НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Приморского краевого суда (Приморский край) от 15.12.2020 № 33-9097/20

Судья Махонина Е.А. Дело № 33-9097/2020

(2-1721/2020)

25RS0004-01-2020-001184-42

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

15 декабря 2020 года г. Владивосток

Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:

председательствующего судьи Вишневской С.С.

судей Веригиной И.Н., Чубченко И.В.

при секретаре Пауловой Ю.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Гиренок Виталия Владимировича к ФКУ «Военный комиссариат Приморского края» о возложении обязанности

по апелляционным жалобам Гиренок Виталия Владимировича, ФКУ «Военный комиссариат Приморского края» на решение Советского районного суда г. Владивостока от 13 августа 2020 года, которым исковые требования удовлетворены частично. На ФКУ «Военный комиссариат Приморского края» возложена обязанность выплатить Гиренок В. В. проценты за пользование чужими денежными средствами, предусмотренные ч.1 ст. 395 ГК РФ, в связи с несвоевременной выплатой минимального размера оплаты труда за время прохождения военных сборов в периоды с 18.06.2019 по 20.06.2019, с 16.07.2019 по 18.07.2019, с 19.08.2019 по 13.09.2019, с 22.10.2019 по 24.10.2019, с 10.12.2019 по 12.12.2019.

Заслушав доклад судьи Веригиной И.Н., выслушав пояснения истца Гиренок В.В., представителя ответчика ФКУ «Военный комиссариат Приморского края» - Коношенко Ж.В., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Гиренок В.В. обратился в суд с настоящим иском, в обоснование заявленных требований указал, что он находится в мобилизационном людском резерве. С 06.06.2019 он временно не работает и не состоит на учёте в службе занятости населения. В периоды 18.06.2019 по 20.06.2019, с 16.07.2019 по 18.07.2019, с 19.08.2019 по 13.09.2019, с 22.10.2019 по 24.10.2019, с 10.12.2019 по 12.12.2019, всего в течение 38 дней, он проходил военные сборы. Выплаты минимального размера оплаты труда ему были произведены 21.11.2019 и 27.12.2019, то есть с нарушением срока. Кроме того, выплаты минимального размера оплаты труда были произведены без учета районного коэффициента. Просит признать незаконным отказ ответчика в выплате ему районного коэффициента и компенсации за задержку причитающихся ему денежных средств; возложить обязанность на ФКУ «Военный комиссариат Приморского края» произвести положенные ему денежные выплаты в полном объёме.

В судебном заседании истец требования иска поддержал в полном объеме.

Представитель ФКУ «Военный комиссариат Приморского края» - Коношенко Ж.В. в судебном заседании исковые требования не признала. Пояснила, что истец проходил военные сборы согласно Положению о проведении военных сборов, утвержденному постановлением Правительства РФ от 29.05.2006 № 333, при этом, в силу подп. «д» п. 8 Положения, на военные комиссариаты возлагается функция компенсации расходов организаций и граждан, связанных с проведением военных сборов. Военный комиссариат производит возмещение среднего заработка (пособия) с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда по месту постоянной работы (учета в государственном учреждении службы занятости населения) или минимального размера оплаты труда для граждан, не работающих и не состоящих на учете в государственном учреждении службы занятости населения. Указанное возмещение расходов производится военными комиссариатами в порядке, установленном Правилами компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 № 704, на основании представленных гражданином оригиналов соответствующих документов. Поскольку истец не является действующим военнослужащим, который получает оклад по воинской должности и оклад по воинскому званию, то в соответствии с п. 25 Положения коэффициент начислению и выплате истцу не подлежит. Статья 236 ТК РФ о материальной ответственности работодателя за задержку выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, в данном случае не могут быть применены, поскольку истец не состоит в трудовых отношениях с Военным комиссаром Приморского края.

Судом постановлено указанное решение, с которым не согласились Гиренок В.В., ФКУ «Военный комиссариат Приморского края», ими поданы апелляционные жалобы.

В апелляционной жалобе Гиренок В.В. просит отменить решение суда в части отказа в удовлетворении требований о взыскании невыплаченных денежных средств, указав, что при рассмотрении дела судом нарушены нормы материального и процессуального права, применен закон, не подлежащий применению к правоотношениям сторон.

В апелляционной жалобе представитель ФКУ «Военный комиссариат Приморского края» просит отменить решение суда, указав, что судом не были приняты во внимание положения п.5 Правил компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона «О воинской обязанности и воинской службе», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 №704, в соответствии с которыми истцу была выплачена денежная компенсация за участие в военных сборах при предоставлении им заявления с приложением необходимых документов. Указанная выплата носит заявительный характер. Заявление истца поступило в адрес ответчика 06.11.2019, выплата произведена 21.11.2019 и 27.11.2019. Кроме того, в нарушение положений ст.131 ГПК РФ исковое заявление Гиренок В.В. не содержит данных о сумме иска и расчет, в связи с чем, ответчик был лишен права на принесение своих возражений относительно требования о взыскании суммы процентов.

В судебном заседании апелляционной инстанции истец Гиренок В.В. поддержал доводы своей апелляционной жалобы, возражал относительно доводов апелляционной жалобы ответчика.

Представитель ФКУ «Военный комиссариат Приморского края» настаивал на доводах апелляционной жалобы ФКУ «Военный комиссариат Приморского края», относительно доводов Гиренок В.В. возражал.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения участников процесса, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по правилам части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со ст. 57.1 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», граждане, пребывающие в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, запасе Службы внешней разведки Российской Федерации, запасе Федеральной службы безопасности Российской Федерации, могут поступить в мобилизационные людские резервы Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов на добровольной основе путем заключения контракта о пребывании в резерве в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Граждане, пребывающие в резерве, являются резервистами и имеют права и обязанности, устанавливаемые настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно ч.1 ст. 54 Федерального закона Российской Федерации от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», для подготовки к военной службе граждане, пребывающие в запасе, могут призываться на военные сборы.

В статье 56 указанного Федерального закона установлено, что порядок прохождения военных сборов гражданами, пребывающими в запасе, определяется Положением о проведении военных сборов, утверждаемым Правительством Российской Федерации. Материальное обеспечение граждан, проходящих военные сборы, осуществляется в порядке и размерах, которые определяются Положением о прохождении военных сборов.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2006 № 333 «О военных сборах и некоторых вопросах обеспечения исполнения воинской обязанности» утверждено Положение о проведении военных сборов.

Согласно п.3 Положения под военными сборами понимается комплекс мероприятий по подготовке граждан к военной службе, проводимых в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах.

В подп. «а» п. 4 Положения указано, что военные сборы в качестве учебных сборов, помимо указанных в настоящем пункте, могут также проводиться в составе подразделений, экипажей, расчетов, проводимые в форме тренировочных занятий с гражданами, заключившими контракт о пребывании в мобилизационном людском резерве.

В силу подп. «д» п. 8 Положения о проведении военных сборов, на военные комиссариаты возлагается функция по компенсации расходов организаций и граждан, связанных с проведением военных сборов.

Согласно подп. «в» п. 24 указанного Положения, материальное обеспечение граждан, проходящих военные сборы, включает, в том числе, финансовое обеспечение в связи с призывом на военные сборы и прохождением военных сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 25 Положения о проведении военных сборов, для граждан, не работающих и не состоящих на учете в государственном учреждении службы занятости населения финансовое обеспечение предусматривает выплату (возмещение) минимального размера оплаты труда.

Как указано в п. 26 Положения, осуществление расходов, указанных в подпункте "а", абзацах четвертом и пятом подпункта "б" пункта 25 настоящего Положения, производится военными комиссариатами в порядке, установленном Правилами компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами РФ в связи с реализацией Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 № 704. При этом расчет размера компенсации осуществляется с учетом времени пребывания гражданина в военном комиссариате и (или) на военных сборах, указанного в справке военного комиссариата, по форме согласно приложению № 2, выдаваемой гражданину не позднее даты его убытия из военного комиссариата. Гражданам, не работающим и не состоящим на учете в государственном учреждении службы занятости населения, военные комиссариаты производят возмещение соответствующих расходов до убытия из военного комиссариата (пункта сбора) к месту жительства.

Судом установлено, что Гиренок В.В. не является действующим военнослужащим, состоит с 18.06.2019 по настоящее время в мобилизационном людском резерве, не работает и не работал во время прохождения военных сборов, не состоит на учете в государственном учреждении службы занятости населения.

17.06.2019 между Гиренок В.В. и Министерством обороны Российской Федерации в лице начальника ТОВВМУ заключен контракт о пребывании в мобилизационном людском резерве на три года.

Данный контракт вступил в силу 18.06.2019 на основании приказа начальника ТОВВМУ № 819 от 18.06.2019.

Гиренок В.В. в период с 18.06.2019 по 20.06.2019, с 16.07.2019 по 18.07.2019, с 19.08.2019 по 13.09.2019, с 22.10.2019 по 24.10.2019, с 10.12.2019 по 12.12.2019 проходил военные сборы в Тихоокеанском высшем военно-морском училище имени С.О. Макарова в г. Владивостоке.

ФКУ «Военный комиссариат Приморского края» выплатило истцу денежные средства за прохождение военных сборов, исчисленные исходя из минимального размера оплаты труда для граждан, не работающих и не состоящих на учете в государственном учреждении службы занятости населения, пропорционально количеству дней сборов.

Согласно расчету ФКУ «Военный комиссариат Приморского края», за период с 18.06.2019 по 20.06.2019 Гиренок В.В. начислена выплата в размере 1781,05 руб., с 16.07.2019 по 18.07.2019 начислена выплата в размере 1471,30 руб., с 19.08.2019 по 13.09.2019 начислено 5127,27 руб. и 5371,43 руб., с 22.10.2019 по 24.10.2019 начислено 1471,30 руб., с 10.12.2019 по 12.12.2019 начислено 1538,18 руб.

Платежным поручением № 461556 от 21.11.2019 Военный комиссариат Приморского края перечислил Гиренок В.В. денежные средства в размере 15 222,35 рублей.

Платежным поручением № 369414 от 27.11.2019 Военный комиссариат Приморского края перечислил Гиренок В.В. денежные средства в размере 1 538,18 рублей.

В платежных поручениях в графе «назначение платежа» указано целевое назначение данных платежей - оплата МРОТ для не работающих граждан и не состоящих на учете в государственном учреждении службы занятости населения, в связи с прохождением военных сборов.

Районный коэффициент к данным суммам выплат начислен не был.

03.12.2019 Гиренок В.В. обратился в ФКУ «Военный комиссариат Приморского края» с заявлением о выплате ему районного коэффициента и компенсации за задержку выплат.

Согласно письму ФКУ «Военный комиссариат Приморского края» от 24.12.2019, ответчик отказал истцу в выплате районного коэффициента, указав, что он подлежит выплате только лицам, работающим по найму в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к нему местностях. В выплате денежной компенсации за задержку выплат, предусмотренной ст. 236 ТК РФ, также было отказано, по причине того, что Военный комиссариат Приморского края не является работодателем для Гиренок В.В.

Отказывая в удовлетворении заявленных истцом требований в части взыскания районного коэффициента, суд первой инстанции руководствовался вышеприведенными нормами права, исходил из того, что на военные комиссариаты возлагается обязанность произвести выплату гражданам, пребывающим в мобилизационном людском резерве, не работающим и не состоящим на учете в службе занятости населения, минимального размера оплаты труда. Обязанность по выплате районного коэффициента на военные комиссариаты не возложена.

У судебной коллегии отсутствуют основания не согласиться с данными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на нормах материального права, подлежащих применению к спорным правоотношениям.

В соответствии с п. 49 Приказа Министра обороны Российской Федерации от 17.05.2007 № 185 «О мерах по выполнению в Вооруженных Силах РФ постановления Правительства Российской Федерации от 29.05.2006 № 333», начальники отделов (муниципальных) военных комиссариатов отвечают за своевременную компенсацию расходов организаций и граждан, связанных с проведением военных сборов, а также своевременную выплату минимального размера оплаты труда гражданам, не работающим и не состоящим на учете в государственном учреждении службы занятости населения, за время участия в мероприятиях, связанных с прохождением ими военных сборов.

Согласно нормам действующего законодательства для граждан, проходящих военные сборы, которые не работают и не состоят на учете в службе занятости населения выплата компенсации за участие в военных сборах установлена в виде минимального размера оплаты труда без учета районного коэффициента.

При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы Гиренок В.В. в указанной части судебной коллегией отклоняются, поскольку они основаны на неправильном толковании норм материального права.

Удовлетворяя требования истца в части взыскания с ответчика процентов за несвоевременную выплату денежных средств, суд руководствовался положениями ч.1 ст.395 ГК РФ, исходил из того что ответчиком несвоевременно произведены выплаты истцу и пришел к выводу о том, что на выплаченные суммы подлежат начислению проценты за пользование чужими денежными средствами за время прохождения военных сборов в периоды с 18.06.2019 по 20.06.2019, с 16.07.2019 по 18.07.2019, с 19.08.2019 по 13.09.2019, с 22.10.2019 по 24.10.2019, с 10.12.2019 по 12.12.2019.

С указанными выводами судебная коллегия согласиться не может, в данной части решение суда первой инстанции подлежит отмене как незаконное, принятое с нарушением норм материального права, а доводы апелляционной жалобы ФКУ «Военный комиссариат Приморского края» в части неправомерного возложения обязанности по выплате процентов за пользование чужими денежными средствами заслуживают внимания в силу следующего.

Действительно, в соответствии с п.26 Положения о проведении военных сборов, гражданам, не работающим и не состоящим на учете в государственном учреждении службы занятости населения, военные комиссариаты производят возмещение соответствующих расходов до убытия из военного комиссариата (пункта сбора) к месту жительства.

Между тем, в силу пункта 5 Правил компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 704, выплата компенсации в соответствии с абзацами вторым и четвертым пункта 4 настоящих Правил осуществляется на основании представляемых получателями компенсации сведений о размере фактических расходов (с указанием банковских реквизитов счетов для перечисления компенсации). Для подтверждения указанных расходов граждане представляют оригиналы соответствующих документов, организации - заверенные в установленном порядке копии таких документов.

Граждане представляют указанные сведения путем подачи заявления на имя военного комиссара соответствующего военного комиссариата.

С учетом требований п. 26 Положения о военных сборах и п.5 Правил компенсации, истцу была выплачена компенсация за участие в военных сборах после предоставления им в военной комиссариат Приморского края личного заявления с указанием реквизитов счета получателя для перечисления денежных средств, с приложением необходимых документов, подтверждающих периоды участия в военных сборах, справки с государственного учреждения службы занятости о том, что он не состоит на учете в качестве безработного.

При отсутствии заявления Гиренок В.В. с приложением необходимых документов, у ФКУ «Военный комиссариат Приморского края» оснований для перечисления выплаты за участие в военных сборах не имелось.

Кроме того, следует отметить, что срок, в течение которого военными комиссариатами перечисляются денежные средства в качестве компенсации за участие в военных сборах законодательно не установлен.

Таким образом у суда первой инстанции отсутствовали основания для возложения на ФКУ «Военный комиссариат Приморского края» обязанности выплатить Гиренок В.В. проценты за пользование чужими денежными средствами, предусмотренные ч.1 ст. 395 ГК РФ, в связи с несвоевременной выплатой минимального размера оплаты труда за время прохождения военных сборов в периоды с 18.06.2019 по 20.06.2019, с 16.07.2019 по 18.07.2019, с 19.08.2019 по 13.09.2019, с 22.10.2019 по 24.10.2019, с 10.12.2019 по 12.12.2019. В данной части решение Советского районного суда г. Владивостока подлежит отмене с вынесением нового решения об оставлении указанных требований Гиренок В.В. без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Советского районного суда г. Владивостока от 13 августа 2020 года отменить в части возложения на ФКУ «Военный комиссариат Приморского края» обязанности выплатить проценты за пользование чужими денежными средствами.

В отмененной части принять по делу новое решение.

Исковые требования Гиренок Виталия Владимировича к ФКУ «Военный комиссариат Приморского края» о возложении на ФКУ «Военный комиссариат Приморского края» обязанности выплатить проценты за пользование чужими денежными средствами - оставить без удовлетворения.

В остальной части решение Советского районного суда г. Владивостока от 13 августа 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Гиренок Виталия Владимировича без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: