Судья Ящук С.В. Дело № 33-368/2022
2-816/2021
УИД 25RS0001-01-2020-008180-68
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
29 марта 2022 года г. Владивосток
Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда
в составе
председательствующего судьи Храмцовой Л.П.
судей Веригиной И.Н., Ильиных Е.А.
при секретаре Быковой В.Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Копшева Сергея Сергеевича к Федеральному казенному учреждению «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Приморскому краю», войсковой части 20293, Министерству обороны Российской Федерации о взыскании оплаты труда с ноября 2019 года по декабрь 2020 года, компенсации морального вреда, доплаты отпускных
по апелляционной жалобе ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Приморскому краю» на решение Ленинского районного суда г. Владивостока от 17 февраля 2021 года, которым исковые требования удовлетворены.
С ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Приморскому краю» в пользу Копшева Сергея Сергеевича взыскана оплата труда за период с ноября 2019 года по декабрь 2020 года в размере 105048,30 руб., доплата отпуска с 09.07.2020 по 04.09.2020 в размере 16 356 руб., компенсация морального вреда в размере 1500 руб.
Заслушав доклад судьи Веригиной И.Н., представителя истца Сохан О.В., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Копшев С.С. обратился в суд с названным иском к ФКУ «УФО МО РФ по Приморскому краю», в обосновании требований указал, что являлся ..., находящегося на финансовом обеспечении ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Приморскому краю».
На основании приказов работодателя истец в период с ноября 2019 года по декабрь 2020 года работал в ночное время в выходные и праздничные нерабочие дни, работал днем в выходные и праздничные дни, однако оплата труда произведена работодателем не в полном объеме, без компенсационных и стимулирующих надбавок.
Ответчиком допущены нарушения трудовых прав истца, согласно расчету за время работы ему не оплачена работа в количестве 19 часов, работа ночью в рабочие дни оплачена в размере 135% оклада, но компенсационные и стимулирующие надбавки применены только к 100%, работа ночью в выходные и праздничные дни оплачена в размере 235% оклада, из которых 35% без компенсационных и стимулирующих надбавок. Недоначисленная оплата труда не вошла в средний заработок для расчета оплаты отпуска.
С учетом уточненных в судебном заседании требований истец просил взыскать с ответчика оплату труда за период с ноября 2019 года по декабрь 2020 года в размере 105048,30 руб., из которых ночные часы – 75287,36 руб., праздничные часы 21157,73 руб., неоплаченные часы 8603,21 руб., а также просил взыскать доплату отпуска с 09 июля 2020 года по 4 сентября 2020 года в размере 16356 руб., компенсацию морального вреда в размере 2 000 рублей.
Представитель истца в судебном заседании настаивала на удовлетворении уточненных исковых требованиях.
Истец, представители ответчика, третьего лица в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Судом постановлено указанное решение, с которым не согласился представитель ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации», им подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене судебного акта. Указано, что взыскание в пользу истца оплаты за работу в ночное время с учетом компенсационных и стимулирующих выплат произведено без учета положений действующего законодательства, регулирующего порядок оплаты за работу в ночное время. Ссылается, что фактически данные требования являются требованиями о взыскании оплаты за сверхурочную работу, вместе с тем, доказательств о привлечении истца к выполнению работы за пределами нормальной продолжительности рабочего времени, не представлено. Полагал, что необоснованно взыскана доплата за отпуск, а также компенсация морального вреда. Кроме того, считает, что суд первой инстанции неправомерно рассмотрел спор без привлечения в качестве ответчика работодателя истца.
Изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, выслушав явившихся лиц, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно п. 4 ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.
В соответствии с ч. 5 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при наличии оснований, предусмотренных частью четвертой настоящей статьи, суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39. О переходе к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции выносится определение с указанием действий, которые надлежит совершить лицам, участвующим в деле, и сроков их совершения.
Из материалов гражданского дела усматривается, что работодателем Копшева С.С. является войсковая часть 20293. Вместе с тем, войсковая часть 20293 к участию в деле в качестве ответчика не привлекалась. Кроме того, войсковая часть 20293 входит в структуру Министерства обороны Российской Федерации и является его обособленным подразделением, вместе с тем, Министерство обороны Российской Федерации к участию в деле также привлечено не было.
С учетом изложенного, протокольным определением от 21.12.2021 судебная коллегия перешла к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных гл. 39 Гражданского процессуального Кодекса РФ, с привлечением к участию в деле в качестве ответчика войсковой части 20293, протокольным определением от 15.02.2022 к участию в деле в качестве ответчика привлечено Министерство обороны Российской Федерации.
Представитель истца в судебном заседании на уточненных исковых требованиях настаивала.
Истец, представители ответчиков: ФКУ «УФО МО РФ по Приморскому краю», Министерства обороны Российской Федерации, войсковой части 20293 в судебное заседание не явились. О времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом. Причины не явки суду не известны, ходатайств об отложении судебного заседания не поступало.
Информация о рассмотрении дела своевременно размещена на интернет сайте Приморского краевого суда.
Судебная коллегия на основании ст. 167 Гражданского процессуального Кодекса РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, выслушав представителя истца, судебная коллегия приходит к следующему.
Из анализа положений статей 21 и 22 Трудового кодекса Российской Федерации следует, что работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы, при этом работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров, а также выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
Согласно ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В силу ст. 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
При выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных), работнику производятся соответствующие выплаты, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Размеры выплат, установленные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором, не могут быть ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (ст. 149 Трудового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с абзацем 4 части 1 статьи 153 Трудового кодекса Российской Федерации работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается не менее чем в двойном размере: работникам, получающим оклад (должностной оклад), - в размере не менее одинарной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа в выходной или нерабочий праздничный день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени, и в размере не менее двойной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа производилась сверх месячной нормы рабочего времени.
Согласно статье 154 Трудового кодекса Российской Федерации каждый час работы в ночное время оплачивается в повышенном размере по сравнению с работой в нормальных условиях, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть 1). Конкретные размеры повышения оплаты труда за работу в ночное время устанавливаются коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, трудовым договором (часть 3).
Как следует из материалов дела, 06.08.2012 между войсковой частью 20293 (Работодатель) и Копшевым С.С. (Работник) заключен трудовой договор №309. В соответствии с указанными соглашениями истец принят на неопределенный срок на должность ....
Согласно пункту 4 трудового договора за выполнение трудовых обязанностей истцу установлена заработная плата в размере 8303,00 рублей в месяц, а также компенсационные выплат: Дальневосточная надбавка 30%, районный коэффициент 30%, за выслугу лет 40%, за вредные условия труда 10%. Кроме того, предусмотрены стимулирующие выплаты премии 25% от оклада, ЕДВ за отработанное время выплата которых производится в порядке, установленном Трудовым кодексом РФ, приказом №555 от 10.11.2006 (п. 4.1.3 трудового договора). При этом указано, что премии и иные выплаты устанавливаются работнику в соответствии с коллективным договором.
Из п. 5 трудового договора следует, что истцу установлена нормальная продолжительность рабочего времени, при этом режим работы определяется правилами внутреннего трудового распорядка, действующим у работодателя, либо настоящим трудовым договором с 08:00 часов до 17:00 часов, обед с 12:00 часов до 13:00 часов.
В п. 5.3 трудового договора сторонами согласовано, что работнику предоставляется ежегодный отпуск продолжительностью 28 календарных дней (основной); 10 календарных дней (дополнительный за отдаленность в южных районах.
Войсковая часть 20293 является административно-хозяйственной единицей Вооруженных сил Российской Федерации и входит в структуру Министерства обороны Российской Федерации, в качестве юридического лица не зарегистрирована. Финансово-экономическое обеспечение войсковой части 20293 осуществляется на счет средств ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Приморскому краю», в пределах бюджетных ассигнований по бюджетной смете, утвержденной в порядке, установленном Министерством обороны Российской Федерации.
Статьей 349 Трудового кодекса РФ установлено, что на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных организациях высшего образования и военных профессиональных образовательных организациях, иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, а также на работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В спорный период выплата заработной платы гражданскому персоналу Вооруженных Сил РФ осуществлялась на основании приказа Министра обороны РФ от 18.09.2019 № 545 «О системе оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации» (далее – приказ №545).
В части 2 Приказа №545 разъяснены условия, размеры и порядок осуществления выплат компенсационного характера гражданскому персоналу (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации.
Так, к выплатам компенсационного характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях относятся: выплаты работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда; выплаты за работу в местностях с особыми климатическими условиями; выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных); надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, их засекречиванием и рассекречиванием, а также за работу с шифрами (Приложение N 1к приказу Минздравсоцразвития России от 29.12.2007 N 822).
Согласно п. 3 ч.2 Приказа №545 выплаты компенсационного характера, их условия, размеры и порядок выплаты устанавливаются положениями об оплате труда (коллективными договорами, локальными нормативными актами) воинских частей и организаций в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации, а также с настоящим приложением с участием выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников. Основанием для выплат компенсационного характера являются приказы руководителей воинских частей и организаций.
Гражданскому персоналу воинских частей и организаций при совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующих работников без освобождения от работы, определенной трудовым договором (далее - совмещение), в соответствии со статьей 151 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1 (ч. I), ст. 3; 2006, N 27, ст. 2878) устанавливается компенсационная выплата за совмещение. Приказами руководителей воинских частей и организаций устанавливаются совмещаемая профессия (должность), объем дополнительно выполняемых работ (обязанностей) и размер выплаты в рублях. Размер выплаты за совмещение устанавливается по соглашению сторон трудового договора и не может превышать размера должностного оклада (тарифной ставки) по совмещаемой профессии или должности. Выплата за совмещение производится за счет экономии фонда оплаты труда и в пределах утвержденных контрольных сумм фондов заработной платы гражданского персонала (п.13 ч.2 Приказа №545).
Членам экипажей судов обеспечения, привлекаемым в период эксплуатации судна к выполнению обязанностей недостающих по штату работников сверх нормальной продолжительности рабочего времени, устанавливается компенсационная выплата в размере 110 процентов должностного оклада (тарифной ставки) недостающего по штату работника за фактически отработанное время (п.59 Приказа №545).
Из п. 17 Приказа №545 следует, что гражданскому персоналу воинских частей и организаций за каждый час работы в ночное время устанавливается доплата за работу в ночное время в размере 35% часовой ставки (части должностного оклада (тарифной ставки) за час работы).
Аналогичный размер доплаты за работу в ночное время в количестве 35% тарифной ставки (должностного оклада) за каждый час работы в ночное время и размер компенсационной выплаты 110% должностного оклада недостающего по штату работника за фактически отработанное время за выполнение обязанностей недостающего работника установлены коллективным договором войсковой части 20293 на 2019-2022 гг.
Из приведенного нормативно-правового регулирования оплаты труда гражданского персонала Вооруженных Сил РФ следует, что оно предусматривает оплату работы членов экипажей судов обеспечения, выполняющих работу в ночное и сверхурочное время, в выходные и нерабочие дни, а также за работу за временно отсутствующего работника в повышенном размере по сравнению с работой в нормальных условиях, посредством осуществления соответствующей компенсационной выплаты, размер которой соотнесен с должностным окладом работника.
Согласно п. 3.2.13 Коллективного договора войсковой части 20293 истцу установлен суммированный учет рабочего времени.
В спорный период в 2020 году работа истца отличалась от нормальной, поскольку он привлекался к работе ночью, в выходные и нерабочие праздничные дни.
Как следует из представленных табелей учета рабочего времени, в ноябре 2019 года истцом отработано 240 час., из которых: 160 час. в пределах нормы рабочего времени, 80 час. в выходные и праздничные дни, 120 час. в ночное время. В декабре 2019 года истцом отработано 247 час., из которых: 175 час. в пределах нормы рабочего времени, 72 час. в выходные и праздничные дни, 68 час. в ночное время. В январе 2020 года истцом отработано 184 час., из которых: 136 час. в пределах нормы рабочего времени, 48 час. в выходные и праздничные дни, 42 час. в ночное время. В феврале 2020 года истцом отработано 208 час., из которых: 152 час. в пределах нормы рабочего времени, 56 час. в выходные и праздничные дни, 60 час. в ночное время. В марте 2020 года истцом отработано 248 час., из которых: 168 час. в пределах нормы рабочего времени, 80 час. в выходные и праздничные дни, 124 час. в ночное время. В апреле 2020 года истцом отработано 240 час., из которых: 176 час. в пределах нормы рабочего времени, 64 час. в выходные и праздничные дни, 120 час. в ночное время. В мае 2020 года истцом отработано 168 час., из которых: 136 час. в пределах нормы рабочего времени, 32 час. в выходные и праздничные дни, 24 час. в ночное время. В июне 2020 года истцом отработано 207 час., из которых: 167 час. в пределах нормы рабочего времени, 40 час. в выходные и праздничные дни, 54 час. в ночное время. В июле 2020 года истцом отработано 48 час., из которых: 40 час. в пределах нормы рабочего времени, 8 час. в выходные и праздничные дни, 16 час. в ночное время. В сентябре 2020 года истцом отработано 208 час., из которых: 144 час. в пределах нормы рабочего времени, 64 час. в выходные и праздничные дни, 42 час. в ночное время. В октябре 2020 года истцом отработано 200 час., из которых: 176 час. в пределах нормы рабочего времени, 24 час. в выходные и праздничные дни, 34 час. в ночное время. В ноябре 2020 года истцом отработано 200 час., из которых: 159 час. в пределах нормы рабочего времени, 40 час. в выходные и праздничные дни, 32 час. в ночное время. В декабре 2020 года истцом отработано 207 час., из которых: 183 час. в пределах нормы рабочего времени, 24 час. в выходные и праздничные дни, 40 час. в ночное время.
При этом работа в ночные часы вошла в общее количество часов, отработанное за месяц.
Согласно расчетным листам, представленным в материалы дела, указанные отработанные часы оплачены истцу. При этом работа в ночное время оплачена по формуле: часовая ставка оклада (оклад + повышение за ВУД 8% + повышение за СПСО 15%/норму часов в месяце)* 35 %* количество отработанных часов. За работу в выходные и праздничные дни истцу помимо 2-го размера часовой ставки произведены компенсационные и стимулирующие выплаты по форме: (морская надбавка + надбавка за выслугу + надбавка за секретность) / норму часов в месяце*2.
Кроме того, истцу произведена выплата праздничных часов с учетом всех причитающихся истцу надбавок (оклад с повышением за ВУТ и СПСО + 40% выслуга лет + гос.тайна + 25% премия + 100% морская / общее количество отработанных часов х 2 х праздничные часы).
Из данного следует, что оплата труда Копшеву С.С. произведена в соответствии с положениями Приказа №545, а также коллективного трудового договора.
Копшев С.С., заключив трудовой договор с войсковой частью, являющейся структурным подразделением Министерства обороны РФ, принял на себя соответствующие обязательства, согласившись на особые условия и специфику работы. Соглашения сторон не оспорены, система оплаты работодателя не противоречит действующему трудовому законодательству, является действующей и исполняется работодателем в полном объеме.
При этом судебная коллегия не усматривает оснований согласиться с доводом истца о том, что доплата в размере 35% за работу в ночное время подлежит начислению и выплате с применением к окладу компенсационных и стимулирующих выплат; при оплате работы в сверхурочное время, в выходные и нерабочие праздничные дни - со всеми надбавками, предусмотренными системой оплаты труда; работа за временно отсутствующего работника – с увеличивающими оклад и применяемые к нему компенсационные, стимулирующие надбавки.
Система оплаты труда Министерства обороны РФ в части оплаты в повышенном размере не противоречит Постановлению Правительства РФ от 22.07.2008 N 554, предусматривающему единый для всех работников минимальный размер доплаты за работу в ночное время, а именно 20%-ая доплата за каждый час работы. Поскольку доплата определяется исходя из часовой тарифной ставки (оклада (должностного оклада), рассчитанного за час работы), другие доплаты и (или) надбавки при расчете не учитываются. То есть спорная доплата не увеличивает должностной оклад, а определяется как самостоятельная компенсационная выплата пропорционально от должностного оклада.
В свою очередь, правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенные в постановлении от 28.06.2018 №26-П, не подлежат применению к правоотношениям сторон, поскольку положения трудового законодательства относительно оплаты труда гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации за работу в ночное время, за временно отсутствующего (недостающего по штату) работника, за работу в сверхурочное время, в указанном постановлении не оценивалось.
Принимая во внимание, что на часы работы истца в ночное время, как в пределах нормы, так и за ее пределами ответчиком уже произведено начисление компенсационных и стимулирующих выплат, учет размера этих выплат при расчете доплаты за работу в ночное время повлечет начисление компенсационной выплаты на компенсационные выплаты, что не предусмотрено действующим правовым регулированием. Отсутствуют и основания для проведения истцу оплаты за временно отсутствующего работника с учетом применяемых к нему компенсационных, стимулирующих надбавок, поскольку соответствующая доплата в силу вышеприведенного правового регулирования соотнесена только с должностным окладом недостающего работника.
Не подлежат удовлетворению требования истца об оплате 59 часов сверх нормальной продолжительности рабочего времени в 2020 году.
Согласно п. 1 ст. 99 Трудового кодекса Российской Федерации сверхурочная работа представляет собой работу, выполняемую работником по инициативе работодателя за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени: ежедневной работы (смены), а при суммированном учете рабочего времени - сверх нормального числа рабочих часов за учетный период.
Исходя из положений вышеуказанной статьи, привлечение работодателем работника к сверхурочной работе допускается с его письменного согласия и в определенных случаях, работник имеет право отказаться от сверхурочной работы.
По делу установлено, что приказы работодателя о привлечении истца к сверхурочной работе работодателем не выносились.
Как следует из трудового договора сторон истцу установлен ненормированное рабочий день. В п. 5.3 трудового договора сторонами согласовано, что работнику предоставляется ежегодный дополнительный отпуск за ненормированность рабочего времени до 10 дней.
В соответствии с условиями коллективного договора, должность истца предусматривает право на дополнительный отпуск за ненормированность рабочего времени в количестве 8 календарных дней.
В силу ст. 101 Трудового кодекса Российской Федерации ненормированный рабочий день - особый режим работы, в соответствии с которым отдельные работники могут по распоряжению работодателя при необходимости эпизодически привлекаться к выполнению своих трудовых функций за пределами установленной для них продолжительности рабочего времени.
Работник может привлекаться к выполнению своих трудовых функций как до начала рабочего дня (смены), так и после окончания рабочего дня (смены).
Прежняя редакция статьи 119 Трудового кодекса Российской Федерации (до вступления в силу Федерального закона от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ) предусматривала, что в случае, если работодатель не предоставляет дополнительные отпуска работнику с ненормированным рабочим днем, переработка сверх нормальной продолжительности рабочего времени с письменного согласия работника компенсируется как сверхурочная работа.
Однако с момента вступления в силу указанного Федерального закона единственной возможной компенсацией за работу в режиме ненормированного рабочего дня, предусмотренной Трудовым кодексом Российской Федерации, является предоставление работнику ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, продолжительность которого должна быть определена коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка, но не может составлять менее трех календарных дней (часть 1 статьи 119 Трудового кодекса Российской Федерации).
Таким образом, Трудовой кодекс РФ не признает переработку при режиме ненормированного рабочего дня сверхурочной работой, при которой должны соблюдаться определенные гарантии (например, ограничение часов переработки, дополнительная оплата), а ст. 97 Кодекса, разграничивающая возможность переработки на два случая (для сверхурочной работы; для работ в условиях ненормированного рабочего времени), фактически это подтверждает.
В силу статьи 97 Трудового кодекса Российской Федерации сверхурочная работа (статья 99 Трудового кодекса РФ) и работа на условиях ненормированного рабочего дня (статья 101 Трудового кодекса РФ) являются двумя разными видами работы за пределами установленной продолжительности рабочего времени.
Соответственно, за работу в режиме ненормированного рабочего дня предоставляется компенсация только в виде дополнительного отпуска, продолжительность которого определяется коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка и не может быть менее трех календарных дней.
Из приказа командира войсковой части 20293 № 180-гп от 02.07.2020, Копшеву С.С. в 2020 году был предоставлен дополнительный отпуск в количестве 10 календарных дней за ненормированность рабочего времени.
При таких обстоятельствах, с учетом установленного истцу ненормированного рабочего времени по соглашению сторон, правовых оснований для оплаты истцу работы за пределами нормальной продолжительности времени не имеется.
С учетом установленных по делу обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии нарушений трудовых прав истца, и того обстоятельства, что оплата труда произведена истцу в полном объеме, согласно отработанному времени, в соответствии с действующим трудовым законодательством и установленной системой оплаты труда у данного работодателя, суд приходит к выводу, что задолженность перед истцом по оплате труда отсутствует, требования Копшева С.С. о взыскании оплаты труда подлежат оставлению без удовлетворения.
Поскольку истцу отказано в удовлетворении требования о взыскании оплаты труда, то не имеется оснований для удовлетворения производного требования о взыскании доплаты отпуска с 09.07.2020 по 04.09.2020 в размере 16 356 рублей.
Рассматривая требование истца о компенсации морального вреда, судебная коллегия приходит к следующему.
Статьей 237 Трудового кодекса РФ предусмотрена возможность компенсации работнику морального вреда, причиненного ему неправомерными действиями или бездействием работодателя, который возмещается в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.
В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Учитывая, что судом не установлено нарушений ответчиками трудовых прав истца, судебная коллегия считает необходимым отказать Копшеву С.С. в удовлетворении исковых требований о компенсации морального вреда.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Ленинского районного суда г. Владивостока от 17 февраля 2021 года отменить.
Принять по делу новое решение.
Исковые требования ФИО1 к Федеральному казенному учреждению «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Приморскому краю», войсковой части 20293, Министерству обороны Российской Федерации о взыскании оплаты труда, доплаты отпуска, компенсации морального вреда - оставить без удовлетворения.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 31.03.2022.
Председательствующий
Судьи