Судья Горпенюк О.В. дело № 33а-9236
25RS0032-01-2019-000262-47
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
12 сентября 2019 года город Владивосток
Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Пилипенко Е.В.
судей Туктамышевой О.В., Медведевой Е.А.
при секретаре Оленевой Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Хорольского района к администрации Хорольского муниципального района о признании недействующими пунктов 1, 2, 3, 3.1 постановления администрации Хорольского муниципального района от 25 октября 2018 года № 749 «О внесении изменений в постановление администрации Хорольского муниципального района от 20 февраля 2014 года № 133 «Об оплате труда работников муниципальных учреждений Хорольского муниципального района и введении отраслевых систем оплаты труда работников муниципальных учреждений Хорольского муниципального района» по апелляционному представлению прокурора Хорольского района на решение Хорольского районного суда Приморского края от 18 июня 2019 года, которым в удовлетворении административного иска отказано.
Заслушав доклад судьи Пилипенко Е.В., выслушав объяснения прокурора Кольцовой М.Ю., возражения представителя администрации Хорольского муниципального района Поляковой С.Ф., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
прокурор Хорольского района обратился в суд с названным административным иском, указав, что постановлением администрации Хорольского муниципального района от 25 октября 2018 года № 749 в постановление администрации Хорольского муниципального района от 20 февраля 2014 года № 133 внесены изменения, а именно: утвержден перечень видов стимулирующих выплат в муниципальных учреждениях Хорольского муниципального района и разъяснения о порядке установления стимулирующих выплат в муниципальных учреждениях Хорольского муниципального района; установлена доплата за работу в сельской местности (пункт 4 Перечня), установлено, что к стимулирующим выплатам относятся выплаты, направленные на стимулирование работников учреждений к качественному результату труда, а также поощрение за выполненную работу, привлечение работников к работе в сельской местности (пункт 2 Разъяснений).
Полагает, что пункт 4 Перечня и пункт 2 Разъяснений указанного постановления противоречат действующему законодательству, поскольку внесенными изменениями работодатель уравнял граждан, работающих в сельской местности и в городских населенных пунктах, что является дискриминацией сельских работников.
18 марта 2019 года прокуратурой района принесен протест на вышеуказанное постановление с требованием привести в соответствие в части установления доплаты за работу в сельской местности в перечень видов стимулирующих выплат. Протест отклонен.
Просит с учетом уточнений признать недействующими пункты 1, 2, 3, 3.1 постановления администрации Хорольского муниципального района от 25 октября 2018 года № 749 «О внесении изменений в постановление администрации Хорольского муниципального района от 20 февраля 2014 года № 133 «Об оплате работников муниципальных учреждений Хорольского муниципального района и введении отраслевых систем оплаты труда работников муниципальных учреждений Хорольского муниципального района».
В судебном заседании помощник прокурора поддержал заявленные требования.
В судебном заседании представитель администрации Хорольского муниципального района возражала против удовлетворения заявленных требований, указала, что отнесение спорной доплаты к стимулирующей выплате не противоречит действующему законодательству, поскольку ни одним нормативным актом указанная доплата не предусмотрена и к определенному виду не определена.
Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласился прокурор района, в апелляционном представлении ставится вопрос об отмене решения суда по мотиву его незаконности и принятии по делу нового решения об удовлетворении заявленных требований.
Проверив материалы дела в соответствии с требованиями части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований для отмены судебного решения.
Согласно части 3 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта недействующим полностью или в части в суд может обратиться прокурор в пределах своей компетенции, полагающий, что принятый нормативный правовой акт не соответствует иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушает права, свободы и законные интересы граждан.
Особенности производства по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов регламентированы главой 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Пунктами 2 и 3 части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Из материалов дела следует, что 25 октября 2018 года администрацией Хорольского муниципального района принято постановление № 749 «О внесении изменений в постановление администрации Хорольского муниципального района от 20 февраля 2014 года № 133 «Об оплате труда работников муниципальных учреждений Хорольского муниципального района и введении отраслевых систем оплаты труда работников муниципальных учреждений Хорольского муниципального района».
Пунктом 1 названного постановления признан утратившим силу с 1 января 2019 года пункт 5 постановления администрации Хорольского муниципального района от 20 февраля 2014 года № 133 «Об оплате труда работников муниципальных учреждений Хорольского муниципального района и введении отраслевых систем оплаты труда работников муниципальных учреждений Хорольского муниципального района».
В пунктах 2, 3 и 3.1 постановления указано, что доплата за работу в сельской местности относится к виду стимулирующих выплат в муниципальных учреждениях Хорольского муниципального района.
18 марта 2019 года прокурором Хорольского района в администрацию района внесен протест на постановление администрации Хорольского муниципального района от 25 октября 2018 года № 749 в связи с тем, что доплата за работу в сельской местности к стимулирующим выплатам не относится.
27 апреля 2019 года на протест прокурора главой района дан ответ о соответствии положений вышеназванного постановления требованиям действующего законодательства.
Разрешая заявленные прокурором требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Конституции Российской Федерации», Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», Бюджетного кодекса Российской Федерации, Трудового кодекса Российской Федерации, Устава Хорольского муниципального района, установив, что администрация Хорольского муниципального района вправе принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права в пределах своей компетенции, а процедура оспариваемого нормативного акта соблюдена, пришел к выводу о законности отнесения доплаты за работу в сельской местности к стимулирующей выплате с целью поощрения и стимулирования к работе квалифицированных специалистов в сельской местности.
Судебная коллегия считает, что выводы суда первой инстанции основаны на неправильном применении норм материального права и не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
В силу статьи 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно решают вопросы местного значения.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ) по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, Федеральному закону от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ).
В силу части 1 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (абзац 2 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации).
Таким образом, в качестве составляющей оплаты труда трудовое законодательство признает выплаты компенсационного и стимулирующего характера.
Компенсационные выплаты имеют целью компенсировать неблагоприятное воздействие вредных производственных факторов, климатических условий либо дополнительной нагрузки, к ним также относят доплату за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных.
Стимулирующими выплатами являются доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты. Среди таких выплат называют: выплаты за интенсивность и высокие результаты работы, выплаты за качество выполняемых работ, выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет, премиальные выплаты по итогам работы.
Указанные виды стимулирующих выплат содержатся в пункте 2.6.2 приказа департамента образования и науки Приморского края от 7 декабря 2018 года № 1543-а «Об утверждении примерного Положения об оплате труда педагогических работников муниципальных образовательных организаций Приморского края», в приложении № 1 перечня видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат стимулирующего характера в этих учреждениях, утвержденного приказом Минздравсоцразвития РФ от 29 декабря 2007 года № 818.
Из Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 года № 2190-р, следует о невозможности установления стимулирующих выплат, назначаемых без учета показателей качества оказываемых услуг, эффективности деятельности работников по заданным критериям и показателям.
Абзацем 3 статьи 135 Трудового Кодекса Российской Федерации предусмотрен особый вид правового акта - единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, которые разрабатываются Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений. Указанные рекомендации учитываются Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления при определении объемов финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений, в том числе в сфере здравоохранения, образования, науки, культуры.
Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений утвердила единые рекомендации по установлению систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2019 год, которые разработаны в соответствии со статьей 135 Трудового кодекса Российской Федерации в целях обеспечения единых подходов к регулированию заработной платы работников организаций бюджетной сферы.
Согласно части 4 единых рекомендаций системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на федеральном, региональном и муниципальном уровнях формируется, в том числе, с учетом принципа установления в государственных и муниципальных учреждениях систем оплаты труда соглашениями, коллективными договорами и локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права, включая фиксированные размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы за исполнение трудовых (должностных) обязанностей за календарный месяц либо за установленные нормы труда (нормы часов педагогической работы в неделю (в год) за ставку заработной платы), а также размеры доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, размеры выплат стимулирующего характера.
Из части 36 единых рекомендаций следует, что доплата за работу в сельской местности относится к выплатам компенсационного характера.
Таким образом, доплата за работу в сельской местности к стимулирующей выплате не относится и не может иметь целью поощрение и стимулирование к работе квалифицированных специалистов в сельской местности.
При этом в силу вышеназванных положений и учитывая, что условия работы в сельской местности имеют отличия от обычных, законодателем такая выплата отнесена к выплатам компенсационного характера.
При указанных обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу, что в нарушение требований части 1 статьи 129, абзаца 2 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации пунктами 1, 2, 3, 3.1 постановления администрации Хорольского муниципального района от 25 октября 2018 года доплата за работу в сельской местности отнесена к стимулирующим выплатам, что противоречит действующему законодательству.
Поскольку судом первой инстанции указанные обстоятельства не были учтены, нормы материального права применены неверно, то состоявшееся по делу решение, как не соответствующее части 1 статьи 176 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не может быть признано законным и подлежит отмене с вынесением по делу нового решения об удовлетворении административного искового заявления.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признаётся не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и о признании оспариваемого нормативного правового акта не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
С учетом изложенного пункты 1,2, 3, 3.1 постановления администрации Хорольского муниципального района от 25 октября 2018 года № 749 «О внесении изменений в постановление администрации Хорольского муниципального района от 20 февраля 2014 года № 133 «Об оплате работников муниципальных учреждений Хорольского муниципального района и введении отраслевых систем оплаты труда работников муниципальных учреждений Хорольского муниципального района» подлежат признанию недействующими.
Исходя из разъяснений, приведённых в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» (далее – Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50), учитывая, что оспариваемая правовая норма применялась и на её основании были реализованы права граждан и организаций, суд приходит к выводу о необходимости признания её недействующей со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь статьями 307-310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Хорольского районного суда Приморского края от 18 июня 2019 года отменить, принять по делу новое решение.
Признать недействующими со дня вступления решения суда в законную силу пункты 1, 2, 3, 3.1 постановления администрации Хорольского муниципального района от 25 октября 2018 года № 749 «О внесении изменений в постановление администрации Хорольского муниципального района от 20 февраля 2014 года № 133 «Об оплате работников муниципальных учреждений Хорольского муниципального района и введении отраслевых систем оплаты труда работников муниципальных учреждений Хорольского муниципального района».
Сообщение о данном решении подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа местного самоуправления.
Председательствующий
Судьи