НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Приморского краевого суда (Приморский край) от 30.08.2021 № 33-7233/2021

СудьяСабурова О.А. Дело№33-7233/2021(9-523/2021)

25RS0004-01-2021-002908-27

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

30 августа2021года городВладивосток

Приморский краевой суд в составе председательствующего судьи Мельниковой О.Г.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ситак Д.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании частную жалобу начальника Межрайонной ИФНС России № 9 по Приморскому краю на определение судьи Уссурийского районного суда Приморского края от 21.05.2021 об отказе в принятии заявления,

у с т а н о в и л:

Межрайонная ИФНС России № 9 обратилась в суд с заявлением к Колесникову В.К. о возложении обязанности предоставить налоговую декларацию по форме 3-НДФЛ за 2019 год о доходах, полученных от продажи автомобиля.

Определением судьи от 21.05.2021 отказано в принятии искового заявления на основании пп. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК РФ.

Начальник межрайонной ИФНС России № 9 не согласилась с таким определением, подав частную жалобу, содержащую просьбу об отмене определения от 21.05.2021. В частной жалобе заявитель ссылается на преждевременность выводов суда относительно предмета спора на стадии принятия иска к производству суда, поскольку проверить доводы истца и установить факт нарушения его прав либо опровергнуть такое нарушение возможно на стадии рассмотрения дела по существу, в связи с чем оснований для отказа в принятии искового заявления у суда не имелось.

В силу положений ч.ч. 3, 4 ст. 333 ГПК РФ частная жалоба подлежит рассмотрению без извещения заявителя судьей единолично.

Проверив представленные материалы, обсудив доводы частной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.

Отказывая в принятии заявления, суд руководствовался ст. 57 Конституции РФ, ст.ст. 23, 80, п. 14 ст. 31, пп. 4 п. 1 ст. 228, п. 1 ст. 229 НК РФ, п. 3ст. 2 ГК РФ, ч. 11 ст. 7 Закона РФ от 21.03.1991 № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации», п. 3 Постановления Правительства РФ от 02.04.2020 № 409, ст. 15.5 КоАП РФ, и исходил из того, что налоговая инспекция является властно-распорядительным и контролирующим органом, наделена самостоятельными полномочиями в силу закона по выявлению налоговых правонарушений, применению налоговых санкций, исчислению и взысканию налогов и сборов. При этом, суд указал, что обязанность и сроки предоставления налогоплательщиком налоговой декларации предусмотрены законом, а такого правового механизма принудительного исполнения налоговой обязанности как понуждение в судебном порядке представить декларацию Налоговый кодекс РФ не содержит.

С приведенным в определении суда выводом суд апелляционной инстанции согласиться не может, поскольку он основан на неправильном применении норм процессуального права.

Согласно Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57); федеральные налоги и сборы находятся в ведении Российской Федерации (ст. 71, пункт "з"); система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом (ч. 3 ст. 75).

В силу пп. 9, 14 п. 1 ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе взыскивать недоимки, а также пени и штрафы в порядке, установленном Налоговым кодексом, предъявлять в суды общей юрисдикции, Верховный Суд Российской Федерации или арбитражные суды иски (заявления) о взыскании недоимки, пеней и штрафов за налоговые правонарушения в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом.

В соответствии с п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.

На основании ст. 228 НК РФ исчисление и уплату налога в соответствии с настоящей статьей производят физические лица, в том числе исходя из сумм вознаграждений, полученных от физических лиц и организаций, не являющихся налоговыми агентами, на основе заключенных трудовых договоров и договоров гражданско-правового характера, включая доходы по договорам найма или договорам аренды любого имущества. Указанные лица самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном ст. 225 НК РФ. Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисляется налогоплательщиком с учетом сумм налога, удержанных налоговыми агентами при выплате налогоплательщику дохода. При этом убытки прошлых лет, понесенные физическим лицом, не уменьшают налоговую базу; обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию.

Обязанность в части подачи налоговой декларации предусмотрена ст. 229 НК РФ, согласно которой налоговая декларация представляется налогоплательщиками, указанными в статьях 227, 227.1 и п. 1 ст. 228 настоящего Кодекса. Налоговая декларация представляется не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено ст. 227.1 НК РФ. В налоговых декларациях физические лица указывают все полученные ими в налоговом периоде доходы, если иное не предусмотрено настоящим пунктом, источники их выплаты, налоговые вычеты, суммы налога, удержанные налоговыми агентами, суммы фактически уплаченных в течение налогового периода авансовых платежей, суммы налога, подлежащие уплате (доплате) или возврату по итогам налогового периода.

Таким образом, из названных норм следует, что налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту жительства налоговую декларацию в срок, установленный законами.

Ответственностью налогоплательщика за не предоставление налоговой декларации, будет являться санкция, предусмотренная п. 2 ст. 119 НК РФ, в виде штрафа, в размере 30 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц, начиная со 181 дня.

Учитывая, что проверить доводы истца и установить факт нарушения его прав либо опровергнуть такое нарушение возможно лишь на стадии рассмотрения дела по существу и не представляется возможным на стадии принятия иска к производству, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отказа в принятии иска, в связи с чем находит определение судьи подлежащим подмене.

Руководствуясь ст. 334 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции

о п р е д е л и л:

частную жалобу начальника Межрайонной ИФНС России № 9 по Приморскому краю удовлетворить.

Отменить определение судьи Уссурийского районного суда Приморского края от 21.05.2021.

Исковой материал направить в Уссурийский районный суд Приморского края для решения вопроса о принятии искового заявления к производству.

Мотивированное апелляционное определение составлено 30.08.2021.

Судья