях поиска работы.
По заявлению истца от 5 февраля 2020 года ему оказана государственная услуга по профессиональной ориентации, выдан образовательный сертификат для прохождения профессионального обучения и дополнительного профессионального переобучения лиц в возрасте пятидесяти лет и старше, а также лиц предпенсионного возраста по образовательной программе «Водитель автомобиля категории «С» и «В» без выплаты стипендии, от получения которого Баньои Д.Б. отказался (л.д. 59, 60, 62, 63, 64, 68, 69, 72, 73).
Вместе с тем, при отсутствии одного или нескольких документов, перечисленных в статье 3 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» орган службы занятости не в праве рассмотреть вопрос о признании зарегистрированного в целях поиска подходящей работы гражданина безработным.
Судебная коллегия считает, что судом правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, спор разрешен в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права и оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не находит.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Псковского городского суда Псковской области от 13 марта 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Баньои Д.Б. – без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев в Третий кассационный суд общей юрисдикции через Псковский городской суд Псковской области.
Председательствующий С.Ю. Спесивцева
Судьи В.Е. Игошин
В.А. Мурин
а