НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 08.10.2020 № 66А-4338/20

Дело №66а-4338/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Москва 8 октября 2020 года

Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Овсянкиной Н.В.,

судей Жудова Н.В. и Селиверстовой И.В.,

при секретаре - помощнике судьи Ловчиковой Е.А., секретаре Кузьминой К.М.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 3а-209/2020 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Фореста» о признании недействующим в части решения Совета депутатов Одинцовского муниципального района от 13.11.2009 г. №9/39 «Об утверждении паспорта особо охраняемой природной территории местного значения – природного резервата «Масловская лесная дача», по апелляционной жалобе Совета депутатов Одинцовского городского округа Московской области и администрации Одинцовского городского округа Московской области на решение Московского областного суда от 19 мая 2020 года, которым административное исковое заявление удовлетворено частично.

Заслушав доклад судьи судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции Жудова Н.В., объяснения представителя административного ответчика Совета депутатов Одинцовского городского округа Московской области и заинтересованного лица администрации Одинцовского городского округа Московской области Марышева М.В., поддержавшего апелляционную жалобу, представителей административного истца ООО «Фореста» Каинова Р.В., Федоринова А.А., представителя заинтересованного лица ТУ Росимущества в Московской области Омарова М.С., возражавших по жалобе, заключение прокурора Лазаревой Е.И. о частичной отмене решения суда,

установила:

ООО «Фореста» обратилось в суд с административным иском, уточнив который, просило признать не действующими с 16 марта 2011 года решение Совета депутатов Одинцовского муниципального района от 13.11.2009 г. №9/39 «Об утверждении паспорта особо охраняемой природной территории местного значения – природного резервата «Масловская лесная дача», пункты 3 и 5 утвержденного данным решением Паспорта особо охраняемой природной территории местного значения – природного резервата «Масловская лесная дача» (далее – ООПТ) в части включения в границы названной ООПТ принадлежащего им земельного участка с кадастровым номером 50:20:0050330:1125. В обоснование заявленных требований хозяйственное общество сослалось на то, что оспариваемый нормативный правовой акт, которым указанный земельный участок включен в границы природного резервата не соответствует положениям пункта 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации, пункту 8 статьи 2 Федерального закона от 14.03.1995 г. №33–ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», допускающих создание ООПТ местного значения только на муниципальных землях. Оспариваемое решение нарушает права административного истца по использованию земельного участка в соответствии с его видом разрешенного использования, начиная с 16 марта 2011 года, то есть с даты возникновения на земельный участок права аренды.

Решением Московского областного суда от 19 мая 2020 года административный иск удовлетворен частично. Судом постановлено признать не действующими с момента вступления решения суда в законную силу:

решение Совета депутатов Одинцовского муниципального района от 13.11.2009 г. №9/39 «Об утверждении паспорта особо охраняемой природной территории местного значения – природного резервата «Масловская лесная дача» в части включения в границы особо охраняемой природной части территории земельного участка с кадастровым номером площадью 0,0002 кв.м. в границах и координатах: Х 46882.0827, 46882.0800, 46882.0559, 46882.0827; Y 2160166.7104, 2160166.7100, 2160166.8906, 2160166.7104;

пункт 3 паспорта особо охраняемой природной территории местного значения – природного резервата «Масловская лесная дача» в части определения местонахождения объекта, представленного 88 лесным кварталом Звенигородского лесничества, и пункт 5 паспорта в части включения в границы резервата лесного квартала 88 Звенигородского лесничества.

В остальной части административного иска отказано.

В апелляционной жалобе Совет депутатов Одинцовского городского округа Московской области и администрация Одинцовского городского округа Московской области, ссылаясь на то, что наложение земельного участка на границы ООПТ находится в пределах допустимой погрешности, просят отменить решение суда и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного иска в полном объеме.

Относительно изложенных в апелляционной жалобе доводов, административным истцом и прокурором прокуратуры Московской области, представлены письменные возражения.

Заинтересованные лица Правительство Московской области, Комитет лесного хозяйства Московской области, Министерство экологии и природопользования Московской области в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Выслушав участников процесса, проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции приходит к следующему.

Отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния, экологического воспитания населения регулирует Федеральный закон от 14 марта 1995 г. №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях».

Законодательство Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях основывается на соответствующих положениях Конституции Российской Федерации и состоит из указанного федерального закона, принимаемых в соответствии с ним других законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

С учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий в статье 2 названного федерального закона различаются категории данных территорий. Законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться и иные категории особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения (пункт 3 этой же статьи).

В соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 3 Закона Московской области 23 июля 2003 года N 96/2003-ОЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (в редакции, действовавшей на дату принятия оспариваемого решения), в Московской области могут организовываться следующие категории особо охраняемых природных территорий местного значения:

а) лечебно-оздоровительные местности и курорты;

б) особо охраняемые водные объекты.

Правительство Московской области и органы местного самоуправления муниципальных образований Московской области могут устанавливать и иные категории особо охраняемых природных территорий.

Органы местного самоуправления муниципальных образований Московской области разрабатывают и утверждают положения (паспорта) особо охраняемых природных территорий местного значения (статья 8 Закона Московской области 23 июля 2003 года N 96/2003-ОЗ).

Согласно пункту 8 статьи 2 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» (в редакции Федерального закона от 28.12.2013 №406-ФЗ) органы местного самоуправления создают особо охраняемые природные территории местного значения на земельных участках, находящихся в собственности соответствующего муниципального образования.

В силу пункта 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации, органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Как следует из материалов дела, 24 июня 2010 года между Управлением лесного хозяйства по Московской области и г.Москва (арендодатель) и ООО «Кремлевские Горки» (арендатор) был заключен договор аренды лесного участка №50-1413С-04-06-0602, в соответствии с которым указанному арендатору передан в аренду образованный 1 апреля 2008 года участок земли с кадастровым номером , площадью 26,0 га, относящийся к землям лесного фонда, с видом разрешенного использования – осуществление рекреационной деятельности, расположенный: <адрес> (т.1 л.д.37-51).

13 ноября 2009 года Советом депутатов Одинцовского муниципального района принято решение №9/39 «Об утверждении паспорта особо охраняемой природной территории местного значения – природного резервата «Масловская лесная дача» которым утвержден Паспорт особо охраняемой природной территории местного значения – природного резервата «Масловская лесная дача» (т.2 л.д.79-93).

Суд первой инстанции правильно исходил из того, что данное решение принято уполномоченным органом в установленной форме и вопреки доводам административного истца, повторенным в своих возражениях, официально опубликовано в Вестнике Одинцовского муниципального района Московской области №9/2009, являющегося в соответствии с решением Совета депутатов от 7 апреля 2006 года №16/7 печатным средством массовой информации, предназначенным для опубликования муниципальных правовых актов (т.2 л.д.104).

Пунктом 3 Паспорта в частности определено, что ООПТ располагается в Одинцовском районе Московской области в окрестностях населенных пунктов Ларюшино сельского поселения Ершовское, Николина Гора и Маслово сельского поселения Успенское и представлено в том числе лесным кварталом №88.

В свою очередь пунктом 5 Паспорта предусмотрено, что территория природного резервата состоит из 3-х участков. При этом в участок 3 входит лесной квартал Звенигородского лесхоза №88.

Установлено, что впоследствии права арендатора, находящегося в собственности Российской Федерации земельного участка, по договору от 24 июня 2010 года переданы ООО «Фореста» на основании договора переуступки прав и обязанностей от 16 марта 2011 года (т.1 л.д.52-57).

В дальнейшем, согласно постановлению Правительства Московской области от 19 декабря 2011 года №1594/52, земельный участок с кадастровым номером включен в границы д.Маслово сельского поселения Успенского Одинцовского муниципального района с категорией земель: земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования: для осуществления рекреационной деятельности (т.1 л.д.69, 211-220).

В связи с этим, 14 мая 2012 года между ООО «Фореста», Управлением лесного хозяйства по Московской области и г.Москва и ТУ Росимущества в Московской области заключено дополнительное соглашение к упомянутому договору аренды о замене стороны в договоре - арендодателя на ТУ Росимущества в Московской области (т.1 л.д.58-63).

Как следует из материалов дела, решением Совета депутатов Одинцовского муниципального района Московской области от 14.12.2017 г. №5/35 в целях уточнения границ особо охраняемой природной территории местного значения – природного резервата «Масловская лесная дача», в Паспорт ООПТ были внесены изменения. Так, Паспорт указанной ООПТ был дополнен приложением , содержащим в числе прочего описание границ названной территории, где спорный земельный участок обозначен уже за ее пределами (т.1 л.д.153-155).

В соответствии с заключением филиала ФГБУ «Рослесинфорг»- «Центрлеспроект» от 7 мая 2020 года №13/286, при сопоставлении границ земельного участка, установленных по представленным координатам, с рабочими планово-картографическими материалами лесоустройства Звенигородского лесничества 2015 года, определяющими границы земель лесного фонда Звенигородского лесничества, установлено, что земельный участок с кадастровым номером , примыкает к кварталам 79,80,81,87,89 Звенигородского лесничества и не входит в состав земель лесного фонда (т.4 л.д.191-196).

Таким образом, имеющиеся в деле документы свидетельствуют об изменении административным ответчиком правового регулирования в части описания границ ООПТ, откуда земельный участок с кадастровым номером в настоящее время исключен.

Согласно разъяснению, данному в пункте 35 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. №50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», проверяя содержание оспариваемого акта или его части, необходимо также выяснять, является ли оно определенным. Если оспариваемый акт или его часть вызывают неоднозначное толкование, оспариваемый акт в такой редакции признается не действующим полностью или в части с указанием мотивов принятого решения.

Учитывая изложенные обстоятельства, основываясь на данных разъяснениях и принимая во внимание, что юридико-технических изменений пункты 3 и 5 Паспорта ООПТ после принятия решения Совета депутатов Одинцовского муниципального района Московской области от 14.12.2017 г. №5/35 фактически не претерпели, продолжая применяться, как это видно из дела, в первоначальной редакции, что вызывает неопределенность и неясность в применении оспариваемых нормативных положений, судебная коллегия соглашается с правильным по существу выводом суда первой инстанции о признании их не действующими в части включения в границы резервата лесного квартала 88.

Выводы суда применительно к этой части решения в апелляционной жалобе не оспариваются.

В то же время, при разрешении административного спора, судом первой инстанции на основании представленных административным истцом заключений кадастрового инженера ООО «Компания «КОР» было установлено, что границы арендуемого ООО «Фореста» земельного участка налагаются на границы ООПТ на площади 0, 0002 кв.м. в следующих границах и координатах: Х 46882.0827, 46882.0800, 46882.0559, 46882.0827; Y 2160166.7104, 2160166.7100, 2160166.8906, 2160166.7104 (т.2 л.д.34, 36, т.4 л.д.44).

Согласно пункту 6 Приказа Минэкономразвития России от 01.03.2016 № 90 «Об утверждении требований к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, требований к точности и методам определения координат характерных точек контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке, а также требований к определению площади здания, сооружения и помещения» значения точности определения координат характерных точек границ земельных участков, отнесенных к землям населенных пунктов, должна составлять не более 0,10 метров, а к землям особо охраняемых территорий и объектов – 2,5 м.

Таким образом, положение на местности характерных точек границ ООПТ и спорного земельного участка находится, вопреки ошибочному выводу суда первой инстанции, в пределах указанной средней квадратической погрешности.

При этом такое допустимое определение координат пространственных точек, влекущее наложение границ (и соответственно площадей участков), исходя из обстоятельств настоящего дела, само по себе не свидетельствует о нарушении административным ответчиком положений пункта 8 статьи 2 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» в редакции от 28.12.2013 г. №406-ФЗ и пункта 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации, запрещающим органам местного самоуправления создавать особо охраняемые природные территории местного значения на земельных участках, кроме как на находящихся в собственности соответствующего муниципального образования.

В этой связи, судебная коллегия считает, что решение суда в части признания недействующим решения Совета депутатов Одинцовского муниципального района от 13.11.2009 г. №9/39 в части включения в границы ООПТ принадлежащего административному истцу земельного участка подлежит отмене, с принятием по делу нового решения об отказе ООО «Фореста» в удовлетворении административного иска в этой части.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Московского областного суда от 19 мая 2020 года о признании недействующим с момента вступления решения суда в законную силу решения Совета депутатов Одинцовского муниципального района от 13.11.2009 г. №9/39 «Об утверждении паспорта особо охраняемой природной территории местного значения – природного резервата «Масловская лесная дача» в части включения в границы особо охраняемой природной части территории земельного участка с кадастровым номером , площадью 0,0002 кв.м., с координатами Х 46882.0827, 46882.0800, 46882.0559, 46882.0827; Y 2160166.7104, 2160166.7100, 2160166.8906, 2160166.7104 – отменить, принять по настоящему делу новое решение об отказе ООО «Фореста» в удовлетворении административного иска в указанной части.

В остальной части решение суда оставить без изменения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий

Судьи