НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Приморского краевого суда (Приморский край) от 16.05.2022 № 33-4208/2022

Судья Махонина Е.А. Дело № 33-4208/2022 (2-546/2022)

25RS0004-01-2021-005165-46

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

16 мая 2022 года город Владивосток

Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:

председательствующего Левицкой Ж.В.

судей Рыженко О.В., Прасоловой В.Б.

при секретаре Брыжеватой Ю.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску УФСБ России по Приморскому краю к Добромыслову Владимиру Николаевичу о взыскании задолженности

по апелляционной жалобе УФСБ России по Приморскому краю на заочное решение Советского районного суда г. Владивостока от 19 января 2022 года.

Заслушав доклад судьи Рыженко О.В., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

УФСБ России по Приморскому краю обратилось в суд с названным иском, указав, что ДД.ММ.ГГГГ заключило с Добромысловым В.Н. договор на дачу тепловой энергии, согласно которому подавало ответчику тепловую энергию в принадлежащую ему <адрес> в <адрес>. Начиная с ДД.ММ.ГГГГ года, Добромыслов В.Н. не оплачивает за отопление. Задолженность ответчика за период с ДД.ММ.ГГГГ года доставляет 104 232 рубля 61 копейка. На дату подачи искового заявления задолженность не погашена. Просит взыскать с Добромыслова В.Н. задолженность за период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года в сумме 104 232 рубля 61 копейка и пеню в размере 85 061 рубль 78 копеек.

Представитель УФСБ России по Приморскому краю Пономарев П.М. в судебном заседании настаивал на удовлетворении иска. Пояснил, что задолженность ответчиком до настоящего времени не оплачена.

Добромыслов В.Н. в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен, об отложении судебного заседания не заявлял.

Судом постановлено заочное решение об удовлетворении исковых требований в части, с Добромыслова В.Н. в пользу УФСБ России по Приморскому краю взыскана задолженность по оплате тепловой энергии за период с ДД.ММ.ГГГГ года в размере 26 385,53 рублей, пени в размере 8 000 рублей.

Не согласившись с решением, представителем УФСБ России по Приморскому краю подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об изменении судебного решения. В обоснование доводов жалобы указывает, что судом при разрешении дела к расчету оплаты применен льготный тариф за тепловую энергию на территории Приморского края. Вместе с тем, Управление производило начисление и взимание платы на основании тарифов, утвержденных Департаментом по тарифам Приморского края. В связи с принятием Закона Приморского края от 19.06.2015 № 640-КЗ «О льготном тарифе на тепловую энергию на территории Приморского края и о внесении изменений в Закон Приморского края «О защите прав граждан в жилищно-коммунальной сфере» (далее - Закон) социальная выплата гражданам была прекращена. В соответствии со статьей 5 указанного Закона компенсация выпадающих доходов теплоснабжающих организаций, возникающих в результате установления льготного тарифа на тепловую энергию (мощность), осуществляется путем предоставления теплоснабжающим организациям субсидий за счет средств краевого бюджета в порядке, определяемом администрацией Приморского края. Вместе с тем, компенсация разницы в тарифах, установленная частью 1 статьи 5 Закона, не подлежит выплате казенным учреждениям в силу пункта 10 статьи 161 Бюджетного кодекса РФ, в связи с чем, Управление вынуждено было взимать плату за отпущенную тепловую энергию по экономически обоснованному тарифу, утвержденному Департаментом по тарифам Приморского края, а не по льготному. За нарушение же запрета на предоставление казенному учреждению бюджетных кредитов и (или) субсидий предусмотрена ответственность, установленная статьей 15.15.8. КоАП РФ. Таким образом, Управление, производя начисления за тепловую энергию в соответствии с тарифами, утвержденными Департаментом по тарифам Приморского края, действовало законно. Просят решение изменить и взыскать с Добромыслова В.Н. денежные средства в размере 104 232,61 руб. и пени в размере 85 061,78 руб.

Стороны, участвующие в деле и извещенные надлежащим образом, в суд апелляционной инстанции не явились.

Судебная коллегия, руководствуясь положениями ст. 167, ч. 1 ст. 327 ГПК РФ, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся сторон.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражениях относительно жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему выводу.

В соответствии со ст. 330 ГПК РФ, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются, в том числе, несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

В соответствии с п. 1 ст. 539 Гражданского кодекса РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Пункт 1 статьи 540 Гражданского кодекса РФ предусматривает, что в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.

Если иное не предусмотрено соглашением сторон, такой договор считается заключенным на неопределенный срок и может быть изменен или расторгнут по основаниям, предусмотренным статьей 546 настоящего Кодекса.

В силу п. 1 ст. 541 Гражданского кодекса РФ энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.

Согласно ст. 542 Гражданского кодекса РФ качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе с обязательными правилами, или предусмотренным договором энергоснабжения. В случае нарушения энергоснабжающей организацией требований, предъявляемых к качеству энергии, абонент вправе отказаться от оплаты такой энергии.

На основании ст. 153, ст. 154 Жилищного кодекса РФ граждане (в том числе, собственники жилых помещений в многоквартирном доме) обязаны своевременно и полностью вносить плату за коммунальные услуги. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление.

В силу ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 155 Жилищного кодекса РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.

В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В силу ч. 3 ст. 30 Жилищного кодекса РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.

В силу п. 5 ч. 2 ст. 153 Жилищного кодекса РФ обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение.

Согласно ст. 3 Закона Приморского края от 19.06.2015 г. 640-КЗ "О льготном тарифе на тепловую энергию (мощность) на территории Приморского края и о внесении изменений в Закон Приморского края "О защите прав граждан в жилищно-коммунальной сфере" право на льготу по оплате тепловой энергии (мощности) имеет население Приморского края.

На основании ст. 4 указанного закона льгота по оплате тепловой энергии (мощности) лицам, указанным в статье 3 настоящего Закона, предоставляется при наличии одновременно следующих оснований: принятие уполномоченным органом постановления об установлении льготного тарифа на тепловую энергию (мощность) в соответствии с законодательством Российской Федерации; превышение экономически обоснованных тарифов на тепловую энергию (мощность) над льготным тарифом на тепловую энергию (мощность).

Теплоснабжающие организации, реализующие тепловую энергию (мощность), предоставляют льготу лицам, указанным в статье 3 настоящего Закона, при наличии оснований, указанных в части 1 настоящей статьи, со дня вступления в силу постановления уполномоченного органа об установлении льготного тарифа на тепловую энергию (мощность).

В силу ст. 5 этого же Закона компенсация выпадающих доходов теплоснабжающих организаций, возникающих в результате установления льготного тарифа на тепловую энергию (мощность), осуществляется путем предоставления теплоснабжающим организациям субсидий за счет средств краевого бюджета в порядке, определяемом администрацией Приморского края. Субсидии предоставляются уполномоченным органом исполнительной власти Приморского края в области жилищно-коммунального хозяйства и топливообеспечения на территории Приморского края в соответствии с соглашениями на компенсацию выпадающих доходов теплоснабжающих организаций.

Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Как видно из материалов дела Добромыслов В.Н. является собственником <адрес> в <адрес>.

Подачу тепловой энергии в указанное жилое помещение истец осуществляет на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.5).

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции верно пришел к выводу о том, что ответчик вправе вносить оплату за теплоснабжение по льготному тарифу.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции в силу следующего.

Согласно правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 N 2-П, а также разъяснениям, данным в пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей" (далее - постановление Пленума N 87), если применение мер тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденным тарифом для определенной группы потребителей, например, населения, и утвержденным для другой группы потребителей экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты ресурсоснабжающей организации на производство соответствующего ресурса (далее - межтарифная разница), предполагается возмещение в таких случаях этой организации понесенных ею экономических потерь. Возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов), поэтому субъектом, обязанным возместить ресурсоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа в размере ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение. При этом данным публично-правовым образованием должна быть установлена компенсация потерь ресурсоснабжающей организации, вызванных межтарифной разницей.

Исходя из положений пункта 14 статьи 10 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" порядок компенсации выпадающих доходов теплоснабжающей организации устанавливается законом субъекта Российской Федерации.

На территории Приморского края компенсация выпадающих доходов теплоснабжающих организаций производится в соответствии с Законом Приморского края от 19.06.2015 N 640-КЗ "О льготном тарифе на тепловую энергию (мощность) и максимальном уровне розничных цен на сжиженный газ, реализуемый из групповых газовых резервуарных установок для бытовых нужд населения, на территории Приморского края и о внесении изменений в Закон Приморского края "О защите прав граждан в жилищно-коммунальной сфере" (далее - Закон N 640-КЗ), которым определены категории лиц, имеющих право на льготу по оплате тепловой энергии (мощности), основания для предоставления указанных льгот и порядок компенсации выпадающих доходов теплоснабжающих организаций.

Согласно части 1 статьи 5 Закона N 640-КЗ компенсация выпадающих доходов теплоснабжающих организаций, возникающих в результате установления льготного тарифа на тепловую энергию (мощность), а также компенсация выпадающих доходов газоснабжающих организаций в результате установления максимального уровня розничных цен на сжиженный газ, осуществляется путем предоставления теплоснабжающим и газоснабжающим организациям субсидий за счет средств краевого бюджета в порядке, определяемом администрацией Приморского края.

Субсидии теплоснабжающим организациям предоставляются уполномоченным органом исполнительной власти Приморского края в области жилищно-коммунального хозяйства и топливообеспечения на территории Приморского края в соответствии с соглашениями на компенсацию выпадающих доходов теплоснабжающих организаций (часть 2 статьи 5 Закона N 640-КЗ).

Отсутствие соглашения между истцом и администрацией Приморского края о порядке компенсации истцу убытков в связи с применением льготного тарифа не должно вести к ущемлению прав ответчика на оплату тепловой энергии по льготному тарифу, из чего верно исходил суд при разрешении спора.

Доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку исследованных судом доказательств, однако, оснований для такой переоценки у судебной коллегии не имеется.

В ходе рассмотрения дела суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела. Выводы суда основаны на материалах дела и согласуются с вышеприведенными требованиями действующего законодательства. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного решения, судом не допущено.

Спор разрешен судом верно.

Расчет задолженности, произведенный судом первой инстанции за оказанные коммунальные услуги, исходя из льготного тарифа за тепловую энергию, судом апелляционной инстанции проверен. Основания для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы отсутствуют.

При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

заочное решение Советского районного суда г. Владивостока от 19 января 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу УФСБ России по Приморскому краю - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 20 мая 2022 года.