Судья Самусенко О.А. Дело № 33а-3510
25RS0004-01-2018-002286-02
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
11 апреля 2019 года город Владивосток
Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Римского Я.А.
судей Туктамышевой О.В. и Королевой Е.В.
при секретаре Якушевской Н.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании административный иск Владивостокского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Департаменту лесного хозяйства Приморского края, КГБУ «Приморская авиабаза» о возложении обязанности по апелляционному представлению Владивостокского межрайонного природоохранного прокурора на решение Советского районного суда г. Владивостока от 31 июля 2018 года, которым административный иск удовлетворен частично. На Департамент лесного хозяйства Приморского края возложена обязанность обеспечить финансирование мероприятий по укомплектованию КГБУ «Приморская авиабаза» оборудованием по созданию искусственного освещения в соответствии с действующими нормативными требованиями для обеспечения тушения лесных пожаров в темное время суток в течение 5 месяцев, с момента вступления в законную силу решения суда; на КГБУ «Приморская авиабаза» возложена обязанность по укомплектованию оборудованием для обеспечения искусственного освещения с целью тушения лесных пожаров, в соответствии с действующими нормативными требованиями, в течение 2 месяцев с момента выделения финансовых средств на эти цели Департаментом лесного хозяйства Приморского края.
Заслушав доклад судьи Туктамышевой О.В., пояснения представителя КГБУ «Приморская авиабаза» Чаус М.Н., помощника Владивостокского межрайонного природоохранного прокурора Амурской бассейновой природоохранной прокуратуры Аралова Д.А., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Владивостокский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц с административным иском, указав, что согласно информации КГБУ «Приморская авиабаза» от 03.05.2018 №13/578 тушение лесных пожаров в темное время суток работниками авиабазы в пожароопасный сезон 2018 года не осуществлялось по причине отсутствия необходимого оборудования для обеспечения искусственного освещения и соблюдения техники безопасности.
Согласно п. 73 Правил тушения лесных пожаров, утвержденных приказом Минприроды России от 08.07.2014 года № 313, тушение пожаров в темное время суток производится только при условии обеспечения искусственного освещения. Правилами тушения лесных пожаров определена необходимость круглосуточного тушения действующего лесного пожара до момента ликвидации, в том числе, темное время суток с использованием искусственного освещения. В нарушение ст.ст. 52, 53.4 ЛK РФ, Правил тушения лесных пожаров, тушение лесных пожаров в темное время суток с обеспечением искусственного освещения КГБУ «Приморская авиабаза» не осуществляется ввиду отсутствия оборудования по созданию искусственного освещения. При отсутствии оборудования искусственного освещения КГБУ «Приморская авиабаза» не в состоянии эффективно выполнять свою основную функцию по тушению лесных пожаров, обеспечивая их своевременную ликвидацию. В результате бездействия КГБУ «Приморская авиабаза» по тушению пожаров в темное время суток нарушаются принципы лесного законодательства, права граждан на благоприятную окружающую среду, а также Российской Федерации как собственника лесного фонда.
Просит обязать Департамент лесного хозяйства Приморского края обеспечить финансирование мероприятий по укомплектованию КГБУ «Приморская авиабаза» оборудованием по созданию искусственного освещения для обеспечения тушения лесных пожаров в темное время суток в срок до 01.09.2018; возложить на КГБУ «Приморская авиабаза» обязанность по укомплектованию оборудованием для обеспечения искусственного освещения с целью тушения лесных пожаров в соответствии с действующими нормативными требованиями, в течении двух месяцев с момента выделения финансовых средств на эти цели Департаментом лесного хозяйства Приморского края; обязать КГБУ «Приморская авиабаза» тушить лесные пожары в темное время суток с обеспечением искусственного освещения.
В судебном заседании помощник Владивостокского межрайонного природоохранного прокурора Амурской бассейновой природоохранной прокуратуры Аралов Д.А. уточнил заявленные требования, просил суд обязать Департамент лесного хозяйства Приморского края обеспечить финансирование мероприятий по укомплектованию КГБУ «Приморская авиабаза» оборудованием по созданию искусственного освещения для обеспечения тушения лесных пожаров в темное время суток в течение трех месяцев, с момента вступления в законную силу решения суда; возложить на КГБУ «Приморская авиабаза» обязанность по укомплектованию оборудованием для обеспечения искусственного освещения с целью тушения лесных пожаров, в соответствии с действующими нормативными требованиями, в течение двух месяцев с момента выделения финансовых средств на эти цели Департаментом лесного хозяйства Приморского края; обязать КГБУ «Приморская авиабаза» тушить лесные пожары в темное время суток с обеспечением искусственного освещения с того момента, когда будет оснащено необходимым оборудованием.
В судебном заседании представитель ответчика Департамента лесного хозяйства Приморского края Фунтусова Е.А. возражала против удовлетворения исковых требований, пояснив, что прокурором не конкретизировано какое именно оборудование искусственного освещения необходимо приобрести, тушение лесных пожаров в темное время суток приведет к увеличению штатной численности, дополнительных расходов по заработной плате, кроме того, на большей части территории Приморского края, где происходят пожары, отсутствует дорожная сеть, и прибытие наземных сил для тушения пожара невозможно.
В судебном заседании представитель ответчика КГБУ «Приморская авиабаза» Чаус М.Н. возражала против удовлетворения требований, указав, что решение суда будет неисполнимо в силу отсутствия государственных стандартов к указанному оборудованию искусственного освещения. Решение о том, как именно тушить пожар принимает руководитель тушения, который вправе отказаться от тушения пожара в темное время суток. Из действующего законодательства нельзя сделать вывод о том, что тушению ночью подлежат любые пожары. Кроме того, в Приморском крае зона авиационного обнаружения и тушения лесных пожаров расположена в труднодоступных местах с полным отсутствием дорожной сети, на значительном удалении от населенных пунктов, где отсутствует транспортное сообщение, линии электропередач, что является существенным препятствием для создания условий по тушению лесного пожара в темное время суток, для доставки и эксплуатации осветительных приборов.
Представитель администрации Приморского края в судебное заседание не явился.
Судом вынесено вышеуказанное решение, с которым не согласился административный истец, в апелляционном представлении прокурором ставится вопрос об отмене решения суда в части отказа в удовлетворении требований прокурора о возложении обязанности тушить лесные пожары в темное время суток по мотиву его незаконности.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, проверив доводы апелляционного представления, с учетом положений части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации полагает, что решение суда законно и обоснованно, отмене не подлежит по следующим основаниям.
Статьей 22.1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» предусмотрено, что реализация мер пожарной безопасности в лесах и тушение лесных пожаров осуществляются в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации и положениями настоящей статьи.
В соответствии со ст. 51 Лесного кодекса Российской Федерации, леса подлежат охране от пожаров (часть 1); охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах (часть 4).
Работы по тушению лесных пожаров предусмотрены ст. 53.4 Лесного кодекса Российской Федерации, а именно обследование лесного пожара с использованием наземных, авиационных или космических средств в целях уточнения вида и интенсивности лесного пожара, его границ, направления его движения, выявления возможных границ его распространения и локализации, источников противопожарного водоснабжения, подъездов к ним и к месту лесного пожара, а также других особенностей, определяющих тактику тушения лесного пожара; доставку людей и средств тушения лесных пожаров к месту тушения лесного пожара и обратно; локализацию лесного пожара; ликвидацию лесного пожара; выполнение взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесного пожара; осуществление мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесного пожара; наблюдение за локализованным лесным пожаром и его дотушивание; предотвращение возобновления лесного пожара.
Частью 3 ст. 53.4 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что Правила тушения лесных пожаров устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением администрации Приморского края от 05.12.2012 №373-па утверждено Положение о Департаменте лесного хозяйства Приморского края, которое является исполнительным органом государственной власти Приморского края, осуществляющим функции по управлению в сфере лесного комплекса на территории Приморского края, в том числе организует в пределах своих полномочий выполнение работ по тушению лесных пожаров и осуществлению отдельных мер пожарной безопасности в лесах.
КГБУ «Приморская авиабаза» создано распоряжением Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 11.03.2015 № 68-ри.
Согласно п. 1.4, п. 2.1, п. 2.3.16 Устава КГБУ «Приморская авиабаза» является бюджетным учреждением, созданным для охраны, защиты и воспроизводства лесов, тушения лесных пожаров. Выполнение работ по тушению лесных пожаров и осуществлению отдельных мер пожарной безопасности в леммах земель лесного фонда на территории Приморского края является основной целью деятельности учреждения.
Согласно пункту 73 Правил тушения лесных пожаров, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 08.07.2014 № 313 в редакции приказа Минприроды России от 16.02.2017 № 64, в темное время суток работы по тушению лесных пожаров производятся при условии наличия искусственного освещения, обеспечивающего безопасные условия выполнения работ, на основании решения руководителя тушения лесного пожара.
Согласно информации КГБУ «Приморская авиабаза» от 03.05.2018 №13/578 тушение лесных пожаров в темное время суток работниками авиабазы, в пожароопасный сезон 2018 года не осуществлялось. КГБУ «Приморская авиабаза» не имеет технических возможностей для обеспечения достаточного искусственного освещения при производстве работ по тушению лесных пожаров в темное время суток.
Таким образом, одной из причин того, что тушение пожаров в темное время суток не осуществлялось, является, в том числе, и отсутствие необходимого оборудования для обеспечения искусственного освещения и соблюдения техники безопасности.
Частично удовлетворяя административные исковые требования, суд первой инстанции установил, что ответчиками ненадлежащим образом выполняются полномочия в области лесных отношений в части охраны лесов от пожаров, не организовано обеспечение имеющихся на территории Приморского края пожарно-спасательных станций техникой, оснащенной приборами искусственного освещения для тушения лесных пожаров в темное время суток, в связи с чем в том числе, тушение лесных пожаров в темное время суток не производилось, что создает угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций, причинения вреда жизни, здоровью неопределенного круга граждан, негативно сказывается на пожарной безопасности лесов, окружающей среде и экологической безопасности в целом.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда, поскольку они соответствуют положениям действующего законодательства, регулирующего данные правоотношения, и установленным по делу обстоятельствам.
В силу требований законодательства в целях защиты леса, как богатства страны, неопределенного круга лиц КГБУ «Приморская авиабаза» обязано в случае возникновения пожара предпринять все меры по тушению лесного пожара, в случае необходимости непрерывно тушить пожар вне зависимости от времени суток с момента получения сообщения о нем, то есть, если ответчик не сможет ликвидировать лесной пожар за один световой день, то тушение пожара может быть при необходимости продолжено и в темное время суток.
Верными, соответствующими положениям действующего законодательства, по мнению судебной коллегии, являются выводы суда о том, что ответчик может сам определить способ оснащения ПХС искусственным освещением, и при этом должны учитываться ГОСТ Р 53247-2009 и НПБ 192-2000.
Разрешая спор, суд правильно определил характер правоотношений сторон и нормы закона, которые их регулируют, определил обстоятельства, имеющие значение для дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства в соответствии со статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, постановил решение в соответствии с нормами материального и процессуального законодательства.
Доводы апелляционного представления о том, что на КГБУ «Приморская авиабаза» необходимо было возложить обязанность тушить лесные пожары в темное время суток с обеспечением искусственного освещения с того момента, когда указанное учреждение будет оснащено необходимым оборудованием, подлежат отклонению, поскольку согласно действующему законодательству решение о проведении работ по тушению пожаров в темное время суток принимает руководитель тушения лесного пожара с учетом обстоятельств каждого конкретного пожара.
Так, п.73 Правил тушения лесных пожаров, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 08.07.2014 № 313 в редакции приказа Минприроды России от 16.02.2017 № 64, установлено, что в темное время суток работы по тушению лесных пожаров производятся при условии наличия искусственного освещения, обеспечивающего безопасные условия выполнения работ, на основании решения руководителя тушения лесного пожара.
Согласно п. 16 Правил тушения лесных пожаров непосредственное руководство тушением лесного пожара осуществляется руководителем тушения лесного пожара, который управляет на принципах единоначалия подразделениями лесопожарных организаций, а также привлекаемыми силами и средствами пожаротушения, участвующими в тушении лесных пожаров.
Согласно п.23 Правил тушения лесных пожаров, руководитель тушения лесного пожара: осуществляет общее руководство имеющимися силами и средствами пожаротушения с целью ликвидации лесного пожара; отвечает за выполнение поставленных задач, разработку тактики и стратегии тушения лесного пожара, безопасность работников, участвующих в тушении пожара;
Из п.3.1 Инструкции по охране труда для работников, занятых на тушении лесных пожаров № 35 ТОИ Р07-010-98, утвержденной приказом Рослесхоза №213 от 23.12.1998 года следует, что тушение пожара возглавляет руководитель работ из числа специально подготовленных работников лесной охраны или авиалесоохраны, хорошо знающих технику и тактику тушения различных видов лесных пожаров, имеющих опыт организации тушения, владеющих приемами борьбы с огнем, умеющих руководить людьми, хорошо знающих местность и ориентирующихся в лесу.
Таким образом, решение о тушении пожаров, в том числе, и о необходимости тушить лесной пожар в темное время суток принимает руководитель пожара непосредственно на месте пожара с учетом обстоятельств конкретного пожара, в зависимости от его интенсивности, месте расположения, погодных условий, задымленности и иных обстоятельств.
Из действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, не следует безусловная обязанность каждый лесной пожар тушить в темное время суток.
Доводы апелляционного представления основаны на неверном толковании норм материального права.
Учитывая вышеизложенное решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, и отмене не подлежит, в том числе и по доводам апелляционного представления.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи статьей 194, статьей 304 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Советского районного суда г. Владивостока от 31 июля 2018 года оставить без изменения, апелляционное представление Владивостокского межрайонного природоохранного прокурора – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи