НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Приморского краевого суда (Приморский край) от 26.12.2016 № 33-13071

Судья Игнатьичев Д.В. Дело 33-13071

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

26 декабря 2016 года г. Владивосток

Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе: председательствующего Саломатиной Л.А.,

судей Александровой М.В., Фёдоровой Л.Н.,

при секретаре Моисеенко А.М.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сергиенко Е.А. к Федеральному казенному учреждению «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Приморскому краю», третье лицо - войсковая часть , о взыскании неначисленной и невыплаченной заработной платы за работу в выходные и праздничные дни, а также компенсации морального вреда по апелляционной жалобе ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Приморскому краю» на решение Ленинского районного суда г. Владивостока от ДД.ММ.ГГГГ, которым исковые требования удовлетворены.

Суд постановил: взыскать с Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Приморскому краю» в пользу Сергиенко Е.А. доплату за работу в выходные и нерабочие праздничные дни за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 83 105,24 рублей, компенсацию морального вреда в сумме 5000 рублей, всего 88 105,24 рублей.

Заслушав доклад судьи Александровой М.В., судебная коллегия

установила:

Сергиенко Е.А. обратился в суд с иском к Федеральному казенному учреждению «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Приморскому краю», третье лицо - войсковая часть , о взыскании неначисленной и невыплаченной заработной платы за работу в выходные и праздничные дни, а также компенсации морального вреда, указав, что он работает матросом 1 класса сб «СБ-522» войсковой части , находящейся на финансовом обеспечении Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Приморскому краю». В ДД.ММ.ГГГГ, а также в ДД.ММ.ГГГГ он работал в выходные и праздничные дни на основании приказов работодателя, в соответствии с которыми он рассчитывал на двойную оплату отработанного времени продолжительностью 172 праздничных часа. В ДД.ММ.ГГГГ истцу стало известно, что ответчик не в полном объеме произвёл начисление и выплату заработной платы за работу в выходные и праздничные часы, в том числе за ДД.ММ.ГГГГ, а именно: без надбавок, предусмотренных трудовым договором, ТК РФ, приказом МО РФ от 23.04.2014г. и приказами работодателя (без надбавки за несение боевого дежурства в размере 15% (с ДД.ММ.ГГГГ) и без таких надбавок как морской в размере 100%, за выслугу лет в размере 30% и премии в размере 25% от оклада).

Ссылаясь на положения ст. 129, 153, 237 ТК РФ, Приказа МО РФ «О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. № 583» от 23.04.2014 № 255, просил взыскать с ответчика неначисленную и невыплаченную заработную плату за работу в выходные и праздничные дни (праздничные часы) в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 28 719,52 рублей, а также в счет компенсации морального вреда за нарушение трудовых прав просил взыскать 5000 руб.

В судебном заседании представитель истца уточнил исковые требования, просил взыскать с ответчика 88 105,24 рублей, в том числе заработную плату в выходные и праздничные дни в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 83 105,24 рублей и компенсацию морального вреда в размере 5 000 рублей.

Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признал, просил применить последствия пропуска срока исковой давности и в иске отказать. Настаивал на том, что истцу заработная плата за работу в выходные и нерабочие праздничные дни начислена в полном объеме в соответствии с нормами действующего законодательства. Заявленные требования истца не основаны на законе и направлены на получение ничем необоснованной выгоды.

Представитель третьего лица - войсковой части в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Дело рассмотрено в его отсутствие.

Судом постановлено решение о частичном удовлетворении исковых требований, с которым не согласилось ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Приморскому краю», его представителем подана апелляционная жалоба об отмене решения суда как незаконного. В доводах жалобы указано на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение норм материального права.

В суд апелляционной инстанции представитель ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Приморскому краю» не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

Истец, а также представитель войсковой части на заседание судебной коллегии не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом. На основании ч. 3 ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным провести судебное заседание в их отсутствие.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о необходимости отмены вынесенного решения, поскольку судом допущены нарушения норм материального права.

По делу установлено, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец работал матросом 1 класса «СБ-522» войсковой части и выполнял работу согласно своим трудовым обязанностям, работал, в том числе, в выходные и праздничные дни. По мнению истца, оплата за работу в выходные и нерабочие праздничные дни были произведены ответчиком без учёта компенсационных и стимулирующих выплат: за несение боевого дежурства, морской надбавки, за выслугу лет, премиальных выплат.

Принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции со ссылкой на статьи 129, 149, 152, 153 Трудового кодекса Российской Федерации и приказ Министра обороны Российской Федерации от 23 апреля 2014 г. № 255 «О мерах по реализации в Вооружённых Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. № 583», утвердивший Положение о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций Вооружённых Сил Российской Федерации, пришёл к выводу о том, что действия ФКУ «УФО МО РФ по Приморскому краю» по оплате истцу работы в выходные и нерабочие праздничные дни без учёта начисляемых стимулирующих и компенсационных выплат, предусмотренных названным Положением о системе оплаты труда, не соответствуют действующему законодательству и нарушают трудовые права истца.

С такими выводами суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может по следующим основаниям.

Особенности регулирования труда лиц, работающих в организациях Вооружённых Сил Российской Федерации, предусмотрены статьёй 349 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которой на работников, заключивших трудовой договор о работе, в том числе в воинских частях, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно статье 149 Трудового кодекса Российской Федерации при выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных), работнику производятся соответствующие выплаты, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Размеры выплат, установленные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором, не могут быть ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

В соответствии с частью 1 статьи 153 Трудового кодекса Российской Федерации работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается не менее чем в двойном размере:

сдельщикам - не менее чем по двойным сдельным расценкам;

работникам, труд которых оплачивается по дневным и часовым тарифным ставкам, - в размере не менее двойной дневной или часовой тарифной ставки;

работникам, получающим оклад (должностной оклад), - в размере не менее одинарной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа в выходной или нерабочий праздничный день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени, и в размере не менее двойной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа производилась сверх месячной нормы рабочего времени.

Под окладом (должностным окладом) понимается фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определённой сложности за календарный месяц без учёта компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть 4 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации).

Из положений части 1 статьи 153 Трудового кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с частью 4 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации следует, что работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается работнику не менее чем в двойном размере исходя из фиксированного размера оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определённой сложности за календарный месяц без учёта компенсационных, стимулирующих и социальных выплат. Для исчисления размера оплаты труда работников, получающих оклад (должностной оклад), применяется дневная или часовая ставка (часть оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), при этом иные выплаты, кроме оклада, при расчёте оплаты за работу в выходной или нерабочий праздничный день не учитываются.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. № 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений» утверждено Положение об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений.

В соответствии с пунктом 2 названного Положения приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. № 822 утверждён перечень видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных, автономных, казённых учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат компенсационного характера в этих учреждениях.

Пунктом 3 перечня видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных, автономных, казённых учреждениях, утверждённого приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. № 822, к выплатам компенсационного характера отнесены выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных).

Согласно пункту 1 разъяснений о порядке установления выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных, автономных, казённых учреждениях, утверждённых приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря

2007 г. № 822, выплаты компенсационного характера устанавливаются к окладам (должностным окладам), ставкам заработной платы работников, если иное не установлено федеральными законами и указами Президента Российской Федерации.

Пунктом 2 названных разъяснений установлено, что выплаты компенсационного характера, размеры и условия их осуществления устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Приказом Министерства обороны Российской Федерации от 23 апреля 2014 г. № 255 «О мерах по реализации в Вооружённых Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа

2008 г. № 583» утверждено Положение о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций Вооружённых Сил Российской Федерации.

Пунктом 14 названного Положения установлено, что в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. № 822 выплаты компенсационного характера устанавливаются, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных).

Из приведённого выше нормативно-правового регулирования следует, что для работников, осуществляющих трудовую деятельность в условиях, отклоняющихся от нормальных, в том числе работу в выходные и нерабочие праздничные дни, установлены гарантии по оплате труда в виде выплат компенсационного характера, предусмотренных статьёй 153 Трудового кодекса Российской Федерации, а именно оплата работы в выходной или нерабочий праздничный день не менее чем в двойном размере исходя из фиксированного размера оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определённой сложности за календарный месяц. При этом из содержания названных норм следует, что при расчёте заработной платы за период, в который работник выполнял работу в выходные и нерабочие праздничные дни, оплату необходимо производить исключительно исходя из полуторного или двойного оклада работника без учёта компенсационных и стимулирующих выплат за вредность, за выслугу лет, морской надбавки, премиальных выплат, районного коэффициента, северной надбавки.

Конкретные размеры оплаты за работу в выходной или нерабочий праздничный день в силу части 2 статьи 153 Трудового кодекса Российской Федерации могут устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учётом мнения представительного органа работников, трудовым договором.

Между тем применение к выплате за работу в выходные и нерабочие праздничные дни (компенсационной выплате) иных выплат компенсационного и стимулирующего характера положениями статьи 153 Трудового кодекса Российской Федерации, подлежащими применению во взаимосвязи с частью 4 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации, не предусмотрено.

Морская надбавка, в т.ч. иные выплаты гражданскому персоналу за работу с тяжелыми, вредными и (или) и иными особыми условиями труда, в условиях, отклоняющихся от нормальных, сверхурочной работе, работе в ночное время, носят компенсационный характер, премиальные выплаты относятся к выплатам стимулирующего характера и устанавливаются (размер, порядок) Положениями об оплате труда (коллективными договорами, локальными нормативными актами) воинских частей и организаций в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации, а также настоящим Положением с участием выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников.

Пунктом 23.1 Положения о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций вооруженных сил, утвержденных приказом Министра обороны РФ от 23.04.2014 №255 (в редакции от 18.08.2016) предусмотрена оплата труда гражданскому персоналу воинских частей и организаций в выходной или нерабочий праздничный день в соответствии со статьей 153 ТК РФ без учета выплат компенсационного и стимулирующего характера в пределах установленных контрольных сумм фондов заработной платы гражданского персонала, что согласуется с Отраслевым соглашением между Профсоюзом гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации и Министерством обороны Российской Федерации на 2014 - 2016 годы в той мере, которая предусматривает возможность определения системы оплаты труда, порядок начисления компенсаций и гарантий в пределах ассигнований, предусмотренных федеральным бюджетом на оплату труда гражданского персонала.

То обстоятельство, что пункт 23.1 был введен приказом Министра обороны РФ от 18.08.2016г. № 515, не свидетельствует о праве истца на иной расчет, поскольку указанные выплаты, должны согласно пункту 2 Разъяснения о порядке установления выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 29.12.2007 №822, соответствовать положениям трудового законодательства Российской Федерации и иным нормативным правовым актам, которые не предусматривают применение к выплатам компенсационного характера иных выплат аналогичного компенсационного и стимулирующего характера.

Ввиду того, что положения статьи 153 Трудового кодекса Российской Федерации не предусматривают оплату работы в выходные и нерабочие праздничные дни с учётом иных компенсационных и стимулирующих выплат, кроме как оплаты такой работы не менее чем в двойном размере исходя из фиксированного размера оплаты труда работника, вывод суда о том, что действия ФКУ «УФО МО РФ по Приморскому краю» по оплате истцу работы в выходные и нерабочие праздничные дни без учёта начисляемых ему стимулирующих и компенсационных выплат нарушают права истца на оплату труда, судебная коллегия признаёт основанным на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения.

Приведенные в жалобе доводы об отсутствии со стороны ФКУ «УФО МО РФ по Приморскому краю» нарушений прав работника являются обоснованными.

Кроме того, согласно пункту 13 «Порядка формирования и использования фонда оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций ВС РФ» руководители воинских частей и организаций имеют полномочия по направлению денежных средства на выплату должностных окладов, ставок заработной платы (тарифных ставок), компенсационных и стимулирующих выплат только в пределах утвержденных контрольных сумм (лимитов бюджетных обязательств).

Учет и контроль за правильностью определения фонда оплаты труда и использованием контрольных сумм осуществляется распорядителями (получателями) бюджетных средств (пп.14,17 Положения), соответственно оснований признавать, что ФКУ «УФО МО РФ по Приморскому краю» без законных оснований отказало в начислении оплаты труда, согласно приведенному в иске расчету, не имеется.

Учитывая изложенное, решение суда первой инстанции нельзя признать законными, оно принято с существенными нарушениями норм материального права, что, согласно статье 330 ГПК РФ, является основанием для отмены указанного решения.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда г. Владивостока от ДД.ММ.ГГГГ отменить, апелляционную жалобу ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Приморскому краю удовлетворить.

По делу вынести новое решение.

Исковые требования Сергиенко Е.А. к Федеральному казенному учреждению «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Приморскому краю» о взыскании неначисленной и невыплаченной заработной платы за работу в выходные и праздничные дни, компенсации морального вреда оставить без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи