НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 11.02.2021 № 66А-796/2021

№ 66а-796/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Москва 11 февраля 2021 года

Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Стоян Е.В.,

судей Васильевой Т.И.,

ФИО1,

при секретаре Молчановой А.А.,

с участием прокурора Слободина С.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 3а-103/2020 по апелляционной жалобе муниципального автономного вечернего (сменного) общеобразовательного учреждения города Владимира «Открытая (сменная) общеобразовательная школа №8» на решение Владимирского областного суда от 28 октября 2020 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления муниципального автономного вечернего (сменного) общеобразовательного учреждения города Владимира «Открытая (сменная) общеобразовательная школа №8» к администрации Владимирской области о признании недействующим в части постановления администрации Владимирской области от 21 января 2020 года №24 «Об утверждении нормативов, предусмотренных пунктом 3 статьи 8 Федерального закона от 289 декабря 2012 года №273-ФЗ», обязании устранить нарушения, взыскании госпошлины.

Заслушав доклад судьи Первого апелляционного суда общей юрисдикции Васильевой Т.И., объяснения представителей административного истца ФИО2, ФИО3, представителей администрации Владимирской области, Департамента образования Владимирской области ФИО4, ФИО5, представителя администрации Владимирской области ФИО6, заключение прокурора Слободина С.А., полагавшего решение подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции

установила:

21 января 2020 года администрацией Владимирской области принято постановление № 24 «Об утверждении нормативов, предусмотренных пунктом 3 статьи 8 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ», которое опубликовано 22 января 2020 года на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru.

Поименованным постановлением утверждены нормативы обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечения дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях согласно приложению №2.

В пункте 7 графа 8 таблицы №1 приложения №2 установлен норматив обеспечения права обучающихся, осваивающих основную общеобразовательную программу по федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования (в том числе с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий) в форме семейного образования, самообразования, экстерна в городских населенных пунктах, в размере 3490 рублей в год.

В пункте 13 графа 8 таблицы №1 приложения №2 установлен норматив обеспечения права обучающихся, осваивающих основную общеобразовательную программу по федеральному государственному образовательному стандарту среднего общего образования (в том числе с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий) в форме семейного образования, самообразования, экстерна в городских населенных пунктах, в размере 3554 рублей в год.

Пунктами 1.3.1.1, 1.3.1.2 приложения № 2 установлены формулы расчета нормативов, в составе которых учтены коэффициент удорожания стоимости педагогической услуги по уровням общего образования (w), который для основного общего образования составил 2,19, для среднего общего образования - 2,05; коэффициент удорожания стоимости педагогической услуги в зависимости от деления классов на группы (с), который для среднего общего образования составил 1,27; коэффициент удорожания стоимости педагогической услуги в зависимости от специфики образовательной организации с учетом направленности образовательных программ (i), который для обучения по основной общеобразовательной программе, основной общеобразовательной программе по федеральному государственному образовательному стандарту начального, основного, среднего общего образования по заочной форме обучения составил 0, 1, по форме семейного образования, самообразования, экстерн – 0,1; наполняемость класса (m), который для общеобразовательной организации, расположенной в городском населенном пункте составляет 25 человек; коэффициент на одного обучающегося по формам обучения (z), который составил для обучающегося по заочной форме обучения - 0,1; для обучающегося по форме обучения семейное образование, самообразование, экстерн - 0,1.

Муниципальное автономное вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение г. Владимира «Открытая (сменная) общеобразовательная школа №8» (далее по тексту – МАВСОУ «ОСОШ №8») обратилось в суд с административным иском, в котором после неоднократных уточнений заявило требования о признании недействующими с 1 сентября 2020 года пунктов 7 и 13 в графе 8 Таблицы №1 Приложения №2 постановления администрации Владимирской области от 21.01.2020 №24 «Об утверждении нормативов, предусмотренных пунктом 3 статьи 8 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ» как не учитывающие количество часов (трудоемкость) работы с экстернами по годовому учебному плану экстерна, а также в части применения к расчетам нормативов коэффициентов w=2,19 (для основного общего образования), w=2,05 (для среднего общего образования); m=25, c=1,27, I=0,1 и z=0,1. Кроме того, учреждение просило обязать администрацию Владимирской области устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца путем установления нормативов финансового обеспечения экстерна с 1 сентября 2020 года на уровне не ниже 16263 рублей в год; для получающих среднее общее образование не ниже 17521 рубля в год, взыскании госпошлины в сумме 4500 рублей.

В обоснование административных исковых требований МАВСОУ «ОСОШ №8» указывает на то, что оспариваемый нормативный правовой акт не соответствует положениям действующего законодательства. Федеральным законом от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрено обеспечение государственных гарантий реализации прав граждан на получение общедоступного и бесплатного общего образования посредством предоставления субсидий местным бюджетам в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В пункте 2.2 Модельной методики введения нормативного подушевого финансирования реализации государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного общего образования, рекомендованного письмом Министерства образования Российской Федерации от 13 сентября 2006 года № АФ-213/03, указано, что определенный норматив может пересматриваться только в сторону увеличения с учетом фактических возможностей бюджета, а в пункте 5.2 закреплено, что при расчете регионального подушевного норматива необходимо учитывать прогнозируемый в очередном финансовом году уровень инфляции (индекс потребительских цен). Между тем, сравнительный анализ нормативов финансового обеспечения показывает необоснованное снижение названных нормативов в 2020 году по сравнению с предыдущим периодом 2019 года. Кроме того, считает, что поскольку Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» с момента вступления в законную силу не изменялся в части порядка финансового обеспечения образовательных учреждений, то отсутствовали и основания для установления новых нормативов оспариваемым правовым актом. Произведенный расчет нормативов не учитывает количество часов (трудоемкость) работы с экстернами по годовому учебному плану и специфику работы с ними, использует при расчете норматива неприемлемые показатели «наполняемость класса», «деление на группы», так как работа с экстерном предполагает прохождение им промежуточной и итоговой аттестации индивидуально, кроме того, содержит математические ошибки. Применение оспариваемых коэффициентов привело к уменьшению нормативов финансирования обучения экстернов в разы, что создает препятствия для приема экстернов в МАВСОУ «ОСОШ №8» и последующей работы с ними.

Решением Владимирского областного суда от 28 октября 2020 года в удовлетворении административных исковых требований МАВСОУ «ОСОШ №8» отказано.

В апелляционной жалобе МАВСОУ «ОСОШ №8» просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований в полном объеме, указав на то, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, неверно применен материальный закон. В своем решении суд первой инстанции отнес обучение экстернов к заочной форме обучения, что противоречит части 2 статьи 17 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». При принятии решения суд руководствовался приказами Департамента образования Владимирской области, которые официально не опубликовывались, что делает невозможным применение коэффициентов с и m. Коэффициенты i и z рассчитаны с грубыми математическими ошибками без учета количества учебных часов при очной, заочной формах обучения, а также по формам семейного образования, самообразования, экстерна. Cуд не применил закон, подлежащий применению, а именно часть 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации, что является безусловным основанием для отмены решения, оставил без внимания отсутствие расчета нормативов финансирования экстернов, не учел, что основания для расчета новых нормативов финансирования у административного ответчика отсутствовали.

От прокуратуры Владимирской области, Департамента образования Владимирской области, администрации Владимирской области поступили письменные возражения на апелляционную жалобу МАВСОУ «ОСОШ №8», в которых указано на то, что решение суда является законным и обоснованным, подлежащим оставлению без изменения.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В соответствии с пунктом «е» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации общие вопросы образования находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Согласно подпункту 13 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», пунктам 3 и 6 части 1 статьи 8 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закона об образовании) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В силу части 2 статьи 99 Закона об образовании нормативы, определяемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 8 настоящего федерального закона, нормативные затраты на оказание государственной или муниципальной услуги в сфере образования определяются по каждому уровню образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, по каждому виду и направленности (профилю) образовательных программ с учетом форм обучения, федеральных государственных требований (при их наличии), типа образовательной организации, сетевой формы реализации образовательных программ, образовательных технологий, специальных условий получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, обеспечения дополнительного профессионального образования педагогическим работникам, обеспечения безопасных условий обучения и воспитания, охраны здоровья обучающихся, а также с учетом иных предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей организации и осуществления образовательной деятельности (для различных категорий обучающихся), за исключением образовательной деятельности, осуществляемой в соответствии с образовательными стандартами, в расчете на одного обучающегося, если иное не установлено настоящей статьей.

Аналогичные требования к определению нормативов, определяемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 8 настоящего федерального закона, нормативных затрат на оказание государственной или муниципальной услуги в сфере образования установлены федеральными государственными образовательными стандартами основного общего образования от 17 декабря 2010 года № 1897, среднего общего образования от 17 мая 2012 года № 413.

Нормативные затраты на оказание государственных или муниципальных услуг в сфере образования включают в себя затраты на оплату труда педагогических работников с учетом обеспечения уровня средней заработной платы педагогических работников за выполняемую ими учебную (преподавательскую) работу и другую работу, определяемую в соответствии с решениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления. Расходы на оплату труда педагогических работников муниципальных общеобразовательных организаций, включаемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации в нормативы, определяемые в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 8 названного федерального закона, не могут быть ниже уровня, соответствующего средней заработной плате в соответствующем субъекте Российской Федерации, на территории которого расположены такие общеобразовательные организации (часть 3 статьи 99 Закона об образовании).

Частью 1 статьи 9 Закона об образовании к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами) (пункт 1).

Статьей 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что под субвенциями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке. Субвенции местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации распределяются в соответствии с едиными для каждого вида субвенции методиками, утверждаемыми законом субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями настоящего Кодекса, между всеми муниципальными образованиями субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления которых осуществляют переданные им отдельные государственные полномочия, пропорционально численности населения (отдельных групп населения), потребителей соответствующих государственных (муниципальных) услуг, другим показателям и с учетом нормативов формирования бюджетных ассигнований на исполнение соответствующих обязательств и объективных условий, влияющих на стоимость государственных (муниципальных) услуг в муниципальных образованиях (части 1 и 3).

В силу частей 1, 3 закона Владимирской области от 12 августа 2013 года № 86-О «Об образовании во Владимирской области и признании утратившими силу отдельных Законов Владимирской области в сфере образования» (в редакции, действовавшей на момент принятия нормативного правового акта) финансовое обеспечение деятельности образовательной организации осуществляется в соответствии с действующим законодательством. Размер субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), определяется в соответствии с Методикой расчета субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг)

Названной методикой определен расчет размера субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов (далее - муниципальные образования) на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг) (далее - субвенции), исходя из численности обучающихся, нормативов, установленных по уровням общего образования, видам классов, месторасположению муниципальных общеобразовательных организаций (в городском или в сельском населенном пункте), расходов на финансовое обеспечение малокомплектных образовательных организаций.

Расчет объема субвенции осуществляется по установленной формуле, в которой учитываются нормативы финансового обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечения дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг) в расчете на одного обучающегося в муниципальных общеобразовательных организациях.

Согласно пункту 5 статьи 5 поименованного закона Владимирской области определение названных нормативов отнесено к полномочиям органов исполнительной власти Владимирской области.

Таким образом, является верным вывод суда первой инстанции о том, что оспариваемый нормативный правовой акт был принят уполномоченным органом в пределах предоставленных ему полномочий в установленном порядке, официально опубликован и вступил в силу, что административным истцом не оспаривалось.

В пункте 7 графа 8 таблицы №1 Приложения №2 оспариваемого нормативного правового акта, в редакции, действовавшей на момент рассмотрения дела, установлен норматив обеспечения права обучающихся, осваивающих основную общеобразовательную программу по федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования (в том числе с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий) в форме семейного образования, самообразования, экстерна в городских населенных пунктах в размере 3490 рублей в год.

В пункте 13 графа 8 таблицы №1 Приложения №2 установлен норматив обеспечения права обучающихся, осваивающих основную общеобразовательную программу по федеральному государственному образовательному стандарту среднего общего образования (в том числе с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий) в форме семейного образования, самообразования, экстерна в городских населенных пунктах в размере 3554 рублей в год.

Названные нормативы обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях (далее - общеобразовательные организации) включают в себя:

- норматив расходов на оплату труда с начислениями работников общеобразовательных организаций, в том числе обеспечивающих безопасные условия обучения и воспитания, охраны здоровья (заработная плата работников общеобразовательных организаций, начисления на заработную плату);

- норматив расходов на обеспечение учебного процесса, включающий приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), обеспечение дополнительного профессионального образования педагогическим работникам общеобразовательных организаций на одного обучающегося общеобразовательных организаций, размер которого установлен настоящим постановлением (пункт 1.1 приложения № 2).

При этом согласно пункту 1.3.1.1 приложения № 2 норматив расходов на оплату труда с начислениями педагогических работников общеобразовательных организаций определяется по формуле, включающей:

коэффициент удорожания стоимости педагогической услуги по уровням общего образования (w), который для основного общего образования составил 2,19 (39,5 ч. / 18 ч., где 18 ч. - норма часов учебной нагрузки (объем педагогической работы), 34 нед. - количество недель учебного года), для среднего общего образования составил 2,05 (37 ч. / 18 ч., где 18 ч. - норма часов учебной нагрузки (объем педагогической работы), 37 нед. - количество недель учебного года).

коэффициент удорожания стоимости педагогической услуги в зависимости от деления классов на группы (с), который для среднего общего образования (при изучении иностранного языка, уроков физкультуры и др.) составил 1,27((37 + 10) / 37), где 37 - часы по учебному плану, 10 – дополнительные часты в зависимости от деления класса на группы).

коэффициент удорожания стоимости педагогической услуги в зависимости от специфики образовательной организации с учетом направленности образовательных программ (i), который для обучения по основной общеобразовательной программе, основной общеобразовательной программе по федеральному государственному образовательному стандарту начального, основного, среднего общего образования по заочной форме обучения составляет 0, 1, по форме семейного образования, самообразования, экстерн – 0,1.

наполняемость класса (m), который для общеобразовательной организации, расположенной в городском населенном пункте, составляет 25 человек.

Согласно пункту 1.3.1.2 приложения № 2 норматив расходов на оплату труда с начислениями административно-управленческого, учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала общеобразовательных организаций определяется по формуле, включающей коэффициент на одного обучающегося по формам обучения (z), соответствует для обучающегося по заочной форме обучения - 0,1; для обучающегося по форме обучения семейное образование, самообразование, экстерн - 0,1.

Проанализировав представленные сторонами расчеты, оценив фактические обстоятельства, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что произведенный административным ответчиком расчет нормативов обеспечения права обучающихся в форме семейного образования, самообразования, экстерна в городских населенных пунктах не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую силу, и не нарушает права образовательного учреждения.

Так, расчет норматива обеспечения прав обучающихся, осваивающих основную общеобразовательную программу по федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования (в том числе с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий) в форме семейного образования, самообразования, экстерна в городских населенных пунктах, в размере 3490 рублей в год (пункт 7 графа 8 таблицы №1 Приложения №2), а также по федеральному государственному образовательному стандарту среднего общего образования - в размере 3554 рублей в год (пункт 13 графа 8 таблицы №1 Приложения №2), был произведен исходя из количества часов (трудоемкости) работы по очной форме обучения с применением коэффициентов, установленных в отношении семейного образования, самообразования, работы с экстернами.

Расчет нормативов в отношении семейного образования, самообразования, работы с экстернами исходя из количества часов (трудоемкости) работы с экстернами по годовому учебному плану экстерна – 68 учебных часов в год для основного общего образования, 52 учебных часа в год для среднего общего образования, как на то указывает административный истец, не соответствует примененной методике расчета и при буквальном применении может привести к снижению норматива, поскольку нормы, определяющие методику и формулы расчета, административным истцом не оспорены.

Приведенный административным ответчиком в оспариваемом нормативном правовом акте, а также в дополнительно представленных пояснениях, расчет коэффициентов также не вызывает сомнения в своей правильности.

Коэффициент удорожания стоимости педагогической услуги по уровням общего образования (w) определен равным отношению часов по учебному плану по очной форме обучения к норме часов учебной работы в неделю за ставку заработной платы, что в связи с последующим применением корректирующих коэффициентов на форму обучения не противоречит примененной методике. Использование в расчетах количества часов по учебному плану работы с экстернами также не соответствует примененной методике и влечет уменьшение размера коэффициента.

Применение коэффициента наполняемости класса (m) в размере 25 (человек) и коэффициента удорожания стоимости педагогической услуги в зависимости от деления классов на группы (с) (при изучении иностранного языка, уроков физкультуры и др.) обусловлено тем, что расчет нормативов произведен исходя из показателей для очной формы обучения с последующим применением коэффициентов для семейного образования, самообразования, экстерна.

Ссылки образовательного учреждения на нарушение порядка опубликования нормативных правовых актов, которыми утверждены коэффициенты m и с, в предмет рассмотрения по настоящему делу не входят. Вместе с тем, судом проверена правильность их расчета, проведенного на основании количества учебных часов по учебному плану, данных статистической отчетности. Доводов о несогласии с указанными расчетами ни административное исковое заявление, ни апелляционная жалоба не содержат.

Что касается понижающего коэффициента удорожания стоимости педагогической услуги в зависимости от специфики образовательной организации с учетом направленности образовательных программ (i), использованного в расчете расходов на оплату труда с начислениями педагогических работников, а также коэффициента на одного обучающегося по формам обучения (z), использованного в расчете расходов на оплату труда с начислениями административно-управленческого, учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала, которые рассчитаны исходя из отношения количества часов в год по формам семейного образования, самообразования, экстерна, к количеству часов в год для обучающегося по очной форме обучения, судебная коллегия приходит к следующему.

Из представленных расчетов усматривается, что количество часов в год по формам семейного образования, самообразования, экстерна, использованное для исчисления названных коэффициентов, было определено в соответствии количеством часов (трудоемкости) работы по заочной форме обучения - 135 учебных часов в год для основного общего образования, 126 (по государственному стандарту) и 143 (по федеральному государственному стандарту) учебных часов в год для среднего общего образования.

Как правильно установлено судом первой инстанции, в соответствии с положениями статей 17, 33, 34 Закона об образовании трудозатраты образовательной организации по формам семейного образования, самообразования, экстерна, сопоставимы с трудозатратами по заочной форме обучения, в связи с этим полагать применение в расчетах количества учебных часов в год по заочной форме обучения неприемлемым не имеется.

Расчет размера коэффициентов исходя из количества часов (трудоемкости) работы с экстернами по годовому учебному плану экстерна – 68 учебных часов в год для основного общего образования, 52 учебных часа в год для среднего общего образования, как настаивает административный истец, повлечет снижение размера поименованных показателей и общее снижение размера норматива.

Утверждение административного истца о двойном учете в расчетах формы обучения, вызванного одновременным применением коэффициентов i и z, подлежит отклонению как необоснованное, поскольку данные коэффициенты применены к разным составляющим, включенным в норматив, i - для расчета расходов на оплату труда с начислениями педагогических работников, z – для расчета расходов на оплату труда с начислениями административно-управленческого, учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала.

Не может быть принят во внимание и довод образовательной организации о недопустимости снижения норматива, необходимости его ежегодного увеличения с учетом уровня инфляции, поскольку согласно пунктам 2.2, 5.2 Модельной методики введения нормативного подушевого финансирования реализации государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного общего образования, рекомендованного письмом Министерства образования Российской Федерации от 13 сентября 2006 года № АФ-213/03, названное касается пересмотра величины установленного норматива на последующие периоды.

В данном случае нормативы обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях в муниципальных общеобразовательных организациях определены уполномоченным органом расчетным способом, что делает неприемлемым применение показателей нормативов предыдущего периода, индекса потребительских цен.

Пунктом 1.9 Методических рекомендаций по определению нормативов бюджетного финансирования основных общеобразовательных программ, рекомендованных письмом Министерства образования Российской Федерации от 29 июня 2006 года № АФ-157/02, предусмотрена возможность установления региональных коэффициентов удорожания, отражающих введенные регионом дополнительные ставки заработной платы, региональные надбавки/доплаты и направленных на недопущение снижения финансирования образовательных учреждений и ухудшения условий предоставления образовательной услуги, что отношения к оспариваемой части нормативно-правового акта не имеет.

Заложенные в основу расчетов ставки заработной платы работников образовательных учреждений соответствуют уровню средней заработной платы во Владимирской области, что административным истцом не оспаривалось.

Проанализировав приведенные положения федерального законодательства в их системной взаимосвязи, подробно изучив порядок расчета и применения каждого из коэффициентов, суд пришел к верному выводу об отсутствии оснований для признания нормативного правового акта в оспариваемой части не действующим, оснований не согласиться с которым судебная коллегия не усматривает.

С учетом изложенного принятое по делу решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении административного иска следует признать законным и обоснованным, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для его отмены не установлено.

Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Владимирского областного суда от 28 октября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального автономного вечернего (сменного) общеобразовательного учреждения города Владимира «Открытая (сменная) общеобразовательная школа №8» - без удовлетворения.

Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий

Судьи