Дело № 11-83/2023
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
10 октября 2023 года Правобережный районный суд г. Липецка в составе:
председательствующего судьи Москалевой И.В.,
при секретаре Чеботаревой Е.А.,
с участием представителя истца ФИО1 по доверенности ФИО2, представителей ответчика Военного комиссариата Липецкой области по доверенностям ФИО3, ФИО4, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Военного комиссариата Липецкой области на решение и.о. мирового судьи судебного участка № 12 Правобережного судебного района г. Липецка ФИО5 от 25.07.2023 года по делу №2-990/2023 по иску ФИО1 к Военному комиссариату Липецкой области, Министерству обороны Российской Федерации о возмещении расходов на изготовление и установку надгробного памятника для ветерана военной службы, которым постановлено:
«Взыскать с Военного комиссариата Липецкой области (паспорт №), в пользу ФИО1 (паспорт №№) денежные средства в счёт возмещения расходов на изготовление и установку надгробного памятника на месте захоронения ветерана военной службы ФИО в размере 41196 рублей, расходы по оплате государственной пошлины в размере 1436 рублей. В удовлетворении исковых требований к Министерству обороны Российской Федерации отказать»,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с исковым заявлением в Военкомату Липецкой области и Министерству обороны РФ о возмещении расходов на изготовление и установку надгробного памятника для ветерана военной службы. В обосновании своих требований истец указала, что ФИО, является ветераном военной службы. ФИО умер 20.10.2020 года. Супруг истицы - ФИО захоронен на Косыревском кладбище. Истец за счет собственных средств оплатила изготовление и установку надгробного памятника в общей сумме 80500 руб. Работы по изготовлению и установке указанного надгробного памятника выполнены ИП ФИО ФИО1 16.11.2022 года обратилась с заявлением о возмещении понесенных расходов за изготовление и установку надгробного памятника на месте захоронения ФИО, приложив пакет документов. Возмещение указанных расходов не было произведено по причине отсутствия в представленном пакете документов кассового чека. До обращения в суд ФИО1 обратилась в военную прокуратуру Тамбовского гарнизона. Из ответа которой следует, что проведенной проверкой изложенные в обращении доводы нашли свое подтверждение, в связи с чем военному комиссару Липецкой области внесено представление об устранении нарушений закона. Однако, военкоматом Липецкой области документы ФИО1 по возмещению расходов за изготовленный и установленный надгробный памятник были возвращены без реализации по прежним основаниям. Просила суд взыскать 41196 руб. с ответчиков в счет компенсации расходов на изготовление и установку надгробного памятника на месте захоронения ветерана военной службы ФИО
Представитель ответчика Военкомата Липецкой области по доверенности ФИО3 возражала против удовлетворения исковых требований, объяснив, что в возмещении расходов истице отказано по причине того, что не были приложены кассовые чеки и патент индивидуального предпринимателя на право патентной системы налогообложения. Приходно-кассовый чек не является документом, подтверждающим оплату выполненных работ.
Мировой судья постановил решение, резолютивная часть которого изложена выше.
Не согласившись с вынесенным решением, ответчиком Военным комиссариатом Липецкой области подана апелляционная жалоба, в которой просили решение и.о. мирового судьи судебного участка №12 Правобережного судебного района г. Липецка от 24.11.2022 года в части взыскания с Военного комиссариата Липецкой области в пользу ФИО1 денежных средств в счет возмещения расходов на изготовление и установку надгробного памятника на месте захоронения ветерана военной службы ФИО в размере 41196 руб., расходов по оплате государственной пошлины в размере 1436 руб. и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать. В обоснование доводов апелляционной жалобы ссылались на нарушение норм материального права, а также на то, что возмещение затрат на изготовление и установку надгробного памятника без представления кассового чека возможно только в случае применения индивидуальным предпринимателем патентной системы налогообложения. Патент на право применения патентной системы налогообложения ИП ФИО на период когда был изготовлен памятник ФИО отсутствует.
В судебное заседание истец ФИО1 не явилась, о дате и времени судебного заседания извещена своевременно и надлежащим образом, причина неявки суду неизвестна.
Представитель истца ФИО1 по доверенности ФИО2 в судебном заседании против удовлетворения апелляционной жалобы возражал, полагал, что решение мирового судьи является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба не подлежащей удовлетворению.
В судебном заседании представители ответчика Военного комиссариата Липецкой области по доверенностям ФИО3, ФИО4 апелляционную жалобу поддержали по доводам, изложенным в жалобе, настаивали на ее удовлетворении.
Представитель ответчика Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания извещены своевременно и надлежащим образом, причина неявки суду неизвестна.
Выслушав мнения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, проверив жалобу в пределах ее доводов, суд приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Суд апелляционной инстанции оценивает имеющиеся в деле, а также дополнительно представленные доказательства. Дополнительные доказательства принимаются судом апелляционной инстанции, если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него, и суд признает эти причины уважительными. О принятии новых доказательств суд апелляционной инстанции выносит определение.
Размер денежных средств для возмещения расходов на изготовление намогильных сооружений (надгробий) и их установку определен Постановлением Правительства РФ от 06.05.1994 года №460 «О нормах расходов денежных средств на погребение погибших (умерших) военнослужащих, сотрудников внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы (службы), а также на изготовление и установку надгробных памятников».
Согласно п. 2 Постановления Правительства РФ №460 от 06.05.1994 года установлены следующие нормы расходов денежных средств на изготовление намогильных сооружений (надгробий) и их установку за счет средств федеральных органов исполнительной власти (федеральных государственных органов), в которых погибший (умерший) проходил военную службу (военные сборы, службу, выполнял отдельные задачи в области обороны в составе добровольческих формирований), в зависимости от последнего места ее прохождения (места выполнения отдельных задач в области обороны):
погибшим (умершим) военнослужащим, проходившим военную службу по призыву, курсантам военных профессиональных образовательных организаций, военных образовательных организаций высшего образования до заключения контракта, гражданам, призванным на военные сборы, курсантам и слушателям образовательных организаций Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства юстиции Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, участникам Великой Отечественной войны, в том числе инвалидам Великой Отечественной войны (кроме проходивших службу в действующей армии в качестве военнослужащих), - до 33005 рублей;
остальным погибшим (умершим) гражданам, указанным в пункте 1 настоящего Постановления, - до 41196 рублей.
Приказом Министра обороны РФ от 13.01.2008 года №5 «О погребении погибших (умерших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы» (действовавшим на день обращения ФИО1) утвержден Порядок погребения погибших (умерших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы, оплаты ритуальных услуг, а также изготовления и установки надгробных памятников.
В соответствии с п. 31 Порядка оплата ритуальных услуг производится родственникам, законным представителям или иным лицам, взявшим на себя обязанности по погребению лиц, указанных в пункте 2 настоящего Порядка, по фактическим затратам, подтвержденным соответствующими документами, но не более норм, установленных Правительством Российской Федерации.
Пунктом 35 названного Порядка предусмотрено, что оплата расходов на изготовление и установку надгробных памятников для увековечивания памяти лиц, указанных в п. 2 данного Порядка, производится военными комиссариатами субъектов Российской Федерации по месту погребения или учета.
Согласно п. 38 Порядка для оплаты расходов на изготовление и установку надгробных памятников родственники, законные представители или иные лица, взявшие на себя обязанности по увековечиванию памяти лиц, указанных в пункте 2 настоящего Порядка, представляют в военный комиссариат по месту захоронения или учета погибшего (умершего) следующие документы:
заявление на имя военного комиссара о возмещении понесенных расходов;
документы, подтверждающие оплату выполненных работ (оказанных услуг) по изготовлению и установке надгробного памятника (с приложением прейскуранта выполненных работ);
свидетельство о смерти погибшего (умершего), выданное органами записи актов гражданского состояния;
справка о месте захоронения погибшего (умершего);
удостоверение участника или инвалида войны, удостоверение ветерана военной службы, боевых действий или другой документ, подтверждающий право на государственную гарантию по увековечению памяти;
фотография или другой документ, подтверждающий установку надгробного памятника на могиле.
Судом первой инстанции установлено, что ФИО является ветераном военной службы.
ФИО умер 20.10.2020 года (свидетельство о смерти II-РД №602353 от 23.10.2020 года, выдано Отделом по регистрации смерти управления ЗАГС администрации г. Липецка).
23.10.2020 года ФИО захоронен на Косыревском кладбище в районе Елецкого шоссе в г. Липецке, что подтверждается удостоверением о захоронении №1736 от 23.10.2020 года и справкой о месте захоронения родственников №504 от 23.10.2020 года.
29.06.2022 года ФИО1 был заключен договор с ИП ФИО на изготовление и установку памятника гранитного, постамента, гробницы, вазы гранитной. Согласно приложениям к договору, на памятнике указывается имя покойного: ФИО
Согласно квитанциям к приходным кассовым ордерам №0223 от 29.05.2022 года и №0262 от 29.07.2022 года ФИО1 по названному договору оплачено ИП ФИО 80500 рублей.
Факт установки памятника подтверждается фотографией с места захоронения ФИО
16.11.2022 года ФИО1 обратилась в Военный комиссару г. Липецка Липецкой области с заявлением о возмещении понесенных ей расходов в пределах норм, установленных Постановлением Правительства РФ за изготовление, установку надгробного памятника умершему ФИО с приложением документов подтверждающих несение расходов.
18.01.2023 года Военным комиссаром города Липецка Липецкой области в ответе на заявление ФИО1 от 16.11.2022 года сообщено, что в представленном пакете документов отсутствует кассовый чек и не представлен патент на право применения патентной системы налогообложения ИП ФИО
07.02.2023 года ФИО1 не согласившись с решением Военного комиссара г. Липецка Липецкой области обратилась с жалобой в Прокуратуру Липецкой области, которая направила ее для рассмотрения Военному прокурору Тамбовского гарнизона.
17.03.2023 года Военным прокурором Тамбовского гарнизона вынесено представление об устранении нарушений закона в адрес Военного комиссара Липецкой области по факту обращения ФИО1, с указанием того, что ФИО1 представлены все необходимые подтверждающие документы об установке памятника ФИО
03.04.2023 года Военным комиссаром Липецкой области документы ФИО1, по возмещению расходов за изготовление и установку надгробного памятника на месте захоронения ФИО были возвращены без реализации по тем же основаниям.
Судом первой инстанции установлено, что ФИО1 за счет собственных средств был изготовлен и установлен надгробный памятник в месте захоронения ветерана военной службы ФИО, что подтверждается договором на изготовление и установку памятника заключенного с ИП ФИО от 29.06.2022 года, квитанциями к приходным кассовым ордерам №0223 от 29.05.2022 года и №0262 от 29.07.2022 года, фотографией с места захоронения ФИО
Относительно довода представителя ответчика об отсутствии у истца кассового чека и патента на право применения патентной системы налогообложения ИП ФИО суд первой инстанции исходил из следующего.
В соответствии с п. 2.1. ст. 2 Федерального закона «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» №54-ФЗ от 22.05.2003 года и п.п. 43, 61 п. 2 ст. 346.43 НК РФ индивидуальные предприниматели применяющие патентную систему налогообложения, при осуществлении организации похорон и предоставление связанных сними услуг, могут осуществлять расчеты без применения контрольно-кассовой техники при условии выдачи документа, подтверждающего факт осуществления расчета между индивидуальным предпринимателем и покупателе (клиентом), содержащего наименование документа, его порядковый номер, реквизиты.
В ответ на запрос суда УФНС по Липецкой области представил Патент на право применения патентной системы налогообложения ИП ФИО от 24.04.2023 года в отношении организации похорон и предоставления связанных с ними услуг. Сведений о ранее выданных патентах не представлено.
Согласно выписке из ЕГРИП ФИО осуществляет свою предпринимательскую деятельность с 24.09.2020 года по таким видам деятельности как: резка, обработка и отделка камня для памятника, торговля розничная предметами культового и религиозного назначения, похоронными принадлежностями в специализированных магазинах.
В соответствии с п. 1 Указания Банка России от 11.03.2014 года №210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства» настоящее Указание на основании Федерального закона от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» определяет порядок ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России (далее - наличные деньги) на территории Российской Федерации юридическими лицами (за исключением Центрального банка Российской Федерации, кредитных организаций (далее - банк), а также упрощенный порядок ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства.
Кассовые операции оформляются приходными кассовыми ордерами 0310001, расходными кассовыми ордерами 0310002 (далее - кассовые документы).
Кассовые документы могут оформляться по окончании проведения кассовых операций на основании фискальных документов, предусмотренных абзацем 36 статьи 1.1 Федерального закона от 22 мая 2003 года № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации».
Индивидуальными предпринимателями, ведущими в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах учет доходов или доходов и
расходов и (или) иных объектов налогообложения либо физических показателей, характеризующих определенный вид предпринимательской деятельности, кассовые документы могут не оформляться (п. 4.1 Указания).
Прием наличных денег юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, в том числе от лица, с которым заключен трудовой договор или договор гражданско-правового характера (далее - работник), проводится по приходным кассовым ордерам 0310001 (п. 5 Указания).
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом и.о. мирового судьи судебного участка №12 Правобережного судебного района г. Липецка, что ФИО1 были понесены расходы на изготовление и установку надгробного памятника ветерану военной службы ФИО которые подлежат возмещению.
Согласно п. 2 Постановления Правительства РФ от 06.05.1994 года №460 «О нормах расходов денежных средств на погребение погибших (умерших) военнослужащих, сотрудников внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы (службы), а также на изготовление и установку надгробных памятников» норма возмещения расходов составляет 41196 рублей.
В соответствии с Порядком погребения погибших (умерших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы, оплаты ритуальных услуг, а также изготовления и установки надгробных памятников, утвержденного Приказом Министра обороны РФ от 13.01.2008 года №5 «О погребении погибших (умерших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы» (действовавшим на день обращения ФИО1) оплата расходов на изготовление и установку надгробных памятников для увековечивания памяти лиц, указанных в п. 2 данного Порядка, производится военными комиссариатами субъектов Российской Федерации по месту погребения или учета.
На основании изложенного с Военного комиссариата Липецкой области в пользу ФИО1 подлежат взысканию денежные средства в счет возмещения расходов на изготовление и установку надгробного памятника на месте захоронения ветерана военной службы ФИО в размере 41196 рублей.
Таким образом в исковых требованиях к Министерству обороны Российской Федерации следует отказать.
В соответствии со ст. 88 ГПК РФ, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
В силу ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Суд первой инстанции обосновано взыскал с Военного комиссариата Липецкой области в пользу ФИО1 расходы по оплате государственной пошлины, уплаченной на основании чек-ордера ПАО Сбербанк Липецкое отделение 8593/55 от 24.05.2023 года в размере 1436 рублей.
Суд не усматривает в обжалуемом решении нарушения или неправильного применения норм как материального, так и процессуального права, доводы апелляционной жалобы, проверенные в порядке ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали доводы суда, поскольку по существу выражают лишь несогласие с принятым решением, направлены на переоценку исследованных судом доказательств и основаны на субъективном толковании заявителем норм материального права.
Таким образом, мировым судьей при вынесении решения правильно применены нормы материального права, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, не допущено, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании вышеизложенного, и руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Решение и.о. мирового судьи судебного участка № 12 Правобережного судебного района г. Липецка от 25.07.2023 года по делу №2-990/2023 по иску ФИО1 к Военному комиссариату Липецкой области, Министерству обороны Российской Федерации о возмещении расходов на изготовление и установку надгробного памятника для ветерана военной службы оставить без изменения, а апелляционную жалобу ответчика Военного комиссариата Липецкой области - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу с момента его вынесения.
Председательствующий И.В. Москалева
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 13.10.2023 года.