УИД 69OS0000-03-2022-000094-53
Дело № 66а-2643/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Москва 18 августа 2022 года
Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Овсянкиной Н.В.,
судей Константиновой Ю.П. и
Селиверстовой И.В.
при ведении протокола помощником судьи Курчевской В.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 3а-67/2022 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Лазурная» (далее – ООО «Лазурная», Общество, регулируемая организация) об оспаривании приказа Главного Управления «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области от 16 декабря 2021 года № 536-нп «О внесении изменений в приказ ГУ РЭК Тверской области от 19 декабря 2018 года № 501-нп» в части установленных тарифов на 2022 год
по апелляционной жалобе Главного управления «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области на решение Тверского областного суда от 19 мая 2022 года, которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Первого апелляционного суда общей юрисдикции Селиверстовой И.В., объяснения представителей административного ответчика ФИО1, ФИО2, поддержавших доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Бердянских С.В., полагавшей решение суда не подлежащим отмене, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
приказом Главного Управления «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области (далее – ГУ РЭК Тверской области, орган регулирования) от 16 декабря 2021 года № 536-нп «О внесении изменений в приказ ГУ РЭК Тверской области от 19 декабря 2018 года № 501-нп» таблица тарифов на тепловую энергию, отпускаемую ООО «Лазурная», для потребителей муниципального образования Тверской области городской округ город Тверь на 2019 - 2023 годы (приложение 1) изложена в новой редакции, согласно которой на 2022 год установлены тарифы на тепловую энергию в следующих размерах:
- с 1 января 2022 года по 30 июня 2022 года - 1598,94 руб./Гкал,
- с 1 июля 2022 года по 31 декабря 2022 года - 1605,96 руб./Гкал.
Данный документ опубликован на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 17 декабря 2021 года.
31 марта 2022 года ООО «Лазурная» обратилось в Тверской областной суд с административным иском о признании недействующим решения органа регулирования об установлении тарифов на тепловую энергию на 2022 год, указав в обоснование заявленных требований, что при корректировке тарифа ГУ РЭК Тверской области необоснованно не в полном объеме учло расходы Общества, включаемые в необходимую валовую выручку (далее – НВВ).
Так, в составе неподконтрольных расходов Обществом на 2022 год предложены к включению в НВВ расходы по амортизации имущества на сумму 5 119,04 тыс. руб. ГУ РЭК Тверской области включило в НВВ 1 701,63 тыс. руб., не обосновав исключение заявленной суммы амортизации.
Кроме того, в НВВ органом регулирования не включена расчетная предпринимательская прибыль, исчисленная Обществом в размере 5 процентов текущих расходов на очередной год регулирования, в сумме 3 068,81 тыс. руб.
Считают, что установленный ГУ РЭК Тверской области тариф на тепловую энергию рассчитан на основе заниженной валовой выручки, не возмещает Обществу экономически обоснованные расходы, не обеспечивает экономически обоснованную прибыль по регулируемому виду деятельности.
Решением Тверского областного суда от 19 мая 2022 года заявленные требования удовлетворены; нормативный правовой акт признан не действующим со дня принятия; на ГУ РЭК Тверской области возложена обязанность в течение месяца со дня вступления в силу решения суда принять новый нормативный правовой акт, заменяющий признанный не действующим приказ; с административного ответчика в пользу ООО «Лазурная» взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 4 500 рублей.
Мотивированное решение изготовлено судом 26 мая 2022 года.
Не согласившись с постановленным решением, 24 июня 2022 года административный ответчик подал апелляционную жалобу, в которой просит судебный акт отменить и принять по делу новое решение, ссылаясь на допущенные судом первой инстанции нарушения норм материального права.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указано, что вывод суда первой инстанции о нарушении требований пункта 48(2) Основ ценообразования, что экспертное заключение органа регулирования не содержит соответствующего обоснования по объему расчетной предпринимательской прибыли основан на неправильном толковании норм Основ ценообразования и Методических указаний, поскольку расчетная предпринимательская прибыль не корректируется и принимается равной утвержденной величине при расчете тарифа на долгосрочный период.
При этом срок аренды имущества составляет менее трех лет и, как следствие, расчетная предпринимательская прибыль регулируемой организации не устанавливается для нее.
Представитель административного истца, явка которого обязательным судом не признавалась, извещенный своевременно и надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, ходатайство об отложении судебного заседания не поступало.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, участвовавшим в деле прокурором и представителем административного истца поданы письменные возражения о их несостоятельности.
С учетом положений статей 10, 150, 306, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия посчитала возможным рассмотреть административное дело в отсутствие заинтересованного лица.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в пределах имеющихся у него полномочий с соблюдением процедуры принятия, формы и опубликования.
Государственное регулирование тарифов на тепловую энергию осуществляется в том числе Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закон о теплоснабжении), постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», которым утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования, Основы), Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Правила регулирования тарифов), Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 года № 760-э (далее – Методические указания № 760-э).
В соответствии с частью 1, пунктом 1 части 2 статьи 5, частью 3 статьи 7 Закона о теплоснабжении установление тарифа на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, является полномочием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере теплоснабжения.
На территории Тверской области органом, осуществляющим данные полномочия в сфере тарифного регулирования, является ГУ РЭК Тверской области (пункт 13 Положения о Главном управлении «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области, утвержденного постановлением Правительства Тверской области от 20 октября 2011 года № 141-пп).
В соответствии с положениями Закона о теплоснабжении тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов, а также тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям, являются одним из видов цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, подлежащих регулированию (пункт 4 части 1 статьи 8); государственное регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения с применением метода индексации установленных тарифов осуществляется на основе долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, устанавливаемых на долгосрочный период регулирования (на срок не менее чем пять лет или при установлении впервые указанных цен (тарифов) не менее чем три года) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Цены (тарифы) в сфере теплоснабжения при осуществлении их государственного регулирования на основе долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения устанавливаются в порядке, предусмотренном основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации (часть 4 статьи 10).
Согласно предписаний Основ ценообразования долгосрочные тарифы устанавливаются органом регулирования для регулируемой организации в числовом выражении или в виде формул отдельно на каждый год долгосрочного периода регулирования на основании определенных органом регулирования для такой регулируемой организации значений долгосрочных параметров регулирования ее деятельности и иных прогнозных параметров регулирования. Значения долгосрочных параметров регулирования деятельности регулируемой организации, для которой устанавливаются такие тарифы, определяются органом регулирования на весь долгосрочный период регулирования, в течение которого по общему правилу не пересматриваются (пункт 51); в течение долгосрочного периода регулирования ежегодно орган регулирования осуществляет корректировку ранее установленного долгосрочного тарифа на год, следующий за текущим годом, в соответствии с методическими указаниями с учетом отклонения значений параметров регулирования деятельности регулируемой организации за истекший период регулирования от значений таких параметров, учтенных при расчете долгосрочных тарифов, за исключением долгосрочных параметров регулирования (пункт 52).
При этом корректировка осуществляется в соответствии с формулой корректировки необходимой валовой выручки, установленной в методических указаниях (пункт 49 Методических указаний № 760-Э).
Как установлено судом первой инстанции по материалам тарифного дела, ООО «Лазурная» осуществляет регулируемую деятельность по производству в режиме некомбинированной выработки и передаче тепловой энергии с использованием котельной, снабжающей тепловой энергией население, проживающее в п. Элеватор г. Твери и предприятия, расположенные в промышленной зоне «Лазурная» г. Твери.
В эксплуатации Общества находится котельная, суммарной тепловой мощностью 46,08 Гкал/ч и магистральные тепловые сети протяженностью 2,99 км (в двухтрубном исполнении).
Теплоснабжающая организация оказывает услуги по теплоснабжению потребителям на основании договора аренды имущества от 1 января 2021 года, заключенного с ООО «ГидроТерм-Строй».
Приказом ГУ РЭК Тверской области от 19 декабря 2018 года № 501-нп установлены и введены в действие тарифы на тепловую энергию, отпускаемую ООО «Лазурная» для потребителей муниципального образования Тверской области городской округ город Тверь, на 2019 - 2023 годы согласно приложению 1.
Тем же приказом Обществу определены параметры регулирования тарифов на долгосрочный период регулирования при установлении тарифов с использованием метода индексации на 2019 - 2023 годы согласно приложению 2.
11 мая 2021 года ООО «Лазурная» обратилось в ГУ РЭК Тверской области с заявлением о корректировке тарифов на тепловую энергию на 2022 год.
В прилагаемых к тарифной заявке материалах (приложение 5.9 по форме, предусмотренной Методическими указаниями № 760-Э) Общество представило в тарифный орган предложение об установлении величины НВВ на 2022 год в размере 68 893,14 тыс. руб., которая включает неподконтрольные расходы – 9 689,68 тыс. руб., в том числе расходы по амортизации имущества – 5 119,04 тыс. руб., расчетную предпринимательскую прибыль – 3 068,81 тыс. руб.
По предложению ООО «Лазурная» расчетный размер тарифа на тепловую энергию в 2022 году должен составить 2 432,98 руб./Гкал без НДС (тарифное дело: заявление о корректировке тарифов, пояснительная записка – л. 2-7, сводная таблица – л. 175-177).
В соответствии с пунктами 12, 39 Правил регулирования тарифов приказом руководителя ГУ РЭК Тверской области от 11 октября 2021 года № 768-т по заявлению Общества открыто дело о корректировке тарифов, назначен уполномоченный по делу, которому поручено проведение экспертизы предложений регулируемой организации.
Согласно протокола заседания Правления ГУ РЭК Тверской области от 16 декабря 2021 года на основании заключения уполномоченного по делу ФИО2 установлены и введены в действие для ООО «Лазурная» тарифы на 2022 год: на 1 полугодие – 1598,94 руб./Гкал при объеме полезного отпуска 15,574 тыс. Гкал; на второе полугодие - 1605,96 руб./Гкал при объеме полезного отпуска 12,742 тыс. Гкал.
Расчетная НВВ на 2022 год определена в размере 45 365,5 тыс. руб., в том числе неподконтрольные расходы - 4 896,8 тыс. руб., в составе которых сумма амортизации – 1 701,63 тыс. руб. (тарифное дело: протокол заседания правления, заключение уполномоченного).
В соответствии с пунктом 33 Методических указаний № 760-Э при расчете долгосрочных тарифов методом индексации установленных тарифов необходимая валовая выручка определяется на основе следующих долгосрочных параметров регулирования, которые определяются перед началом долгосрочного периода регулирования и в течение него не изменяются, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 51 Основ ценообразования:
- базовый уровень операционных расходов, устанавливаемый органом регулирования в соответствии с пунктом 37 настоящих Методических указаний;
- индекс эффективности операционных расходов, устанавливаемый органом регулирования для каждой регулируемой организации с учетом утвержденной для нее инвестиционной программы. Индекс эффективности операционных расходов устанавливается в размере от 1 до 5 процентов в соответствии с приложением 1 к настоящим Методическим указаниям;
- нормативный уровень прибыли, устанавливаемый органом регулирования на каждый расчетный период регулирования долгосрочного периода регулирования в соответствии с пунктом 41 настоящих Методических указаний (для организаций, владеющих объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, на основании концессионного соглашения или договора аренды, заключенных в соответствии с законодательством Российской Федерации не ранее 1 января 2014 г.);
- показатели энергосбережения и энергетической эффективности - если в отношении регулируемой организации утверждена программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности в соответствии с законодательством Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и (или) если показатели энергосбережения и энергоэффективности предусмотрены в концессионном соглашении в отношении объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, или договоре аренды указанных объектов;
- динамика изменения расходов на топливо, устанавливаемая в целях перехода от одного метода распределения расхода топлива к другому методу, - если орган регулирования применяет понижающий коэффициент на переходный период в соответствии с Правилами распределения расхода топлива.
Порядок корректировки органом регулирования НВВ в целях корректировки долгосрочного тарифа в соответствии с пунктом 52 Основ ценообразования предусмотрен пунктами 49 - 57 Методический указаний № 760-Э, в силу которых, в частности, орган регулирования ежегодно уточняет плановую НВВ на каждый год до конца долгосрочного периода регулирования с использованием уточненных значений прогнозных параметров регулирования по сумме скорректированных операционных (подконтрольных) и неподконтрольных расходов, расходов на приобретение энергоресурсов, холодной воды и теплоносителя, нормативной прибыли, величины результатов деятельности регулируемой организации до перехода к регулированию цен (тарифов) на основе долгосрочных параметров регулирования, расчетной предпринимательской прибыли, корректировки НВВ по результатам предшествующих расчетных периодов регулирования (пункт 49 Методики).
В рамках настоящего административного дела Общество оспаривало отказ органа регулирования включить в НВВ расчетную предпринимательскую прибыль в размере 3 068,81 тыс. руб. и снижение расходов по амортизации имущества с заявленных 5 119,04 тыс. руб. до 1 701,63 тыс. рублей.
Относительно расходов на амортизацию имущества суд первой инстанции в обжалуемом решении обоснованно согласился с позицией органа регулирования ввиду следующего.
Согласно положений Основ ценообразования величина расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов устанавливается на каждый год долгосрочного периода регулирования в соответствии с методическими указаниями с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 43 данного документа (пункт 73); в составе расходов, связанных с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включаемых в необходимую валовую выручку, учитывается амортизация основных средств и нематериальных активов с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 43 названного документа (пункт 33); расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов для расчета тарифов определяются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета. Результаты переоценки основных средств и нематериальных активов учитываются органом регулирования только в той части, в какой соответствующие амортизационные отчисления являются источником финансирования капитальных вложений в соответствии с инвестиционной программой регулируемой организации. Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов для расчета тарифов определяются на уровне, равном сумме отношений стоимости амортизируемых активов регулируемой организации к сроку полезного использования таких активов, принадлежащих ей на праве собственности или на ином законном основании. Расходы на амортизацию рассчитываются в соответствии с бухгалтерским учетом (амортизация на плановый ввод основных средств включению не подлежит). При расчете экономически обоснованного размера амортизации на плановый период регулирования срок полезного использования активов и отнесение этих активов к соответствующей амортизационной группе определяются органами регулирования в соответствии с максимальными сроками полезного использования, установленными Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 г. № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы» (пункт 43).
В силу пунктов 12 и 13 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Минфина Российской Федерации от 13 октября 2003 года № 91н, действовавших на момент принятия оспариваемого нормативного акта, учет основных средств по объектам ведется бухгалтерской службой с использованием инвентарных карточек учета основных средств. Инвентарная карточка открывается на каждый инвентарный объект.
Первичными документами, подтверждающими принятие предприятием (покупателем) основных средств на бухгалтерский учет, являются инвентарные карточки.
Судом было установлено, что в материалах тарифного дела содержатся инвентарные карточки по имуществу, в отношении которого регулируемая организация просила учесть амортизацию (тарифное дело л. 347 - 394).
ООО «Лазурная» представило расчет амортизации на 2022 год по 24 позициям объектов на сумму 5 119 042,56 руб. (тарифное дело, дополнительные материалы, л. 6 - 7)
Согласно расчету амортизации ООО «Лазурная», выполненному тарифным органом, начислена амортизация имущества на 2022 год на общую сумму 1 701 632,00 руб.
В соотношении с тарифной заявкой органом регулирования уменьшена амортизация по объектам: внутриплощадочные сети - с 49 959,96 руб. до 47 462,00 руб.; подогреватели пароводяные ПП1 - с 23 239,44 руб. до 22 916,67 руб.; система ГВС - с 6 933,36 руб. до 6586,67 руб.; теплогенерирующая энергоустановка котла КВГ 20-150 - с 1 617 549,24 до 1595 083,33 руб.
Предложение регулируемой организации о начислении амортизации на имущество: газопровод, ГРУ, дымовая труба, насосная станция артезианская скважина № 2 (позиции 2-5 таблицы); два подогревателя пароводяных (позиции 6,7 таблицы); 4 сетевых насоса (позиции 10-13 таблицы); 3 теплогенерирующие энергоустановки (позиции 17-19 таблицы); теплообменник пластинчатый с автоматикой (позиция 21); два трансформатора и трансформаторная подстанция (позиции 22-24 таблицы) - органом регулирования отклонено (тарифное дело, дополнительные материалы л. 9 - 10, административное дело л.д. 130).
В ходе рассмотрения дела представитель ГУ РЭК Тверской области ФИО2 пояснял, что расчет амортизации произведен в процентном соотношении затрат, предусмотренных на производство и передачу тепловой энергии согласно учетной политики организации.
В материалах тарифного дела содержится заверенная копия выписки из учетной политики ООО «Лазурная» (л. 1 - 5 дополнительных материалов), согласно которой амортизация учитывается по каждому конкретному основному средству. В отношении внутриплощадочных сетей предусмотрена амортизация по номенклатурным группам: «производство тепловой энергии» - 60%; «передача тепловой энергии» - 35 %; «производство теплоносителя» - 5%.
В отношении насосной станции артезианской скважины № 2, подогревателей пароводяных 1-32-7-IV и 2-11-2-II, системы ХВП, теплообменника пластинчатого с автоматикой амортизация учетной политикой предусмотрена по номенклатурной группе «производство теплоносителя».
Поскольку органом регулирования устанавливался тариф на производство тепловой энергии и ее передачу, постольку частичный учет амортизации и исключение указанных выше объектов из учета расходов амортизации произведено на основании документа бухгалтерского учета (учетной политики), принятого регулируемой организацией, что, как правильно указал суд первой инстанции, соответствует требованиям Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), утвержденному приказом Министерства финансов Российской Федерации от 6 октября 2008 года № 106н.
В отношении основных средств: теплообменника, насосной станции, сетевых насосов Обществом была произведена переоценка, результаты которой могли быть учтены органом регулирования только в той части, в какой соответствующие амортизационные отчисления являются источником финансирования капитальных вложений в соответствии с инвестиционной программой регулируемой организации (пункт 43 Основ ценообразования).
Однако, документов, подтверждающих финансирование за счет амортизации капитальных вложений в соответствии с инвестиционной программой в материалах тарифного дела, не имеется.
Суд первой инстанции также верно указал, что в отношении вновь принятых регулируемой организацией в эксплуатацию на основании договора купли-продажи от 1 января 2021 года газопровода и дымовой трубы, относящихся к объектам недвижимости (статьи 130, 131 Гражданского кодекса Российской Федерации) Обществом в нарушение требований пункта 16 Правил регулирования тарифов не представлено сведений о государственной регистрации права собственности.
Другие объекты, по которым тарифным органом не была включена амортизация в НВВ: ГРУ; 4 насоса; 3 теплогенерирующие энергоустановки котлов; два трансформатора; трансформаторная подстанция, согласно инвентарных карточек, приняты на бухгалтерский учет в качестве основных средств 1 января 2021 года.
Согласно представленным в материалы тарифного дела документам (л. 56 - 59 дополнительных материалов) указанное имущество принято, как вклад участника ООО «Лазурная» - ООО ГидроТерм-Строй» в имущество Общества на основании решения участника Общества от 20 ноября 2020 года, протокола общего собрания от 1 декабря 2020 года и акта приема-передачи вклада от 1 января 2021 года.
Вместе с тем, в соответствии со статьей 257 Налогового кодекса Российской Федерации первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение (а в случае, если основное средство получено налогоплательщиком безвозмездно, либо выявлено в результате инвентаризации, - как сумма, в которую оценено такое имущество в соответствии с пунктами 8 и 20 статьи 250 названного Кодекса).
Пунктом 8 статьи 250 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что при получении имущества (работ, услуг) безвозмездно оценка доходов осуществляется исходя из рыночных цен, определяемых с учетом положений статьи 105.3 данного Кодекса, но не ниже определяемой в соответствии с настоящей главой остаточной стоимости - по амортизируемому имуществу и не ниже затрат на производство (приобретение) - по иному имуществу (выполненным работам, оказанным услугам). Информация о ценах должна быть подтверждена налогоплательщиком - получателем имущества (работ, услуг) документально или путем проведения независимой оценки.
Учитывая, что регулируемой организацией в тарифный орган с тарифной заявкой не представлено сведений ни о первоначальной, ни о рыночной стоимости имущества, принятого в собственность безвозмездно, не подтвержден период его полезного использования, указанная в инвентарных карточках остаточная стоимость данных объектов обоснованно не включена тарифным органом в состав расходов на амортизацию, а доводы административного истца о перерасчете расходов на амортизацию в целях установления величины НВВ судом правомерно отклонены.
В приведенной части решение суда участвующими в деле лицами не обжалуется.
Признавая нормативный правовой акт недействующим, суд первой инстанции пришел к выводу о необходимости исчисления в соответствии с пунктом 48(1) Основ ценообразования и включения в НВВ на 2022 год величины расчетной предпринимательской прибыли, установленные оспариваемым приказом тарифы на тепловую энергию на 2022 год, исчисленные как отношение НВВ к объему отпуска тепловой энергии, подлежат пересмотру.
Судебная коллегия с данным выводом суда первой инстанции соглашается по следующим основаниям.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов тарифного дела, величина расчетной предпринимательской прибыли в размере 5 процентов текущих расходов отражена в тарифной заявке Общества в сводной таблице и в пояснительной записке в составе неподконтрольных расходов в сумме 3 068,81 тыс. руб. (тарифное дело: л. 6, 177).
В заключении уполномоченного по делу и протоколе заседания Правления ГУ РЭК исключение расчетной предпринимательской прибыли органом регулирования не мотивировано, а лишь указано на отсутствие оснований возникновения расходов организации в сумме 3 068,81 тыс. руб.
Возражая против доводов Общества, сторона административного ответчика указывала на отсутствие оснований учета в НВВ величины расчетной предпринимательской прибыли, поскольку при установлении тарифа ООО «Лазурная» на 2019 год (первый год долгосрочного периода регулирования) был представлен договор аренды объектов теплоснабжения от 28 апреля 2017 года, заключенный с ООО «ГидроТерм-Строй» на срок менее трех лет, и, ссылаясь на письмо ФАС России от 18 июля 2018 года № ВК/5514/18, полагала, что основания включения в состав НВВ регулируемой организации расчетной предпринимательской прибыли отсутствовали, так как она включается только до начала долгосрочного периода регулирования в размере, определенном в соответствии с Основами ценообразования и в течение долгосрочного периода регулирования не корректируется.
Вместе с тем, ООО «Лазурная» владеет объектами теплоснабжения на основании договора аренды имущества, заключенного 1 января 2021 года с ООО «ГидроТерм-Строй» на срок до 31 декабря 2025 года, договор зарегистрирован Управлением Федеральной регистрационной службы по Тверской области 16 июня 2021 года.
Названный договор аренды с отметкой о государственной регистрации поступил в ГУ РЭК Тверской области 5 октября 2021 года, то есть до принятия оспариваемого тарифного решения, содержится в материалах тарифного дела.
В соответствии с Основами ценообразования расчетная предпринимательская прибыль регулируемой организации представляет собой величину, учитываемую при определении необходимой валовой выручки регулируемой организации при расчете тарифов с применением метода экономически обоснованных расходов (затрат) или метода индексации установленных тарифов на период регулирования (на каждый год долгосрочного периода регулирования в случае установления тарифов с применением метода индексации), остающаяся в распоряжении регулируемой организации и расходуемая по ее усмотрению (пункт 2 ); при расчете тарифов с применением метода индексации установленных тарифов необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя текущие расходы, амортизацию основных средств и нематериальных активов и нормативную прибыль регулируемой организации, а также расчетную предпринимательскую прибыль регулируемой организации (пункт 71); при расчете тарифов с применением метода индексации установленных тарифов расчетная предпринимательская прибыль регулируемой организации устанавливается для такой организации с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 48(2) Основ, а расчетная предпринимательская прибыль регулируемой организации определяется в размере 5 процентов текущих расходов на каждый год долгосрочного периода регулирования, определенных в соответствии с пунктом 73 Основ (за исключением расходов на топливо, расходов на приобретение тепловой энергии (теплоносителя) и услуг по передаче тепловой энергии (теплоносителя), расходов на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая возврат сумм основного долга и процентов по ним), и расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов(пункт 74(1)); при установлении (корректировке) тарифов в сфере теплоснабжения на 2018 год и последующие периоды регулирования расчетная предпринимательская прибыль регулируемой организации не устанавливается для регулируемой организации: являющейся государственным или муниципальным унитарным предприятием; владеющей объектом (объектами) теплоснабжения исключительно на основании договора (договоров) аренды, заключенного на срок менее трех лет (пункт 48(2)).
Проанализировав приведенные нормы, регулирующие порядок определения величины расчетной предпринимательской прибыли в случае установления тарифов с применением метода индексации, суд пришел к верному выводу, что этот показатель устанавливается на каждый год долгосрочного периода регулирования в размере 5 процентов текущих расходов, в том числе неподконтрольных, на каждый очередной расчетный период регулирования долгосрочного периода регулирования и без условия установления расчетной предпринимательской прибыли только до начала долгосрочного периода.
Формула корректировки НВВ, указанная в пункте 49 Методических указаний № 760-Э, предусматривает включение величины расчетной предпринимательской прибыли, определяемой в соответствии с пунктом 74(1) Основ ценообразования.
Судебная коллегия соглашается с позицией суда первой инстанции в том, что положения приведенных выше нормативных актов, как и разъяснения, содержащиеся в письме ФАС России от 18 июля 2018 года № ВК/55514/18 об отсутствии оснований корректировки планового значения расчетной предпринимательской прибыли, не исключают учета заявленной регулируемой организацией величины расчетной предпринимательской прибыли на очередной год долгосрочного периода регулирования, поскольку она не была учтена до его начала, в связи с чем предусмотренные пунктом 48(2) Основ ценообразования основания исключения расчетной предпринимательской прибыли для регулируемой организации на момент принятия оспариваемого тарифного решения у ГУ РЭК Тверской области отсутствовали.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального права.
Доводы апелляционной жалобы повторяют позицию административного ответчика, и им дана надлежащая оценка судом первой инстанции в обжалуемом решении, с которыми судебная коллегия оснований не согласиться не находит.
Судом первой инстанции также обоснованно нормативный правовой акт признан недействующим со дня его принятия, возложены обязанности на административного ответчика по принятию заменяющего акта и взыскана уплаченная при подаче административного иска государственная пошлина.
В названной части решение суда участвующими в деле лицами также не обжалуется.
Исходя из изложенного, принимая во внимание, что доводов, влекущих безусловную отмену судебного постановления, в апелляционной жалобе не приводится, судебная коллегия Первого апелляционного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что нарушений норм материального и процессуального права, которые привели бы к неправильному разрешению дела, судом не допущено.
С учетом изложенного, решение суда является законным и обоснованным, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения в апелляционном порядке в том числе по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Тверского областного суда от 19 мая 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Главного управления «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи