Судья Емельянова Л.В. Дело № 33-1475/2017
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам
Псковского областного суда
в составе:
председательствующего: Ельчаниновой Г.А.,
судей: Ениславской О.Л., Захаровой Л.В.,
при секретаре: Шевчук В.С.,
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе УФСИН России по Псковской области на решение Псковского городского суда Псковской области от 04 июля 2017 года, которым постановлено:
Исковые требования Табуновой О.И. о признании незаконным решения комиссии УФСИН России по Псковской области по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, принании права на получение единовременной социальной выплаты, возложении обязанности поставить на учет для получения социальной выплаты с учетом членов семьи, с даты регистрации рапорта, удовлетворить.
Признать незаконным решение Комиссии УФСИН России по Псковской области по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения №*** от *** 2017 года об отказе Табуновой О.И. в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Признать за Табуновой О.И. с учетом членов ее семьи: супруга Т.Е. и сына Т.А., право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Обязать УФСИН России по Псковской области поставить Табунову О.И. составом семьи из трех человек, включая Т.Е. и сына Т.А., на учет для получения единовременной социальной выплаты с даты регистрации рапорта *** 2016 года.
Заслушав доклад судьи Захаровой Л.В., объяснения представителя ответчика ФСИН России и УФСИН России по Псковской области Васильеву Т.К., истицу Табунову О.И. и ее представителя Мартынова Р.П., представителя третьего лица ФКУ СИЗО №1 УФСИН России по Псковской области Матвееву Н.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Табунова О.И. обратилась в суд с иском, уточненным в порядке ст.39 ГПК РФ, к УФСИН России по Псковской области, в котором оспаривала решение комиссии по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, оформленное протоколом от *** 2017 года; просила признать право на получение единовременной социальной выплаты и возложить на ответчика обязанность поставить ее составом семьи из 3-х человек на соответствующий учет с *** 2016 года.
В обоснование заявленных требований Табунова О.И. указала, что *** 1999 года решением жилищно-бытовой комиссии СИЗО №1 УИН Минюста России по Псковской области в связи с нуждаемостью в обеспечении жилым помещением она была поставлена на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и продолжает числиться на данном учете до настоящее времени.
В апреле 2016 года она обратилась с рапортом в УФСИН России по Псковской области о постановке ее на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения составом семьи из 3-х человек, включая супруга и несовершеннолетнего сына, в чем ей было отказано в связи с не предоставлением справки БТИ о наличии (отсутствии) у супруга Т.Е. жилых помещений до 1998 года.
В декабре 2016 года она повторно обратилась с аналогичным рапортом в УФСИН России по Псковской области, предоставив справку БТИ.
Решением комиссии УФСИН России по Псковской области от *** 2017 года ей было отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения по тем основаниям, что она незаконно находилась на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий до 2005 года в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Псковской области, является пенсионером МВД, а также по причине не предоставления справки БТИ в отношении супруга Т.Е. на наличии жилых помещений до 1998 года.
Истица находит данный отказ незаконным, нарушающим ее право на обеспечение жилым помещением, поскольку с 1999 года она состоит на учете граждан, нуждающихся в обеспечении жилым помещением, основания, послужившие для постановки ее на жилищный учет, не изменились, необходимые сведения по <адрес> в отношении супруга ею были предоставлены.
Ссылаясь на данные обстоятельства, указывая на незаконность решения Комиссии УФСИН России по Псковской области от *** 2017 года, истица просила суд признать за ней и членами ее семьи супругом Т.Е. и сыном Т.А. право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, обязав ответчика поставить ее и членов ее семьи на учет нуждающихся для получения данной выплаты с занесением сведений в книгу учета граждан с даты подачи рапорта - *** 2016 года.
В судебное заседание истица Табунова О.И. и ее представитель Мартынов Р.П. исковые требования поддержали.
Представитель ответчика УФСИН России по Псковской области и третьего лица ФКУ СИЗО №1 УФСИН России по Псковской области Васильева Т.К., действуя на основании соответствующих доверенностей (т***), иск не признала. Пояснила, что с 2001 года Табунова О.И. не является сотрудником уголовно-исполнительной системы, в связи с чем, в феврале 2002 года решением жилищно-бытовой комиссии СИЗО-1 УИН Минюста России по Псковской области она была снята с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Кроме того, истица является пенсионером МВД. Вследствие этого полагает, что истица не относится к категории лиц, определенной ст.6 Федерального закона №283 от 30декабря 2012 года по причине увольнения из другого органа исполнительной власти, не подпадающего под юрисдикцию данного федерального закона. Считает, что у истицы отсутствует само право на получение единовременной социальной выплаты.
Судом постановлено указанное решение.
В апелляционной жалобе ответчиком УФСИН России по Псковской области ставится вопрос об отмене решения суда как не соответствующего требованиям закона.
В частности, апеллянт со ссылкой на ст.32 ЖК РСФСР и п.п.г п.20 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Псковской области, утвержденных Постановлением исполкома Псковского областного Совета народных депутатов и Президиума областного совета профессиональных союзов от 28 ноября 1984 года №495, полагает, что в связи с прекращением Табуновой О.И. в ноябре 2001 года трудовых отношений с СИЗО №1 УИН Минюста России по Псковской области, являющимся самостоятельным юридическим лицом уголовно-исполнительной системы, она была правомерно снята с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий решением жилищно-бытовой комиссии данного учреждения. Вследствие этого не согласен с выводом суда первой инстанции о наличии у истицы права на получение единовременной социальной выплаты в силу ст.6 Федерального закона №283-ФЗ от 30.12.2012г.
Также апеллянт не согласен с выводом суда о ненадлежащем уведомлении истицы о снятии ее с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, ссылаясь на показания свидетеля Б.В., подтвердившей направление письменных уведомлений о принятых ЖБК решениях по месту жительства заинтересованных лиц.
Указано также, что при подаче рапорта о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты истицей не предоставлена справка БТИ в отношении супруга, что не позволяло определить обеспеченность жилым помещением каждого члена семьи истицы.
В суде апелляционной инстанции представитель УФСИН России по Псковской области Васильева Т.К. поддержала доводы апелляционной жалобы; представитель ФКУ СИЗО №1 УФСИН России по Псковской области Матвеева Н.А. поддержала позицию апеллянта.
Истица Табунова О.И. и ее представитель Мартынов Р.П. возражали против удовлетворения апелляционной жалобы ответчика, выразили согласие с изложенными в оспариваемом решении выводами суда первой инстанции.
Проверив материалы дела с учетом доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия считает решение суда первой инстанции подлежащим отмене как не соответствующее нормам материального права.
Как установлено судом, приказом начальника СИЗО-1 УИН УВД Псковской области от *** 1996 года в соответствии с Положением о службе в органах внутренних дел Табунова О.И. назначена на должность <данные изъяты> с *** 1996 года. (т.***)
Приказом начальника СИЗО-1 Минюста России по Псковской области от *** 2001 года Табунова О.И. назначена на должность <данные изъяты> по контракту сроком на 3 года с *** 2001 года. (т.***)
Приказом начальника УВД по г.Пскову от *** 2002 года №*** Табунова О.И. назначена на должность <данные изъяты> с *** 2002 года. (т.***)
*** 2011 года Табунова О.И. уволена со службы приказом начальника УВД по г.Пскову Псковской области от *** 2011 года №*** при выслуге лет в календарном исчислении ***, в льготном исчислении – ***, дающей право на пенсию. (т.***)
С *** 2011 года Табунова О.И. является пенсионером МВД РФ. (т.***)
С *** 2016 года по настоящее время Табунова работает в должности <данные изъяты>
Как следует из материалов дела, *** 1999 года Табунова О.И. по месту службы в СИЗО №1 УИН Минюста России по Псковской области была поставлена на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, с составом семьи 2 человека.
На момент постановки истицы на жилищный учет она с сыном проживала в общежитии по адресу <адрес>, занимая комнату площадью 12,9 кв.м.
Решением жилищно-бытовой комиссии СИЗО №1 УИН Минюста России по Псковской области от *** 2002 года, оформленным протоколом №***, Табунова О.И. снята с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
*** 2016 года Табуновой О.И. был подан рапорт в УФСИН России по Псковской области о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения составом семьи из трех человек, включая супруга Т.Е. и сына Т.А., *** года рождения. (т.***)
В настоящее время истица продолжает проживать по адресу <адрес> площадью 12.9 кв.м., являясь собственником 1/2 доли в праве общей долевой собственности в порядке приватизации, где зарегистрирована вместе с членами своей семьи супругом Т.Е. и сыном Т.А., *** года рождения. (т.***)
Решением комиссии ФСИН России по Псковской области по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения УФСИН России по Псковской области, оформленным протоколом №*** от *** 2017 года, в постановке Табуновой О.И. на учет для получения единовременной социальной выплаты было отказано.
В качестве оснований отказа указаны выводы комиссии о том, что Табунова О.И. незаконно находилась на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий до 2005 года в ФКУ СИЗО-1УФСИН России по Псковской области, является пенсионером МВД, а также не предоставление заявителем требуемых документов о наличии у ее супруга Табунова Е.В. жилых помещений до 1998 года по данным БТИ .
Удовлетворяя исковые требования Табуновой О.И., суд первой инстанции пришел к выводу о незаконном снятии истицы с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в феврале 2002 года, исходя из того, что изложенные в решении ЖБК основания не соответствуют требованиям ст.32 ЖК РСФСР и ввиду не уведомления Табуновой О.И. о принятом решении. Ссылаясь на ст.7 Федерального закона от 30.12.2012г. №283-ФЗ, пункт 27 Постановления Правительства РФ от 23.04.2013 №369, суд сделал вывод, что истица относится к лицам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, принятых на учет до 2005 года в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Псковской области, как лицо, осуществляющее трудовую деятельность в данном органе, и имеет право на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Однако с такими выводами согласиться нельзя по мотиву несоответствия их обстоятельствам дела и требованиям закона.
Так, вопросы обеспечения жилыми помещениями сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации урегулированы Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, что следует из ч. 1 ст. 1 данного закона.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
В соответствии с ч. 7 ст. 4 данного Федерального закона право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в учреждениях и органах с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты.
В соответствии со ст. 6 данного Федерального закона сотрудникам и уволенным со службы в учреждениях и органах гражданам Российской Федерации, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 марта 2005 года федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят (проходили) службу сотрудники, и совместно проживающим с ними членам их семей указанным федеральным органом исполнительной власти предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации по договору социального найма с последующей передачей этих помещений в муниципальную собственность. Состав членов семьи сотрудника определяется в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации. Сотрудникам, гражданам Российской Федерации, указанным в части 1 настоящей статьи, по их желанию может быть предоставлена единовременная социальная выплата в соответствии со статьей 4 настоящего Федерального закона с одновременным снятием их с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Согласно п. 14 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 N 369) право на получение единовременной социальной выплаты сохраняется за гражданами Российской Федерации, принятыми на учет для получения единовременной социальной выплаты в качестве сотрудников и уволенными со службы в учреждениях и органах с правом на пенсию, с учетом сохранения за ними права, указанного в пункте 19 настоящих Правил, имевшегося у них на день увольнения.
Согласно п. 27 указанных Правил сотрудникам и уволенным со службы в учреждениях и органах гражданам Российской Федерации, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 01 марта 2005 года федеральными органами исполнительной власти, единовременная социальная выплата предоставляется в порядке и на условиях, установленных настоящими Правилами для сотрудников.
По смыслу вышеуказанных норм права, право на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения имеют сотрудники УИС при наличии стажа не менее 10 лет в календарном исчислении, а также граждане, уволенные со службы в УИС с правом на пенсию, но либо принятые в период прохождения службы на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, либо принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 01 марта 2005 года.
В данном случае со 02 декабря 2002 года Табунова О.И. прекратила трудовые отношения с СИЗО №1 УИН Минюста России по Псковской области, где состояла на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В дальнейшем до *** 2011 года она проходила службу в УВД Псковской области и является пенсионером МВД.
При этом выслуга истицы в уголовно-исполнительной системе составила менее 7 лет, пенсионером уголовно-исполнительной системы она не является.
Кроме того, положениями статьи 30 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений, предусматривалось, что учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется, как правило, по месту жительства в исполнительном комитете районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов; учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, работающих на предприятиях, в учреждениях, организациях, имеющих жилищный фонд и ведущих жилищное строительство или принимающих долевое участие в жилищном строительстве, осуществляется по месту работы, а по их желанию - также и по месту жительства.
Порядок учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также определения очередности предоставления гражданам жилых помещений устанавливается законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР.
Статьей 32 ЖК РСФСР закреплялось сохранение права состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий за гражданами до получения жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных частью второй настоящей статьи.
Положениям части 2 указанной статьи предусматривалось снятие граждан с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, в том числе, в случае прекращения трудовых отношений с предприятием, учреждением, организацией, если они состоят на учете по месту работы и никто из членов их семей не работает на этом предприятии, в учреждении, организации, кроме случаев увольнения в связи с уходом на пенсию или переходом на выборную должность.
Сохранение права состоять на указанном учете в случаях увольнения на пенсию предусматривалось и Примерными правилами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР, утвержденными Постановлением Совета Министров РСФСР от 31 июля 1984 г. N 335 (п.20), а также Правилами о порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Псковской области, утвержденными Постановлением исполкома Псковского областного Совета народных депутатов и президиума областного совета профессиональных союзов от 28.11.1984 N 495 (п.20).
Следует учесть, что на основании Указа Президента Российской Федерации «О реформировании уголовно-исполнительной системы МВД России» от 08 октября 1997 №1100 уголовно-исполнительная система МВД России перешла в ведение Минюста России; при этом пунктом 4 Указа предусматривалось сохранение за работниками и членами их семей льгот и социальных гарантий, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Следовательно, служба истицы со *** 2002 года в ином ведомстве – УВД Псковской области исключала дальнейшее нахождение ее на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по прежнему месту службы в уголовно-исполнительной системе, и она подлежала снятию с данного учета.
Кроме того, после увольнения из СИЗО №1 УИН Минюста России по Псковской области истица могла реализовать свои жилищные права по новому месту службу в системе МВД в соответствии с Приказом МВД РФ от 05.01.1996 года №18 «Об упорядочении жилой площади в органах внутренних дел», предусматривавшим учет жилищно-бытовыми комиссиями сотрудников в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Принятие жилищно-бытовой комиссии СИЗО №1 УИН Минюста России по Псковской области решения в феврале 2002 года о снятии Табуновой О.И. с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, не может расцениваться как нарушающее ее жилищные права в то время, как в силу положений ст.2 ГПК РФ задачей гражданского судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан.
В этой связи приводимый Табуновой О.И. довод о ненаправлении в ее адрес решения ЖБК о снятии с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий не имеет правового значения.
В связи с чем, судебная коллегия приходит к выводу о том, что у Табуновой О.И. отсутствует право на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
При изложенных обстоятельствах оснований для удовлетворения исковых требований Табуновой О.И. у суда не имелось.
Вследствие этого постановленное судом первой инстанции решение подлежит отмене как постановленное с нарушением норм материального права.
Руководствуясь п.4 ч.1 ст.330, ст.329, ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Псковского городского суда Псковской области от 04 июля 2017 года отменить.
Постановить новое решение, которым отказать Табуновой О.И. в удовлетворении исковых требований к УФСИН России по Псковской области о признании незаконным решения комиссии УФСИН России по Псковской области от *** 2017 года об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, признании права на получение этой социальной выплаты с учетом членов ее семьи и о постановке на учет для её получения.
Председательствующий Г.А.Ельчанинова
Судьи О.Л.Ениславская
Л.В.Захарова