Судья <данные изъяты> Дело №33-1351/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
3 сентября2019 года город Псков
Судебная коллегия по гражданским делам
Псковского областного суда
в составе:
председательствующего Сладковской Е.В.
судей Дмитриевой Ю.М., Спесивцевой С.Ю,
при секретаре Абрамовой Н.М.
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Псковского городского суда Псковской области от 28 мая 2019 года, которым постановлено:
в удовлетворении иска ФИО1 к Военному комиссариату Псковской области о признании незаконным решения об удержании суммы пенсии за выслугу лет за период с 01.09.2012 по 28.02.2017, признании права на получение пенсии за выслугу лет за период с 01.09.2012 по 28.02.2017 и взыскании незаконно удержанной суммы пенсии в размере 50 103,62 руб., - отказать.
Выслушав доклад судьи Спесивцевой С.Ю., объяснения ФИО1 и его представителя – адвоката Муравьевой А.Ю., объяснения представителя Военного комиссариата Псковской области ФИО2, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в суд с иском, уточенным в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к Военному комиссариату Псковской области о признании решения незаконным, признании права на получение пенсии Министерства обороны Российской Федерации и взыскании денежных средств.
В обоснование иска указал, что с 01.04.2012 получает пенсию за выслугу лет в соответствии с Закон Российской Федерации от 12.02.1993 №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации и их семей». На основании решения Военного комиссариата Псковской области, принятым в 2018 году и полученным им в октябре 2018 года, производятся удержания излишне выплаченной суммы пенсии за выслугу лет за период с 01.09.2012 по 28.02.2017 вследствие злоупотребления с его стороны, связанным с тем, что в 2012 году ему выдано разрешение на постоянное проживание в Республике Беларусь, а затем вид на жительство по месту регистрации по адресу: <****>, а потому оснований для выплаты пенсии в указанный период не имелось. Решение Военного комиссариата Псковской области считал незаконным, так как в период с 01.09.2012 по 28.02.2017 проживал в <...>, на
пенсионном учете в Республике Беларусь не состоял, пенсии по линии Министерства Обороны Республики Беларусь не получал. Просил суд признать решение Военного комиссариата Псковской области об удержании излишне выплаченной суммы пенсии за выслугу лет за период с 01.09.2012 по 28.02.2017 незаконным, признать за ним право на получение пенсии Министерства обороны Российской Федерации за период с 01.09.2012 по 28.02.2017 и взыскать с Военного комиссариата Псковской области удержанную из его пенсии сумму в размере 50 103, 62 рублей. Полагал, что Военным комиссариатом Псковской области нарушен срок исковой давности по применению удержаний к периоду с 01.09.2012.
Представители ответчика - Военного комиссариата Псковской области ФИО3, ФИО2 исковые требования не признали, пояснили, что 12.04.2012 ФИО1 обратился в Военный комиссариат города Острова, Островского, Палкинского и Пыталовского районов Псковской области с заявлением о возобновлении пенсии за выслугу лет по линии Министерства обороны Российской Федерации, приложив к заявлению адресный листок убытия из адреса: Республика <****>, а также сведения о регистрации по месту пребывания в Российской Федерации. На основании указанных документов и материалов пенсионного дела Военным комиссариатом Псковской области истцу с 01.04.2012 назначена пенсия. ФИО1 уведомлен об обязанности сообщать об изменениях, основаниях, влекущих прекращение пенсии. Вместе с тем, истцом не сообщено о перемене места жительства, при подтвержденности факта проживания в Республике Беларусь: 16.07.2012 истцу выдано разрешением на постоянное проживание в Республике Беларусь; 17.08.2012 истец получил вид на жительство в Республике Беларусь, где проживал согласно регистрации по адресу: <****> в период с 12.08.2012 по 08.04.2017. Ссылаясь на Соглашения от 15.05.1992 и от 13.03.1992 «О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», статьи 56, 57, 64 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации и их семей», считали решение об удержании излишне выплаченной суммы пенсии за выслугу лет за период с 01.09.2012 по 28.02.2017 не противоречащим требованиям норм материального права, поскольку ФИО1 имел право на пенсионное обеспечение в Республике Беларусь, в связи с чем в период проживания истца на территории Республики Беларусь оснований для выплаты ему пенсии по линии Министерства обороны Российской Федерации не имелось. Полагал, что указание на пропуск срока исковой давности, не основано на законе.
Представитель третьего лица - Военного комиссариата города Острова, Островского, Палкинского и Пыталовского районов Псковской области ФИО4 с иском не согласилась по аналогичным основаниям.
Судом постановлено указанное решение.
В апелляционной жалобе ФИО1 просит об отмене решения суда в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушением норм материального права. Анализируя статьи 56, 62 Закона Российской Федерации от 12.02.1993№4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации и их семей», заявитель указывает на отсутствие злоупотребления с его стороны, являющегося основанием для удержаний из пенсии, поскольку за период с 01.09.2012 по 28.02.2017 и с 01.03.2017 по 08.04.2017 на пенсионном учете в военном комиссариате Борисовского и Крупского района Минской области Республики Беларусь он не состоял, пенсия по линии Министерства Обороны Республики Беларусь ему не выплачивалась. Считает, что Венным комиссариатом Псковской области нарушен срок исковой давности для осуществления удержаний.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель Военного комиссариата Псковской области считает решение суда правильным, полагая доводы истца ошибочными и акцентируя внимание на том, что в период проживания в Республике Беларусь ФИО1 имел право на пенсионное обеспечение в Республике Беларусь, исходя из Соглашения от 13.03.1992 «О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения». В отношении доводов о применении срока исковой давности указывает на невозможность применения к пенсионным отношениям положений Гражданского кодекса Российской Федерации.
В суд апелляционной инстанции не явился представитель Военного комиссариата города Острова, Островского, Палкинского и Пыталовского районов Псковской области, который о времени и месте судебного заседания извещен, предоставил ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы ФИО1 в его отсутствие.
Принимая во внимание положения статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя Военного комиссариата города Острова, Островского, Палкинского и Пыталовского районов Псковской области, извещенного о времени и месте судебного заседания в установленном законом порядке.
ФИО1 и его представитель – адвокат Муравьева А.Ю. доводы апелляционной жалобы поддержали.
Представитель Военного комиссариата Псковской области ФИО2 полагала, что решение суда не противоречит требованиям норм материального права и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Проверив материалы дела по правилам статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации - в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений Военного комиссариата Псковской области на нее, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 15.12.2001 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»
пенсия за выслугу лет, пенсия по инвалидности военнослужащим (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) и пенсия по случаю потери кормильца членам их семей назначаются в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации от 12.02.1993 №4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей».
В статье 1 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 №4468-I перечислены категории лиц, на которых распространяется действие данного закона, в частности на лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации, других воинских формированиях Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, и семьи этих лиц.
Согласно пункту «а» части 1 статьи 11 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 №4468-I пенсионное обеспечение военнослужащих, уволенных из Объединенных Вооруженных Сил Содружества Независимых Государств, Вооруженных Сил Российской Федерации, железнодорожных войск и других воинских формирований Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации (кроме формирований, перечисленных в пунктах «б» и «в» этой статьи), лиц, указанных в части первой статьи 3 данного закона, а также их семей осуществляется Министерством обороны Российской Федерации.
Частью 1 статьи 56 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 №4468-I установлено, что выплата пенсий, предусмотренных настоящим законом, осуществляется по месту жительства или месту пребывания пенсионеров в пределах территории Российской Федерации пенсионными органами федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, указанных в, статье 11 настоящего Закона, через публичное акционерное общество «Сбербанк России» путем зачисления соответствующих сумм во вклады либо перевода соответствующих сумм через организации федеральной почтовой связи.
При переезде пенсионера на новое место жительства или место пребывания в пределах территории Российской Федерации выплата и доставка пенсии осуществляются по его новому месту жительства или месту пребывания в пределах территории Российской Федерации на основании пенсионного дела и документов о регистрации по месту жительства или месту пребывания, выданных в установленном порядке органами регистрационного учета, а при отсутствии у пенсионера регистрации по новому месту жительства или месту пребывания на территории Российской Федерации - на основании его пенсионного дела и личного заявления с указанием места жительства или места пребывания (часть 9 статьи 56 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 №4468-I).
По желанию пенсионера пенсия может выплачиваться по доверенности, выдаваемой в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Выплата пенсии по доверенности, срок действия которой превышает один год,
производится в течение всего срока действия доверенности при условии ежегодного подтверждения пенсионером факта регистрации его по месту жительства или месту пребывания в пределах территории Российской Федерации (часть 10 статьи 56 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 №4468-I).
В силу части 12 статьи 56 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 №4468-I лица, указанные в статье 1 данного закона, несут ответственность за недостоверность сведений, содержащихся в заявлениях, представляемых ими в пенсионный орган для назначения и выплаты пенсии. В случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений повлекло за собой перерасход средств на выплату пенсий, виновные лица возмещают государству причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 62 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 №4468-I удержания из пенсии, выплачиваемой в соответствии с настоящим Законом, производятся на основании судебных решений, определений, постановлений и приговоров (в части имущественных взысканий), исполнительных надписей нотариальных контор и других решений и постановлений, исполнение которых в соответствии с законодательством производится в порядке, установленном для исполнения судебных решений. Сумма пенсии или пособия, излишне выплаченная пенсионеру вследствие злоупотребления с его стороны, может удерживаться из пенсии на основании решения соответствующего пенсионного органа ежемесячно в размере, не превышающем 20 процентов причитающейся к выплате пенсии, сверх удержаний по другим основаниям. Во всех случаях обращения взыскания на пенсию за пенсионером сохраняется не менее 50 процентов причитающейся ему пенсии.
Исходя из приведенного нормативного правового регулирования возложение на пенсионера ответственности по возмещению ущерба, причиненного органу, осуществляющему пенсионное обеспечение, в виде удержания части суммы, выплачиваемой ему на основании Закона Российской Федерации от 12.02.1993 №4468-I пенсии за выслугу лет, возможно если установлена вина этого пенсионера в представлении недостоверных сведений в пенсионный орган для назначения и выплаты ему пенсии, а также если причиненный ущерб являлся следствием противоправных действий (или бездействия) пенсионера,неисполнения или ненадлежащего исполнения возложенных на него законом обязанностей. При этом причиненный пенсионером государству ущерб должен быть выражен в перерасходе средств при необоснованной выплате этому лицу пенсии.
Статьей 2 Соглашения о гарантиях прав граждан государств – участников содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992 определено, что пенсионное обеспечение военнослужащих регулируется специальным Соглашением.
Специальным соглашением, регулирующим вопросы пенсионного обеспечения военнослужащих, является Соглашение о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств – участников Содружества Независимых Государств от 15.05.1992.
Статьей 1 Соглашения от 15.05.1992 предусмотрено, что пенсионное обеспечение военнослужащих Вооруженных Сил государств - участников Содружества, осуществляется на условиях, по нормам и в порядке, которые установлены или будут установлены законодательством государств-участников, на территории которых проживают указанные военнослужащие.
Согласно статье 7 Соглашения от 13.03.1992 при переселении пенсионера в пределах государств - участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера. Размер пенсии пересматривается в соответствии с законодательством государств - участников Соглашения по новому месту жительства пенсионера.
В силу названных положений соглашений от 13.03.1992 и от 15.05.1992 для пенсионера, пенсионное обеспечение которого осуществляется в соответствии с данными соглашениями, необходимым условием выплаты пенсии на территории Российской Федерации является постоянное проживание пенсионера в Российской Федерации. Переселение пенсионера в пределах государств - участников указанных соглашений влечет за собой прекращение выплаты ему пенсии по прежнему месту жительства в случае, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера.
Из материалов дела следует, что 12.04.2012 ФИО1 обратился в Военный комиссариат города Острова, Островского, Палкинского и Пыталовского района Псковской области с заявлением о возобновлении выплаты пенсии за выслугу лет по линии Министерства обороны Российской Федерации, приложив к заявлению адресный листок убытия из адреса: Республика Беларусь, <****>, и свидетельство №(****) о регистрации по месту пребывания по адресу: Псковская область, г. <****>
Одновременно с подачей заявления истцом подписано обязательство, из которого следует, что он с условиями выплаты пенсии ознакомлен и при наступлении обстоятельств, лишающих права на дельнейшее получение пенсии, убытии на постоянное место жительство в другое государство обязуется незамедлительно сообщить об этом в Военный комиссариат города Острова.
С 01.04.2012 ФИО1 возобновлена выплата пенсии по линии Министерства обороны Российской Федерации.
Судом установлено, что 16.07.2012 истцу выдано разрешение на постоянное проживание в Республике Беларусь; 17.08.2012 ФИО1 получил вид на жительство в Республике Беларусь и зарегистрировался по месту жительства по адресу: Республика Беларусь, <****>. Снят с регистрационного учета по данному адресу 08.04.2017.
Из акта проверки фактического проживания ФИО1 по адресу: Псковская область, <****>, составленного комиссией Военного комиссариата города Острова, Островского, Палкинского и Пыталовского района Псковской области 20.03.2017, усматривается, что по указанному адресу ФИО1 не проживает.
Постановляя решение, суд первой инстанции пришел к выводу о законности действий ответчика по удержанию излишне выплаченной суммы пенсии за выслугу
лет за период с 01.09.2012 по 28.02.2017, поскольку ФИО1, приняв на себя обязательство по уведомлению пенсионного органа о смене места жительства, в пенсионный орган достоверные сведения о постоянном проживании на территории другого государства не сообщил, фактически в указанный период на территории Псковской области не проживал, имел вид на жительство и был зарегистрирован по месту жительства в Республике Беларусь.
Судебная коллегия не может согласиться с таким выводом суда, основанным на неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, что повлекло неверное применение норм материального права.
Судом не принято во внимание, что согласно справке Военного комиссариата Минской области от 20.11.2017 № (****) ФИО1 в период с 01.09.2012 по 28.02.2017 и в период с 01.03.2017 по 08.04.2017 на пенсионном учете в Военном комиссариате Борисовского и Крупского районов (по мету жительства) не состоял, пенсия по линии Министерства Обороны Республики Беларусь ему не выплачивалась.
С учетом подлежащих применению к спорным отношениям перечисленных норм материального права, данное обстоятельство свидетельствует об отсутствии перерасхода денежных средств на пенсионное обеспечение, а потому оснований для возложения на истца ответственности по возмещению ущерба, причиненного органу, осуществляющему пенсионное обеспечение, в виде удержания части суммы, выплачиваемой ему пенсии за выслугу лет (20% ежемесячно), у Военного комиссариата Псковской области не имелось.
Доводы возражений Военного комиссариата Псковской области на апелляционную жалобу ФИО1 основаны на неверном толковании норм материального права. Неисполнение истцом обязанности по уведомлению пенсионного органа о смене места жительства и не сообщение достоверных сведений о постоянном проживании на территории другого государства не повлекло причинение государству ущерба в результате перерасхода средств на выплату пенсии, которая выплачивается ФИО1 - гражданину Российской Федерации на законных основаниях.
Поскольку судом нарушены нормы материального права, решение суда подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении исковых требований ФИО1 в отношении незаконности решения Военного комиссариата Псковской области об удержании суммы пенсии за выслугу лет за период с 01.09.2012 по 28.02.2017, и взыскании незаконно удержанной суммы пенсии в размере 50 103,62 рублей. Исковые требования о признании права на получение пенсии за выслугу лет за период с 01.09.2012 по 28.02.2017 по существу являются производными от требований о признании решения Военного комиссариата Псковской области об удержании суммы пенсии за выслугу лет незаконным.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 328, пунктами 1,4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Псковского городского суда Псковской области от 28 мая 2019 года отменить.
Постановить новое решение.
Исковые требования ФИО1 к Военному комиссариату Псковской области о признании незаконным решения об удержании суммы пенсии за выслугу лет за период с 01.09.2012 по 28.02.2017, взыскании незаконно удержанной суммы пенсии в размере 50 103,62 рублей удовлетворить.
Признать незаконным решение Военного комиссариата Псковской области об удержании с ФИО1 суммы пенсии за выслугу лет за период с 01.09.2012 по 28.02.2017.
Взыскать с Военного комиссариата Псковской области в пользу ФИО1 удержанные денежные средства в сумме 50 103,62 рублей,судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Председательствующий Е.В. Сладковская
Судьи Ю.М. Дмитриева
С.Ю. Спесивцева