НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Приморского краевого суда (Приморский край) от 01.11.2023 № А-9380/2023

Судья ФИО1а-9380/2023

25RS0029-01-2023-003528-75

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г.Владивосток 01.11.2023

Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда в составе:

председательствующего Горпенюк О.В.

судей Гуцалова И.В., Поломошновой Г.А.,

при секретаре Кулага Л.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу МИФНС России № 13 по Приморскому краю на решение Уссурийского районного суда Приморского края от 21.06.2023 по административному делу по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 13 по Приморскому краю к ФИО7 о взыскании задолженности по оплате налога и пеней.

Заслушав доклад судьи Гуцалова И.В., объяснения представителя административного истца ФИО1, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Административный истец обратился в суд с административным иском, в котором просил взыскать с административного ответчика ФИО2 в доход бюджета задолженность по налогам и пене в сумме 111 617,45 руб., а именно: пеню по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчёты, недоимка, и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отменённому, за расчётные периоды, начиная с 01.01.2017) в размере 14,35 руб. за 2018 год за период с 19.12.2018 по 31.07.2021; пеню по Единому налогу на вменённый доход в размере 410, 27 руб. за 2018 год за период с 28.01.2019 по 31.07.2021; задолженность по налогу на имущество физических лиц, взымаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов в размере 69 065 руб. за 2020 год; пеню по налогу на имущество физических лиц, взымаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов, в размере 2 644,44 руб., в том числе - в размере 330,36 руб. за период с 02.12.2021 по 20.12.2021 за 2020 г., в размере 222,88 руб. за 2016 г. за период с 19.01.2018 по 31.07.2021, в размере 136,96 руб. за 2018 г. за период с 03.12.2019 по 31.07.2021, в размере 1 594,20 руб. за 2019 г. за период с 02.12.2020 по 31.07.2021, в размере 121,13 руб. за 2019 г. за период с 02.12.2020 по 31.07.2021; задолженность по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов, в сумме 34 257,04 руб. за 2020 г., пеню по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов, в размере 5 226,35 руб., в том числе - в размере 2 110,89 руб. за 2017 г. за период с 04.12.2018 по 31.07.2021, в размере 2 110,89 руб. за 2018 г. за период с 03.12.2019 по 31.07.2021, в размере 1 004,57 руб. за 2019 г. за период с 02.12.2020 по 31.07.2021. В обоснование административного иска указано, что административный ответчик в период с 01.02.2010 по 03.12.2018 была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя и на основании пп.2 п.1 ст.419 НК РФ являлась плательщиком ЕНВД, а также страховых взносов на обязательное медицинское и пенсионное страхование, в связи с чем в порядке главы 26.3 НК РФ (действовавшей до 01.01.2021 на момент возникновения недоимки), ст.430 и ст.75 НК РФ плательщику исчислена задолженность по ЕНВД за 4 квартал 2018 года в сумме 6 819 руб. и пеня за просрочку уплаты ЕНВД за период с 28.01.2019 по 31.07.2021 в размере 410,27 руб., задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2018 год – 238,66 руб. и пеня, начисленная на недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за период с 19.01.2018 по 31.07.2021 в размере 14,35 руб. Также административный ответчик на основании ст.ст.388 и 400 НК РФ является плательщиком налога на имущество и земельного налога, в связи с чем ФИО2 за 2020 год по сроку уплаты до 01.12.2021 исчислена задолженность по налогу на имущество в сумме 69 065 руб. и пеня за просрочку его уплаты в размере 2 644,44 руб., задолженность по земельному налогу в сумме 34 257,04 руб. и пеня за просрочку его уплаты в размере 5 226,35 руб. Поскольку административным ответчиком обязанность по уплате налогов в установленные законом сроки не была исполнена, в соответствии со статьями 69 и 70 НК РФ ФИО2 направлены требования № 65368 от 01.08.2021 (срок исполнения до 24.08.2021) и № 106772 от 21.12.2021 (срок исполнения до 15.02.2022). В связи с неисполнением указанных требований налоговый орган 16.03.2022 обратился с заявлением о выдаче судебного приказа. Определением мирового судьи судебного участка № 62 судебного района г.Уссурийска и Уссурийского района Приморского края от 24.11.2022 выданный ранее судебный приказ № 2а-985/2022 от 19.04.2022 отменён.

Административное дело рассмотрено в отсутствие сторон, надлежаще извещавшихся о дате, времени и месте рассмотрения дела.

По решению Уссурийского районного суда Приморского края от 21.06.2023 в удовлетворении административных исковых требований МИФНС России № 13 по Приморскому краю отказано в связи с пропуском срока обращения в суд.

Не согласившись с данным решением, административный истец в апелляционной жалобе просит об отмене решения суда и принятия нового решения об удовлетворении исковых требований, в связи с неправильным применением судом норм материального и процессуального права, так как срок на подачу иска в суд административным истцом не пропущен.

Судебная коллегия, руководствуясь ст.ст.150,152 КАС РФ, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика, надлежаще извещённой о дате, времени и месте судебного заседания.

Изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя административного истца, судебная коллегия считает решение суда первой инстанции подлежащим отмене по следующим основаниям.

На основании ч.1-2 ст.308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объёме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. Суд апелляционной инстанции оценивает имеющиеся в административном деле, а также дополнительно представленные доказательства.

Отказывая в удовлетворении административных исковых требований о взыскании задолженности по налогам и пене, суд первой инстанции, применив положения ч.2 ст.48 Налогового кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 243-ФЗ, в соответствии с которой, если в течение трёх лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчёте общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей), исходил из того, что срок исполнения самого раннего требования № 65368 от 01.08.2021 на сумму 9 210,75 руб. со сроком исполнения до 24.08.2021 истекал 24.02.2022, однако налоговая инспекция обратилась к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа уже по истечении шестимесячного срока. И с учётом определения и.о. мирового судьи судебного участка № 104 судебного района г.Уссурийска и Уссурийского городского округа от 24.11.2022, которым отменён судебный приказ о взыскании с ФИО2 задолженности, пришёл к выводу, что налоговым органом пропущены сроки для обращения как заявлением к мировому судье, так и с административным иском в районный суд. При этом ходатайство о восстановлении срока на обращение в суд налоговым органом не заявлено.

С данными выводами суда первой инстанции суд апелляционной инстанции не согласен по следующим основаниям.

В соответствии со ст.57 Конституции РФ, ст.3, пп.1 п.1 ст.23 Налогового кодекса РФ в их системном единстве каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Согласно ст.19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются физические лица, на которых в соответствии с Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

Согласно п.1 ст.45 НК РФ обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный в соответствии с настоящим Кодексом. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Судебной коллегией установлено, что административный ответчик ФИО2 в период с 01.02.2010 по 03.12.2018 была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя. В период предпринимательской деятельности применяла специальный налоговый режим - систему налогообложения в виде единого налога на вменённый доход (ЕНВД). ИП ФИО2 представлена в налоговый орган налоговая декларация по ЕНВД за 4 квартал 2018 года, согласно которой сумма налога к уплате по сроку 25.01.2019 составила 6 819 руб.

Также административному ответчику были начислены - земельный налог и налог на имущество.

Процедура направления налоговых уведомлений инспекцией соблюдена, что подтверждается реестрами почтовых отправлений (л.д.18, 24, 26, 28).

В связи с неуплатой ФИО2 в установленные законом сроки налоговых платежей по ЕНВД, страховых взносов на ОПС, земельного налога и налога на имущество, налоговой инспекцией было сформировано требование № 65368 по состоянию на 01.08.2021 об уплате пеней в общей сумме 9 210,75 руб. со сроком исполнения до 24.08.2021 (л.д.29-30).

Согласно положениям п.2 ст.48 Налогового кодекса РФ от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 02.07.2021, действующей до 01.01.2023) предусмотрено, что если в течение трёх лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчёте общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трёхлетнего срока.

Из материалов дела следует, что срок исполнения требования № 65368 по состоянию на 01.08.2021 истекал 24.08.2021. Поскольку сумма задолженности по пеням по указанному требованию составляла 9 210,75 руб., то есть не превышала 10 000 руб., у налогового органа на тот период отсутствовали основания для обращения к мировому судье для взыскания задолженности в принудительном порядке.

За 2020 год ФИО2 исчислен земельный налог в сумме 34 257,04 руб. и налог на имущество в сумме 69 065 руб. по сроку уплаты 01.12.2021, в связи с чем в её адрес направлено соответствующее налоговое уведомление от 01.09.2021 № 602310127 (л.д.17).

Кроме того, налог на имущество за 2020 год также начислена пеня в размере 330,36 руб. за период с 02.12.2021 по 20.12.2021.

В связи с неуплатой земельного налога и налог на имущество в установленный срок, сформировано и административному ответчику направлено требование № 106772 от 21.12.2021 со сроком уплаты до 15.02.2022, которое налогоплательщиком не исполнено до настоящего времени (л.д.39).

Таким образом, в адрес административного ответчика направлены налоговые требования № 65368 по состоянию на 01.08.2021 на сумму 9 210,75 руб. с установленным сроком уплаты до 24.08.2021 и № 106772 по состоянию на 21.12.2021 на сумму 103 652,10 руб. (налоги в сумме 103 322,04 руб. + пеня в размере 330,36 руб.) с установленным сроком уплаты до 15.02.2022 (л.д.39).

Поскольку сумма задолженности после формирования требования по состоянию на 21.12.2021 № 106772 превысила 10 000 руб., то в силу положений п.2 ст.48 НК РФ шестимесячный срок для обращения с заявлением о вынесении судебного приказа подлежит исчислению с установленной даты оплаты требования № 106772, а именно - с 15.02.2022.

Как следует из представленных дополнений к апелляционной жалобе, Межрайонная ИФНС России № 13 по Приморскому краю направила мировому судье заявление о выдаче судебного приказа, объединив в нём суммы имевшейся начисленной задолженности по вышеуказанным требованиям. Общая сумма задолженности составила 112 863,15 руб.

Согласно поступившему ответу на запрос суда апелляционной инстанции, к мировому судье налоговая инспекция обратилась с заявлением о выдаче судебного приказа 14.04.2022, что подтверждается штампом входящей корреспонденции, то есть в пределах установленного законом шестимесячного срока.

По определению и.о. мирового судьи судебного участка № 104 судебного района г.Уссурийска и Уссурийского района от 24.11.2022 судебный приказ № 2а-985/2022 о взыскании недоимки был отменён в связи с поступившими от ФИО2 возражениями относительного его исполнения.

В соответствии с п.3 ст.48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счёт имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Согласно ч.2 ст.286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Положения ст.6.1 Налогового кодекса РФ регламентируют порядок исчисления сроков, установленных законодательством о налогах и сборах. Так в соответствии с пунктом 2 статьи 6.1 НК РФ течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало.

Согласно ч.3 ст.92 КАС РФ течение процессуального срока, исчисляемого годами, месяцами или днями, начинается на следующий день после даты или наступления события, которыми определено его начало.

Поскольку вышеуказанный судебный приказ отменён 24.11.2022, следовательно, с учётом положений п.2 ст.6.1 НК РФ, ч.3 ст.92 КАС РФ, последним днём подачи административного иска являлось - 25.05.2023.

Судом апелляционной инстанции установлено, что административное исковое заявление о взыскании с ФИО2 задолженности по налогам и пене сдано инспекцией в отделение «Почта России» 25.05.2023, что подтверждается, штампом на конверте, то есть в последний срока (л.д.53).

Таким образом, Межрайонной ИФНС России № 13 по Приморскому краю была соблюдена процедура уведомления налогоплательщика о необходимости погасить образовавшуюся задолженность и вышеуказанный шестимесячный срок, как на обращение с заявлением о вынесении судебного приказа, так и на обращение в районный суд о взыскании задолженности с административным исковым заявлением не пропущены.

Соответственно у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для отказа в удовлетворении иска в связи с пропуском срока для обращения в суд.

В отношении объекта налогообложения, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на день внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости такого объекта (п.2 ст.403 НК РФ).

Администартивным истцом представлен расчёт земельного налога и пени, налога на имущество и пени, подлежащие взысканию, оснований ставить его под сомнение у судебной коллегии не имеется.

Также у суда апелляционной инстанции не имеется оснований сомневаться в расчёте задолженности по пеням по страховым взносам и по единому налогу на вменённый доход.

С учётом вышеуказанных обстоятельств судебная коллегия в силу положений ч.2 ст.310 КАС РФ считает необходимым решение суда первой инстанции отменить в связи с неправильным применением норм материального и процессуального права, а поскольку доказательств уплаты задолженности в материалах дела не имеется и административным ответчиком суду апелляционной инстанции не представлено, то административное исковое заявление МИФНС России № 13 по Приморскому краю следует удовлетворить в полном объёме и взыскать в доход бюджета задолженность по налогам и пене в общей сумме 111 617,45 руб. согласно указанному в исковом заявлении расчёту с указанием периодов задолженности.

Согласно ч.1 ст.114 КАС РФ судебные расходы, понесённые судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобождён, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

По смыслу закона, изложенного в п.40 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 № 36 (ред. от 17.12.2020) "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", следует, что в силу ч.1 ст.114 КАС РФ судебные расходы, понесённые судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобождён, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета. При разрешении коллизий между указанной нормой права и положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации судам необходимо руководствоваться положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации как специального федерального закона, регулирующего отношения, связанные с формированием доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

В силу положений ч.2 ст.61.2 БК РФ в бюджеты городских округов зачисляются налоговые доходы от федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, в частности, государственной пошлины - в соответствии с п.2 ст.61.1 настоящего Кодекса.

С учётом положений ч.1 ст.114 КАС РФ, п.6 ст.52, ст.333.19 НК РФ, ст.61.2 БК РФ, судебная коллегия полагает, что с ФИО2 также подлежит взысканию государственная пошлина в размере 3 433 руб. в доход бюджета Уссурийского городского округа Приморского края.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.307-311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Уссурийского районного суда Приморского края от 21.06.2023 отменить, принять по административному делу новое решение.

Административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России № 13 по Приморскому краю к ФИО2 о взыскании задолженности по оплате налога и пене удовлетворить.

Взыскать с ФИО2 в пользу МИФНС № 13 по Приморскому краю в доход бюджета задолженность по налогам и пене в сумме 111 617,45 руб., а именно:

- пеню по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчёты, недоимка, и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отменённому, за расчётные периоды, начиная с 01.01.2017) в размере 14,35 руб. за 2018 год за период с 19.12.2018 по 31.07.2021;

- пеню по Единому налогу на вменённый доход в размере 410,27 руб. за 2018 год за период с 28.01.2019 по 31.07.2021;

- налог на имущество физических лиц, взымаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов в сумме 69 065 руб. за 2020 год;

- пеню по налогу на имущество физических лиц, взымаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов, в размере 2 644,44 руб.;

- земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов в сумме 34 257,04 руб. за 2020 г.;

- пеню по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов, в сумме 5 226,35 руб.

Взыскать с ФИО2 в доход бюджета Уссурийского городского округа государственную пошлину в размере 3 433 руб.

Апелляционное определение вступает в силу со дня его вынесения.

Кассационная жалоба может быть подана в Девятый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий

Судьи