НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Приморского краевого суда (Приморский край) от 15.04.2022 № 33-3691

Судья Милицин А.В. Дело № 33-3691 ()

25RS0-70

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 15.04.2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

12 апреля 2022 года город Владивосток

Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:

председательствующего Шульга С.В.

судей Коржевой М.В., Храмцовой Л.П.

при секретаре Быковой В.Б.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Межрайонной ИФНС ФИО2 по <адрес> о взыскании недоначисленных сумм отпускных выплат, компенсации четырехмесячной заработной платы при увольнении, излишне уплаченный НДФЛ, моральный вред и денежной компенсации за несвоевременные выплаты, по апелляционной жалобе ФИО2 по <адрес> на решение Арсеньевского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, которым исковые требования удовлетворены частично. Взыскано с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по <адрес> в пользу ФИО1 сумма четырехмесячной компенсации при увольнении в размере 76 094, 44 рублей, компенсация за неиспользованный отпуск в размере 15 582, 48 рублей, всего 91676, 92 рублей. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.

Заслушав доклад судьи Шульга С.В., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

истец обратилась в суд с названным иском, в обоснование указав, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходила государственную гражданскую службу в должности ......ФИО2 по <адрес>, которая в настоящее время после реорганизации преобразована в ФИО3 по ПК. Приказом Межрайонной ИФНС ФИО2 по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ служебный контракт с ней расторгнут и она уволена с ДД.ММ.ГГГГ с государственной гражданской службы по п.8.2 ч.1 ст. 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы. При увольнении ей выплатили компенсацию за неиспользованный отпуск и компенсацию в размере четырехмесячного денежного содержания, однако суммы были исчислены от заработной платы без учета сумм материального стимулирования за 12 месяцев, предшествовавших дате увольнения, что привело к уменьшению выплат. С учетом изменения исковых требований, просила взыскать с ответчика: недоплаченную при увольнении компенсацию четырехмесячного денежного содержания в размере 76094,44 рублей, компенсацию за неиспользованный отпуск 15 582, 48 рублей, излишне удержанный НДФЛ в сумме 2 877 рублей, моральный вред 5 000 рублей и денежную компенсацию за несвоевременную выплату, предусмотренную ст. 236 ТК РФ в размере 10 843, 57 рублей.

Истец уточненные исковые требования поддержала в полном объеме, просила удовлетворить.

Представитель ответчика Межрайонной ИФНС по <адрес>ФИО8 против удовлетворения исковых требований возражала по доводам, изложенным в письменном отзыве на исковое заявление. Просила отказать в удовлетворении иска.

Судом поставлено указанное выше решение, с которым ФИО2 по <адрес> не согласилось, подав апелляционную жалобу, просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований истца.

Стороны, извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд апелляционной инстанции не явились. ФИО2 по <адрес> и ФИО1 просили рассмотреть дело в отсутствие.

Судебная коллегия, руководствуясь положениями ст. 167, ч 1 ст. 327 ГПК РФ, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по правилам ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального Кодекса РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного судом решения.

Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Согласно п.4 ч.1 ст.14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №79-ФЗ гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.

В ч.1 ст.50 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №79-ФЗ установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.

Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (ч.2 ст.50 названного Федерального закона).

К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (ч.5 ст.50 названного Федерального закона

В соответствии с ч.10 ст.50 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №79-ФЗ гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ.

Пунктом 2 Правил предусмотрено, что согласно ч.2 и ч.5 ст.50 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы Российской Федерации и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также дополнительных выплат, к которым относятся: а) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; б) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; в) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; г) ежемесячное денежное поощрение; д) премии за выполнение особо важных и сложных заданий; е) материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих; ж) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.

Абзацем 1 п.8 Правил, в частности, определено, что в случае, предусмотренном подпунктом «д» (увольнение с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы), гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за 4 месяца и месячного денежного содержания за 1 месяц.

Согласно абзацу 2 п.8 Правил месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами «а»-«г» п.2 Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами «д»-«ж» п.2 Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта.

В силу ч.1 ст.51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.

При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания (ч.2 ст.51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №79-ФЗ).

В соответствии с ч.3 ст.51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных ч.2 данной статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно ч.6 ст.51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №79-ФЗ порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.

Пунктом 8 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» установлено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).

Пунктом 9 названного Указа Президента РФ предусмотрено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных п.8 этого указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Из приведенных нормативных положений следует, что фонд оплаты труда федерального государственного гражданского служащего формируется за счет средств, предусмотренных в ч.2 и 3 ст.51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №79-ФЗ, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами, среди которых материальное стимулирование гражданских служащих.

Согласно п.2 Порядка материальное стимулирование, предусмотренное п.1 Порядка, не входит в состав денежного содержания гражданского служащего.

Между тем, в п.1 постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти» указано на осуществление материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих, в том числе территориальных органов Федеральной налоговой службы, с ДД.ММ.ГГГГ, в 2008 - 2012 годах и в 2013 году.

В письме Министерства финансов Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ указано, что в соответствии со ст.50 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» определен состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих.

Кроме того, ч.10 данной статьи предусмотрена возможность осуществления гражданским служащим других выплат, предусмотренных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. При этом в соответствии с ч.3 ст.51 Федерального закона №79-ФЗ фонд оплаты труда гражданских служащих формируется за счет средств для выплаты (в расчете на год) денежного содержания, состав которого определен ст.50 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №79-ФЗ, а также за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Учитывая положения ст.50 и ст.51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №79-ФЗ, формирование фонда оплаты труда гражданских служащих федерального государственного органа должно осуществляться с учетом бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, дополнительное материальное стимулирование государственных гражданских служащих, осуществляемое в рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», имеет иную правовую природу, так как производится за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда и выплачивается государственным гражданским служащим в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, в связи с чем к нему не подлежат применению положения Порядка осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГн.

Согласно разъяснениям, содержащимся в письме Министерства финансов Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ о дополнительном материальном стимулировании, осуществляемом на основании постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с п.6 и п.8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенный ст.50 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №79-ФЗ, следует учитывать суммы средств, выплаченные гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, ФИО1 зачислена в налоговую инспекцию на должность ...ФИО2 по <адрес> (приказ от ДД.ММ.ГГГГ).

На основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ служебный контракт с истцом расторгнут, она освобождена от замещения должности государственной гражданской службы с ДД.ММ.ГГГГ по п. 8.2 ч.1 ст. 37 Федерального закона ФЗ – в связи с сокращением должности государственной гражданской службы.

При увольнении ФИО1 были выплачены: сумма компенсации четырехмесячного денежного содержания при увольнении в сумме 88532, 04 рублей, компенсация за неиспользованный отпуск за 24 дня в сумме 17250, 72 рубля.

Согласно представленным расчетам и пояснениям представителя ответчика при исчислении указанных выплат, а также при расчете отпускных выплат, начисленных ФИО1 не учитывались суммы материального стимулирования.

Удовлетворяя заявленные требования в части взыскания неуплаченной при увольнении компенсации четырехмесячного денежного содержания в размере 76 094,44 рублей и компенсации за неиспользованный отпуск 15 582, 48 рублей, суд первой инстанции, руководствуясь положениями п.4 ч.1 ст.14, ч.1,2,5,10 ст.50, ч.1,2,5,6 ст.51 Федерального закона №79-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих», разъяснениями, изложенными в письме Министерства финансов Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, пришел к выводу о том, что выплаченное ФИО1 материальное стимулирование относится к категории иных дополнительных выплат и подлежит учету при определении сумм отпускных и компенсации при увольнении, в связи с чем обоснованно взыскал с ответчика компенсацию четырехмесячного денежного содержания в размере 76 094,44 рублей и компенсацию за неиспользованный отпуск 15582, 48 рублей.

При удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что поскольку ФИО1 выплачивались суммы материального стимулирования, то они должны учитываться и при расчете среднего заработка для оплаты отпускных и компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении.

С указанными выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, в силу следующего.

С учетом вышеуказанных норм и обстоятельств по делу, сумма компенсации за неиспользованный ежегодный оплачиваемый отпуск (24 календарных дня) у ФИО1 должна составлять: денежное содержание, учитываемое в полном объеме (оклад, оклад за классный чин, ежемесячная надбавка за выслугу лет на гражданской службе, ежемесячное денежное поощрение, ежемесячная надбавка за особые условия госслужбы) - 9780 руб.; выплаты, учитываемые в размере 1/12 фактически начисленных сумм - премии за выполнение особо важных и сложных заданий 7 354,81 руб. и материальной помощи к отпуску 357,58 руб., материальное стимулирование 17 522,69 руб., итого 25 235,08 руб.; прочие выплаты; районный коэффициент 2027,52 руб., надбавка за работу в южных районах Дальнего Востока 3041,27 руб. Итого 32833,20 руб. из расчета денежного содержания 40083,87 рублей (9780+25235,08+5068,79)/29,3*24., таким образом, невыплаченная сумма компенсации за неиспользованный отпуск составляет 15 582,48 руб. (32833,20 руб.- 17250,72 руб.).

Сумма четырехмесячной компенсации при увольнении должна составлять: денежное содержание, учитываемое в полном объеме (оклад, оклад за классный чин, ежемесячную надбавку за выслугу лет на гражданской службе, ежемесячное денежное поощрение, ежемесячную надбавку за особые условия госслужбы) - 9780 руб.; премии за выполнение особо важных и сложных заданий 7354,81 руб. и материальной помощи к отпуску 357,88 руб., материальное стимулирование 17 522,69 руб., единовременную выплату к отпуску в сумме 715,17 руб., итого 25 950,25 руб.; прочие выплаты районный коэффициент 2170,55 руб., надбавку за работу в южных районах Дальнего Востока 3255,82 руб.: итого 5426,37 руб. Начисление компенсации должно составить 164 626,48 руб. (9780+25950,25+5426,37)*4. ФИО1 выплачена сумма компенсации в размере 88 532,04 руб., следовательно, невыплаченная сумма четырехмесячной компенсации при увольнении составляет 76 094,44 руб. (164626,48 руб.- 88532,04 руб.).

Представленные истцом расчеты судебная коллегия находит верными, поскольку иного расчета по данным суммам ответчиком не представлено и расчёты, представленные истцом, ответчиком призны арифметически верными.

Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, находит их основанными на действующих правовых нормах, оснований к иной оценке не усматривает. Нормы материального права судом применены верно.

Доводы апелляционной жалобы о том, что выплата материального стимулирования не входит в состав денежного содержания отклоняется судебной коллегией, поскольку они противоречат нормам, Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ №79-ФЗ, Правилам исчисления денежного содержания федеральных государственных служащих, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, а также Указу Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих».

Указание апеллянта на то, что разъяснения, содержащиеся в письме Министерства финансов Российской Федерации, не носят обязательный характер, судебная коллегия также отклоняет.

В соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, предусмотрено, что Министерство финансов Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности (п.1).

Пунктом 5.5 данного положения определено, что Министерство финансов Российской Федерации обобщает практику применения законодательства Российской Федерации и проводит анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности.

Согласно п.2 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, Федеральная налоговая служба находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации.

Учитывая, что на Министерство финансов Российской Федерации как на федеральный орган исполнительной власти возложены функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере бюджетной деятельности, при разрешении исковых требований ФИО1, суд первой инстанции обоснованно учел содержащиеся в письме Министерства финансов Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ разъяснения.

Разрешая исковые требования в части взыскания с ответчика денежной компенсации за нарушение срока выплаты причитающихся сумм в размере 10843,57 руб. и в части требований о взыскании излишне удержанной НДФЛ в сумме 2877 рублей, суд первой инстанции отказал, поскольку в соответствии с положениями ст. 236 ТК РФ отсутствуют основания для взыскания и ссылка на письмо Минфина ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ, не является нормативно-правовым актом, а носит информативно-разъяснительный характер.

В указанной части решение суда не обжалуется, в связи с чем судебной коллегией не проверяется.

Оснований к отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329,330 ГПК РФ судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Арсеньевского городского суда Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО2 по <адрес> без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи