НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Приморского краевого суда (Приморский край) от 16.05.2017 № 33-4769

Судья Рябенко Е.М. Дело № 33-4769

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

16 мая 2017 года город Владивосток

Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда

в составе:

председательствующего судьи Саломатиной Л.А.

судей Александровой М.В., Федоровой Л.Н.

при секретаре Пауловой Ю.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Уссурийского городского прокурора в интересах Царевой Н.Д. к Государственному учреждению - Приморское региональное отделение фона социального страхования Российской Федерации (филиал № 6) о возложении обязанности обеспечить средствами реабилитации по апелляционной жалобе Царевой Н.Д. на решение Уссурийского районного суда Приморского края от 25.01.2017, которым в удовлетворении иска отказано.

Заслушав доклад судьи Саломатиной Л.А., объяснения представителя ответчика- Исаковой Т.А., прокурора Маториной О.А., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Уссурийский городской прокурор в интересах Царевой Н.Д. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Приморское региональное отделение фона социального страхования Российской Федерации (филиал № 6) о возложении обязанности обеспечить средствами реабилитации. В обоснование требований указал, что Царева Н.Д. является инвалидом группы бессрочно и в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида нуждается в обеспечении техническими средствами реабилитации, в том числе подгузниками (90 штук в месяц).

В ходе прокурорской проверки было установлено, что Царева Н.Д. с 01.07.2015 не обеспечена названными техническими средствами реабилитации.

Ссылаясь на нарушение прав Царевой Н.Д. на получение мер социальной поддержки, предусмотренных ФЗ от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», прокурор просил обязать фонд социального страхования обеспечить Цареву Н.Д. техническими средствами реабилитации – подгузниками в количестве 270 штук за период с 01.007 по 30.09.2015 в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

Представитель ответчика в судебном заседании иск не признал.

Дело рассмотрено в отсутствие Царевой Н.Д.

Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласилась Царева Н.Д., ею подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного.

В суд апелляционной инстанции Царева Н.Д. не явилась, представителя не направила, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

Судебная коллегия, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда.

Конституция Российской Федерации провозгласила Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1 статьи 7 Конституции Российской Федерации), в котором обеспечивается, в том числе, государственная поддержка инвалидов (часть 2 статьи 7 Конституции Российской Федерации).

Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 07.03.2017) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ) государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.

В соответствии с ч. 14 ст. 11.1 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.

Во исполнение указанной нормы Закона постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 № 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее - Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации).

Подпунктом «а» п. 3 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации установлено, что обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия).

В силу ч. 6 ст. 11 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации или абилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном частью четырнадцатой статьи 11.1 настоящего Федерального закона. Порядок выплаты такой компенсации, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.01.2011 № 57н утвержден Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, в пункте 3 которого установлено, что компенсация выплачивается инвалиду в случае, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации инвалида техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду или инвалид самостоятельно приобрел указанное техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за счет собственных средств.

Из приведенных нормативных положений следует, что гарантированное государством право инвалида на обеспечение за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации техническими средствами реабилитации, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации инвалида, осуществляется путем предоставления этих средств в натуре или посредством выплаты денежной компенсации, если данные средства не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации за собственный счет, то есть механизм реализации указанного права регламентирован. При этом действующими нормативными правовыми актами не предусмотрено обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации в натуре за прошлый период в случае их непредоставления инвалиду уполномоченным органом по какой-либо причине. В такой ситуации право инвалида на обеспечение за счет средств федерального бюджета техническими средствами реабилитации осуществляется путем выплаты инвалиду денежной компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации в порядке, установленном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2011 г. № 57н.

На основании представленных документов судом установлено, что Царева Н.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является инвалидом группы бессрочно.

В соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида от 02.08.2012 Царевой Н.Д. необходимы технические средства реабилитации, в том числе подгузники из расчёта 90 штук в месяц.

01.07.2015 Царевой Н.Д. было выдано направление на получение подгузников в количестве 270 штук, которые ей предоставлены не были.

В соответствии с актом от 28.10.2015 на основании направления от 15.10.2015 Царевой Н.Д. получено 360 штук подгузников для взрослых.

Поскольку Царева Н.Д. не была обеспечена техническими средствами реабилитации в полном объёме, её право на получение данной меры социальной поддержки могло быть реализовано путем выплаты денежной компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации в порядке, установленном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.01.2011 г. № 57н.

Спор разрешён судом верно.

Довод апелляционной жалобы о том, что нерегулярное и не в полном объёме предоставление средств технической реабилитации носит систематический характер и нарушает гарантированное право истца на меры социальной поддержки инвалидов, не влечёт отмену решения суда.

В период, когда инвалид уполномоченным органом по каким-либо причинам не был обеспечен (обеспечен не в полном объеме) техническими средствами реабилитации, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации, его право на получение указанных мер социальной поддержки может быть реализовано путем выплаты уполномоченным органом в порядке, установленном законом, денежной компенсации за самостоятельно приобретенные инвалидом технические средства реабилитации.

Ссылки в апелляционной жалобе на нормы главы 26 ГК РФ «Прекращение обязательств», на то, что Царева Н.Д. имеет право на получение технических средств реабилитации за прошлое время, поскольку не прекратилось обязательство уполномоченного органа по выдаче названных средств инвалиду и не утрачено право инвалида на получение данной меры социальной поддержки, основаны на неверном толковании норм материального права.

Отношения, связанные с обеспечением инвалидов техническими средствами реабилитации, не являются гражданско-правовыми, они урегулированы специальным законом, а также принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, и в случае непредоставления инвалиду уполномоченным органом по какой-либо причине технических средств реабилитации в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида его право на обеспечение техническими средствами реабилитации осуществляется путём выплаты денежной компенсации.

Содержащийся в апелляционной жалобе довод о том, что приказы Министерства здравоохранения и социального развития носят информационно-разъяснительный характер и не подлежат обязательному применению, на правильность выводов суда не влияет. Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.01.2011 № 57н (зарегистрировано в Минюсте России 03.02.2011 N 19694), принятого во исполнение Федерального закона от 24.11.1995 № 18-ФЗ, утверждён Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Уссурийского районного суда Приморского края от 25.01.2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи