НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Приморского краевого суда (Приморский край) от 18.01.2018 № 33А-545/18(33А-13250/17)

Судья Гурская А.Н. Дело № 33а-545/18 (33а-13250/17)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

18 января 2018 года город Владивосток

Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда в составе:

председательствующего Украинцевой С.Н.

судей Кудриной Я.Г., Пилипенко Е.В.

при секретаре Пауловой Ю.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 об оспаривании действий государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Хасанскому району Приморского края по апелляционной жалобе государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Хасанскому району Приморского края на решение Хасанского районного суда Приморского края от 25 октября 2017 года, которым административные исковые требования ФИО1 удовлетворены: признано незаконным решение государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Хасанскому району Приморского края от 7 июля 2017 года об отказе в проведении перерасчета по уточнению платежа за 2012 год по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на сумму 14386,32 руб., совершенному 11 декабря 2012 года платежной операцией в СБ № 9038 филиал № 1092, в связи с ошибочным указанием КБК; на государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Хасанскому району Приморского края возложена обязанность уточнить платеж за 2012 год по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на сумму 14386,32 руб., совершенный 11 декабря 2012 года платежной операцией в СБ № 9038 филиал № 1092; признать обязанность ФИО1 по уплате страховых взносов исполненной и произвести перерасчет пени, начисленной за период со дня фактической уплаты налога в бюджетную систему Российской Федерации до дня принятия решения об уточнении платежа.

Заслушав доклад судьи Кудриной Я.Г., объяснения ФИО1, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

ФИО1 обратился в суд с указанным административным исковым заявлением, ссылаясь на то, что он был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя с 30 декабря 2009 года по 4 июля 2017 года и состоял на налоговом учете по месту жительства в г.Москва. В октябре 2014 года административный истец переехал на постоянное место жительства в пгт.Славянка Хасанского района и своевременно встал на регистрационный учет, в том числе в ГУ УПФР по Хасанскому району. МИФНС России № 10 по Приморскому краю направила в его адрес решение от 22 мая 2017 года о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика согласно требованию от 17 апреля 2017 года об уплате налогов в размере 133926,18 руб. и пеней 12837,9 руб. Согласно справке МИФНС России № 10 по Приморскому краю задолженность по страховым взносам составляет 250563,52 руб., пени – 58681,93 руб., в то время как пенсионный фонд выдал справку о состоянии расчетов по страховым взносам, в которой указал переплату на сумму 119,69 руб. 15 июня 2017 года административный истец обратился в УПФР по Хасанскому району и МИФНС России № 10 по Приморскому краю с заявлениями об устранении указанных противоречий и корректировки сальдо расчетов по страховым взносам. В составе ошибочных начислений была выявлена задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в пенсионный фонд за 2012 год на сумму 14386,32 руб. и переплата по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в ФФОМС в сумме 14386,32 руб., которая образовалась вследствие ошибки в КБК при совершении платежной операции в СБ № 9038 филиал № 1092 11 декабря 2012 года. ФИО1 подал заявление по уточнению платежа в УПФР по Хасанскому району, однако получил отказ со ссылкой на п.8.4 ст.18 Федерального закона № 212-ФЗ и уведомлением, что уточнение страховых взносов, пеней и штрафов производится только в пределах одного внебюджетного фонда. 18 августа 2017 года административный истец подал заявление об уточнении платежа по страховым взносам (ошибка в КБК) в МИФНС России № 10 по Приморскому краю, однако ответ не получил. С учетом уточненных требований просит признать незаконным ответ от 7 июля 2017 года Пенсионного фонда РФ в части отказа проведения перерасчета по уточнению платежа за 2012 год по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на сумму 14386,32 руб., совершенный 11 декабря 2012 года платежной операцией в СБ № 9038 филиал № 1092 ИНН ..., в которой ошибочно указан КБК 39210202101081011160; признать обязанность по уплате страховых взносов исполненной, обязать орган Пенсионного фонда РФ уточнить платеж и произвести перерасчет пени, начисленной за период со дня фактической уплаты налога в бюджетную систему Российской Федерации до дня принятия решения об уточнении платежа.

ФИО1 в судебном заседании поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель ГУ УПФР по Хасанскому району не согласился с заявленными требованиями, ссылаясь на то обстоятельство, что 21 июня 2017 года в УПФР по Хасанскому району обратился ФИО1 с заявлением о зачете оплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование в сумме 14386,32 руб. в 2012 году в счет оплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2012 год в связи с неверным написанием кода бюджетной классификации. Истец в квитанции от 11 декабря 2012 года на оплату страховых взносов указал КБК Федерального фонда обязательного медицинского страхования и считает, что ошибка в поручении не была препятствием для поступления денежных средств в бюджет Пенсионного фонда РФ, деньги поступили на соответствующий фонд Федерального казначейства и были перечислены в бюджет Пенсионного фонда РФ своевременно и недоимкой считаться не могут, т.к. Пенсионный фонд РФ является администратором пенсионных и «медицинских» взносов. Однако обязанность уплаты страховых взносов может быть исполнена лишь в том случае, если страховые взносы поступили на счет соответствующего фонда в Пенсионном фонде РФ. Уточнение страховых взносов, пеней и штрафов производится только в пределах одного внебюджетного фонда. В случае неправильного указания плательщиком страховых взносов в поручении кода бюджетной классификации, повлекшего не перечисление данной суммы в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда на соответствующей счет Федерального казначейства, обязанность не считается исполненной.

Представитель МИФНС России № 10 по Приморскому краю в судебное заседание не явился, направил возражения на административный иск, в которых указал, что решения об уточнении реквизитов в расчетном документе, решение о зачете (возврате) сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года, принимаются соответствующими органами ПФР и ФСС.

По делу вынесено указанное решение.

В апелляционной жалобе ГУ УПФР по Хасанскому району ставится вопрос об отмене решения суда как принятого с нарушением норм материального и процессуального права.

Судебная коллегия, изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, считает решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.

Согласно ст.3 КАС РФ задачами административного судопроизводства являются, в том числе защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.

Исходя из содержания п.1 ч.2 ст.227 КАС решение, действия (бездействие) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

В соответствии с ч.8 ст.18 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений, поручение на перечисление страховых взносов, пеней и штрафов в бюджет государственного внебюджетного фонда на соответствующий счет Федерального казначейства заполняется плательщиком страховых взносов в соответствии с правилами заполнения поручений. Указанные правила устанавливаются Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации. При обнаружении плательщиком страховых взносов ошибки в оформлении поручения на перечисление страховых взносов, пеней и штрафов, не повлекшей их неперечисления в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда на соответствующий счет Федерального казначейства, плательщик страховых взносов вправе подать в орган контроля за уплатой страховых взносов заявление об уточнении основания, типа и принадлежности платежа, отчетного (расчетного) периода или статуса плательщика страховых взносов в связи с допущенной ошибкой с приложением документов, подтверждающих уплату им страховых взносов.

По делу установлено, что 30 декабря 2009 года ФИО1 был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, 4 июля 2017 года прекратил свою предпринимательскую деятельность.

22 мая 2017 года и.о. начальника МИФНС России № 10 по Приморскому краю вынесено решение о взыскании с ФИО1 неуплаченых налогов (сборов, страховых взносов) в размере 133926,18 руб., пеней в размере 12827,9 руб.

В результате сверки расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам была выявлена задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФР в размере 14386,32 руб. и переплата по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в федеральный фонд ОМС в размере 14386,32 руб.

Как указал в административном иске ФИО1, указанные задолженность (переплата) образовались вследствие ошибки в КБК (указано КБК 39210202101081011160 вместо 39210202100061000160) при совершении платежной операции в СБ № 9038 филиал № 1092 11 декабря 2012 года.

21 июня 2017 года ФИО1 обратился в ГУ УПФР по Хасанскому району с заявлением об уточнении платежа по страховым взносам, внесении изменений и направлении корректировочного сальдо в ИФНС.

Письмом от 7 июля 2017 года в удовлетворении заявления ФИО1 отказано, поскольку уточнение страховых взносов, пеней и штрафов производится только в пределах одного внебюджетного фонда; ПФР обладает полномочиями по уточнению только основания, типа и принадлежности платежа, отчетного (расчетного) периода или статуса плательщика страховых взносов.

Удовлетворяя требования ФИО1, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что денежные средства, уплаченные ФИО1, поступили на единый счет пенсионного фонда в Федеральном казначействе, сам факт неправильного указания кода бюджетной классификации не является основанием для признания обязанности по уплате страховых взносов неисполненной, поскольку не привел к незачислению денежных средств в соответствующий бюджет.

Однако данные выводы постановлены при неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела.

Согласно ст.144 Бюджетного кодекса РФ в состав бюджетов государственных внебюджетных фондов входят бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов.

Бюджетами государственных внебюджетных фондов Российской Федерации являются: бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации; бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации; бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования.

Согласно ст.15 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ сумма страховых взносов исчисляется и уплачивается плательщиками страховых взносов, указанными в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона (далее в настоящей статье - плательщики страховых взносов), отдельно в каждый государственный внебюджетный фонд.

Уплата страховых взносов осуществляется отдельными расчетными документами, направляемыми в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на соответствующие счета Федерального казначейства.

В соответствии со ст.16 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, средства бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации являются федеральной собственностью, не входят в состав других бюджетов и изъятию не подлежат.

В составе бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации отдельно учитываются суммы страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, а также суммы дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, суммы взносов работодателей, уплаченных в пользу застрахованных лиц, и суммы взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений, поступившие в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений", суммы средств (части средств) материнского (семейного) капитала, направленных на финансирование накопительной части трудовой пенсии в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", средства, направляемые на инвестирование, выплаты за счет средств пенсионных накоплений, средства выплатного резерва для осуществления выплаты накопительной части трудовой пенсии по старости, средства пенсионных накоплений застрахованных лиц, которым назначена срочная пенсионная выплата, а также расходы бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, связанные с формированием и инвестированием средств пенсионных накоплений, ведением специальной части индивидуальных лицевых счетов и выплатой накопительной части трудовой пенсии.

Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации формируется за счет: страховых взносов; средств федерального бюджета; сумм пеней и иных финансовых санкций; доходов от размещения (инвестирования) временно свободных средств обязательного пенсионного страхования; добровольных взносов физических лиц и организаций, уплачиваемых ими не в качестве страхователей или застрахованных лиц; средств выплатного резерва для осуществления выплаты накопительной части трудовой пенсии по старости;

средств пенсионных накоплений застрахованных лиц, которым назначена срочная пенсионная выплата; иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации (ч.1 ст.17).

Согласно ч.1 ст.26 Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, доходы бюджета Федерального фонда формируются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о страховых взносах, законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и законодательством Российской Федерации об иных обязательных платежах. К доходам бюджета Федерального фонда относятся: страховые взносы на обязательное медицинское страхование; недоимки по взносам, налоговым платежам; начисленные пени и штрафы; средства федерального бюджета, передаваемые в бюджет Федерального фонда в случаях, установленных федеральными законами; доходы от размещения временно свободных средств; иные источники, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Указанными положениями Федеральных законов N 167-ФЗ и N 326-ФЗ предусмотрено, что бюджетные фонды Пенсионного фонда РФ и Федерального фонда обязательного медицинского страхования являются строго обособленными и имеют различные источники формирования и цели расходования.

На основании п.4 ч.6 ст.18 Закона N 212-ФЗ обязанность по уплате страховых взносов не признается исполненной в случае неправильного указания плательщиком страховых взносов в поручении на перечисление суммы страховых взносов номера счета Федерального казначейства, кода бюджетной классификации и (или) наименования банка получателя, повлекшего неперечисление данной суммы в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда на соответствующий счет Федерального казначейства.

Таким образом, если КБК, наименование банка или номер счета получателя платежа указаны неверно, то это влечет незачисление такого платежа по назначению и приводит к образованию недоимки.

Частью 8 статьи 18 Федерального закона N 212-ФЗ предусмотрено право плательщика страховых взносов подать в орган контроля за уплатой страховых взносов заявление об уточнении основания, типа и принадлежности платежа, отчетного (расчетного) периода или статуса плательщика страховых взносов при обнаружении плательщиком страховых взносов ошибки в оформлении поручения на перечисление страховых взносов, пеней и штрафов, не повлекшей их неперечисления в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда на соответствующий счет Федерального казначейства.

Вместе с тем, в результате неправильного указания ФИО1 КБК страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не были уплачены в Пенсионный фонд РФ, обязанность по уплате страховых взносов надлежащим образом исполнена не была.

При указанных обстоятельствах у ГУ УПФР по Хасанскому району не имелось законных оснований для удовлетворения заявления ФИО1 об уточнении платежа.

Кроме того, как указано выше, решением и.о. начальника МИФНС России № 10 по Приморскому краю от 22 мая 2017 года с ФИО1 взыскана задолженность по страховым взносам в размере 133926,18 руб., пени в размере 12827,9 руб., куда и вошла спорная сумма, перечисленная административным истцом в 2012 году.

В то же время, решение должностного лица налогового органа не было оспорено ФИО1

При наличии неоспоренного решения о взыскании задолженности по страховым взносам удовлетворение требований ФИО1 о признании незаконным ответа Пенсионного фонда Российской Федерации, возложении обязанности на ПФР уточнить платеж, произвести пересчет пени, не повлечет за собой освобождения административного истца от обязанности исполнить решение МИФНС России № 10 по Приморскому краю от 22 мая 2017 года.

С учетом изложенного решение суда нельзя признать законным и обоснованным, в связи с чем оно подлежит отмене с вынесением по делу нового решения об отказе в удовлетворении административных исковых требований ФИО1

На основании изложенного, руководствуясь статьями 307-311 КАС РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Хасанского районного суда Приморского края от 25 октября 2017 года отменить, вынести новое решение.

В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 об оспаривании действий государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Хасанскому району Приморского края – отказать.

Председательствующий

Судьи