Судья Андреев А.Ю.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Псков
Судебная коллегия по административным делам
Псковского областного суда
в составе:
председательствующего Панова И.М.,
судей: Зайцевой Е.К., Анашкиной М.М.,
при секретаре: Александровой А.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием видеоконференцсвязи административное дело по апелляционной жалобе Минина Ю.П. на решение Великолукского районного суда Псковской области от 10 июня 2021 г. по административному делу по административному исковому заявлению Минина Ю.П. к судебному приставу-исполнителю ОСП Великолукского, Куньинского и Новосокольнического районов Кузьменковой И.Г., Управлению ФССП России по Псковской области об обжаловании постановлений судебного пристава-исполнителя.
Заслушав доклад судьи Псковского областного суда Анашкиной М.М., объяснения Минина Ю.П., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Минин Ю.П. обратился в суд с административным исковым заявлением к судебному приставу-исполнителю ОСП Великолукского, Куньинского и Новосокольнического районов УФССП России по Псковской области Кузьменковой И.Г., Управлению ФССП России по Псковской области о признании незаконными постановлений судебного пристава-исполнителя о расчете задолженности по алиментам № 60026/21/51621 от 30 апреля 2021 г. и № 60026/21/10637 от 29 января 2021 г., обязании судебного пристава-исполнителя ОСП Великолукского, Куньинского и Новосокольнического районов УФССП России по Псковской области Кузьменковой И.Г. устранить нарушение его прав, свобод и законных интересов путем предоставления в его адрес и в адрес Щ постановления о расчете задолженности по алиментам за период с апреля 2020 г. по апрель 2021 г. с соблюдением требований: судебного приказа № 2-3234/2019 от 21 ноября 2019 г., выданного мировым судьей судебного участка № 105 по г. Усть-Кут Иркутской области, части 2 и части 3 статьи 102 Федерального закона от 02 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее ФЗ № 229-ФЗ), части 3 и части 4 статьи 13 Семейного кодекса Российской Федерации (далее СК РФ), формы Постановления в приложении № 95, утвержденной приказом ФССП РФ № 238, с учетом соблюдения требований, прописанных в иных нормативных и законодательных актах, Справках о доходах по г. Великие Луки и Великолукскому району и ГКУСО «ЦСО Великолукского района», в срочных трудовых договорах; в подтверждающих документах от ООО «НОВАТЭК-ТСНГ» и заявителя Щ, в чек-ордерах об оплате алиментов и погашении задолженности по алиментам.
В обосновании иска указал, что 15 апреля 2020 г. судебным приставом-исполнителем ОСП Великолукского, Куньинского и Новосокольнического районов Кузьменковой И.Г. на основании судебного приказа № 2-3234/2019 от 21 ноября 2019 г., вынесенного мировым судьей судебного участка № 105 по г. Усть-Кут Иркутской области о взыскании с Минина Ю.П. в пользу Щ на содержание несовершеннолетних детей ФИО22, (дд.мм.гг.), ФИО23, (дд.мм.гг.), алиментов, возбуждено исполнительное производство № 18447/20/60026-ИП.
В рамках данного исполнительного производства судебным приставом-исполнителем вынесены постановления о расчете задолженности по алиментам от 29 января 2021 г. №60026/21/10637 и от 30 апреля 2021 г. № 60026/21/51621, которые должнику не вручены и не направлены по почте, ознакомиться с ними Минин Ю.П. смог только в Великолукском районном суде при ознакомлении с материалами дела.
При изучении указанных постановлений Мининым Ю.П. выявлены следующие нарушения: постановления не соответствует форме, утвержденной приказом ФССП России от 04 мая 2016 г. № 238 «Об утверждении примерных форм процессуальных документов, применяемых должностными лицами Федеральной службы судебных приставов в процессе исполнительного производства», в нем отсутствуют многие разделы; неверно произведен расчет по алиментам за период с апреля 2020 г. по январь 2021 г., так как за данный период Мининым Ю.П. выплачены алименты в полном объеме в соответствии с судебным приказом; не указаны платежные документы, подтверждающие выплату алиментов в полном объеме, которые направлялись Мининым Ю.П. в ОСП, а также документы, подтверждающие доходы Минина Ю.П., получаемые им за уход за инвалидом 1 группы ФИО24; в постановлениях не прописана средняя месячная заработная плата в Российской Федерации, примененная при расчете задолженности, аббревиатура СЗП приведена без расшифровки.
В связи с изложенным выше Минин Ю.П. обратился в суд с настоящим иском.
Минин Ю.П. в судебном заседании поддержал заявленные требования. Указал, что постановления судебного пристава-исполнителя Кузьменковой И.Г. от 29 января 2021 г. и 30 апреля 2021 г. ему не направлялись и не вручались, их форма и содержание не соответствуют требованиям законодательства, а примененное сокращение СЗП не может являться определением средней заработной платы, поскольку ее размер установленный Росстатом в постановлении не прописан. Полагал действия судебного пристава-исполнителя, выразившиеся в ненаправлении ему копий постановлений и изменению их формы, а также внесению в данные постановления недостоверных данных, незаконными.
Судебный пристав-исполнитель ОСП Великолукского, Куньинского и Новосокольнического районов УФССП России по Псковской области Кузьменкова И.Г. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, указала, что постановление о расчете задолженности по алиментам от 29 января 2021 г. Минину Ю.П. действительно не направлялось, а постановление от 30 апреля 2021 г. было получено Мининым Ю.П. при составлении в отношении него протокола по делу об административном правонарушении, но о получении данного постановления он не расписался. Форма вынесенных постановлений требованиям закона соответствует, данные о размере средней заработной платы находятся в служебной базе судебных приставов, в связи с чем расчет задолженности производится автоматически.
Представитель Управления Федеральной службы судебных приставов по Псковской области Гулин А.В. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, пояснил, что все действия судебного пристава-исполнителя Кузьменковой И.Г. произведены в соответствии с действующим законодательством, невручение Минину Ю.П. постановлений судебного пристава-исполнителя не свидетельствует о незаконности данных действий, поскольку сами постановления у Минина Ю.П. имеются, то есть нарушенное право восстановлено.
Щ при надлежащем извещении в судебное заседание не явилась, просила о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Решением Великолукского районного суда Псковской области от 10 июня 2021 г. в удовлетворении административного искового заявления Минина Ю.П. отказано.
Минин Ю.П. в апелляционной жалобе просит отменить судебное решение и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов жалобы указывает, что расчет задолженности по алиментам произведен неверно, оспариваемые постановления не соответствуют установленной форме.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явилась судебный пристав-исполнитель Кузьменкова И.Г., представитель УФССП России по Псковской области, заинтересованное лицо Щемелева Ю.П., надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Судебная коллегия не видит препятствий для рассмотрения апелляционной жалобы в отсутствие не явившихся лиц.
Суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе (часть 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ)).
Проверив материалы административного дела, с учетом доводов апелляционной жалобы, пояснений лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Исходя из данных правовых норм, оспариваемое решение признается незаконным в случае, если оно не соответствует нормативным правовым актам и нарушает права, свободы и законные интересы административного истца.
Согласно части 4 статьи 113 СК РФ размер задолженности по алиментам, уплачиваемым на несовершеннолетних детей в соответствии со статьей 81 настоящего Кодекса, определяется исходя из заработка и иного дохода лица, обязанного уплачивать алименты, за период, в течение которого взыскание алиментов не производилось. В случаях, если лицо, обязанное уплачивать алименты, в этот период не работало или если не будут представлены документы, подтверждающие его заработок и (или) иной доход, задолженность по алиментам определяется исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации на момент взыскания задолженности.
В соответствии с частью 2 статьи 102 ФЗ № 229-ФЗ размер задолженности по алиментам определяется в постановлении судебного пристава-исполнителя о расчете и взыскании задолженности по алиментам исходя из размера алиментов, установленного судебным актом или соглашением об уплате алиментов.
Размер задолженности по алиментам, уплачиваемым на несовершеннолетних детей в долях к заработку должника, определяется исходя из заработка и иного дохода должника за период, в течение которого взыскание алиментов не производилось. Если должник в этот период не работал либо не были представлены документы о его доходах за этот период, то задолженность по алиментам определяется исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации на момент взыскания задолженности (часть 3 статьи 102 ФЗ № 229-ФЗ).
Таким образом, в соответствии с указанными правовыми нормами в случае, если должник, обязанный уплачивать алименты, не работал или не представил документы, подтверждающие его заработок и (или) иной доход, задолженность по алиментам определяется исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации на момент взыскания задолженности.
В случае неуплаты алиментов за весь период образования задолженности моментом взыскания задолженности будет являться дата вынесения судебным приставом-исполнителем постановления о расчете задолженности по алиментам.
Разъяснение применения названных правовых норм дано в Письме ФССП России от 04 марта 2016 г. № 00011/16/19313-АП «О расчете задолженности по алиментам исходя из средней заработной платы в Российской Федерации».
Как следует из материалов дела, 15 апреля 2020 г. судебным приставом-исполнителем ОСП Великолукского, Куньинского и Новосокольнического районов Кузьменковой И.Г. на основании судебного приказа № 2-3234/2019 от 21 ноября 2019 г., вынесенного мировым судьей судебного участка № 105 по г. Усть-Кут Иркутской области о взыскании с Минина Ю.П. в пользу Щ на содержание несовершеннолетних детей ФИО27, (дд.мм.гг.), ФИО28, (дд.мм.гг.), алиментов, возбуждено исполнительное производство № 18447/20/60026-ИП.
По мнению судебной коллегии, судебный пристав-исполнитель обоснованно произвел расчет исходя из средней заработной платы в Российской Федерации, поскольку административный истец заработка в период, за который рассчитана задолженность по уплате алиментов, не имел, на учете в центре занятости не состоял.
Доводы Минина Ю.П. о том, что задолженность по алиментам должна быть рассчитана исходя из средств, полученных им в связи с уходом за инвалидом, являются несостоятельными.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 101 ФЗ № 229-ФЗ взыскания не могут быть обращены на компенсационные выплаты за счет средств федерального бюджета, бюджета субъектов Российской Федерации и местных бюджетов гражданам в связи с уходом за нетрудоспособными гражданами.
Также не предусмотрено взыскание алиментов с указанного вида выплаты, поименованного Перечнем видов заработной платы и (или) иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 1996 г. № 841 «О Перечне видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей».
Учитывая приведенные выше правовые нормы и обстоятельства дела, судебный пристав-исполнитель правомерно применил при расчете задолженности по алиментам размер средней заработной платы в Российской Федерации.
Между тем, произведенный судебным приставом-исполнителем расчет нельзя признать обоснованным в связи со следующим.
Согласно постановлению о расчете задолженности по алиментам от 29 января 2021 г. задолженность на данную дату составила 125604,31 руб.
Из содержания данного постановления следует, что на 20 октября 2020 г. задолженность по алиментам составляла 77658, 31 руб. Расчет алиментов производится с 20 октября 2020 г. по 28 января 2021 г. исходя из ежемесячной средней заработной платы в Российской Федерации, за минусом частичной оплаты алиментов должником с 20 октября 2020 г. по 28 января 2021 г. в размере 2002 руб.
На запрос суда апелляционной инстанции судебный пристав-исполнитель представил сведения, свидетельствующие о применении размера средней заработной платы в Российской Федерации в размере 45541 руб.
Между тем, согласно сведениям Росстата на 29 января 2021 г. размер средней заработной платы в Российской Федерации составлял 49 516 руб., а не 45541 руб. (данный размер соответствует сентябрю 2019 г.).
В связи с этим, при расчете задолженности по алиментам судебным приставом-исполнителем неверно применен размер средней заработной платы в Российской Федерации. Кроме того, в постановлении не приведен расчет задолженности по алиментам на 20 октября 2020 г. в размере 77658, 31 руб., поэтому проверить его обоснованность не представляется возможным.
В связи с изложенным, судебная коллегия соглашается с доводами истца о неправомерности произведенного судебным приставом-исполнителем расчета задолженности по алиментам в постановлении от 29 января 2021 г.
Согласно оспариваемому постановлению о расчете задолженности по алиментам от 30 апреля 2021 г. по состоянию на 03 апреля 2021 г. задолженность составила 172006,18 руб.
Из содержания данного постановления следует, что на 30 апреля 2020 г. задолженность по алиментам составляла 7590,17 руб. С 30 апреля 2020 г. по 02 апреля 2021 г. расчет задолженности произведен исходя из средней заработной платы в Российской Федерации в размере 45541 руб., за минусом частичной оплаты должником в размере 4084,29 руб.
Между тем, на момент расчета задолженности (30 апреля 2021 г.) средняя заработная плата в Российской Федерации составляла 56 614 руб.
В связи с этим, при расчете задолженности по алиментам судебным приставом-исполнителем неверно применен размер средней заработной платы в Российской Федерации. Кроме того, в постановлении не приведен расчет задолженности по алиментам на 30 апреля 2020 г. в размере 7590, 17 руб.
В связи с изложенным, судебная коллегия соглашается с доводами истца о неправомерности произведенного судебным приставом-исполнителем расчета задолженности по алиментам в постановлении от 30 апреля 2021 г.
Следует обратить внимание, что в оспариваемых постановлениях не приведен примененный судебным приставом-исполнителем размер средней заработной платы в Российской Федерации, что противоречит приложению № 95 к Приказу ФССП России от 04 мая 2016 г. № 238 «Об утверждении примерных форм процессуальных документов, применяемых должностными лицами Федеральной службы судебных приставов в процессе исполнительного производства», и нарушает права должника в связи с невозможностью проверить произведенный судебным приставом-исполнителем расчет.
Таким образом, оспариваемые постановления судебного пристава-исполнителя не соответствуют требованиям закона и нарушают права и законные интересы административного истца, что является основанием для удовлетворения заявленных требований о признании оспариваемых постановлений незаконными.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении иска Минина Ю.П., исходил из того, что расчет задолженности по алиментам произведен в соответствии с требованиями закона в автоматическом режиме, оснований не доверять правильности расчетов не имеется.
Судебная коллегия считает данные выводы ошибочными.
Суд первой инстанции в соответствии с частями 9, 11 статьи 226 КАС РФ должен был возложить бремя доказывания таких обстоятельств, как: основания для принятия оспариваемого решения, соответствие данного решения нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, на административных ответчиков, и проверить произведенный судебным приставом-исполнителем расчет, чего сделано не было.
На требования суда апелляционной инстанции судебный пристав-исполнитель не представил доказательств о соответствии произведенных расчетов задолженности по алиментам требованиям закона.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене.
Руководствуясь частью 2 статьи 309, пунктами 3 и 4 части 2 статьи 310 КАС РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Великолукского районного суда Псковской области от 10 июня 2021 г. отменить, принять по делу новое решение.
Административное исковое заявление Минина Ю.П. к судебному приставу-исполнителю ОСП Великолукского, Куньинского и Новосокольнического районов УФССП России по Псковской области Кузьменковой И.Г., УФССП России по Псковской области о признании незаконными постановлений от 29 января 2021 г. и 30 апреля 2021 г. о расчете задолженности по алиментам удовлетворить.
Признать незаконными постановления судебного пристава-исполнителя ОСП Великолукского, Куньинского и Новосокольнического районов УФССП России по Псковской области Кузьменковой И.Г. от 29 января 2021 г. и от 30 апреля 2021 г. о расчете задолженности по алиментам, вынесенные в рамках исполнительного производства № 18447/20/60026-ИП.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба через суд первой инстанции в Третий кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев.
Мотивированная часть определения изготовлена 07 сентября 2021 г.
Председательствующий | И.М. Панов | |
Судьи | Е.К. Зайцева | |
М.М. Анашкина |