НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Псковского областного суда (Псковская область) от 08.08.2017 № 33-1149/17

Судья Кузнецова Э.В. Дело №33-1149/2017

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам

Псковского областного суда

в составе:

председательствующего Сладковской Е.В.

судей Адаева И.А., Спесивцевой С.Ю.

при секретаре Ищенко О.В.

рассмотрела в судебном заседании 08 августа 2017 года гражданское дело по апелляционной жалобе Хвисюк Сергея Леонтиевича на решение Псковского городского суда Псковской области от 23 мая 2017 года, которым постановлено:

исковые требования Хвисюка Сергея Леонтиевича к Военному комиссариату Псковской области о признании незаконным решения об отказе в возобновлении пенсии и обязании ответчика возобновить выплату пенсии оставить без удовлетворения.

Выслушав доклад судьи Спесивцевой С.Ю., объяснения представителя Военного комиссариата Псковской области Кузавка И.В., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А :

Хвисюк С.Л. обратился в суд с иском к Военному комиссариату Псковской области о признании незаконным решения об отказе в возобновлении пенсии и возобновлении выплаты пенсии.

В обоснование иска пояснил, что является пенсионером Министерства Обороны Российской Федерации и состоит на пенсионном учете в Военном комиссариате Псковской области по месту постоянного жительства в Псковской области, Опочецкий район, Администрация сельского поселения «Болгатовская волость», <****>. С мая 2016 года ответчиком выплата пенсии приостановлена в связи с тем, что он имеет вид на жительство в Республике Беларусь, в восстановлении пенсии на его обращение <дата> отказано. Поскольку он не имеет гражданства Республики Беларусь и получателем пенсии в Республике Беларусь не является, вид на жительство приобрел в связи с необходимостью временного проживания для ухода за матерью, ссылаясь на Соглашение о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых государств в области пенсионного законодательства от 13 марта 1992 года, просил суд признать незаконным решение Военного комиссариата Псковской области об отказе в возобновлении пенсии и обязать ответчика возобновить ее выплату.

Представитель ответчика – Военного комиссариата Псковской области исковые требования не признал, указал, что Хвисюк С.Л. постоянно проживает в Республике Беларусь с 2011 года, однако не поставил в известность об этом Мурманский комиссариат, где ему была назначена пенсия, нарушив обязательство об извещении органа, выплачивающего пенсию о перемене места жительства. Считал, что отказ в возобновлении выплаты пенсии не противоречит требованиям статей 64, 66 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 и Соглашения стран Содружества Независимых государств от 13 марта 1992 года «О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых государств в области пенсионного обеспечения».

Судом постановлено указанное решение.

В апелляционной жалобе Хвисюк С.Л. просит об отмене решения суда, как постановленного с нарушением норм материального права. Заявитель считает, что, отказывая в удовлетворении иска, судом первой инстанции не приняты во внимание Конституция Российской Федерации, устанавливающая право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах; положения Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях», Постановление Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2014 года №1386, которым утверждено Положение о порядке выплаты пенсий гражданам, выезжающим (выехавшим) на постоянное место жительства за пределы Российской Федерации, регулирующие порядок выплаты пенсий гражданам, выезжающим за границу, которые распространяются и на лиц, пенсионное обеспечение которых производится на основании Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей»; требования Федерального закона от 15 августа 1996 года №114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», согласно которому выезд гражданина Российской Федерации из Российской Федерации не влечет для него каких-либо ограничений прав, гарантированных законодательством Российской Федерации и международными обязательствами Российской Федерации. По мнению Хвисюка С.Л., судом к возникшим правоотношениям неправомерно применено Соглашение от 13 марта 1992 года «О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения».

В возражениях на апелляционную жалобу Военный комиссариат Псковской области указывает на законность решения суда и правильное применение норм материального права.

Хвисюк С.Л. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен.

Принимая во внимание положения статьи 167 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие Хвисюка В.Л., извещенного о времени и месте судебного заседания в установленном законом порядке.

Представитель Военного комиссариата Псковской области поддержал позицию, изложенную в возражениях на апелляционную жалобу.

Проверив материалы дела по правилам статьи 327.1 ГПК РФ – в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений Военного комиссариата Псковской области на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Из материалов дела следует, что Хвисюк С.Л. проходил службу в Вооруженных Силах бывшего СССР и Вооруженных Силах Российской Федерации.

С <дата> по <дата> Хвисюк С.Л. получал пенсию за выслугу лет в военном комиссариате Мурманской области, а с <дата> в связи с переездом в Псковскую область - в Военном комиссариате Псковской области.

С <дата> выплата пенсии Хвисюку С.Л. приостановлена в связи с выездом истца на постоянное место жительства в Республику Беларусь (подпункт 5 пункта 1 ст. 24 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях»), а с <дата> выплата пенсии прекращена, личное дело истца направлено Военным комиссариатом Псковской области в Военный комиссариат Брестской области Республики Беларусь.

<дата> Хвисюку С.Л. на его обращение к ответчику отказано в возобновлении выплаты пенсии в связи с тем, что он проживает за пределами Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» предусмотрено, что пенсия за выслугу лет, пенсия по инвалидности военнослужащим (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) и пенсия по случаю потери кормильца членам их семей назначаются в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей».

В соответствии с части 1 статьи 56 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-I выплата пенсий, предусмотренных этим законом, производится по месту жительства или месту пребывания пенсионеров в пределах территории Российской Федерации пенсионными органами федеральных органов исполнительной власти, указанных в статье 11 этого же закона, через соответствующие учреждения (филиалы) Сберегательного банка Российской Федерации путем зачисления соответствующих сумм во вклады либо перевода соответствующих сумм через организации федеральной почтовой связи. Порядок выплаты пенсий определяется соглашениями, заключаемыми между соответствующими федеральными органами исполнительной власти и Сберегательным банком Российской Федерации.

Согласно части 7 статьи 56 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-I (в редакции, действующей до 18 июня 2013 года) при переезде пенсионера на новое место жительства или место пребывания в пределах территории Российской Федерации выплата и доставка пенсии осуществляются по его новому месту жительства или месту пребывания в пределах территории Российской Федерации на основании пенсионного дела и документов о регистрации по месту жительства или месту пребывания, выданных в установленном порядке органами регистрационного учета.

Федеральным законом от 07 июня 2013 года № 127-ФЗ в статью 56 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-I внесены изменения. Часть 7 данной статьи дополнена словами «, а при отсутствии у пенсионера регистрации по новому месту жительства или месту пребывания на территории Российской Федерации - на основании его пенсионного дела и личного заявления с указанием места жительства или места пребывания».

Таким образом, общий порядок назначения и выплаты пенсии за выслугу лет, предусмотренной названными выше законами, предполагает ее выплату по месту жительства или месту пребывания пенсионера в пределах территории Российской Федерации.

Судом из материалов дела установлено, что Хвисюк С.Л. по месту жительства в Российской Федерации не проживает, имеет вид на жительство иностранного гражданина Республики Беларусь, согласно которому с 08 июня 2010 года он получил разрешение на постоянное проживание в данной Республике и зарегистрирован по адресу: <****> Республика Беларусь. Факт проживания вместе с семью в Республике Беларусь не оспаривал и сам истец в судебном заседании.

Пенсионное обеспечение военнослужащих Вооруженных Сил государств - участников Содружества регулируется специальным Соглашением о гарантиях прав граждан государств- участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (статья 2 Соглашения от 13 марта 1992 года).

Специальным Соглашением, регулирующим вопросы пенсионного обеспечения военнослужащих, является Соглашение о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств - участников Содружества Независимых Государств от 15 мая 1992 года.

Статьей 1 Соглашения от 15 мая 1992 года предусмотрено, что пенсионное обеспечение военнослужащих Вооруженных Сил государств - участников Содружества, осуществляется на условиях, по нормам и в порядке, которые установлены или будут установлены законодательством государств-участников, на территории которых проживают указанные военнослужащие.

Согласно статье 7 Соглашения от 13 марта 1992 года при переселении пенсионера в пределах государств - участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера. Размер пенсии пересматривается в соответствии с законодательством государств - участников Соглашения по новому месту жительства пенсионера.

В силу приведенных положений соглашений от 13 марта 1992 года и от 15 мая 1992 года для пенсионера, пенсионное обеспечение которого осуществляется в соответствии с положениями данных соглашений, необходимым условием выплаты пенсии на территории Российской Федерации является постоянное проживание пенсионера в Российской Федерации.

Переселение пенсионера в пределах государств - участников указанных соглашений влечет за собой прекращение выплаты ему пенсии по прежнему месту жительства в случае, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера.

Поскольку Хвисюк С.Л. на территории Российской Федерации не проживает, переселился на постоянное место жительства в государство – участника указанных Соглашений, в Республике Беларусь предусмотрена к выплате пенсия того же вида (военнослужащему за выслугу лет), вывод суда об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований Хвисюка С.Л. не противоречит требованиям норм материального права.

Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права. То обстоятельство, что Хвисюк С.Л. является гражданином Российской Федерации и зарегистрирован в <****> Болгатовской волости Опочецкого района Псковской области, не является основанием для отмены решения суда в силу приведенных положений международных правовых актов, а также Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года 4468-I, подлежащих применению к спорным отношениям сторон.

Статьей 50 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-I определено, что работа по пенсионному обеспечению лиц, указанных в статье 1 данного закона, и их семей осуществляется, в частности, Министерством обороны Российской Федерации применительно к порядку назначения и выплаты пенсий, установленному законодательными и другими нормативными актами для органов социальной защиты населения.

Правилами выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии, утвержденными приказом Минтруда России от 17 ноября 2014 года № 885н и подлежащими в силу статьи 50 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-I применению при разрешении настоящего спора, предусмотрена возможность приостановления или прекращения выплаты пенсии пенсионным органом.

Одним из оснований прекращения выплаты страховой пенсии (пункт 3 части 1 статьи 25 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях») является утрата пенсионером права на назначенную ему страховую пенсию при обнаружении обстоятельств или документов, опровергающих достоверность сведений, представленных в подтверждение права на указанную пенсию.

Из содержания пунктов 73 - 83 названных правил следует, что возобновление или восстановление выплаты пенсии производится пенсионным органом на основании заявления пенсионера и приложенных к нему необходимых документов, подтверждающих устранение обстоятельств, послуживших основанием для приостановления или прекращения выплаты пенсии.

Поскольку военным комиссариатом Псковской области обнаружены обстоятельства, подвергающие сомнению достоверность сведений о постоянном месте жительства в Российской Федерации, представленных Хвисюком С.Л. в подтверждение его права на выплату пенсии на территории Российской Федерации, и ввиду того, что установление факта постоянного проживания истца на территории другого государства влечет за собой прекращение выплаты ему пенсии на территории Российской Федерации, вывод суда первой инстанции о законности отказа Военного комиссариата Псковской области в восстановлении выплаты пенсии являются правомерным.

Ссылки апелляционной жалобы на порядок выплаты пенсий гражданам, выезжающим за границу, урегулированный Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», а также на Положение о порядке выплаты страховой пенсии лицам, выезжающим (выехавшим) на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2014 года № 1386, являются ошибочными, поскольку в пункте 2 названного положения прямо предусмотрено, что в случае, если международным договором Российской Федерации предусмотрены иные правила, чем те, которые содержатся в этом положении, применяются правила, установленные международным договором Российской Федерации.

Судебная коллегия считает, что судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства, имеющие значения для дела, спор разрешен в соответствии с требованиями норм материального права и оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Псковского городского суда Псковской области от 23 мая 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Хвисюка Сергея Леонтиевича – без удовлетворения.

Председательствующий Е.В. Сладковская

Судьи И.А. Адаев

С.Ю. Спесивцева