НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 23.06.2022 № 66А-1979/2022

69OS0000-03-2021-000282-55

Дело № 66а-1979/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Москва 23 июня 2022 года

Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Овсянкиной Н.В.,

судей: Ефремовой О.Н., Щербаковой Н.В.,

при секретаре Молотиевской В.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело №3а-38/2022 по административному исковому заявлению ООО «Тверская генерация» о признании недействующими приказов Главного Управления «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области № 512-нп от 19 декабря 2018 года, № 538-нп от 27 декабря 2018 года, № 407-нп от 19 декабря 2019 года, № 421-нп от 17 декабря 2020 года,

по апелляционным жалобам Главного Управления «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области и ООО «ЭнергоАльянс» на решение Тверского областного суда от 15 марта 2022 года, которым административный иск удовлетворен частично,

заслушав доклад судьи Первого апелляционного суда общей юрисдикции Овсянкиной Н.В., объяснения представителей Главного Управления «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области ФИО1, ФИО2, представителя ООО «ЭнергоАльянс» ФИО3, возражения представителя ООО «Тверская генерация» ФИО4, заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ ФИО5, полагавшего, что оснований для удовлетворения апелляционных жалоб не имеется, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции

установила:

приказом Главного управления «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области (далее - ГУ РЭК) № 512-нп от 19 декабря 2018 года установлены и введены в действие тарифы на услуги по передаче тепловой энергии, оказываемые ООО «ЭнергоАльяснс» от котельной ООО «Тверская генерация», для потребителей муниципального образования Тверской области городской округ город Тверь на 2019-2021 годы согласно приложению 1 (пункт 1).

Действие указанных тарифов установлено с 1 января 2019 года по 31 декабря 2021 года (пункт 2).

Приложением 1 к указанному приказу тарифы на услуги по передаче тепловой энергии установлены ООО «ЭнергоАльянс» для потребителей, в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения (тариф без учета НДС) в следующих размерах:

- на первое полугодие 2019 года – 341,97 руб./Гкал;

- на второе полугодие 2019 года и на первое полугодие 2020 года – 345,65 руб./Гкал;

- на второе полугодие 2020 года и первое полугодие 2021 года – 358,37 руб./Гкал;

- на второе полугодие 2021 года – 372,30 руб./Гкал.

ООО «ЭнергоАльянс» определены долгосрочные параметры регулирования тарифов на долгосрочный период регулирования при установлении тарифов с использованием метода индексации на 2019-2021 годы согласно приложению 2 (пункт 3).

Приложением 2 к указанному приказу базовый уровень операционных расходов ООО «ЭнергоАльянс» на долгосрочный период регулирования для формирования тарифов с использованием метода индексации установленных тарифов установлен в размере 744,11 тыс. рублей.

Приказ № 512-нп от 19 декабря 2018 года размещен на официальном интернет-портале правовой информации 21 декабря 2018 года.

Приказом ГУ РЭК Тверской области № 538-нп от 27 декабря 2018 года, вступившим в силу со дня опубликования, в приказ ГУ РЭК от 19 декабря 2018 года № 512-нп внесены изменения.

Приказ дополнен пунктом 2.1 следующего содержания:

«2.1. Установленные тарифы налогом на добавленную стоимость не облагаются в соответствии с главой 26.2 «Упрощенная система налогообложения» части второй Налогового кодекса Российской Федерации.»

Таблица приложения 1 «Тарифы на услуги по передаче тепловой энергии, оказываемые ООО «ЭнергоАльянс» от котельной ООО «Тверская генерация» для потребителей муниципального образования Тверской области городской округ город Тверь, на 2019-2021 годы» изложена в новой редакции, одноставочный тариф для потребителей в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения установлен в размерах:

- на первое полугодие 2019 года – 341,97 руб./Гкал;

- на второе полугодие 2019 года и на первое полугодие 2020 года – 345,65 руб./Гкал;

- на второе полугодие 2020 года и первое полугодие 2021 года – 358,37 руб./Гкал;

- на второе полугодие 2021 года – 372,30 руб./Гкал.

Приказ № 538-нп от 27 декабря 2018 года вступил в силу со дня официального опубликования, размещен на официальном интернет-портале правовой информации 28 декабря 2018 года.

Приказом ГУ РЭК Тверской области № 407-нп от 19 декабря 2019 года, действующим с 1 января 2020 года, внесены изменения в приказ № 512-нп от 19 декабря 2018 года, приложением 1 установлены тарифы на услуги по передаче тепловой энергии, оказываемые обществом с ограниченной ответственностью «Энергоальянс» от котельной ООО «Тверская генерация» для потребителей муниципального образования Тверской области городской округ город Тверь, на 2019-2021 годы.

Одноставочный тариф установлен в размерах:

- на 2020 год и первое полугодие 2021 года -341,51 руб./Гкал;

- на второе полугодие 2021 года – 370,17 руб./Гкал.

Приказ вступил в силу с 1 января 2020 года, опубликован на официальном интернет-портале правовой информации 20 декабря 2019 года.

Приказом ГУ РЭК Тверской области № 421-нп от 17 декабря 2020 года, действующим с 01 января 2021 года, внесены изменения в приказ ГУ РЭК № 512-нп от 19 декабря 2018 года, приложением 1 установлены тарифы на услуги по передаче тепловой энергии, оказываемые ООО «Энергоальянс» от котельной ООО «Тверская генерация» для потребителей муниципального образования Тверской области городской округ город Тверь, на 2019-2021 годы.

Одноставочный тариф установлен в размерах:

- на 2021 год – 296,55 руб./Гкал.

Приказ опубликован на официальном интернет-портале правовой информации Тверской области 18 декабря 2020 года.

ООО «Тверская генерация» обратилось в Тверской областной суд с административным иском, уточненным в процессе рассмотрения дела, в котором просило признать недействующими с момента принятия приказы ГУ РЭК Тверской области № 512-нп от 19 декабря 2018 года, № 538-нп от 27 декабря 2018 года, № 407-нп от 19 декабря 2019 года, № 421-нп от 17 декабря 2020 года, обязать тарифный орган принять заменяющие нормативные правовые акты.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что при принятии оспариваемых тарифных решений ГУ РЭК Тверской области нарушены требования законодательства о ценообразовании и законодательства о теплоснабжении в части определения объема полезного отпуска тепловой энергии при утверждении тарифов на передачу тепловой энергии. Принятие таких решений явилось следствием действий теплосетевой организации ООО «ЭнергоАльянс».

На основании схемы теплоснабжения города Твери ООО «Тверская генерация» является единой теплоснабжающей организацией в микрорайоне Брусилово. В целях поставки тепловой энергии потребителям Общество приобретает услуги передачи (транзита) тепловой энергии по сетям теплоснабжения ООО «ЭнергоАльянс» по тарифу, установленному ГУ РЭК.

29 декабря 2017 года между ООО «ЭнергоАльянс» и ООО «Тверская генерация» заключен договор оказания услуг по передаче тепловой энергии в горячей воде. Расчеты по договору производятся на основании установленных тарифов. Тариф на услуги по передаче с учетом потерь устанавливается в рублях за 1 Гкал.

Между ООО «ЭнергоАльянс» и ООО «Тверская генерация» имеются судебные споры по стоимости оказанных услуг за периоды с 13 марта 2018 года по 31 декабря 2020 года.

При расчете объема оказанных услуг ООО «Тверская генерация» исходило из показаний приборов учета, установленных на объектах потребителей, а в случае их отсутствия определяло объем оказанных услуг расчетным способом в отношении жилых домов - в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года № 354, а в отношении нежилых зданий - исходя из тепловой нагрузки в соответствии с Методикой осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденной приказом Министерства строительства и ЖКХ РФ от 17 марта 2014 года № 99/пр.

В свою очередь, ООО «ЭнергоАльянс», рассчитывая объем оказанных услуг по передаче тепловой энергии, руководствовалось Правилами организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 8 августа 2012 года № 808 и Правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденными постановлением Правительства РФ от 18 ноября 2013 года № 1034, исключая применение положений жилищного законодательства и Правил № 354.

Судебными актами арбитражных судов по делам №№ А66-21171/2018, А66-9904/2020, А66-19332/2019, А66-12140/2020 подтверждена правомерность расчетов ООО «ЭнергоАльянс», примененных им правил и методик при расчете объема переданной тепловой энергии.

По информации, представленной ГУ РЭК Тверской области от 8 сентября 2021 года, балансовые показатели полезного отпуска (транзита) тепловой энергии по тепловым сетям ООО «ЭнергоАльянс» за период с 2018 по 2020 годы, направленные в тарифный орган, были указаны в размерах 14 000 Гкал ежегодно, что существенно ниже того объема, который установлен судебными актами.

По мнению административного истца, действия ООО «ЭнергоАльянс» по определению в тарифной заявке объема отпуска в соответствии с жилищным законодательством не соответствует требованиям пункта 22 Методики № 760-э, утвержденной приказом ФСТ России от 13 июня 2013 года.

Поскольку ООО «ЭнергоАльянс» направляло в адрес ГУ РЭК Тверской области недостоверную информацию относительно объема отпуска тепловой энергии, постольку органом регулирования при принятии оспариваемых нормативных правовых актов нарушены требования законодательства о ценообразовании и теплоснабжении при учете объема полезного отпуска тепловой энергии, в связи с чем установленный тариф является необоснованно завышенным.

Определением Тверского областного суда от 15 марта 2022 года производство по делу в части требований ООО «Тверская генерация» о признании недействующим приложения 1 «Тарифы на услуги по передаче тепловой энергии, оказываемые обществом с ограниченной ответственностью «ЭнергоАльянс» от котельной ООО «Тверская генерация», для потребителей муниципального образования Тверской области городской округ город Тверь на 2019-2021 года» в редакции приказа ГУ РЭК Тверской области от 19 декабря 2018 года № 512-нп прекращено на основании пункта 1 части 2 статьи 214 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Решением Тверского областного суда от 15 марта 2022 года административный иск ООО «Тверская генерация» удовлетворен частично.

Постановлено признать недействующими со дня принятия:

- приказ Главного Управления «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области от 27 декабря 2018 года № 538-нп «О внесении изменений в приказ ГУ РЭК Тверской области от 19 декабря 2018 года № 512-нп» в части приложения 1 «Тарифы на услуги по передаче тепловой энергии, оказываемые ООО «ЭнергоАльянс» от котельной ООО «Тверская генерация» для потребителей муниципального образования Тверской области городской округ город Тверь, на 2019-2021 годы» (подпункт 2 пункта 1);

- приказ Главного Управления «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области от 19 декабря 2019 года № 407-нп «О внесении изменений в приказ ГУ РЭК Тверской области от 19 декабря 2018 года № 512-нп»;

- приказ Главного Управления «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области от 17 декабря 2020 года № 421-нп «О внесении изменений в приказ ГУ РЭК Тверской области от 19 декабря 2018 года № 512-нп».

Отказано в удовлетворении административного иска ООО «Тверская генерация» о признании недействующим приказа Главного Управления «Региональная энергетическая комиссия Тверской области» от 19 декабря 2018 года № 512-нп в части определения ООО «ЭнергоАльянс» долгосрочных параметров регулирования тарифов на долгосрочный период регулирования при установлении тарифов с использованием метода индексации на 2019-2021 годы согласно приложению 2.

На Главное Управление «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области возложена обязанность в течение месяца со дня вступления в силу настоящего решения принять новые нормативные правовые акты, заменяющие признанные не действующими приказы.

С Главного Управления «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области в пользу ООО «Тверская генерация» взысканы судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 13 500 рублей.

Не согласившись с постановленным по делу судебным решением, ООО «ЭнергоАльянс» и ГУ «РЭК» Тверской области поданы апелляционные жалобы, в которых административный ответчик и заинтересованное лицо со ссылкой на незаконность и необоснованность судебного акта, как принятого с нарушением норм материального и процессуального права, просят его отменить.

В обоснование доводов жалобы ООО «ЭнергоАльянс» указано, что вопреки выводам суда первой инстанции, оспариваемый приказ в части определения объема полезного отпуска тепловой энергии из тепловой сети принят в соответствии с расчетом, представленным не регулируемой организацией, а теплоснабжающей организацией ООО «Тверская генерация», в связи с тем, материалами дела подтверждены значения, использованные административным ответчиком.

Полагает, что суд неправильно истолковал закон и фактически подменил понятие «коммерческий учет тепловой энергии» и «объем полезного отпуска тепловой энергии», то есть порядок расчетов между сторонами и порядок установления тарифов в сфере теплоснабжения.

Обращает внимание, что исходя из условий договора оказания услуг по передаче тепловой энергии и теплоносителя в горячей воде, заключенного между ООО «Тверская генерация» и ООО «ЭнергоАльянс», воля сторон при его заключении в части коммерческого учета была направлена на определение количества переданной истцом абонентам ответчика тепловой энергии по показаниям приборов учета тепловой энергии.

При этом, в пунктах Договора указаны максимальные величины мощности тепловых сетей теплосетевой организации и договорные нагрузки потребителей, которые составляют 6,54817 Гкал/ч, указаны в Приложении к Договору и совпадают с договорными (ориентировочными) объемами. Указанные значения применяются исключительно в случае нарушений теплоснабжающей организацией ООО «Тверская генерация» условий Договора и (или) принятых на себя обязательств по нему в части передачи необходимых для расчета между сторонами документов и информации (п Договора в редакции Дополнительного соглашения от 15.08.2019).

Расчетный (фактический) объем полезного отпуска тепловой энергии при утверждении тарифных решений, также как и другие значения, устанавливается исходя из экономически обоснованных действий организации, в связи с чем, применение указанных максимальных значений для определения объема полезного отпуска в тарифе заинтересованного лица ООО «ЭнергоАльянс» не соответствует обоснованным решениям и основам ценообразования, в связи с чем не может быть использовано органом государственного регулирования при установлении тарифа ООО «ЭнергоАльянс» на оказание услуг по транспортировке тепловой энергии.

Кроме того, обязанность по установке узлов учета тепловой энергии в точках передачи и точках приема тепловой энергии и теплоносителя в срок до октября 2018 года (п. Договора) и в срок до 1 октября 2019 года (п Договора в редакции дополнительного соглашения от 15.08.2019) возложена на теплоснабжающую организацию ООО «Тверская генерация», которая данную обязанность до настоящего времени не исполнила.

Между тем, при соблюдении теплоснабжающей организацией ООО «Тверская генерация» условий заключенного с ООО «ЭнергоАльянс» договора в части принятых на себя обязательств по установке приборов учета тепловой энергии, теплоносителя в точках приема и точках передачи, обеспечения их работоспособности (п. Договора), а также передачи их показаний в установленный договором срок (п. Договора), объем оказанных услуг и переданной тепловой энергии по договору, указанный в предъявляемых к оплате счетах, был бы равен объему полезного отпуска тепловой энергии, отпускаемому ООО «Тверская генерация» своим потребителям. Таким образом, отклонения от параметров, учетных при установлении оспариваемого тарифа ООО «ЭнергоАльянс», были вызваны действиями самого административного истца ООО «Тверская генерация», совершаемыми им по своей воле.

До установки приборов учета используемых энергетических ресурсов расчеты за них должны осуществляться с применением расчетных способов, которые определяют количество энергетических ресурсов таким образом, чтобы стимулировать покупателей энергетических ресурсов к осуществлению расчетов на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.

Правомерность не включения в объем полезного отпуска тепловой энергии в тарифах ООО «ЭнергоАльянс» и (или) ООО «Тверская генерация» разницы объема полезного отпуска тепловой энергии, возникающей вследствие нарушения участником соответствующего гражданского оборота требований действующего законодательства РФ и возложенных на него обязанностей как меры стимулирования и ответственности подтверждена апелляционным определением Верховного Суда РФ от 11 декабря 2019 года № 18-АПА19-73.

Просит решение Тверского областного суда отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В обоснование доводов жалобы ГУ «РЭК» Тверской области указано, что судом неверно определены обстоятельства, имеющие значение для административного дела при определении части затрат по статьям «Полезный отпуск».

Так тарифы для ООО «ЭнергоАльянс» на первый долгосрочный период 2019-2021 гг. были установлены ГУ РЭК Тверской области на основании заявления Общества с применением метода экономически обоснованных расходов (затрат) в соответствии с пунктами 16, 17 Основ ценообразования.

Из тарифной заявки следовало, что для оказания услуг по передаче тепловой энергии ООО «ЭнергоАльянс» арендует оборудование, предназначенное для передачи тепловой энергии, у в соответствии с договором аренды недвижимого имущества от 1 ноября 2017 года . Тепловые сети находятся в <...> и предназначены для передачи тепловой энергии в жилой фонд и детский сад.

Общество предлагало к рассмотрению членов Правления ГУ РЭК Тверской области расчетный размер тарифа на 2019 год в размере 620,15 руб./Гкал с учетом НДС, при этом, объем полезного отпуска тепловой энергии был заявлен 14 000,00 Гкал, объем потерь тепловой энергии в тепловых сетях при передаче тепловой энергии - 1 260,31 Гкал.

В соответствии со схемой теплоснабжения города Твери, в микрорайоне Брусилово единой теплоснабжающей организацией является ООО «Тверская генерация» и она же является единственным потребителем услуг по передаче тепловой энергии, оказываемых ООО «ЭнергоАльянс».

ООО «Тверская генерация» в орган регулирования были представлены счета на оплату услуг по передаче тепловой энергии, выставленные ООО «ЭнергоАльянс» за период с марта 2018 года по сентябрь 2018 года и прогнозный расчет объемов транспортировки тепловой энергии, согласно которому объем полезного отпуска тепловой энергии составит 19 698,05 Гкал.

В связи с этим, орган регулирования принял объем полезного отпуска тепловой энергии из тепловой сети в соответствии с расчётом, представленным ЕТО, в объеме 19 698,05 Гкал.

Ввиду отсутствия расчета и утвержденного в установленном порядке объема потерь тепловой энергии в тепловых сетях организации, РЭК Тверской области определила потери тепловой энергии в сетях при передаче тепловой энергии в размере 2,1% от принятого объема тепловой энергии в сеть для передачи, что составляет 420,0 Гкал.

Таким образом объем принятой тепловой энергии в тепловые сети ООО «ЭнергоАльянс» составил в 2019 году 20 118,05 Гкал.

Апеллянт полагал, что выводы суда первой инстанции основаны на неправильном применении норм материального права, просил отменить судебное решение и принять новое, которым отказать в удовлетворении заявленных требований.

На апелляционную жалобу ГУ «РЭК» Тверской области участвующим в деле прокурором представлены письменные возражения. Административным истцом представлены возражения на апелляционные жалобы ГУ «РЭК» Тверской области и ООО «ЭнергоАльянс».

Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией с учетом части 1 статьи 308 КАС РФ, по смыслу которой суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела, заслушав явившихся участников административного судопроизводства, обсудив доводы апелляционных жалоб, а также возражений на них, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия приходит к следующему.

Положениями статей 208, 213 и 215 КАС РФ предусмотрено, что лица, в отношении которых применен нормативный правовой акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании такого нормативного правового не действующим полностью или в части, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Нормативный правовой акт может быть признан судом недействующим полностью или в части, если установлено его противоречие (несоответствие) иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Государственное регулирование тарифов на тепловую энергию осуществляется в том числе Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закон о теплоснабжении), постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», которым в том числе утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования), Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Правила регулирования тарифов), Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 г. № 760-э ( далее-Методические указания №760-э).

В соответствии со статьями 3, 7 и 8 Закона о теплоснабжении регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения осуществляется в том числе в соответствии с принципами соблюдения баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей, обеспечения экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций.

Установление тарифов на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Судом установлено, что оспариваемые приказы приняты в пределах компетенции ГУ РЭК Тверской области, определенной пунктом 13 Положения о Главном управлении «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области, утвержденного постановлением Правительства Тверской области от 20 октября 2011 года № 141-пп, согласно которому ГУ РЭК Тверской области в сфере теплоснабжения устанавливает тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям тепловой энергии (мощности), в рамках установленных ФАС России предельных (минимального и (или) максимального) уровней указанных тарифов, а также тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям, тарифы на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя.

Процедура и форма принятия оспариваемых приказов, их опубликование не оспаривались административным истцом, проверены судом и признаны отвечающими требованиям действующего законодательства.

Поскольку материалами дела подтверждено, что ООО «Тверская генерация» на основании постановлений администрации города Твери от 27 декабря 2016 года № 2201, от 21 декабря 2018 года № 1624 являлась в период регулирования оспариваемыми приказами единой теплоснабжающей организацией в системе централизованного теплоснабжения города Твери, в том числе в микрорайоне Брусилово, постольку суд пришел к правильному выводу о наличии у административного истца права на обращение с настоящим иском в суд, так как расчеты между ООО «Тверская генерация» и ООО «ЭнергоАльянс» производятся с применением оспариваемых нормативных правовых актов.

Признавая соответствующие приказы недействующими, суд исходил из того, что тарифное решение регулятора принято с нарушением действующего законодательства в области теплоснабжения, поскольку расчет объема полезного отпуска тепловой энергии, передаваемой от котельной ООО «Тверская генерация» потребителям по сетям ООО «ЭнергоАльянс» произведен с отступлением от положений Основ ценообразования и Методических указаний № 760-э. С указанным выводом соглашается судебная коллегия.

Материалами дела подтверждено, что ООО «ЭнергоАльянс» осуществляет деятельность в сфере теплоснабжения, оказывая услуги по передаче тепловой энергии через арендуемые у сети по договору от 01 ноября 2017 года , расположенные в микрорайоне Брусилово города Твери.

Передача тепловой энергии осуществляется с использованием указанных в договоре аренды теплотрасс (от котельной до центрального теплового пункта ), сетей горячего водоснабжения, иного имущества. Тепловые сети находятся в <...> и предназначены для передачи тепловой энергии в жилой фонд и детский сад.

29 декабря 2017 года ООО «ЭнергоАльянс» и ООО «Тверская генерация» заключен договор по условиям которого ООО «ЭнергоАльянс» (теплосетевая организация) обязалась осуществлять организационно и технологически связанные действия, обеспечивающие поддержание технических устройств тепловых сетей в состоянии, соответствующем установленным техническими регламентами требованиями и передачу тепловой энергии в горячей воде от точки приема до точек поставок тепловой энергии, а ООО «Тверская генерация» (теплоснабжающая организация) обязалась оплачивать данные услуги в объемах и на условиях, предусмотренных договором (п. Договора).

Договорные (ориентировочные) объемы передачи тепловой энергии по потребителям, подключенным к тепловым сетям по жилым домам по , жилым домам по , и котельной были согласованы сторонами договора в приложении к нему и составили 6,54887 Гкал/час.

15 августа 2019 года к указанному договору было подписано дополнительное соглашение по условиям которого договорной объем передачи тепловой энергии был увеличен в связи с подключением к сетям жилого дома по и составил 8,5146 Гкал/час.

28 апреля 2018 года ООО «Энергоальянс» обратилось в ГУ РЭК Тверской области с заявлением об установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии на расчетный период регулирования 2019-2021год.

Приказом ГУ РЭК Тверской области от 8 мая 2018 года №310/Т было открыто дело об установлении тарифов в сфере теплоснабжения, при этом регулятором для расчета тарифов был выбран метод индексации установленных тарифов.

В соответствии с предложением предприятия объем полезного отпуска тепловой энергии на 2019 год составил 14 000 Гкал, потери тепловой энергии в тепловых сетях при передаче тепловой энергии 1260,31 Гкал.

В силу пункта 8 Методических указаний № 760-э расчетный объем полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования определяется в соответствии со схемой теплоснабжения, а в случае ее отсутствия - на основании программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования.

Поскольку в схеме теплоснабжения г.Твери отсутствовала информация об объемах полезного отпуска тепловой энергии, а программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования в муниципальном образовании не принята, постольку объем полезного отпуска в силу пункта 9 Методических указаний № 760-э подлежал определению расчетным методом в соответствии с главой III Методических указаний №760-э и Основами ценообразования.

Из экспертного заключения к расчету тарифа на услуги по транспортировке тепловой энергии по сетям ООО «ЭнергоАльянс» на 2019 год следует, что регулятор. определяя объем полезного отпуска тепловой энергии из тепловой сети, руководствовался истребованными от ООО «Тверская генерация» счетами на оплату услуг по передаче тепловой энергии, выставленными ООО «ЭнергоАльянс» за период с марта 2018 по сентябрь 2018 года и прогнозным расчетом объемов транспортировки тепловой энергии (не приведен в экспертном заключении) и определил объем полезного отпуска тепловой энергии в размере 19 698,05 Гкал, потери тепловой энергии 420 Гкал, а всего объем принятой тепловой энергии в тепловые сети ООО «ЭнергоАльянс» на 2019 год рассчитан экспертом в размере 20 118,05 Гкал.

Данное тарифное решение было сохранено регулятором при корректировке тарифа на 2020 и 2021 годы, что следует из соответствующих экспертных заключений к расчету тарифа на услуги по транспортировке тепловой энергии по сетям ООО «ЭнергоАльянс» на 2020 год и на 2021 год соответственно.

При этом, обосновывая тарифное решение 2021 года регулятор в экспертном заключении указал, что предложение предприятия по объему полезного отпуска составило 18 83, 23 Гкал, объем потерь 404,96 Гкал.

Однако организацией не были представлены документы (счета-фактуры, акты выполненных работ) подтверждающие фактический полезный отпуск тепловой энергии, при этом, объем полезного отпуска, выставленный ООО «ЭнергоАльянс» для оплаты ООО «Тверская генерация» составил порядка 40 000 Гкал, а объем полезного отпуска по данным самого ООО «Тверская генерация» составил 17 000 Гкал.

Ввиду установленных противоречий регулятор посчитал возможным сохранить объем полезного отпуска согласно показателей 2020 года.

Между тем, как верно указал суд первой инстанции, подобного рода подход регулятора при определении показателя полезного отпуска, не отвечает требованиям действующего законодательства.

Так, в соответствии с пунктом 22 Основ ценообразования при отсутствии схемы теплоснабжения либо программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования или при отсутствии в указанных документах информации об объемах полезного отпуска тепловой энергии расчетный объем полезного отпуска тепловой энергии определяется органом регулирования в соответствии с методическими указаниями и с учетом фактического полезного отпуска тепловой энергии за последний отчетный год и динамики полезного отпуска тепловой энергии за последние 3 года.

В свою очередь, при определении объема полезного отпуска тепловой энергии, отпускаемой из тепловой сети (далее также - объем отпуска тепловой энергии из тепловой сети), используется объем отпуска тепловой энергии в тепловые сети, уменьшенный на объем нормативных технологических потерь тепловой энергии в тепловых сетях с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 118 Методических указаний (пункт 8 Основ ценообразования).

Кроме того, постановлением Правительства Российской Федерации от 13 января 2018 г. № 7 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. № 1075» Основы ценообразования дополнены пунктом 22 (1), согласно которому фактический полезный отпуск тепловой энергии, реализация которой необходима для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей, за последний отчетный год и динамика полезного отпуска тепловой энергии за последние 3 года определяются органом регулирования на основании анализа статистической отчетности регулируемой организации.

Фактический полезный отпуск тепловой энергии, реализация которой необходима для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей, определяется органом регулирования на основании анализа статистической отчетности регулируемой организации, осуществляющей отпуск тепловой энергии для нужд отопления и горячего водоснабжения населению и приравненным к нему категориям потребителей, содержащей сведения об объемах полезного отпуска тепловой энергии для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей за последний отчетный год.

Динамика полезного отпуска тепловой энергии, реализация которой необходима для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей, определяется органом регулирования на основании анализа статистической отчетности регулируемой организации, осуществляющей отпуск тепловой энергии для нужд отопления и горячего водоснабжения населению и приравненным к нему категориям потребителей, содержащей сведения об объемах полезного отпуска тепловой энергии для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей за последние 3 года.

Формирование расчетных объемов отпуска тепловой энергии в целях расчета тарифов в сфере теплоснабжения осуществляется на основании раздела III Методических указаний.

Кроме того, Приказом ФАС России от 18.07.2018 № 1005/18 «О внесении изменений в Методические указания по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденные приказом ФСТ России от 13.06.2013 № 760-э» методические указания были дополнены пунктом 9.1 согласно которого расчетный объем полезного отпуска тепловой энергии, реализация которой необходима для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей, определяется органом регулирования в соответствии с настоящими Методическими указаниями с учетом фактического полезного отпуска тепловой энергии за последний отчетный год и динамики полезного отпуска тепловой энергии указанным категориям потребителей за последние 3 года.

Фактический полезный отпуск тепловой энергии, реализация которой необходима для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей, определяется органом регулирования на основании анализа статистической отчетности регулируемой организации, осуществляющей отпуск тепловой энергии для нужд отопления и горячего водоснабжения населению и приравненным к нему категориям потребителей, содержащей сведения об объемах полезного отпуска тепловой энергии для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей за последний отчетный год.

Динамика полезного отпуска тепловой энергии, реализация которой необходима для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей, определяется органом регулирования на основании анализа статистической отчетности регулируемой организации, осуществляющей отпуск тепловой энергии для нужд отопления и горячего водоснабжения населению и приравненным к нему категориям потребителей, содержащей сведения об объемах полезного отпуска тепловой энергии для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей за последние 3 года».

Пунктом 16 Методических указаний №760-э установлено, что определение объемов отпуска тепловой энергии на каждый год долгосрочного периода регулирования осуществляется аналогично принципам определения объемов на расчетный период регулирования с учетом пунктов 17 и 18 настоящих Методических указаний.

В соответствии с пунктом 18 Методических указаний формирование органами регулирования расчетных объемов, используемых при расчете тарифов в сфере теплоснабжения (за исключением поставки тепловой энергии в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии 25 МВт и более), осуществляется с учетом количественной оценки ожидаемого уровня потребления тепловой энергии, тепловой нагрузки с учетом данных, предоставляемых регулируемыми организациями при установлении тарифов в сфере теплоснабжения, в том числе договорных (заявленных на расчетный период регулирования потребителями) объемов, и статистических данных, в том числе среднегодового фактического потребления за три предыдущих года и планов регионального развития, в том числе с учетом фактического отключения (подключения) потребителей, объемов потерь и других параметров, используемых при расчете объемов в соответствии с данной главой.

В силу пункта 21 Методических указаний объем полезного отпуска тепловой энергии, определяемый в целях установления тарифов для регулируемых организаций в сфере теплоснабжения (за исключением объема тепловой энергии, произведенной в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), ранее не осуществлявших регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, определяется органом регулирования с учетом договоров поставки тепловой энергии, оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, теплоснабжения, заключенных между регулируемой организацией и потребителями, а также данных о фактическом объеме полезного отпуска за 3 предыдущих расчетных периода регулирования в системе теплоснабжения, в которой осуществляет свою деятельность регулируемая организация.

Согласно пункту 22 Методических указаний фактический объем полезного отпуска тепловой энергии за предыдущие периоды (за исключением объемов тепловой энергии, произведенной в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) регулирования определяется органом регулирования с учетом представленных регулируемой организацией договоров поставки тепловой энергии, оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, теплоснабжения, заключенных с потребителями, информации об объемах отпуска, определенных по показаниям приборов учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных нормативов потребления коммунальных услуг, а также выставленных регулируемой организацией счетов на оплату тепловой энергии, теплоносителя, оказанных услуг.

Проанализировав положения Основ ценообразования и Методических рекомендаций, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что тарифные решения регулятора в части определения объема полезного отпуска в заключениях эксперта и протоколах заседания правления ГУ РЭК с приведением соответствующих расчетов не мотивированы, документами, предусмотренными Методическими указаниями № 760-э не обоснованы, количественная оценка ожидаемого уровня потребления тепловой энергии не дана, договоры на поставку тепловой энергии не проанализированы, счета на оплату услуг по передаче тепловой энергии, выставленные ООО «ЭнергоАльянс» были взяты за период с марта 2018 по сентябрь 2018 года, динамика полезного отпуска тепловой энергии, в том числе с учетом подключения новых потребителей в расчетах не учтена, в связи с чем признал оспариваемые приказы недействующими.

Мотивы, по которым суд пришел к такому выводу, подробно изложены в обжалуемом решении, судебная коллегия находит их убедительными, основанными на правильном применении норм действующего законодательства. При этом суд на основании подробного исследования материалов тарифного дела и представленных сторонами доказательств дал надлежащую оценку доводам сторон по существу спора.

Судебная коллегия с учетом представленного в материалы дела дополнительного соглашения от 15 августа 2019 года к договору от 29 декабря 2017 года , объективно свидетельствующего об изменении объема отпуска в связи с подключением нового жилого дома, также констатирует, что сохранение на протяжении всего периода регулирования объема полезного отпуска, рассчитанного на первый год первого долгосрочного периода без учета приведенных положений Методических указаний №760-э не отвечает установленным в статье 3 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» принципам соблюдения баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей и обеспечения недискриминационных и стабильных условий осуществления предпринимательской деятельности в сфере теплоснабжения, что, в числе прочего явилось следствием возникновения многочисленных судебных споров между ООО «Тверская генерация» и ООО «ЭнергоАльянс» по определению размера задолженности за оказанные услуги по передаче тепловой энергии.

Несогласие апеллянтов с выводами суда, иная оценка фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона не означают, что при рассмотрении дела допущена судебная ошибка, и не подтверждают, что имеет место нарушение судом норм права.

Иные доводы, изложенные в апелляционных жалобах, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку они не опровергают выводы суда и установленные им обстоятельства, сводятся к иной оценке представленных по делу доказательств, аналогичны доводам, которые были предметом исследования и оценки суда первой инстанции, должным образом мотивированы в решении суда.

Предусмотренные статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для отмены решения в апелляционном порядке отсутствуют.

Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции,

определила:

решение Тверского областного суда от 15 марта 2022 года оставить без изменения, апелляционные жалобы ГУ «РЭК» Тверской области и ООО «ЭнергоАльянс» - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий:

Судьи: