НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 11.11.2021 № 66А-4660/2021

УИД 37OS0000-01-2021-000006-37

Дело № 66а-4660/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Москва 11 ноября 2021 года

Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Овсянкиной Н.В.,

судей: Ефремовой О.Н., Щербаковой Н.В.,

при секретаре Жанабергеновой В.Б.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело №3а-17/2021 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «ИнвестЭнерго» о признании недействующим в части постановления Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 18 декабря 2020 г. № 73-т/6 «Об установлении долгосрочных тарифов на тепловую энергию, теплоноситель, долгосрочных параметров регулирования для формирования тарифов на тепловую энергию, теплоноситель для потребителей ООО «ИнвестЭнерго» (Ивановский район) на 2021-2025 годы»,

по апелляционной жалобе Департамент энергетики и тарифов Ивановской области на решение Ивановского областного суда от 15 июля 2021 года, которым административный иск удовлетворен,

заслушав доклад судьи Первого апелляционного суда общей юрисдикции Овсянкиной Н.В., пояснения представителей Департамента энергетики и тарифов Ивановской области Карика О.Н., Зуевой Е.В., Турбачкиной Е.В., поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения представителя ООО «ИнвестЭнерго» Живова А.А., просившего решение суда оставить без изменения, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Русакова И.В., полагавшего, что решение суда отмене по доводам жалобы не подлежит, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции

установила:

постановлением Департамента энергетики и тарифов Ивановской области (далее – Департамент, орган регулирования) от 18 декабря 2020 г. № 73-т/6 «Об установлении долгосрочных тарифов на тепловую энергию, теплоноситель, долгосрочных параметров регулирования для формирования тарифов на тепловую энергию, теплоноситель для потребителей ООО «ИнвестЭнерго» (Ивановский район) на 2021-2025 годы» (далее – Постановление № 73-т/6) для общества с ограниченной ответственностью «ИнвестЭнерго» (далее – ООО «ИнвестЭнерго», Общество, организация) установлены долгосрочные тарифы на тепловую энергию на 2021-2025 годы с календарной разбивкой (руб./Гкал без НДС) согласно приложению 1 к Постановлению, а именно:

а также долгосрочные параметры регулирования для формирования тарифов на тепловую энергию, теплоноситель для потребителей ООО «ИнвестЭнерго» (Ивановский район) согласно приложению 4 к Постановлению, в частности базовый уровень операционных расходов на 2021 г. в размере 2439,550 тыс. руб.

ООО «ИнвестЭнерго» обратилось в Ивановский областной суд с административным иском о признании недействующим данного постановления в части установления экономически обоснованного тарифа на тепловую энергию для потребителей ООО «ИнвестЭнерго» (приложение 1).

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что при формировании долгосрочных тарифов на тепловую энергию Департамент определил величину операционных расходов с нарушением действующего законодательства в сфере тарифного регулирования, в части необоснованного определения органом регулирования индекса изменения количества активов, принятого в размере «0» процентов, без учета выявленного по результатам кадастровых работ изменения существенных количественных характеристик объектов теплоснабжения, переданных по концессионному соглашению (увеличения протяженности сети и диаметра трубопроводов).

Также административный истец отмечал, что регулятором неправомерно произведена корректировка необходимой валовой выручки (далее – НВВ), в связи с произведенной Департаментом переоценкой фактической стоимости выполненных в 2019 г. строительных работ в рамках исполнения инвестиционной программы, в результате которой она была снижена на 53% и из НВВ исключена как экономически необоснованная разница между фактически начисленной Обществом амортизацией за 2019 г. и экономически обоснованной амортизацией, рассчитанной Департаментом с учетом произведенного пересчета фактической стоимости мероприятий инвестиционной программы.

Решением Ивановского областного суда от 15 июля 2021 года административный иск удовлетворен.

Признано недействующим со дня вступления решения суда в законную силу постановление Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 18 декабря 2020 г. № 73-т/6 «Об установлении долгосрочных тарифов на тепловую энергию, теплоноситель, долгосрочных параметров регулирования для формирования тарифов на тепловую энергию, теплоноситель для потребителей ООО «ИнвестЭнерго» (Ивановский район) на 2021-2025 годы» в части установленных в приложении 1 долгосрочных тарифов на тепловую энергию для потребителей ООО «ИнвестЭнерго» (Ивановский район) на 2021 - 2025 годы.

На Департамент энергетики и тарифов Ивановской области возложена обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий признанный недействующим в части нормативный правовой акт.

С Департамента энергетики и тарифов Ивановской области в пользу Общества с ограниченной ответственностью «ИнвестЭнерго» в возмещение расходов по уплате государственной пошлины взыскано 4500 рублей.

Не согласившись с постановленным по делу решением, административный ответчик Департамент энергетики и тарифов Ивановской области подал апелляционную жалобу, содержащую просьбу об отмене состоявшегося по делу решения.

В обоснование доводов жалобы указано, что выводы суда основаны на судебной финансово-экономической экспертизе материалов тарифного дела с с выводами которой административный ответчик не может согласится по следующим основаниям.

В пункте 8 экспертного заключения Департамента «Экономически необоснованные расходы по статье «Амортизация», в том числе превышение стоимости фактических работ над стоимостью по УСР по факту 2019 года» указано, что экспертной группой Департамента проведена экспертиза экономически обоснованной стоимости выполненных ООО «ИнвестЭнерго» в 2019 году в рамках исполнения инвестиционной программы на предмет не превышения произведенных расходов над укрупненными сметными нормативами для объектов непроизводственной сферы и инженерной инфраструктуры. Департаментом был осуществлен справочный расчет стоимости фактических работ по реконструкции тепловых сетей с.Подвязновской и с.Железнодорожный Ивановского района с применением укрупненных нормативов цен строительства ( далее - НЦС) в ценах 2019 года, который не применялся Департаментом для оценки экономической обоснованности стоимости фактически выполненных работ по реконструкции тепловых сетей и расчета экономически необоснованных доходов, полученных ООО «ИнвестЭнерго» в результате реконструкции.

Департаментом были проанализированы документы, представленные административным истцом в материалы тарифного дела, в том числе акты выполненных работ и произведен перерасчет стоимости строительно-монтажных работ в части применения индексов перерасчета сметной стоимости, без изменения сметных расценок и объемов работ, а также из части АВР исключены расценки и коэффициенты, не соответствующие типу выполняемых работ, что отвечает требованиям пункта 29 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012№ 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения».

Податель жалобы отмечал, что неполнота экспертного заключения по вопросам оценки закупочных процедур не может служить основанием для отмены тарифного решения.

Так, в материалах тарифного дела представлены документы по проведению процедур торгов, закупок по представленным в качестве обоснования фактически выполненных работ по договорам на строительно-монтажные работы по реконструкции тепловых сетей, среди которых нет протоколов, составленных в ходе проведения торгов или проведенному ООО «ИнвестЭнерго» виду закупок, приказ о создании и составе комиссии, извещения, иные документы, свидетельствующие о проведении конкурсных процедур в соответствии с положением о закупках ООО «ИнвестЭнерго», сведения о выставлении предложений по заключению договоров на реконструкцию тепловых сетей на официальном сайте torgi.gov.ru регулируемой организацией на момент проведения экспертизы тарифов размещены не были, в связи с чем в силу пункта 31 Основ ценообразования, при определении фактических значений в расчетах Департаментом были использованы экспертные оценки, основанные на отчетных данных, представляемых организацией, осуществляющей регулируемую деятельность. В целях проведения экспертной оценки фактической стоимости реконструкции Департамент использовал индексы Министерства строительства Российской Федерации.

Департаментом не оспаривался факт исполнения инвестиционной программы и объем ТСО работ по факту 2019 года, специалистами Департамента проверены расценки, примененные подрядными организациями ООО «ИнвестЭнерго» на предмет соответствия расценкам, включенным в Федеральный реестр сметных нормативов, замечаний не выявлено и на данном основании расценки не корректировались.

Выводы судебного эксперта о нарушении Департаментом пункта 4.1 статьи 23 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», по мнению подателя жалобы являются несостоятельными.

Так, соответствующая инвестиционная программа по реконструкции муниципальных тепловых сетей Подвязновского сельского поселения Ивановского муниципального района была утверждена постановлением Департамента от 26.01.2018 №185-ип(тс)/1, стоимость мероприятий по которой определялась с учетом укрупненных сметных нормативов для объектов непроизводственного назначения и инженерной инфраструктуры, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства.

Вывод эксперта о том, что при оценке фактической стоимости выполненных работ по реконструкции тепловых сетей за 2019 год Департамент необоснованно откорректировал величину амортизационных отчислений за 2019 год некорректен, поскольку при оценке фактических затрат по статье «амортизационные отчисления» Департаментом приняты во внимание данные бухгалтерского учета ООО «ИнвестЭнерго» за 2019 год и амортизационные отчисления приняты по данным бухгалтерского учета на основании ведомости амортизации за 2019 год, представленной в материалы тарифного дела.

Эксперт ошибочно полагает, что расчет размера экономически необоснованных доходов выполнен Департаментом исключительно исходя из условия не превышения фактической стоимости мероприятий над укрупненными сметными нормативами, однако Департаментом был произведен перерасчет фактической стоимости строительно-монтажных работ в части примененных индексов перерасчета сметной стоимости, без изменения сметных расценок и объемов работ, из части АВР исключены расценки и коэффициенты, не соответствующие типу выполняемых работ ( отсутствует обоснование проекта организации строительства), а следовательно, фактическая стоимость мероприятий являлась завышенной, однако, данное обстоятельство не нашло своего отражения в экспертном заключении.

На апелляционную жалобу представителем административного истца и участвующим в деле прокурором поданы возражения.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.

Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса.

В целях реализации положений вышеуказанного Закона в части регулирования деятельности и тарифов в сфере теплоснабжения Правительством Российской Федерации 22 октября 2012 г. принято постановление № 1075, которым утверждены, в том числе Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования) и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Правила регулирования цен (тарифов)).

В соответствии с частью 1 статьи 9 и статьей 10 Закона о теплоснабжении тарифы в сфере теплоснабжения рассчитываются на основании необходимой валовой выручки регулируемой организации, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования.

Согласно пунктам 13, 14, 15, 16, 20, 28 и 33 Правил регулирования цен (тарифов) установление тарифов производится органом регулирования посредством анализа, проверки и экспертизы предложений регулируемой организации об установлении цен (тарифов) и материалов, представленных данной организацией в обоснование данных предложений, в том числе копий бухгалтерской и статистической отчетности за предшествующий расчетный период регулирования и на последнюю дату расчета расходов и необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности в сфере теплоснабжения с приложением экономического обоснования исходных данных, а также расчета цен (тарифов).

Орган регулирования отказывает регулируемой организации во включении в цены (тарифы) отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, только в случае экономической необоснованности таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и методическими указаниями.

В Ивановской области уполномоченным органом на осуществление правового регулирования в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) в области тарификации (ценообразования) тепловой энергии (мощности) являлся департамент энергетики и тарифов Ивановской области осуществляет данные полномочия в сфере тарифного регулирования (пункт 3.3.1 Положения о Департаменте энергетики и тарифов, утвержденного постановлением Правительства Ивановской области от 25 декабря 2014 г. № 577-п).

Постановлением Администрации Ивановского муниципального района от 1 декабря 2017 года №2315 ООО «ИнвестЭнерго» присвоен статус единой теплоснабжающей организации на территории Подвязновского сельского поселения Ивановского муниципального района. При этом, для осуществления регулируемой деятельности с 2018 года Общество использует муниципальные тепловые сети на основании концессионного соглашения.

Приказом Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 7 августа 2020 г. № 57-у на основании заявления ООО «ИнвестЭнерго» от 30 июля 2020 года с учетом дополнительно представленных недостающих документов, открыто дело об установлении долгосрочных тарифов на тепловую для потребителей ООО «ИнвестЭнерго» на 2021-2025 г.г.

Методом регулирования тарифов на тепловую энергию определен метод индексации установленных тарифов.

По результатам экспертизы материалов тарифного дела экспертной группой Департамента 18 декабря 2020 г. подготовлено экспертное заключение, содержащее анализ экономической обоснованности заявленных Обществом расходов при формировании долгосрочных тарифов на тепловую энергию для потребителей (Ивановский район) на 2021-2025 г.г. и принято соответствующее постановление № 73-т/6, опубликованное на официальном сайте Правительства Ивановской области http://www.iva№ovoobl.ru 29 декабря 2020 г.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что процедура принятия и введения в действие, в том числе опубликования оспариваемого постановления, административным ответчиком была соблюдена.

Проанализировав положения части 2.1 статьи 22, статьи 42, 47 Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» суд пришел к правильному выводу, что одним из существенных условий концессионного соглашения, предметом которого являются объекты теплоснабжения, в случае, если реализация концессионером производимых товаров, выполнение работ, оказание услуг осуществляются по регулируемым ценам (тарифам) и (или) с учетом установленных надбавок к ценам (тарифам) являются значения долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера, к которым относится в том числе базовый уровень операционных расходов, который устанавливается на первый год действия концессионного соглашения (расчет базового уровня операционных расходов в последующие годы действия концессионного соглашения осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере государственного регулирования цен (тарифов).

При этом, в силу положений части 12.1 статьи 10 Закона о теплоснабжении в случае, если долгосрочные параметры государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (долгосрочные параметры регулирования деятельности концессионера) установлены концессионным соглашением, предметом которого являются объекты теплоснабжения, находящиеся в муниципальной собственности, и в установленном Правительством Российской Федерации порядке согласованы с органом регулирования, он обязан использовать их в качестве долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения при формировании тарифов в порядке, установленном Основами ценообразования.

Проанализировав условия Концессионного соглашения № 6 от 01 декабря 2017 г., заключенного между муниципальным образованием «Ивановский муниципальный район Ивановской области» и ООО «ИнвестЭнерго» суд пришел к правильному выводу, что операционные расходы на 2021 год рассчитаны Департаментом в соответствии с пунктом 59 Основ ценообразования путем индексации утвержденного базового уровня операционных расходов на 2017 г. в размере 2 213,3 тыс. руб. согласно заключенному концессионному соглашению № 6 от 01 декабря 2017 г. на фактически сложившиеся коэффициенты индексации 2018 (1,019), 2019 (1,035) гг., и расчетные плановые коэффициенты индексации 2020 (1,020) и 2021 (1,026) и утвержден на 2021 г. в размере 2 439,55 тыс. руб.

При этом, актуализация данных о количестве условных единиц, относящихся к активам, в связи с выявлением участков тепловых сетей, технологически связанных с объектами недвижимости и поставленных на кадастровый учет собственником объекта – Администрацией Ивановского муниципального района путем изменения характеристик объектов недвижимости в кадастровом учете, в результате чего протяженность тепловых сетей суммарно увеличилась на 3237 м и изменились диаметры трубопроводов, привела к изменению долгосрочных параметров Концессионного соглашения со стороны концессионера в части уровня потерь тепловой энергии (дополнительное соглашение о внесении изменений в Концессионное соглашение №6 от 01 декабря 2017 г. от 28 декабря 2020 г.). Поскольку указанным соглашением базовый уровень операционных расходов не пересматривался, оснований для его перерасчета орган тарифного регулирования в силу положений пункта 37 Методических указаний, не имел, поскольку как верно указал суд в обжалуемом решении новых объектов фактически введенных в эксплуатацию, и активов, использование которых планируется начать в очередном и предшествующем ему годах в соответствии с утвержденной инвестиционной программой не имелось, новых объектов основных средств которые фактически введены в эксплуатацию в 2020 г. или использование которых планируется начать в 2021 г. не имелось, а уточнение характеристик объекта концессионного соглашения было связано с устранением допущенных ранее ошибок при постановке на кадастровый учет тепловых сетей., поскольку в ходе кадастровых работ произошло исправление неточности характеристик тепловых сетей, находящихся на балансе муниципалитела и переданных посредством концессионного соглашения концессионеру по первоначально указанным кадастровым номерам без их изменения/добавления. При этом ООО «ИнвестЭнерго» ранее эксплуатировало все тепловые сети согласно концессионному соглашению, а также участки тепловых сетей, не учтенные в составе муниципального имущества согласно свидетельствам о праве собственности, но технологически связанные с предметом концессионного соглашения. Ввиду вышеизложенного, индекс изменения количества активов, учтенный при расчете коэффициента индексации, принят Департаментом в размере «0», а количество условных единиц – 142,3 у.е. с учетом актуализированных характеристик тепловых сетей принято на весь период действия концессионного соглашения и период долгосрочного периода регулирования.

В то же время, регулятор обоснованно, при определении величины полезного отпуска тепловой энергии увеличил на 2021 год величину потерь с 1525,15 Гкал до 2087,8 Гкал.

В апелляционной жалобе административный ответчик оспаривает обоснованность выводов суда о некорректном расчете регулятором доходов по статье «Амортизация имущества», связанного с корректировкой фактической стоимости выполненных в 2019 году работ в рамках исполнения инвестиционной программы по модернизации оборудования.

Как следует из содержания экспертного заключения Департамента от 18 декабря 2020 г. (пункт 8 «Экономически необоснованные доходы по статье «Амортизация», в том числе превышение стоимости фактических работ над стоимостью по УСР по факту 2019 года») экспертной группой проведена экспертиза экономически обоснованной стоимости выполненных ремонтов ООО «Инвест-Энерго» в 2019 г. в рамках исполнения инвестиционной программы на предмет непревышения произведенных расходов над укрупненными сметными нормативами для объектов непроизводственной сферы и инженерной инфраструктуры.

Корректировка стоимости работ произведена в соответствии с :

- Постановлением Госстроя России от 05 марта 2004 г. №15/1 «Методика определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации»;

- Приказом Минстроя России от 30 декабря 2016 г. № 1039/пр «Об утверждении федеральных единичных расценок, федеральных сметных цен на материалы, изделия, конструкции и оборудование, применяемые в строительстве, федеральных сметных расценок на эксплуатацию строительных машин и автотранспортных средств, федеральных сметных цен на перевозки грузов для строительства»;

- Приказом Минстроя России от 09 февраля 2017 г. №81/пр «Об утверждении Методических рекомендаций по применению федеральных единичных расценок на строительные, специальные строительные, ремонтно-строительные, монтаж оборудования и пусконаладочные работы«;

- Письмами Минстроя России от 05 марта 2019 г. №7581-ДВ/09, от 17 мая 2019 г. №17798-ДВ/09, от 16 октября 2019 г. №38958-ДВ/09, от 31 декабря 2019 г. №51579-ДВ/09 «О рекомендуемой величине индексов изменения сметной стоимости строительства в I (II, III,IV) квартале 2019 года, в том числе индексов изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ, индексов изменения сметной стоимости пусконаладочных работ, индексов изменения сметной стоимости проектных и изыскательских работ» на соответствующую дату акта выполненных работ.

Департаментом был проведен пересчет стоимости строительно-монтажных работ в части примененных индексов изменения сметной стоимости строительства, без изменения сметных расценок и объемов работ, кроме того из части актов выполненных работ исключены расценки и коэффициенты, не соответствующие типу выполняемых работ (отсутствует обоснование ПОС – проект организации строительства).

Однако разница между фактически начисленной амортизацией согласно данным бухгалтерской отчетности за 2019 г. и экономически обоснованной амортизацией, рассчитанной из экономически обоснованной фактической стоимости выполненных работ, откорректированной Департаментом исходя из условия непревышения стоимости строительства над укрупненными сметными нормативами, признана регулятором экономически необоснованным доходом, подлежащим исключению из НВВ 2021-2022 г.г. в размере -499,71 тыс. руб. (в каждом году) в соответствии с пунктами 12, 13 Методических указаний.

При этом, по каждому участку реконструируемых тепловых сетей Департаментом исключены индексы (коэффициенты) пересчета сметной стоимости строительства к базисным ценам 1984 и 2000 гг., выпущенные НО «НАСИ» (Национальной ассоциации сметного ценообразования и стоимостного инжиниринга\ Координационным центром по ценообразованию и сметному нормированию в строительстве), поскольку примененные ООО »ИнвестЭнерго» индексы пересчета сметной стоимости не включены в федеральный реестр сметных нормативов.

Департаментом были скорректированы индексы пересчета сметной стоимости, накладные расходы и сметная прибыль, в результате чего стоимость мероприятий по инвестпрограмме была снижена с 31 539,66 тыс. руб. (без НДС) до 15 729,035 тыс. руб. (без НДС) (т.2 л.д.46-48), в связи с чем экономически обоснованный уровень амортизационных отчислений за 2019 г. по основным средствам, введенным в эксплуатацию при выполнении данных мероприятий, был снижен с 1 910,22 тыс. руб. (по факту организации) до 910,78 тыс. руб., а разница в размере 999,42 тыс. руб. исключена из НВВ как экономически необоснованные доходы с распределением в равных долях на 2021-2022 г.г.

Суд первой инстанции, проанализировав материалы тарифного дела, с учетом заключения эксперта, пришел к верному выводу о необоснованности действий регулятора.

В соответствии с пунктом 16 статьи 3 Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» объект концессионного соглашения и иное передаваемое концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущество отражаются на балансе концессионера, обособляются от его имущества. В отношении таких объектов и имущества концессионером ведется самостоятельный учет, осуществляемый им в связи с исполнением обязательств по концессионному соглашению, и производится начисление амортизации таких объектов и имущества.

К реконструкции объекта концессионного соглашения относятся мероприятия по его переустройству на основе внедрения новых технологий, механизации и автоматизации производства, модернизации и замены морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым более производительным оборудованием, изменению технологического или функционального назначения объекта концессионного соглашения или его отдельных частей, иные мероприятия по улучшению характеристик и эксплуатационных свойств объекта концессионного соглашения (п. 3 ст. 3 Закона № 115-ФЗ).

В свою очередь, амортизационные отчисления представляют собой перенос стоимости основного средства на выпускаемую продукцию в течение срока эксплуатации такого основного средства. Главная цель амортизации заключается в обеспечении воспроизводства основных фондов. Таким образом, экономически обоснованным будет являться учитываемый для целей тарифного регулирования уровень амортизации, необходимый для реализации мероприятий по восстановлению изношенных основных фондов.

Согласно пункту 13 Правил согласования и утверждения инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, а также требований к составу и содержанию таких программ (за исключением таких программ, утверждаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05 мая 2014 года № 410, амортизация является источником финансирования инвестиционной программы теплоснабжающей организации, направленной на строительство, реконструкцию и модернизацию объектов теплоснабжения.

В соответствии с пунктом 10 статьи 2 Закона о теплоснабжении под инвестиционной программой регулируемой организации понимается программа мероприятий по строительству, реконструкции и (или) модернизации источников тепловой энергии и (или) тепловых сетей в целях развития, повышения надежности и эффективности системы теплоснабжения, подключения (технологического присоединения) теплопотребляющих установок потребителей тепловой энергии к системе теплоснабжения.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 4 названного закона инвестиционная программа подлежит согласованию и утверждению в соответствии с Правилами согласования и утверждения инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, а также требований к составу и содержанию таких программ (за исключением таких программ, утверждаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05 мая 2014 г. N 410 (далее - Правила согласования и утверждения инвестиционных программ).

Пункт 9 названных правил содержит перечень мероприятий, осуществляемых регулируемыми организациями в рамках реализации инвестиционных программ, к которым, в частности относятся строительство, реконструкция или модернизация объектов системы централизованного теплоснабжения, строительство новых тепловых сетей, строительство иных объектов системы централизованного теплоснабжения, увеличение пропускной способности существующих тепловых сетей и т.д.

В соответствии с пунктом 32 и подпунктом 4 пункта 33 Основ ценообразования расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов относятся к расходам, связанным с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включаемым в необходимую валовую выручку, определяемую для целей расчета тарифов.

Согласно пункту 71 Основ ценообразования при расчете тарифов с применением метода индексации установленных тарифов необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя текущие расходы, амортизацию основных средств и нематериальных активов и нормативную прибыль регулируемой организации, а также расчетную предпринимательскую прибыль регулируемой организации.

При этом, в силу требований пункта 73 Основ ценообразования, величина амортизации основных средств и нематериальных активов устанавливается на каждый год долгосрочного периода регулирования в году, предшествующем долгосрочному периоду регулирования, в соответствии с методическими указаниями с учетом остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов по данным бухгалтерского учета регулируемой организации.

В соответствии с пунктом 29 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом ФСТ России от 13.06.2013 № 760-э, амортизация основных средств и нематериальных активов определяется в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета. При этом результаты переоценки основных средств и нематериальных активов учитываются органом регулирования только в той части, в какой соответствующие амортизационные отчисления являются источником финансирования капитальных вложений в соответствии с инвестиционной программой регулируемой организации.

В свою очередь, пунктом 39 Методических указаний предусмотрено, что амортизация основных средств и нематериальных активов определяется в соответствии с приложением 4.10 к названным методическим указаниям по данным бухгалтерского учета регулируемой организации. Расходы, указанные выше, определяются методом экономически обоснованных расходов в соответствии с главой IV настоящих Методических указаний, то есть в порядке, определяемом пунктом 29 Методических указаний.

Нормативными документами, регулирующими ведение бухгалтерского учета основных средств, являются Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденное приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н, и Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденные приказом Минфина России от 13.10.2003 № 91н (далее - Методические указания № 91н).

Согласно пункту 10 Методических указаний № 91н, бухгалтерский учет основных средств ведется по каждому инвентарному объекту с использованием инвентарных карточек учета основных средств. В инвентарной карточке (инвентарной книге) должны быть указаны: основные данные об объекте основных средств, о сроке его полезного использования; способ начисления амортизации; отметка о неначислении амортизации (если имеет место); индивидуальные особенности объекта.

Заполнение инвентарной карточки (инвентарной книги) производится на основе акта (накладной) приемки-передачи основных средств, технических паспортов и других документов на приобретение, сооружение, перемещение и выбытие инвентарного объекта основных средств. В инвентарной карточке (инвентарной книге) должны быть приведены: основные данные об объекте основных средств, сроке его полезного использования; способе начисления амортизации; отметка о неначислении амортизации (если имеет место); об индивидуальных особенностях объекта.

Таким образом, возможность установить и проверить наличие у организации определенного имущества, с использованием которого осуществляется регулируемая деятельность, его балансовую и остаточную стоимость, нормы амортизации, а также предусмотренный учетной политикой организации порядок расчета амортизационных отчислений методические рекомендации связывают с использованием данных бухгалтерского учета.

В соответствии с пунктами 12, 13 Методических указаний № 91н, учет основных средств по объектам ведется с использованием инвентарных карточек учета основных средств, открываемых на каждый инвентарный объект.

Согласно пункту 7 ПБУ 6/01 основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости.

Пунктом 17 ПБУ 6/01 определено, что стоимость объектов основных средств погашается посредством начисления амортизации.

Пунктом 49 ПБУ 6/01 определено, что стоимость объектов основных средств, находящихся в организации на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления (включая объекты основных средств, переданные в аренду, безвозмездное пользование, доверительное управление), погашается посредством начисления амортизации, если иное не установлено ПБУ 6/01.

В силу пункта 19 ПБУ 6/01 годовая сумма амортизационных отчислений при линейном способе определяется, исходя из первоначальной стоимости или (текущей (восстановительной) стоимости (в случае проведения переоценки) объекта основных средств и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта.

Пунктом 15 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденному приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 марта 2001 г. № 26н (в редакции от 16 мая 2016 г.) предусмотрено, что переоценка объекта основных средств производится путем перерасчета его первоначальной стоимости или текущей (восстановительной стоимости).

В соответствии с пунктами 41, 42 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13 октября 2003 г. № 91н (далее - Методические указания № 91н) стоимость основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, не подлежит изменению, кроме случаев, установленных законодательством Российской Федерации и Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01.

Изменение первоначальной стоимости объектов основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, допускается в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации и переоценки объектов основных средств.

Переоценка объектов основных средств производится с целью определения реальной стоимости объектов основных средств путем приведения первоначальной стоимости объектов основных средств в соответствие с их рыночными ценами и условиями воспроизводства на дату переоценки.

По завершении работ по достройке, дооборудованию, реконструкции, модернизации объекта основных средств затраты, учтенные на счете учета вложений во внеоборотные активы, либо увеличивают первоначальную стоимость этого объекта основных средств и списываются в дебет счета учета основных средств, либо учитываются на счете учета основных средств обособленно, и в этом случае открывается отдельная инвентарная карточка на сумму произведенных затрат.

При этом затраты на модернизацию и реконструкцию объекта основных средств после их окончания увеличивают первоначальную стоимость такого объекта, если в результате модернизации и реконструкции улучшаются (повышаются) первоначально принятые нормативные показатели функционирования (срок полезного использования, мощность, качество применения и т.п.) объекта основных средств (пункт 27 ПБУ 6/01).

Следовательно, для проверки корректности расчета расходов регулируемой организации на момент экспертизы расчетных и обосновывающих документов в распоряжение регулятора должны быть представлены документы, подтверждающие, в том числе, принятие регулируемой организацией объектов основных средств к бухгалтерскому учету (инвентарные карточки, выписка со счета 01 «Основные средства»), величину фактически начисленной амортизации по объектам (положение об учетной политике организации, выписка со счета 02 «Амортизация основных средств», расчет начисленной амортизации), иные документы, позволяющие проверить первоначальную стоимость объектов основных средств, срок полезного использования, амортизационную группу, амортизацию на плановый период и инвестиционная программа.

Из материалов дела следует, что постановлением Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 26 января 2018 г. №185-ип(тс)/1 утверждена инвестиционная программа в сфере теплоснабжения ООО «ИнвестЭнерго» на 2018-2029 годы. Постановлением Департамента от 30 ноября 2018 г. №234-т/10 в приложение №5 к постановлению от 26 января 2018 г. № 185-ип(тс)/1. были внесены изменения.

Условием данного концессионного соглашения (пункт 7) является реконструкция за свой счет объекта соглашения, проведение капитального и текущего ремонта и несение всех расходов на его содержание. Перечень мероприятий по модернизации объекта концессионного соглашения установлен в приложении №7.

Финансирование мероприятий данной инвестиционной программы производится за счет привлеченных средств ООО «ИнвестЭнерго», а возврат финансовых средств должен производиться за счет амортизационных отчислений по основным средствам, которые формируются при выполнении инвестиционной программы.

В целях обоснования затрат на проведение инвестиционных мероприятий в 2019 г. ООО «ИнвестЭнерго» в составе материалов тарифного дела на 2021 г. были представлены договоры подряда, локальные сметные расчеты, акты выполненных работ (КС-2), справки о стоимости выполненных работ (КС-3), подтверждающие проведение работ по реконструкции объектов теплоснабжения в 2019 г., а также документы, подтверждающие постановку проведённой реконструкции на бухгалтерский учёт по основным средствам для начисления амортизации: инвентарные карточки основных средств, в которых отражена реконструкция объектов, ведомость амортизации за 2019 г., оборотно-сальдовая ведомость по счету 01 за 2019 г.

Согласно представленным документам регулируемой организацией были проведены работы по реконструкции тепловых сетей (водоотлив из камер) с. Подвязновский в 2018 -2019 годах на сумму 33 237,9 тыс. руб., в том числе в рамках инвестиционной программы 24 637,404 тыс. руб. ( в 2019 году), вне инвестиционной программы - 8600 тыс. руб. (в 2018 году) На реконструкцию сетей (водоотлив из камер) с. Железнодорожный на сумму 10 431,525 тыс. руб., в том числе в рамках инвестиционной программы 8 168,538 тыс. руб. ( в 2019 году), вне инвестиционной программы 2 262,987 тыс. руб. ( в 2018 году).

План мероприятий по инвестиционной программе в 2019 г. ООО «ИнвестЭнерго» выполнило в полном объеме, сторонами не оспариваются факты выполнения работ и их объемы. Тот факт, что наименование участков тепловых сетей, диаметры трубопроводов, протяженность участков тепловых сетей, указанные в АВР, не соответствуют параметрам участков тепловых сетей мероприятий инвестиционной программы, а именно разность в протяженности сетей составила: по с. Железнодорожный 76,8 м, по с. Подвязновский 57,5 м или менее 4% от общей протяженности реконструируемых сетей, не явилось основанием для запроса у Общества дополнительных пояснений, напротив из объяснений представителя Департамента в судебном заседании следует, что объем выполненных работ им не оспаривался, однако им была снижена стоимость работ по мнению регулятора до экономически обоснованного размера, при этом разница с размером определенным по инвестпрограмме составила 53%.

Между тем, при выполнении инвестиционной программы к ООО «ИнвестЭнерго» предъявляется требование о том, что стоимость мероприятий по инвестиционной программе не должна превышать укрупненные нормативы цены строительства различных видов объектов капитального строительства непроизводственного назначения и объектов инженерной инфраструктуры, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, но нет обязанности производить расчет именно по ним.

Поскольку в рассматриваемом случае организация не превысила при выполнении мероприятий программы ни плановый объем финансовых ресурсов, утвержденных ей Департаментом при согласовании инвестиционной программы, установленный с учетом укрупненных нормативов цены строительства различных видов объектов капитального строительства непроизводственного назначения и объектов инженерной инфраструктуры, утвержденные Минстроем России, представила все необходимые документы, величина амортизационных отчислений, принятая Департаментом энергетики и тарифов Ивановской области в результате корректировки стоимости фактически выполненных в 2019 г. работ в рамках исполнения инвестиционной программы, с учетом которой регулятором произведено исключение из НВВ амортизационных отчислений по факту 2019 г., не является экономически обоснованной, так как корректировка стоимости фактически выполненных работ, произведенная Департаментом, не соответствует требованиям законодательства и нарушает принцип достаточности объема финансовых потребностей регулируемой организации в целях реализации утвержденной инвестиционной программы.

Доводы о некорректности выводов проведенной по делу финансово-экономической экспертизы, проведенной экспертом аудиторской фирмы <данные изъяты>., судебная коллегия отклоняет, оценка данному доказательству, как допустимому, относимому и достоверному дана судом первой инстанции в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и оснований для иной оценки судебная коллегия не находит. Эксперт, проводивший экспертное исследование имеет специальное образование, опыт работы, предупреждался об уголовной ответственности на дачу заведомо ложного заключения.

Ссылка Департамента на то, что на официальном сайте torgi.gov.ru ООО «ИнвестЭнерго» не были размещены сведения о выставлении предложений по заключению договоров на реконструкцию тепловых сетей, как верно указал суд первой инстанции является необоснованной, в материалы тарифного дела ООО «ИнвестЭнерго» на 2021-2025 гг. по дополнительному запросу Департамента организацией представлены документы по проведению процедур торгов, закупок по договорам, ранее представленным в качестве обоснования фактически выполненных работ по реконструкции.

Поскольку оспариваемый акт применялся, суд, учитывая разъяснения, содержащиеся в абзаце 3 пункта 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», верно признал оспариваемый акт недействующим с даты вступления решения в законную силу и возложил обязанность принять новый нормативный правовой акт, его заменяющий, который бы учитывал выводы, изложенные в мотивировочной части настоящего судебного акта.

Выводы, изложенные в обжалуемом решении суда первой инстанции, доводами апелляционной жалобы не опровергаются, в связи с чем оснований для отмены состоявшегося по делу решения суд апелляционной инстанции не усматривает.

Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции,

определила:

решение Ивановского областного суда от 15 июля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента энергетики и тарифов Ивановской области - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий:

Судьи: