Судья: Бескровная О.А. Дело № 33-8450/2022
Дело № 2-1034/2022
УИД 25RS0029-01-2021-010971-24
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 28.09.2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
27 сентября 2022 г. г. Владивосток
Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Рябенко Е.М.
судей Рыженко О.В., Симоновой Н.П.
при секретаре Киселевой Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску ФИО2 к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Приморскому краю о признании незаконным решения об отказе в назначении страховой пенсии по старости, включения периодов работы в специальный стаж и досрочном назначении страховой пенсии по старости, возложении обязанности
по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда по Приморскому краю на решение Фрунзенского районного суда г.Владивостока от 21.03.2022, которым исковые требования удовлетворены: признано незаконным решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Уссурийске Приморского края (межрайонное) от 30.12.2019 № об отказе ФИО2 в назначении пенсии; возложена обязанность включить в специальный стаж ФИО2, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии периоды работы: в качестве машиниста-кочегара войсковой части 93598 с 11.08.1997 по 23.03.1998 и с 01.06.2005 по 19.04.2010, в качестве слесаря АВР части 93598 с 20.04.2010 по 25.10.2010 и службы по призыву с 21.12.1981 по 25.09.1982 и назначить досрочную страховую пенсию по старости с 15.11.2019.
Заслушав доклад судьи Симоновой Н.П., пояснения представителя истца ФИО3 судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
ФИО1 обратился в суд с иском о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии по старости на основании п.2 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», включении периодов работы с тяжелыми условиями труда в качестве машиниста-кочегара войсковой части 93598 с 11.08.1997 по 23.03.1998 и с 01.06.2005 по 19.04.2010, в качестве слесаря АВР части 93598 с 20.04.2010 по 25.10.2010 и службы по призыву с 21.12.1981 по 25.09.1982 и назначить досрочную страховую пенсию по старости с 15.11.2019.
Судом постановлено изложенное выше решение, с которым не согласилось Государственное учреждение - Отделение Пенсионнного фонда Российской Федерации по Приморскому краю, его представителем подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного. Указывает на неправомерность включения в специальный стаж заявленного истцом периода службы по призыву, т.к. периоды службы по призыву до 01.01.1992 приравнивались к работе с тяжелыми условиями при совокупности условий: службы приравнивалась к работе, которая предшествовала данному периоду, либо следовала за окончанием этого периода, при этом учитывались в размере, не превышающем имеющегося стажа работы. Учитывая, что периоду службы истца предшествовала и за ним следовала работа на общих условиях, спорный период службы не подлежит включению в специальный стаж. Относительно спорного периода с 01.06.2005 по 25.10.2010 работодателем не предоставлялись в Пенсионный фонд сведения о работе истца с тяжелыми условиями и сведения индивидуального лицевого счета истца содержат сведения о стаже не льготного характера.
Представитель истца в судебном заседании суда апелляционной инстанции возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, полагала решение законным и обоснованным.
Представитель ОПФР по Приморскому краю, ФИО2 в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения в апелляционном порядке извещены.
Информация о рассмотрении дела своевременно размещена на интернет сайте Приморского краевого суда.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, коллегия не приходит к выводу об отмене оспариваемого решения в части в связи с нарушением судом первой инстанции норм материального права.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ определено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ).
Согласно подпункту "б" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона N 400-ФЗ при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяются:
Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение".
Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 01 января 1992 года.
Исходя из анализа действующего пенсионного законодательства, установление для лиц, осуществлявших трудовую деятельность на работах с тяжелыми условиями труда, льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости, направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности.
Право на льготное пенсионное обеспечение по разделу ХХХIII Списка № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утв. постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10, имеют работники, чьи профессии или должности предусмотрены в данном разделе при условии их занятости на одном из поименованных видов работ, в данном случае в Списке № 2 предусмотрено наименование 23200000-13786 машинисты (кочегар) котельной (на угле, сланце), в том числе занятые на удалении золы.
Как следует из материалов дела истец оспаривает решение УПФР в г.Уссурийске Приморского края (межрайонное) в части отказа в назначении пенсии по старости на основании п.2 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и отказа во включении периодов работы с тяжелыми условиями труда в качестве машиниста-кочегара войсковой части 93598 с 11.08.1997 по 23.03.1998 и с 01.06.2005 по 19.04.2010, в качестве слесаря АВР части 93598 с 20.04.2010 по 25.10.2010 и службы по призыву с 21.12.1981 по 25.09.1982.
Ответчиком установлена продолжительность специального стажа, дающего право на назначение страховой пенсии по старости на основании п.2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ, которая, исходя из включенных в специальный трудовой стаж, составила 04 года 07 месяцев 6 дней, что менее требуемой продолжительности 07 лет 06 месяцев, продолжительность страхового стажа 34 год 4 месяца 5 дней.
В специальный стаж не включены, в том числе, заявленные в иске спорные периоды работы в качестве машиниста-кочегара войсковой части 93598 с 11.08.1997 по 23.03.1998 и с 01.06.2005 по 19.04.2010, в качестве слесаря АВР части 93598 с 20.04.2010 по 25.10.2010, поскольку документально не подтверждена занятость на работах и в условиях, предусмотренных Списком №2, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10, сведения о стаже представлены без кода особых условий труда.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу, что спорные периоды работы истца исключены из подсчета специального стажа необоснованно, поскольку факт занятости истца на работах с тяжелыми условиями труда и характер выполняемой работы в качестве в качестве машиниста-кочегара войсковой части 93598 с 11.08.1997 по 23.03.1998 и с 01.06.2005 по 19.04.2010, в качестве слесаря АВР части 93598 с 20.04.2010 по 25.10.2010 подтверждается совокупностью имеющихся в материалах дела доказательств, в том числе записями в трудовой книжке, архивными справками, содержащими сведения о приеме на работу и увольнении в период с 11.08.1997 по 23.03.1998, выписками из приказов командира части 93598 о приеме и увольнении в период 01.06.2005 по 19.04.2010 и переводе на должность слесаря АВР и работе в указанной должности с 20.04.2010 по 25.10.2010, списком должностей гражданского персонала, связанных с воздействие профессиональных вредностей согласованного начальником 1399ЦГСЭН и утвержденного командиром части 93598, а также справками командира части 93598 о дислокации войсковой части 93598 в 1997-1997 годах в с.Глуховка и нахождении на балансе части котельной инвентарный номер 3 военного городка №162 с.Глуховка, которая постоянно работала на твердом топливе (уголь) с выгрузкой золы вручную машинистами-кочегарами, а также об отсутствии финансовой документации, трудовых договоров и должностных инструкций, в связи с отсутствием собственной финансовой службы в части, а также лицевыми счетами на выплату заработной платы, подтверждающими выполнение работы постоянно в течение полного рабочего дня.
Отклоняя доводы апелляционной жалобы о необоснованности включения в специальный трудовой стаж периодов работы истца в качестве машиниста-кочегара войсковой части 93598 с 11.08.1997 по 23.03.1998 и с 01.06.2005 по 19.04.2010 в специальный стаж, судебная коллегия отмечает, что по общему правилу периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица (истец зарегистрирован 27.12.1999) подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Вместе с тем, в случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и оспаривания достоверности таких сведений гражданином, претендующим на досрочное назначение страховой пенсии по старости, выполнение им такой работы и, как следствие, недостоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учета могут быть подтверждены в судебном порядке путем представления гражданином письменных доказательств, отвечающих требованиям ст. ст. 59, 60 ГПК РФ.
Факт неправомерных действий работодателя истца по непредоставлению сведений в систему индивидуального (персонифицированного) учета относительно льготного характера работы истца и неуплаты им дополнительного тарифа по страховым взносам в ПФ РФ не могут влиять на право истца на льготное пенсионное обеспечение.
В соответствии с пунктом 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, совокупностью приведенных последовательных и согласующихся между собой письменных доказательств, которым судом первой инстанции дана надлежащая оценка по правилам ст.67 ГПК РФ, подтверждается, что в спорные периоды с 11.08.1997 по 23.03.1998 и с 01.06.2005 по 19.04.2010 истец работал полный рабочий день в качестве машиниста (кочегара) котельной, работающие на угле, трудовая функция истца не менялась, эксплуатировалось одно и то же оборудование, то есть выполнял работу по профессии, предусмотренной Списком N 2 от 26 января 1991 г., что в силу приведенного выше правового регулирования дает основания для включения периодов работы с 11.08.1997 по 23.03.1998 и с 01.06.2005 по 19.04.2010 в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости.
Вместе с тем, в период с 20.04.2010 по 25.10.2010 истец работал в должности слесаря АВР, которая подлежит включению в специальный стаж в соответствии со списком №2 только при подтверждении постоянной занятости на работах в подземных канализационных сетях (2290000а-18447, 23200000-18447). Таких доказательств в материалах дела нет, в связи с чем у суда первой инстанции отсутствовали основания для включения в специальный стаж указанного периода, выводы суда в этой части не соответствуют обстоятельствам дела и основаны на неверном применении норм материального права.
Кроме того, согласно трудовой книжки службе по призыву с 14.10.1981 предшествовала работа истца с 06.08.1981 по 12.10.1982 работы в должности механика рефрижераторной секции, включенная ответчиком в специальный трудовой стаж, также оспариваемым решением ответчиком также включен в специальный стаж период службы по призыву с 14.10.1981 по 20.12.1981, поскольку приравнивается к работе по списку №2, утвержденному Постановление Совета Министров СССР от 22.08.1956 №1173, при этом период службы, подлежащий включению в специальный трудовой стаж, включен в размере, не превышающем имеющегося стажа работы, дающего право на назначение пенсии на льготных условиях.
В соответствии с подпунктом "к" пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 года N 590, служба в составе Вооруженных Сил СССР засчитывалась в общий стаж работы.
Согласно абзацу четырнадцатому пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда период службы в составе Вооруженных Сил ФИО4 приравнивался по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
В абзаце 5 пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий содержится указание на то, что в случаях назначения пенсий на льготных условиях или в льготных размерах работа или другая деятельность, приравниваемая к работе, дающей право на указанные пенсии, учитывается в размере, не превышающем имеющегося стажа работы, дающей право на пенсию на льготных условиях или в льготных размерах.
Таким образом, данной нормой установлено ограничение по определению продолжительности периода работы или другой деятельности, приравниваемой к работе, дающей право на назначение пенсий на льготных условиях или в льготных размерах. Продолжительность такой работы и другой деятельности не должна превышать суммарную продолжительность работы истца, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по Спискам NN 1 и 2 от 1956 года.
Учитывая, что продолжительность работы истца, дающей ему право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по состоянию на 01.01.1992 года составляет 2 месяца 7 дней, следовательно, период службы истца обоснованно включен ответчиком в стаж работы с тяжелыми условиями труда, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, не полном объеме, а лишь в размере 2 месяца 7 дней, решение суда первой инстанции в этой части принято с нарушением норм материального права.
Таким образом, с учетом установленного ответчиком специального трудового стажа 04 года 07 месяцев 6 дней и подлежащих включению дополнительно в специальный трудовой стаж периодов работы в качестве машиниста-кочегара войсковой части 93598 с 11.08.1997 по 23.03.1998 и с 01.06.2005 по 19.04.2010, суммарно специальный трудовой стаж истца, дающий право на назначение досрочной пенсии составляет 10 лет 1 месяц 8 дней, в связи с чем истец по состоянию на дату обращения 15.11.2019 имел право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости на основании п.1 ст.30 ФЗ "О страховых пенсиях".
С учетом изложенного решение Фрунзенского районного суда Приморского края от 21.03.2022 подлежит отмене в части включения в специальный трудовой стаж для назначения досрочной пенсии периода работы с 20.04.2010 по 25.10.2010 в должности слесаря АВР и периода службы по призыву с 21.12.1981 по 25.09.1982с вынесением нового решения об отказе в удовлетворения иска в этой части.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Фрунзенского районного суда г.Владивостока от 21.03.2022 в части включения в специальный трудовой стаж для назначения досрочной пенсии периода работы с 20.04.2010 по 25.10.2010 в должности слесаря АВР и периода службы по призыву с 21.12.1981 по 25.09.1982 отменить, принять по делу в этой части новое решение:
в удовлетворении исковых требований ФИО2 к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Приморскому краю о включения в специальный трудовой стаж для назначения досрочной пенсии периода работы с 20.04.2010 по 25.10.2010 в должности слесаря АВР и периода службы по призыву с 21.12.1981 по 25.09.1982 отказать.
В остальной части Фрунзенского районного суда г.Владивостока от 21.03.2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий Судьи