Судья Кузнецова Э.В. Дело №33-1284/2015
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам
Псковского областного суда
В составе:
Председательствующего Новиковой Л.А.
Судей Адаева И.А., Спесивцевой С.Ю.
При секретаре Богдановой О.Е.
рассмотрела в судебном заседании 01 сентября 2015 года гражданское дело по апелляционной жалобе <Е.> на решение Псковского городского суда Псковской области от 12 мая 2015 года, которым постановлено:
исковые требования <Е.> к Военному комиссариату Псковской области о взыскании невыплаченной пенсии, убытков от инфляции и возобновлении выплаты пенсии оставить без удовлетворения.
Выслушав доклад судьи Спесивцевой С.Ю., объяснения представителя <Е.> – <И.>, объяснения представителя Военного комиссариата Псковской области <К.>, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
<Е.> обратился в суд с иском, уточненным в порядке статьи 39 ГПК РФ, к Военному комиссариату Псковской области о взыскании невыплаченной пенсии за период с <дата> года по <дата>, убытков от инфляции и возобновлении выплаты пенсии с апреля 2015 года.
В обоснование иска указал, что после увольнения с военной службы ему в <дата> году была назначена и выплачивалась пенсия за выслугу лет как пенсионеру Министерства обороны РФ. В связи с поступлением на службу в таможенные органы с <дата> выплата пенсии приостановлена. Приостановление выплаты пенсии считал незаконным, поскольку Закон РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей» не содержит положений о том, что выплата пенсии за выслугу лет пенсионерам Минобороны РФ может быть приостановлена при поступлении на службу в таможенные органы. Просил суд взыскать в счет выплаты пенсии <...> рубля, убытки от инфляции <...> рублей и обязать ответчика возобновить выплату пенсии с <...> года.
Представитель ответчика - Военного комиссариата Псковской области иск не признал, пояснил, что пенсионное обеспечение сотрудника таможенных органов, имеющих специальные звания, осуществляется по тем же нормам и условиям, которые установлены для лиц, проходивших военную службу, поэтому с учетом разъяснений Конституционного Суда Российской Федерации, изложенных в постановлении от 18 марта 2004 года №6-П, оснований для удовлетворения исковых требований <Е.> не имеется.
Представитель третьего лица – Псковской таможни разрешение спора оставил на усмотрение суда.
Судом постановлено указанное решение.
В апелляционной жалобе <Е.> просит об отмене решения суда, как постановленного с нарушением норм материального права. Ссылаясь на правовую позицию, изложенную в Определениях Верховного Суда РФ от 02 февраля 2015 №4-КГ14-42, а также №71-КГ14-10, апеллянт указывает, что, несмотря на схожесть исчисления денежного довольствия и пенсионного обеспечения на военной службе и службе в таможенных органах, военная служба является иным, отличным от правоохранительной службы в таможенных органах видом государственной службы и приостановление выплаты пенсии за выслугу лет на пенсионеров Министерства обороны РФ, поступивших на таможенную (правоохранительную) службы без возобновления военной службы, не распространяется.
<Е.> в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, о времени и месте судебного заседания извещен.
Принимая во внимание положения статьи 167 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие <Е.>, извещенного о времени и месте судебного заседания.
Представитель <Е.> – <И.> доводы апелляционной жалобы поддержал, просил отменить решение суда и удовлетворить требования <Е.>
Представитель Военного комиссариата Псковской области – <К.> считала решение суда соответствующим требованиям норм материального права.
Проверив материалы дела по правилам статьи 327.1 ГПК РФ - в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с частью 2 статьи 6 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей» пенсионерам из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, при поступлении их на военную службу или на службу в органы внутренних дел, в Государственную противопожарную службу, в органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, или учреждения и органы уголовно-исполнительной системы (в том числе в любых других государствах) выплата назначенных пенсий на время службы приостанавливается.
Из материалов дела следует, что майор <Е.> – заместитель командира парашютно-десантного батальона по воспитанной работе 104 гвардейского десантно-штурмового полка 76 ГДШД был досрочно уволен с военной службы и с <дата> ему назначена пенсия по линии Министерства обороны Российской Федерации.
С <дата><Е.> поступил на службу в Псковскую таможню, с <дата> ему присвоено первое специальное звание – майор таможенной службы. В настоящее время <Е.> продолжает служить по контракту в Псковской таможне.
С <дата> военным комиссариатом Псковской области <Е.> приостановлена выплата назначенной пенсии на основании Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 18.03.2004 №6-П, части 2 статьи 6 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей».
Постановляя решение, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения иска <Е.>
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 18 марта 2004 года №6-П по делу о проверке конституционности части 2 статьи 6 Закона РФ от 12 февраля 1993 года 1993 №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей», предоставляя лицам, проходившим военную и (или) правоохранительную службу, право на получение пенсии за выслугу лет за счет средств федерального бюджета независимо от возраста при прекращении службы и одновременно закрепляя правило о приостановлении выплаты этой пенсии при их возвращении на военную или правоохранительную службу, федеральный законодатель исходил из специфики и характера такой службы, а также преследовал цель не только гарантировать указанным лицам соответствующее материальное обеспечение в случае необходимости оставить службу (как правило, более высокое, чем у лиц, получающих трудовые пенсии по старости по системе обязательного пенсионного страхования), но и стимулировать их переход в другие сферы занятости, способствовать своевременной ротации кадров на военной и правоохранительной службе.
Из указанного Постановления Конституционного Суда Российской Федерации следует, что пенсия подлежит приостановлению в том случае, когда лицо, которому она назначена, вновь поступает на службу на тех же условиях, на которых оно проходило службу.
В соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» служба в таможенных органах является особым видом государственной службы граждан Российской Федерации, осуществляющих профессиональную деятельность по реализации функций, прав и обязанностей таможенных органов, входящих в систему правоохранительных органов Российской Федерации (статья 1). Правовую основу службы в таможенных органах составляют Конституция Российской Федерации, законодательство Российской Федерации о таможенном деле, названный федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие порядок прохождения службы в таможенных органах (статья 2).
В силу части 1 статьи 50 Федерального закона «О службе в таможенных органах Российской Федерации» пенсионное обеспечение сотрудников таможенных органов и членов их семей осуществляется на условиях и по нормам, которые установлены законодательством Российской Федерации для лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и членов их семей.
Таким образом, пенсионное обеспечение сотрудников таможенных органов осуществляется по нормам и условиям, установленным законодателем для лиц, проходивших военную службу или службу в органах внутренних дел, в Государственной противопожарной службе, в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.
Определяя пенсионное обеспечение сотрудников таможенных органов, Федеральный закон от 21 июля 1997 года № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» отсылает к положениям Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей» в целом, причем какие-либо изъятия из закрепленного его статьей 6 общего правила назначения и выплаты пенсий для указанных лиц не предусматриваются. То обстоятельство, что в Закон о пенсионном обеспечении не были внесены соответствующие изменения и дополнения и в его статье 6 отсутствует упоминание о лицах, проходивших службу в иных правоохранительных органах, пенсионное обеспечение которых также осуществляется по нормам данного закона, не означает, что в отношении пенсионеров из числа лиц, которые проходили службу в таможенных органах, правило о приостановлении выплаты назначенной пенсии за выслугу лет не действует, - оно в равной мере распространяется на всех граждан, проходивших службу в правоохранительных органах, включая, в том числе, таможенные органы (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 18 марта 2004 года №6-П).
При этом, как следует из Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 09 ноября 2004 года №320-О» повторное поступление на службу лиц, получающих пенсию за выслугу лет, и приобретение ими вновь статуса военнослужащего (сотрудника правоохранительных органов) не может и не должно иметь своим результатом снижение размера пенсионного обеспечения за выслугу лет по сравнению с тем, который они имели бы, продолжая находиться на пенсии. Поэтому при увольнении со службы в таможенных органах такие лица вправе выбирать наиболее предпочтительный для них вариант - либо оформить пенсию за выслугу лет, полагающуюся им как сотрудникам таможенных органов, либо получать ранее назначенную им пенсию за выслугу лет.
Соглашаясь с выводом суда первой инстанции о том, что при поступлении <Е.> на службу в таможенные органы выплата назначенной по линии Министерства обороны Российской Федерации пенсии должна быть приостановлена, судебная коллегия принимает во внимание, что в силу статьи 2 Федерального закона от 27.05.2003 №58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» правоохранительная служба, в которую входит служба в таможенных органах, как и военная служба, является видом государственной службы, а также учитывает правовую позицию, изложенную в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года №1338-О, согласно которой по смыслу пунктов 3 и 5 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 18 марта 2004 года № 6-П, изложенные правовые позиции в равной мере распространяются на всех уволившихся со службы лиц, которые впоследствии вновь вернулись либо поступили на службу, дающую право на пенсионное обеспечение по нормам Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», в том числе на сотрудников таможенных органов Российской Федерации. Данное Постановление, а значит, и выраженные в нем правовые позиции и выводы сохраняют свою силу.
На основании изложенного, принимая во внимание правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, выраженную в указанных решениях, судебная коллегия находит, что доводы апелляционной жалобы не могут повлечь отмены решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Псковского городского суда от 12 мая 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу <Е.> – без удовлетворения.
Председательствующий Л.А. Новикова
Судьи И.А. Адаев
С.Ю. Спесивцева