НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Приморского краевого суда (Приморский край) от 06.10.2016 № 33А-10537

Судья Бурцева И.М. Дело № 33а-10537

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

6 октября 2016 года город Владивосток

Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда в составе

председательствующего Светловой С.Е.

судей Туктамышевой О.В. и Пилипенко Е.В.

при секретаре Сылко Н.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании административный иск Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №4 по Приморскому краю к ФИО7 о взыскании задолженности обязательных платежей по апелляционной жалобе административного истца на решение Чугуевского районного суда Приморского края от 14 января 2016 года, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.

Заслушав доклад судьи Туктамышевой О.В., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Межрайонная ИФНС России №4 по Приморскому краю обратилась в суд с вышеназванным административным иском, в обоснование указала, что в период с 18 апреля 2006 года по 26 ноября 2007 года Крячко А.А. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя. 8 августа 2006 года Крячко А.А. представил налоговую декларацию по ЕСХН за первое полугодие 2006 года, сумма подлежащая уплате составила 3300 рублей. Поскольку в установленный срок задолженность погашена не была, в соответствии со ст. ст. 69, 70 НК РФ Крячко А.А. направлены требования № от 20 мая 2014 года, №72529 от 23 апреля 2015 года об уплате пени за несвоевременную уплату налога. Однако, до настоящего времени задолженность не погашена. Просит взыскать с Крячко А.А. задолженность по уплате пени в сумме 3145,81 рублей.

В судебное заседание административный истец не явился, просил суд рассмотреть административное дело в отсутствие представителя.

Административный ответчик в судебное заседание не явился о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.

Суд вынес указанное решение, с которым не согласился представитель административного истца, в поданной апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда по мотиву его незаконности.

Судебная коллегия, изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда.

Из материалов дела следует, что в период с 18 апреля 2006 года по 26 ноября 2007 года Крячко А.А. был зарегистрирован в МИФНС России №4 по Приморскому краю в качестве индивидуального предпринимателя.

8 августа 2006 года административный истец в налоговый орган представил налоговую декларацию по единому сельскохозяйственному налогу (ЕСХН) за первое полугодие 2006 года, сумма налога, подлежащая уплате, составила 3300 рублей.

МИФНС России №4 по Приморскому краю направила налогоплательщику требования № по состоянию на 20 мая 2014 года об уплате пени в размере 74,47 рублей с установлением срока для уплаты пени до 9 июня 2014 года; требования № по состоянию на 23 апреля 2015 года с установлением срока для уплаты налога до 18 мая 2015 года об уплате пени в размере 3071,34 рублей.

Сведений об уплате Крячко А.А. этих сумм в материалах дела не имеется.

Принимая решение об отказе в иске, суд первой инстанции исходил из того, что налоговым органом пропущен срок подачи заявления о взыскании пени и доказательств наличия уважительных причин для восстановления такого срока суду не представлено.

С данным выводом соглашается судебная коллегия по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Согласно пункту 5 статьи 346.9 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) единый сельскохозяйственный налог, подлежащий уплате по итогам налогового периода, уплачивается налогоплательщиками не позднее сроков, установленных статьей 346.10 настоящего Кодекса для подачи налоговой декларации.

Подпунктом 1 пункта 2 статьи 346.10 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что налогоплательщики представляют налоговую декларацию по итогам налогового периода не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, за исключением случая, предусмотренного подпунктом 2 настоящего пункта.

В силу п. 1 ст. 48 Налогового кодекса РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.

Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (п. 2 ст. 48 Налогового кодекса РФ).

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (абз. 3 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса РФ).

При рассмотрении заявлений налоговых органов о взыскании налогов, пеней, штрафов, предъявленных на основании п. 3 ст.46, п. 1 ст. 47, п. 1 ст. 115 НК РФ, судам необходимо проверять, не истекли ли установленные этими нормами сроки для обращения налоговых органов в суд.

Из материалов дела следует, что последним днем оплаты налога по ЕСХН является 31 августа 2007 года.

Между тем, в адрес Крячко А.А. были направлены требование № об уплате пени от 20 мая 2014 года в размере 74, 47 рублей со сроком оплаты до 9 июня 2014 года, и требование № по состоянию на 23 апреля 2015 года с установленным сроком для уплаты налога до 18 мая 2015 года.

При таких обстоятельствах, учитывая, что с административным исковым заявлением о взыскании пени налоговый орган обратился только 17 ноября 2015 года, сведений о своевременном направлении в адрес Крячко А.А. требований об уплате недоимки по налогу суду не представлено, судебная коллегия соглашается с выводами суда о пропуске налоговым органом установленного законом срока на обращение в суд.

Кроме того, судебная коллегия учитывает, что административным истцом суду не представлено доказательств, подтверждающих взыскание в установленном законом порядке недоимки по налогам в сумме 3300 рублей, а также доказательств того, что МИФНС России №4 по Приморскому краю не утратила право на взыскание недоимки по налогу.

Между тем, исполнение обязанности по уплате пени не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога, в связи с чем, пени по истечении пресекательного срока взыскания задолженности по налогу не подлежат начислению и не могут служить способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, поэтому в случае утраты налоговым органом возможности принудительного взыскания суммы недоимки по налогу, на которую начислены пени, пени с налогоплательщика не могут быть взысканы.

При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований МИФНС России №4 по Приморскому краю о взыскании пени.

Нарушений норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов по делу не допущено.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, направлены на иную оценку доказательств, а поэтому не могут служить основанием к отмене судебного решения.

Руководствуясь статьей 307-311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Чугуевского районного суда Приморского края от 14 января 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №4 по Приморскому краю – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи