НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Приморского краевого суда (Приморский край) от 15.01.2019 № 33-300

Судья Синицын К.В. Дело № 33-300

25RS0008-01-2018-004889-15

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

15 января 2019 года г. Владивосток

Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:

председательствующего Виноградовой О.Н.,

судей Александровой М.В., Шульга С.В.,

при секретаре Пауловой Ю.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Следственному управлению Следственного комитета РФ по Приморскому краю о признании незаконным действий, возложении обязанности, по апелляционной жалобе Следственного управления Следственного комитета РФ по Приморскому краю на решение Ленинского районного суда г. Владивостока от 24.09.2018, которым исковые требования удовлетворены.

Действия Следственного управления Следственного комитета РФ по Приморскому краю по приостановлению выплаты пенсии за выслугу лет ФИО1 с 01.07.2018 признаны незаконными.

На Следственное управление Следственного комитета РФ по Приморскому краю возложена обязанность возобновить ФИО1 выплату пенсии за выслугу лет с 01.07.2018.

Заслушав доклад судьи Виноградовой О.Н., выслушав объяснения представителя ответчика Следственного управления Следственного комитета РФ по Приморскому краю – ФИО2, истца ФИО1, судебная коллегия,

установила:

ФИО1 обратился в суд с названным иском, указав в обоснование заявленных требований, что с 19.11.2003 по 12.10.2009 он проходил службу в прокуратуре Ханкайского района Приморского края и уволен из органов прокуратуры по собственному желанию. С 13.10.2009 по 31.05.2016 проходил службу в СУ СК РФ по Приморскому краю (Хорольский межрайонный следственный отдел). Освобожден от замещаемой должности и уволен по инициативе работника, в связи с выходом на пенсию за выслугу лет. В связи с поступлением в ноябре 2016 года на военную службу по контракту в ВС РФ и приобретением статуса военнослужащего, выплата ему пенсии по выслуге лет приостановлена (прекращена) и с 01.07.2018 не выплачивается. Полагает, что приостановление (прекращение) выплаты пенсии за выслугу лет незаконно. Просил признать незаконным действия СУ СК РФ по Приморскому краю, выразившиеся в приостановлении (прекращении) выплаты пенсии за выслугу лет с 01.07.2018, возложить на СУ СК РФ по Приморскому краю обязанность по выплате ему пенсии за выслугу лет с 01.07.2018.

В судебном заседании истец ФИО1 настаивал на удовлетворении заявленных требований в полном объеме, по доводам и основаниям, изложенным в иске, с учетом уточнений.

Представитель ответчика Следственного управления Следственного комитета РФ по Приморскому краю – ФИО2 в судебном заседании требования не признала.

Судом постановлено указанное решение, с которым ответчик Следственное управление Следственного комитета РФ по Приморскому краю не согласился, им принесена апелляционная жалоба, в которой поставлен вопрос об отмене решения суда, как незаконного.

В письменных возражениях, поступивших от истца ФИО1, указывается на законность обжалуемого решения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика Следственного управления Следственного комитета РФ по Приморскому краю – ФИО2 поддержала доводы апелляционной жалобы в полном объеме.

Истец ФИО1 в судебном заседании суда апелляционной инстанции возражал против доводов апелляционной жалобы.

Обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав участников процесса, проверив материалы дела в их пределах в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия считает необходимым отменить решение суда в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела и неправильным применением норм материального права (п. п. 1, 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ).

Судом первой инстанции установлено, что ФИО1 в период с 19.11.2003 по 12.10.2009 проходил службу в прокуратуре Ханкайского района Приморского края. В период с 13.10.2009 по 31.05.2016 проходил службу в Хорольском межрайонном следственном отделе СУ СК РФ по Приморскому краю. Приказом №76-л от 30.05.2016 ФИО1 освобожден от замещаемой должности по инициативе работника, в связи с выходом на пенсию за выслугу лет на основании п.3 ч.1 ст.77 ТК РФ, ч.2 ст.30 Федерального закона от 28.12.2010 №403-Ф3 «О следственном комитете РФ».

29.11.2016 между ФИО1 и от имени РФ Министерством Обороны РФ заключен контракт о прохождении военной службы.

С 01.06.2016 по 30.06.2018 ФИО1 являлся получателем пенсии по линии Следственного комитета РФ, а также получателем надбавки, предусмотренной п. «б» ст.17 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии РФ, и их семей».

Выплата пенсии ФИО1 ответчиком приостановлена с 01.07.2018 на основании ч.2 ст.6 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1.

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования ФИО1, суд первой инстанции исходил из того, что приостановление выплаты назначенной истцу при увольнении из Следственного комитета пенсии за выслугу лет как лицу, поступившему на военную службу, то есть без возобновления государственной правоохранительной службы, не основано на законе, в связи с чем исковые требования о признании незаконным действия СУ СК РФ по Приморскому краю, выразившегося в приостановлении (прекращении) выплаты ФИО1 пенсии за выслугу лет с 01.07.2018 и возложении на СУ СК РФ по Приморскому краю обязанности по выплате ему пенсии за выслугу лет с 01.07.2018 подлежат удовлетворению.

Судебная коллегия с таким выводом суда согласиться не может.

Проверяя доводы апелляционной жалобы представителя ответчика Следственного управления Следственного комитета РФ по Приморскому краю о незаконности решения, судебная коллегия находит их заслуживающим внимания в силу следующего.

В соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 18.03.2004 № 6-П положение части второй статьи 6 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», согласно которому пенсионерам из числа лиц, указанных в статье 1 данного Закона, при поступлении их на военную службу или на службу в органы внутренних дел, в Государственную противопожарную службу, в органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ или учреждения и органы уголовно-исполнительной системы (в том числе в любых других государствах) выплата назначенных пенсий на время службы приостанавливается, признано не противоречащим Конституции Российской Федерации.

В Постановлении от 18.03.2004 № 6-П Конституционный Суд Российской Федерации установил, что пенсионное обеспечение граждан, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов либо военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны страны и безопасности государства, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, прокурорских работников, сотрудников таможенных органов Российской Федерации, сотрудников налоговой полиции, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы (далее - лиц, проходивших военную и (или) правоохранительную службу) производится на основании специальных законов - Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

В отличие от права на получение трудовой пенсии по старости, реализацию которого законодатель не связывает с тем, продолжает ли гражданин свою трудовую деятельность или нет (эта пенсия назначается и выплачивается в полном размере, в том числе в период работы), право на получение пенсии за выслугу лет может быть реализовано гражданами, проходившими военную и (или) правоохранительную службу, только при условии оставления ими соответствующей службы с учетом которой назначается данная пенсия. Предоставляя лицам, проходившим военную и (или) правоохранительную службу, право на получение пенсии за выслугу лет за счет средств федерального бюджета независимо от возраста при прекращении службы и одновременно закрепляя правило о приостановлении выплаты этой пенсии при их возвращении на военную или правоохранительную службу, федеральный законодатель исходил из специфики и характера такой службы, а также преследовал цель не только гарантировать указанным лицам соответствующее материальное обеспечение в случае необходимости оставить службу, создать условия для их адаптации к гражданской жизни, но и стимулировать их переход в другие сферы занятости, способствовать своевременной ротации кадров на военной и правоохранительной службе.

Закон Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» обеспечивает лицам, проходившим военную и (или) правоохранительную службу и имеющим право на пенсию за выслугу лет, равные правовые условия реализации данного права - в соответствии с частью первой его статьи 6, статьями 53 и 57 всем этим лицам при прекращении службы гарантируется назначение пенсии за выслугу лет со дня увольнения со службы, но не ранее дня, до которого выплачено денежное довольствие при увольнении; при этом предоставление лицам, проходившим военную и (или) правоохранительную службу, права получать пенсию за выслугу лет, которая назначается и выплачивается им независимо от возраста при условии прекращения службы, направлено в том числе на защиту от риска утраты или снижения профессиональной трудоспособности в результате длительной службы; пенсия за выслугу лет назначается без ограничения каким-либо сроком и выплачивается в полном размере (за исключением надбавок к пенсии, предусмотренных для неработающих пенсионеров) в период любой иной трудовой деятельности, как и всем другим пенсионерам.

Поскольку у граждан, имеющих необходимую для назначения пенсии выслугу лет на военной и (или) правоохранительной службе, сохраняется равенство возможностей в выборе (продолжить службу или оставить ее и получать полагающуюся им пенсию), связанные с таким выбором различные правовые последствия, обусловленные дифференциацией в правилах выплаты пенсии за выслугу лет лицам, уволившимся с военной службы или службы в правоохранительных органах и вновь поступившим (вернувшимся) на службу после увольнения, в части, касающейся права на получение назначенной пенсии за выслугу лет, не могут рассматриваться как нарушающие равноправие, гарантированное статьей 19 Конституции Российской Федерации, и ограничивающие право на свободу труда, закрепленное статьей 37 (часть 1) Конституции РФ.

В Постановлении от 18.03.2004 № 6-П Конституционный Суд Российской Федерации указал на то, что пенсионеры, вернувшиеся на военную или правоохранительную службу и вновь приобретшие статус военнослужащего (сотрудника правоохранительных органов), также находятся в равном положении - выплачиваемое им денежное довольствие, иные виды обеспечения устанавливаются в том числе исходя из имеющейся у них выслуги на военной и (или) правоохранительной службе, причем предусмотренное с учетом выслуги увеличение размера полагающегося денежного довольствия в определенной мере компенсирует приостановление выплаты пенсии за выслугу лет. В случае продолжения службы соответствующий период также подлежит зачету в выслугу лет, и при последующем увольнении выплата пенсии возобновляется исходя из той выслуги, которую они приобрели на день последнего увольнения.

При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о том, что при поступлении истца на военную службу выплата назначенной ему пенсии по выслуге лет не подлежала приостановлению, является неправильным, поскольку из приведенных норм действующего законодательства следует, что в случае поступления на военную службу (равно как и на иную службу, прохождение которой в течение установленного законом срока дает право на пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, предусмотренных действующим законодательством) пенсионеров из числа военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, иных органов государственной власти выплата им пенсии за выслугу лет, назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-I, приостанавливается.

Поскольку судом неправильно применены указанные нормы материального права, согласно ст. 330 ГПК РФ решение суда подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.

Руководствуясь статьями 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда г. Владивостока от 24.09.2018 отменить. Принять по делу новое решение.

Исковые требования ФИО1 к Следственному управлению Следственного комитета РФ по Приморскому краю о признании незаконными действий, возложении обязанности оставить без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи