Судья Бакшина Н.В. 33-8043/2017
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
08 августа 2017 года г. Владивосток
Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Власенко И.Г.
судей Фёдоровой Л.Н., Александровой М.В.
при секретаре Пауловой Ю.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску дело по иску ФИО1 к Министерству внутренних дел Российской Федерации, Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Приморскому краю, ликвидационной комиссии федеральной миграционной службы по Приморскому краю, Управлению федеральной миграционной службы по Приморскому краю о признании приказов незаконными и их отмене, восстановлении на службе в органах внутренних дел, возложении обязанности зачислить в распоряжение Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Приморскому краю, компенсации морального вреда и расходов на оплату услуг представителя
по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Фрунзенского районного суда г. Владивостока от 15.03.3017, которым в иске отказано.
Заслушав доклад судьи Фёдоровой Л.Н., объяснения ФИО1, представителя ФИО1 - ФИО2, представителя Министерства внутренних дел Российской Федерации, Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Приморскому краю - ФИО3, заключение прокурора Коломеец Ю.Н., полагавшей решение оставить без изменения, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратилась в суд с иском к МВД России, УМВД России по Приморскому краю, ликвидационной комиссии УФМС России по Приморскому краю, УФМС России по Приморскому краю, просила признать незаконными и отменить приказ МВД России от 28.11.2016 № №, приказ УФМС России по Приморскому краю от 30.11.2016 № №, восстановить на службе в органах внутренних дел, обязать УМВД России по Приморскому краю зачислить в распоряжение УМВД Приморскому краю на период отпуска по уходу за ребенком до достижения возраста трех лет и периода, необходимого для трудоустройства, но не более двух месяцев после окончания указанного отпуска, взыскать с УМВД России по Приморскому краю, МВД России и УФМС России по Приморскому краю компенсацию морального вреда в размере 15000 руб. с каждого, расходы на оплату услуг представителя в размере 3 500 руб. с каждого.
В обоснование требований указала, что в связи с упразднением Федеральной миграционной службы она была уволена по п. 11 ч. 2 ст. 82 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ (в связи с сокращением должности в органах внутренних дел, замещаемой сотрудником), контракт с ней расторгнут, установлена дата увольнения - 30.11.2016.
Считает увольнение незаконным, поскольку Указом Президента РФ от 05.06.2016 № 156 «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсов и в сфере миграции» функции и полномочия ФМС России переданы МВД России, при этом штатная численность сотрудников органов внутренних дел была увеличена. Она написала рапорт о назначении переводом из УФМС России по Приморскому краю на должность инспектора отдела по вопросам миграции ОМВД России по г. Артему, однако в переводе ей было отказано, о чем она извещена письмом УМВД России по Приморскому краю от 13.07.2016 № №
Представитель МВД России, УМВД России по Приморскому краю иск не признал.
Дело рассмотрено в отсутствие представителей УФМС России по Приморскому краю, ликвидационной комиссии УФМС России по Приморскому краю.
Решением Фрунзенского районного суда г. Владивостока от 15.03.2017 в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе ФИО1 просит об отмене решения, указывает, что права и обязанности ФМС России в порядке правопреемства перешли к МВД России, что свидетельствует о том, что ликвидации как таковой в силу положений ГК РФ не было; прикомандирование сотрудников органов внутренних дел к органам государственного управления является одним из способов прохождения службы в органах внутренних дел, замещаемая ею должность в УФМС России по Приморскому краю была выделена за счет лимитов численности, выделяемых МВД России, следовательно, ей как сотруднику органов внутренних дел при сокращении должности, которую она замещала даже в порядке прикомандирования, должны быть предоставлены гарантии, предусмотренные Федеральным законом от 30.11.2011 № 342-ФЗ, а также гарантии, предусмотренные ч.4 ст. 261 ТК РФ.
В судебном заседании ФИО1 поддержала доводы апелляционной жалобы.
Представитель ответчиков просил в удовлетворении жалобы отказать, считает решение суда правильным.
Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на неё, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного решения
Правоотношения, связанные с прохождением и прекращением службы в органах внутренних дел, а также определением правового положения (статуса) сотрудника органов внутренних дел регулируются Федеральным законом от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции», Федеральным законом от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Вопросы назначения на должности в органах внутренних дел Российской Федерации и увольнения со службы сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации регламентированы Приказом МВД России от 30.11.2012 № 1065.
Приказом ФМС России от 15.04.2013 № №, действовавшим до 09.06.2017 (утр. силу в связи с изданием Приказа МВД России от 27.04.2017 № 232) установлены особенности применения в отношении сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, прикомандированных к ФМС России приказа МВД России от 30.11.2012 № 1065.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ служба в органах внутренних дел - федеральная государственная служба, представляющая собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях в органах внутренних дел Российской Федерации, а также на должностях, не являющихся должностями в органах внутренних дел, в случаях и на условиях, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации.
Согласно ст. 32 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ для выполнения задач, связанных непосредственно с деятельностью федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, сотрудник органов внутренних дел с его согласия может быть прикомандирован к федеральному органу государственной власти, иному государственному органу или к организации с оставлением в кадрах федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Порядок прикомандирования сотрудников органов внутренних дел, особенности обеспечения их денежным довольствием и особенности прохождения ими службы в органах внутренних дел в период прикомандирования устанавливаются Президентом Российской Федерации.
В соответствии с п.п. 4 и 5 Порядка представления сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации к увольнению со службы в органах внутренних дел Российской Федерации и оформления документов, связанных с прекращением или расторжением контракта о прохождении службы в органах внутренних дел Российской Федерации, увольнением со службы в органах внутренних дел Российской Федерации и исключением из реестра сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации (Приложение № 2 к Приказу МВД России от 30.11.2012 № 1065) расторжение контракта и увольнение производятся Министром внутренних дел Российской Федерации сотрудников, прикомандированных к федеральным органам исполнительной власти, иным государственным органам или организациям.
Увольнение со службы в органах внутренних дел прикомандированных сотрудников осуществляется по представлению руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов или организаций, к которым прикомандированы сотрудники, в соответствии с настоящим Порядком.
Согласно п.п. 2.1, 2.2 Приказа ФМС России от 15.04.2013 № № увольнение со службы в органах внутренних дел сотрудников осуществляется по представлению руководителя ФМС России или начальников (руководителей) территориальных органов ФМС России, ФКУ «ГЦОД ФМС России».
Представление к увольнению сотрудника направляется Министру внутренних дел Российской Федерации для принятия решения об увольнении.
Уведомление сотрудников о прекращении или расторжении контракта и увольнении со службы в органах внутренних дел подписывается начальником (руководителем) соответствующего кадрового подразделения, а также руководителем ФМС России, начальником (руководителем) территориального органа ФМС России, ФКУ «ГЦОД ФМС России» соответственно.
В силу п. 11 ч. 2 ст. 82 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ контракт может быть расторгнут, а сотрудник органов внутренних дел может быть уволен со службы в органах внутренних дел в связи с сокращением должности в органах внутренних дел, замещаемой сотрудником.
Согласно ч. 7 указанной статьи расторжение контракта по основанию, предусмотренному п.п. 8, 11 или 12 ч.2 настоящей статьи осуществляется по инициативе одной из сторон контракта. При этом расторжение контракта по инициативе руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя допускается только в случае невозможности перевода или отказа сотрудника органов внутренних дел от перевода на иную должность в органах внутренних дел.
Как следует из материалов дела, ФИО1 проходила службу в органах внутренних дел, приказом УМВД России по Приморскому краю от 20.08.2008 № № она была прикомандирована к УФМС России по Приморскому краю с оставлением в кадрах МВД России.
17.06.2013 между ней и представителем нанимателя в лице начальника УФМС по Приморскому краю был заключен контракт о прохождении службы в органах внутренних дел Российской Федерации начальником отделения противодействия незаконной миграции отдела противодействия незаконной миграции № 1 УФМС России по Приморскому краю в звании капитана внутренней службы.
Согласно приказу УФМС России по Приморскому краю от 29.06.2016 № № ФИО1 предоставлен отпуск по уходу за ребёнком до достижения им возраста трех лет с 01.07.2016 по 29.12.2018 включительно.
Указом Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 156 «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» Федеральная миграционная служба упразднена.
Функции и полномочия упраздняемой Федеральной миграционной службы переданы МВД России.
Установлено, завершить проведение организационно-штатных мероприятий, связанных с реализацией настоящего Указа, до 01.06.2016.
При этом данным Указом на МВД России не возложена безусловная обязанность назначать прикомандированных сотрудников ФМС России на вновь созданные должности в органах внутренних дел.
Приказом МВД России от 28.11.2016 № № ФИО1, прикомандированная к ФМС России (УФМС России по Приморскому краю), уволена из органов внутренних дел по п. 11 ч. 2 ст. 82 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ (в связи с сокращение должности в органах внутренних дел, замещаемой сотрудником (л.д. 25).
Приказом председателя ликвидационной комиссии УФМС России по Приморскому краю от 30.11.2016 № №с по личному составу в соответствии с п. 11 ч. 2 ст. 82 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ расторгнут контракт и установлена дата увольнения ФИО1 - 30.11.2016. Основание: приказ МВД России от 28.11.2016 № 1510 л/с.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 156 деятельность УФМС России по Приморскому краю прекращена в связи с ликвидацией, о чем 10.05.2017 внесена запись в ЕГРЮЛ.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований в полном объеме, суд первой инстанции исходил из того, что ФИО1 была прикомандирована к УФМС России по Приморскому краю, замещала должность начальника отделения противодействия незаконной миграции отдела противодействия незаконной миграции № 1 УФМС России по Приморскому краю отдела, должность в органах внутренних дел не замещала, ее увольнение обусловленное выполнением Указа Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 156, связано с упразднением ФМС России, ликвидацией УФМС России по Приморскому краю и произведено с соблюдением установленного порядка увольнения.
При этом суд не усмотрел оснований и для удовлетворения производного от основных требования о зачислении истца в распоряжение УМВД России по Приморскому краю, поскольку оснований, предусмотренных ч.10 ст. 36 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ, для зачисления ее в распоряжение органа исполнительной власти в сфере внутренних дел не имелось.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на собранных по делу доказательствах и нормах материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Доводы апелляционной жалобы повторяют позицию, изложенную истцом при рассмотрении спора в суде первой инстанции, в связи с чем не могут быть приняты судебной коллегией, поскольку они не опровергают изложенных выводов, по существу направлены на переоценку выводов суда первой инстанции.
Ссылки истца на то, что она была прикомандирована к УФМС России по Приморскому краю, но продолжала оставаться в кадрах МВД России, в связи с этим после ликвидации ФМС России и ее территориальных органов, должна быть зачислена в распоряжение органов внутренних дел, не основаны на нормах материального права, предусмотренных ч.2 ст. 10, ст. 32, ч.10 ст. 36 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ.
В связи с упразднением ФМС России были ликвидированы все ее территориальные органы. Следовательно, сокращены все должности в УФМС России по Приморскому краю, в том числе и должность, которую занимала истец. Нормативными актами не возложено обязанности на УМВД России по принятию на службу сотрудника, прикомандированного к УФМС России по Приморскому краю в связи с упразднением ФМС России. То обстоятельство, что Указом Президента РФ от 05.04.2016 № 156 штатная численность упраздняемой ФМС России передана МВД России (с сокращением на 30 %), не свидетельствует о наличии такой обязанности, поскольку положительного решения в отношении истца о переводе ее для прохождения службы в УМВД России по Приморскому краю не принималось.
Являются необоснованными доводы апелляционной жалобы о том, что ответчиком были нарушены положения ч. 4 ст. 261 ТК РФ, поскольку фактически работодателем проведена процедура увольнения по ликвидации юридического лица.
Предусмотренных ч. 4 ст. 330 ГПК РФ оснований, влекущих безусловную отмену судебного постановления независимо от доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия по материалам дела не усматривает, в связи с чем решение суда, проверенное в силу ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, является законным, обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Фрунзенского районного суда г. Владивостока от 15.03.2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий Судьи