69OS0№-07
Дело №а-2230/2023
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Москва 7 сентября 2023 года
Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего ФИО1,
судей ФИО7 и ФИО2,
при ведении протокола секретарем ФИО3,
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи административное дело № 3а-39/2023 по административному исковому заявлению МУП «Тепло-Сервис» о признании недействующим приказа Главного управления «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области (далее – ГУ РЭК Тверской области) от 25 ноября 2022 года № 365-нп «О внесении изменений в приказ ГУ РЭК Тверской области от 10 декабря 2021 года № 343-нп «О тарифах на тепловую энергию, отпускаемую МУП «Тепло-Сервис» для потребителей Березайского и Выползовского сельских поселений муниципального образования Тверской области Богословский район на 2022 – 2026 годы»,
по апелляционной жалобе ГУ РЭК Тверской области на решение Тверского областного суда от 10 мая 2023 года, которым удовлетворено административное исковое заявление.
Заслушав доклад судьи Первого апелляционного суда общей юрисдикции ФИО7, пояснения представителей ГУ РЭК Тверской области ФИО4 и ФИО5, поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения представителя МУП «Тепло-Сервис» ФИО6, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Вдовичева Ю.В., полагавшего доводы жалобы заслуживающими внимания, а решение суда подлежащим отмене, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
приказом ГУ РЭК <адрес> от 10 декабря 2021 года № 343-нп для МУП «Тепло-Сервис» установлены тарифы на тепловую энергию, отпускаемую для потребителей Березайскогого и Выползовского сельских поселений муниципального образования <адрес> на 2022 – 2026 годы (приложения 1 и 3), также МУП «Тепло-Сервис» определены долгосрочные параметры регулирования тарифов на долгосрочный период регулирования при установлении тарифов с использованием метода индексации на 2022 – 2026 годы (приложения 2 и 4).
Приказ № 343-нп от 10 декабря 2021 года размещен на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru 16 декабря 2021 года.
Приказом ГУ РЭК <адрес> от 25 ноября 2022 года № 365-нп, опубликованным на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru 28 ноября 2022 года, вступившим в силу с 1 декабря 2022 года, в приказ от 10 декабря 2021 года № 343-нп внесены изменения: 1) таблица «Тарифы на тепловую энергию, отпускаемую МУП «Тепло-Сервис», для потребителей Березайского сельского поселения муниципального образования <адрес> на 2022 - 2026 годы» приложения 1 изложена в новой редакции (приложение 1); 2) таблица «Тарифы на тепловую энергию, отпускаемую МУП «Тепло-Сервис», для потребителей поселка <адрес> образования <адрес> на 2022 - 2026 годы» приложения 3 изложена в новой редакции (приложение 2).
МУП «Тепло-Сервис» обратилось в суд с настоящим иском, в котором просило признать недействующим приказ от ДД.ММ.ГГГГ№-нп, возложить на ГУ РЭК <адрес> обязанность принять заменяющий нормативный правовой акт с учетом включения в необходимую валовую выручку (далее – НВВ) экономически обоснованных расходов предприятия по статье затрат «Выпадающие доходы» в 2023 году для потребителей <адрес> 926, 65 тыс. руб., для потребителей <адрес> 31 374, 41 тыс. руб., установить тариф на тепловую энергию (мощность), теплоноситель для потребителей <адрес> - население равным тарифам прочих потребителей.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что постановлением администрации муниципального образования «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ№ МУП «Тепло-Сервис» определено в качестве единой теплоснабжающей организации в пределах системы теплоснабжения <адрес>.
Предприятие 9 июня 2022 года обратилось в ГУ РЭК <адрес> с заявлениями от 29 апреля 2022 года № 1455 и № 1456 о корректировке тарифов на тепловую энергию по газовым котельным Березайского сельского поселения, поселка Выползово и села Ильятино Выползовского сельского поселения с обосновывающими документами и дополнительными материалами от 11 октября 2022 года № 2201 и 2203, предложив установить на 2023 год экономически обоснованные тарифы, учитывающие затраты на производство тепловой энергии.
Вместе с тем, принятое тарифное решение (от 25 ноября 2022 года приказ № 365-нп), по мнению административного истца, противоречит установленному пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» принципу регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения - обеспечение экономической обоснованности расходов теплоснабжающих и теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии, теплоносителя и достаточности средств для финансирования мероприятий по надежному функционированию и развитию систем теплоснабжения, что приводит к образованию убытков предприятия.
В нарушение пункта 28 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года № 1075, при установлении тарифов орган регулирования не провел экспертизу предложения организации, не учел заявленные затраты по статье «Выпадающие доходы» за 2019, 2020, 2021 годы, указанные предприятием в тарифной заявке согласно пункту 13 Основ ценообразования, не отразил их в заключении.
Кроме того, на момент принятия оспариваемого приказа решением Арбитражного суда Тверской области от 21 января 2022 года по делу № А66-5242/2021 МУП «Тепло-Сервис» признано несостоятельным (банкротом), в отношении него введена процедура конкурсного производства, в связи с чем оно не отвечает установленным пунктом 7 Порядка компенсации выпадающих доходов теплоснабжающий организаций, возникающих в результате установления льготных тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель, утвержденного постановлением Правительства Тверской области от 2 апреля 2013 года № 109-нп, критериям, при соответствии которым теплоснабжающая организация имеет право на компенсацию выпадающих доходов, возникших в результате установления льготных тарифов. Следовательно, установление для потребителей льготных тарифов в случае невозможности возмещения недополученной выручки нарушает права и законные интересы административного истца как теплоснабжающей организации.
Решением Тверского областного суда от 10 мая 2023 года требования административного истца удовлетворены, оспариваемые положения нормативного правового акта признаны не действующими со дня принятия. На ГУ РЭК Тверской области возложена обязанность в течение месяца со дня вступления в силу настоящего решения принять новый нормативный правовой акт, заменяющий признанный недействующим в части приказ.
Не согласившись с постановленным решением, ГУ РЭК Тверской области подана апелляционная жалоба, в которой административный ответчик со ссылкой на незаконность и необоснованность судебного акта, как принятого с нарушением норм материального и процессуального права, просит его отменить.
В обоснование доводов жалобы, а также уточнений к апелляционной жалобе, заявитель указал, что «Выпадающие доходы» за 2019 год в размере 1615, 90 тыс. руб. были заявлены впервые в 2023 году. При этом предприятие должно заявлять выпадающие доходы начиная с периода, следующего за периодом, в котором указанные расходы были понесены, с подтверждением на основании годовой бухгалтерской и статистической отчетности. То есть за 2019 год в 2021 году, за 2020 год – в 2022 году, за 2021 год в 2023 году. С учетом сдерживания роста тарифов орган регулирования не имел возможности включить выпадающие доходы сразу на 3 прошедших периода. При этом выпадающие доходы за 2019 год по Березайскому сельскому поселению в размере 689, 25 тыс. руб. полностью учтены регулятором в 2021 и 2022 году с учетом экономически обоснованной НВВ за 2019 год в размере 9 228, 47 тыс. руб., фактического объема полезного отпуска тепловой энергии в 2019 году – 3922,13 Гкал и размера товарной выручки – 8 539, 21 тыс. руб.
ГУ РЭК Тверской области отмечает, что не наделен полномочиями по расходованию бюджетных средств и соответственно не является распорядителем размеров выделяемых субсидий. Вмесите с тем предприятие не обращалось в Министерство энергетики и ЖКХ Тверской области за компенсацией выпадающих доходов теплоснабжающих организаций, возникающих в результате установления льготных тарифов в период 2019 – 2021 годы, в то время как банкротом признано только 21 января 2022 года.
Апеллянт указывает, что МУП «Тепло-Сервис» обратилось в арбитражный суд с иском к Министерству финансов Тверской области о взыскании 27 269 407, 30 руб. убытков за период с 2019 по 2021 годы, следовательно, права административного истца на компенсацию выпадающих доходов в результате установления льготных тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель не нарушены.
В дополнительной жалобе ГУ РЭК Тверской области обращает внимание на тот факт, что, вопреки доводам административного истца, установление единого экономически обоснованного тарифа без учета его деления для отдельных групп потребителей приведет к нарушению положений статьи 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, не допускающей превышение предельного индекса изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги.
Относительно доводов апелляционной жалобы участвовавшим в деле прокурором представлены возражения.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на нее, заслушав пояснения сторон и заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции установила следующее.
Как следует из материалов дела, МУП «Тепло-Сервис» с 2017 года осуществляет регулируемую деятельность по производству и передаче тепловой энергии в <адрес>. Предприятие эксплуатирует газовые котельные с тепловыми сетями в <адрес> сельского поселения и <адрес> сельского поселения.
Постановлением Администрации муниципального образования «<адрес>» от 18 сентября 2020 года № 133-п МУП «Тепло-Сервис» определено в качестве единой теплоснабжающей организации в пределах системы теплоснабжения <адрес>.
Приказом ГУ РЭК <адрес> от 10 декабря 2021 года № 343-нп установлены тарифы на тепловую энергию, отпускаемую предприятием для потребителей Березайского и Выползовского сельских поселений на долгосрочный период 2022 – 2026 годы.
При установлении тарифов на тепловую энергию на 2021 год МУП «Тепло-Сервис» были заявлены выпадающие доходы за 2019 год по Березайскому сельскому поселению в размере 1 512,34 тыс. руб., учтены регулятором в размере 689, 25 тыс. руб. (396,5 тыс. руб. в 2021 году, 292,75 тыс. руб. в 2022 году и 0 тыс. руб. в 2023 году). По Выползовскому сельскому поселению за 2019 год заявлены в размере 9 885,79 тыс. руб., учтены регулятором в размере 1736, 09 тыс. руб. (294 тыс. руб. в 2021 году, 592,09 тыс. руб. в 2022 году и 850 тыс. руб. в 2023 году).
9 июня 2022 года МУП «Тепло-Сервис» обратилось в ГУ РЭК Тверской области с заявлениями о корректировке тарифов на производство и передачу тепловой энергии по газовым котельным Березайского и Выползовского сельских поселений на расчетный период регулирования 2023 год.
2023 год является вторым годом долгосрочного периода регулирования с 2022 по 2026 годы.
Предприятие просило рассмотреть тариф на теплоснабжение, рассчитанный методом долгосрочной индексации тарифов, в составе НВВ заявлены выпадающие доходы по Березайскому сельскому поселению за 2021 год в размере 75, 51 тыс. руб., а также заявлены выпадающие доходы по Выползовскому сельскому поселению за 2021 год в размере 13 071, 96 тыс. руб.
11 октября 2022 года МУП «Тепло-Сервис» направило в адрес ГУ РЭК Тверской области дополнительные материалы к заявлению о корректировке тарифов на 2023 год в виде пояснительной записки и сводной таблицы экономически обоснованных расходов, понесенных предприятием в 2019 году, сводной таблицы расчетных данных по определению тарифа на теплоэнергию на 2023 год. В рамках данных дополнительных материалов в составе НВВ заявлены выпадающие доходы по Березайскому сельскому поселению за 2019 год в размере 1 615, 90 тыс. руб.
Одновременно МУП «Тепло-Сервис» в адрес ГУ РЭК Тверской области представлены дополнительные материалы к заявлению о корректировке тарифов на 2023 год в виде пояснительной записки и сводной таблицы экономически обоснованных расходов, понесенных предприятием в 2019, 2020, 2021 годах, сводной таблицы расчетных данных по определению тарифа на теплоэнергию на 2023 год. В рамках данных дополнительных материалов в составе НВВ заявлены выпадающие доходы по Выползовскому сельскому поселению, подлежащие учету в составе НВВ на 2023 год в общем размере 32 543, 41 тыс. руб., из них за 2019 год в размере 9 880, 63 тыс. руб., за 2020 год – 10 315, 74 тыс. руб., за 2021 год – 12 347, 04 тыс. руб. (за вычетом 294 тыс. руб., учтенных РЭК в тарифе на 2021 год).
По заявлениям предприятия регулятором открыто дело о корректировке тарифов в сфере теплоснабжения, утвержден метод долгосрочной индексации тарифов, проведена экспертиза представленных организацией тарифных предложений, составлены экспертные заключения и принят оспариваемый приказ от 25 ноября 2022 года № 365-нп. Начало действия данного приказа определено с учетом подпункта 6 пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2022 года с 1 декабря 2022 года.
Проанализировав пункт 1 части 2 статьи 5, пункт 1 части 3 статьи 7 и пункт 6 части 1 статьи 8 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закон о теплоснабжении), пункт 13 Положения о ГУ РЭК Тверской области, утвержденного постановлением Правительства Тверской области от 20 октября 2011 года № 141-пп, суд обоснованно пришел к выводу, что оспариваемый в части нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в установленной форме, с соблюдением процедуры его принятия и введения в действие, и по этим основаниям не оспаривается.
Проверяя приказ ГУ РЭК Тверской области от 25 ноября 2022 года № 365-нп на предмет его соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд первой инстанции установил, что данный акт противоречит иным нормативным правовым актам в сфере государственного регулирования тарифов на теплоснабжение, имеющим большую юридическую силу, а установленные с 1 декабря 2022 года тарифы на 2023 год не соответствуют принципу экономической обоснованности, в связи с чем удовлетворил заявленные требования.
Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции находит данный вывод суда первой инстанции основанным на неверном применении норм материального права.
Государственное регулирование цен на тепловую энергию осуществляется в том числе Законом о теплоснабжении, постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», которым утверждены основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования) и правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Правила регулирования тарифов), методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 года № 760-э (далее - Методические указания № 760-э).
В соответствии со статьями 3 и 7 Закона о теплоснабжении регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения осуществляется, в том числе, в соответствии с принципами соблюдения баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей, обеспечения экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций.
Пунктом 22 Основ ценообразования установлено, что тарифы в сфере теплоснабжения рассчитываются на основании НВВ регулируемой организации, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования.
НВВ признается экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимый регулируемой организации для осуществления регулируемого вида деятельности в течение расчетного периода регулирования (пункт 2 Основ ценообразования).
Установление тарифов методом индексации тарифов производится органом регулирования посредством анализа, проверки и экспертизы предложений регулируемой организации об установлении цен (тарифов) и материалов, представленных данной организацией в обоснование данных предложений (часть 1 статьи 9 Закона о теплоснабжении, пункты 71 - 75 Основ ценообразования, глава V Методических указаний № 760-э, пункт 28 Правил регулирования тарифов).
В силу пункта 52 Основ ценообразования орган регулирования ежегодно в течение долгосрочного периода регулирования осуществляет корректировку долгосрочного тарифа, ранее установленного на год, следующий за текущим годом, в соответствии с методическими указаниями с учетом отклонения значений параметров регулирования деятельности регулируемой организации за истекший период регулирования от значений таких параметров, учтенных при расчете долгосрочных тарифов, за исключением долгосрочных параметров регулирования.
Пунктом 13 Основ ценообразования предусмотрено, что в случае если регулируемая организация в течение расчетного периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования при установлении для нее регулируемых цен (тарифов), в том числе расходы, связанные с незапланированным органом регулирования при установлении цен (тарифов) для такой регулируемой организации ростом цен на продукцию, потребляемую регулируемой организацией в течение расчетного периода регулирования, то такие расходы, включая расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств, в том числе вызванного осуществлением расчетов за коммунальную услугу по отоплению равномерно в течение календарного года, учитываются органом регулирования при установлении регулируемых цен (тарифов) для такой регулируемой организации начиная с периода, следующего за периодом, в котором указанные расходы были документально подтверждены на основании годовой бухгалтерской и статистической отчетности, но не позднее чем на 3-й расчетный период регулирования, в полном объеме.
Аналогичные положения предусмотрены абзацем пятым пункта 12 Методических указаний № 760.
Соглашаясь с доводами административного истца о необоснованном отказе в учете затрат по статье «выпадающие доходы» за 2019 - 2021 годы, суд первой инстанции исходил из того, что в нарушение пунктов 28, 29, 30, 31 и 32 Правил регулирования тарифов и пунктов 15, 16, 18 и 22 Регламента открытия дел об установлении регулируемых цен (тарифов) и отмене регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, утвержденного приказом ФСТ России от 7 июня 2013 года № 163, в экспертном заключении на 2023 год не был произведен анализ экономической обоснованности заявленных предприятием затрат по статье «Выпадающие доходы», заявленные расходы не были учтены в составе НВВ, обстоятельств, исключающих возможность принятия к учету данных расходов, в экспертном заключении не приведено.
Судебная коллегия не может согласиться с такой позицией суда первой инстанции исходя из следующего.
Несмотря на отсутствие соответствующего обоснования тарифного решения в экспертном заключении регулятора, тарифное решение не подлежит признанию недействующим по формальным основаниям и в указанной части подлежит проверке судом с точки зрения его противоречия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а также с учетом распределения бремени доказывания.
МУП «Тепло-Сервис» заявляя о взыскании недополученных доходов при установлении тарифов на тепловую энергию для потребителей Березайского сельского поселения, ссылалось на то, что на 2019 год предприятию установлена НВВ в размере 7 689,50 тыс. руб. Фактические затраты же, пересчитанные на фактический объем, составили 9 870, 32 тыс. руб.
С учетом принятого решения Бологовского городского суда Тверской области от 9 июня 2021 года по делу УИД №, которым МУП «Тепло-Сервис» обязано внести изменения в положение об оплате труда на предприятии и штатное расписание в части применения ставки рабочего первого разряда для начисления заработной платы работникам согласно нормам ОТС в ЖКХ с 1 января 2021 года в сумме 11 154 руб., а также изменения цен на поставку товаров и услуг в соответствии с закупочной документацией, затраты по таким статьям расходов, как: расходы на топливо, электроэнергия, расходы на воду, расходы на приобретение сырья и материалов, оплата труда основных производственных рабочих, отчисления на социальные нужды, расходы на содержание оборудования, цеховые расходы, общехозяйственные расходы, прочие расходы (расходы на услуги по ЕРКЦ) составили больше, чем учтено органом регулирования в составе НВВ.
ГУ РЭК Тверской области выпадающие доходы предприятия на 2023 год не были учтены.
Пунктом 63 Основ ценообразования предусмотрено, что в случае если регулируемая организация ранее понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования при установлении для нее регулируемых цен (тарифов), в том числе расходы, связанные с не запланированным органом регулирования при установлении цен (тарифов) для такой регулируемой организации ростом цен на продукцию, потребляемую регулируемой организацией в течение расчетного периода регулирования, то такие расходы, включая расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств, учитываются органом регулирования в составе неподконтрольных расходов в объеме, подтвержденном на основании годовой бухгалтерской и статистической отчетности.
НВВ, принимаемая к расчету при установлении тарифов на очередной i-й год долгосрочного периода регулирования, согласно пункту 51 Методических указаний № 760-э, определяется в (i-1)-м году с учетом отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов по установленной формуле.
Согласно положениям пункта 49 Методических указаний № 760-э, в целях корректировки долгосрочного тарифа в соответствии с пунктом 52 Основ ценообразования орган регулирования ежегодно уточняет плановую НВВ на каждый i-й год до конца долгосрочного периода регулирования с использованием уточненных значений прогнозных параметров регулирования (далее в настоящей главе - скорректированная плановая НВВ).
В качестве показателя предусмотрена корректировка НВВ по результатам предшествующих расчетных периодов регулирования, учтенная в соответствии с пунктом 12 Методических указаний № 760-э.
В соответствии с пунктом 52 Методических указаний №760-э размер корректировки НВВ, осуществляемой с целью учета отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов, рассчитывается с применением данных за последний расчетный период регулирования, по которому имеются фактические значения, по формуле:
, где:
- фактическая величина необходимой валовой выручки в (i-2)-м году, определяемая на основе фактических значений параметров расчета тарифов взамен прогнозных, в том числе с учетом фактического объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг), определяемая в соответствии с пунктом 55 Методических указаний;
- выручка от реализации товаров (услуг) по регулируемому виду деятельности в (i-2)-м году, определяемая исходя из фактического объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) в (i-2)-м году и тарифов, установленных в соответствии с главой IX Методических указаний на (i-2)-й год, без учета уровня собираемости платежей.
Положениями пункта 12 Методических указаний установлено, что если регулируемая организация в течение расчетного периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования при установлении для нее регулируемых цен (тарифов), то такие расходы учитываются органом регулирования при установлении регулируемых цен (тарифов) для такой регулируемой организации начиная с периода, следующего за периодом, в котором указанные расходы были документально подтверждены на основании годовой бухгалтерской и статистической отчетности, но не позднее чем на 3-й расчетный период регулирования, в полном объеме.
Анализ и расчет расходов и доходов за i-2 год в соответствии с пунктами 12, 52 Методических указаний № 760-э должны проводиться в году i-1 и отражаться органом регулирования в экспертном заключении в соответствии с требованиями пункта 29 Правил регулирования тарифов. Также экспертное заключение должно содержать период учета экономически обоснованных/необоснованных расходов/доходов.
Поскольку выпадающие доходы за 2019 год должны были быть заявлены МУП «Тепло-Сервис» в орган регулирования при установлении тарифов на тепловую энергию на 2021 год в соответствии с требованиями пункта 63 Основ ценообразования и Методических указаний № 760-э, постольку орган регулирования правомерно не учел в составе НВВ заявленные выпадающие доходы за 2019 год при установлении тарифов на тепловую энергию для потребителей Березайского сельского поселения на 2023 год.
При этом судебная коллегия учитывает, что при установлении тарифов на тепловую энергию для потребителей Березайского сельского поселения на 2021 год в рамках первого долгосрочного периода регулирования 2019 – 2021 годов органом регулирования были изучены и оценены материалы по выпадающим доходам за 2019 год. По результатам расчета выпадающих доходов органом регулирования учтены выпадающие доходы за 2019 год в размере 689,25 тыс. руб., путем учета их в составе НВВ на 2021 и 2022 годы.
Учитывая требования действующего законодательства, оценка экономической обоснованности заявляемых обществом выпадающих доходов за 2019 год дана регулирующим органом при установлении тарифов на 2021 год. В связи с чем у органа регулирования отсутствовали правовые основания для учета в НВВ на 2023 год заявленных административным истцом сумм выпадающих доходов за 2019 год.
В отношении недополученных доходов при установлении тарифов на тепловую энергию для потребителей Выползовского сельского поселения МУП «Тепло-Сервис» указало на то, что на 2019 год предприятию установлена НВВ в размере 16 835, 21 тыс. руб. Фактические затраты же, пересчитанные на фактический объем, составили 11 437, 11 тыс. руб.
С учетом принятого решения Бологовского городского суда Тверской области от 9 июня 2021 года по делу УИД 69RS0004-01-2021-000483-91, которым МУП «Тепло-Сервис» обязано внести изменения в положение об оплате труда на предприятии и штатное расписание в части применения ставки рабочего первого разряда для начисления заработной платы работникам согласно нормам ОТС в ЖКХ с 1 января 2021 года в сумме 11 154 руб., а также изменения цен на поставку товаров и услуг в соответствии с закупочной документацией, затраты в 2019 году по таким статьям расходов, как: расходы на топливо, электроэнергия, расходы на приобретение сырья и материалов, оплата труда основных производственных рабочих, отчисления на социальные нужды, расходы на содержание оборудования, цеховые расходы, общехозяйственные расходы, прочие расходы (расходы на услуги по ЕРКЦ) составили больше, чем учтено органом регулирования в составе НВВ.
Относительно выпадающих доходов при установлении тарифов на тепловую энергию для потребителей Выползского сельского поселения МУП «Тепло-Сервис» указало на то, что на 2020 год предприятию установлена НВВ в размере 16 111, 08 тыс. руб. Фактические затраты, пересчитанные на фактический объем, составили 10 315, 74 тыс. руб.
Ссылаясь на нормативные документы, приказы, распоряжения, договоры, штатное расписание, производственную программу, декларации, расчеты, счета-фактуры, акты выполненных работ и прочее, ранее представленные в ГУ РЭК Тверской области за 1 полугодие 2020 года – 31 июля 2021 года, за 2020 год – 26 апреля 2021 года, предприятие указало на превышение фактических затрат за 2020 год над учтенными органом регулирования при установлении для него регулируемых тарифов по таким статьям расходов, как: расходы на топливо, электроэнергия, расходы на воду, расходы на приобретение сырья и материалов, оплата труда основных производственных рабочих, отчисления на социальные нужды, расходы на содержание оборудования, цеховые расходы, общехозяйственные расходы, прочие расходы (расходы на услуги по ЕРКЦ).
Судебная коллегия отмечает, что выпадающие доходы (экономически обоснованные расходы) за 2019 и 2020 годы должны были быть заявлены МУП «Тепло-Сервис» в орган регулирования при установлении тарифов на тепловую энергию соответственно на 2021 год и на 2022 год в силу требований пункта 63 Основ ценообразования и Методических указаний № 760-э.
При установлении тарифов на тепловую энергию для потребителей Выползовского сельского поселения на 2021 год в рамках первого долгосрочного периода регулирования 2019 – 2021 годы органом регулирования были изучены и оценены материалы по выпадающим доходам за 2019 год. По результатам расчета выпадающих доходов органом регулирования учтены выпадающие доходы за 2019 год в размере 1736, 09 тыс. руб., путем включения в состав НВВ на 2021 год, 2022 и 2023 годы выпадающих доходов предыдущих периодов.
При установлении тарифов на 2022 год в рамках второго долгосрочного периода регулирования 2022 – 2026 годов МУП «Тепло-Сервис» о включении выпадающих доходов за 2020 год не заявляло.
Таким образом, требования предприятия о включении в состав НВВ затрат по статье «Выпадающие доходы» за 2019 и 2020 удовлетворению не подлежали. Следовательно, отсутствие в экспертном заключении на 2023 год анализа экономической обоснованности заявленных предприятием затрат не привело к принятию незаконного тарифного решения.
МУП «Тепло-Сервис» при установлении тарифов на 2023 год в рамках второго долгосрочного периода регулирования были заявлены выпадающие доходы и за 2021 год в размере 12 347, 04 тыс. руб. Предприятие исходило из того, что на 2021 год установлена НВВ в размере 16 657, 87 тыс. руб. Фактические затраты, пересчитанные на фактический объем, составили 12 627, 08 тыс. руб.
Ссылаясь на представленную с тарифной заявкой статистическую отчетность за 2021 год, предприятие указало на превышение фактических затрат за 2021 год над учтенными органом регулирования при установлении для него регулируемых тарифов по таким статьям расходов, как: расходы на топливо, электроэнергия, расходы на воду, расходы на приобретение сырья и материалов, оплата труда основных производственных рабочих, отчисления на социальные нужды, расходы на содержание оборудования, цеховые расходы, общехозяйственные расходы, прочие расходы (расходы на услуги по ЕРКЦ).
Вместе с тем, в нарушение пункта 63 Основ ценообразования, регулируемая организация с тарифной заявкой о корректировке тарифов на 2023 год в материалы тарифного дела кроме годовой бухгалтерской и статистической отчетности по итогам 2021 года не представила документы в объеме, который бы подтверждал экономическую обоснованность заявленной предприятием суммы выпадающих доходов за 2021 год.
При рассмотрении дела в суде первой инстанции представителем административного истца представлен расчет выпадающих доходов за 2021 год, согласно которому к возмещению предприятие просит не 12 347, 04 тыс. руб., а 9 917, 38 тыс. руб.
В ходе рассмотрения дела судом апелляционной инстанции предприятие факт отсутствия обоснования по указанной статье расходов не оспаривало, полагало, что представленных в материалы дела обосновывающих документов достаточно для проверки экономической обоснованности заявленных к учету выпадающих доходов.
Так, представитель административного истца указал, что расходы по статьям затрат «Оплата труда основных производственных рабочих», «Отчисления на социальные нужды» выросли по сравнению с утвержденными на 2021 год в связи с решением Бологовского городского суда Тверской области, принятым 9 июня 2021 года по делу УИД №-91. При этом данное решение в материалы тарифного дела заявителем не представлено, расчет оплаты труда с учетом принятого судебного акта не произведен, при том, что тарифный орган при установлении тарифов на 2021 год учел среднемесячную оплату труда цехового персонала 14 891, 44 руб.
Также в материалы тарифного дела МУП «Тепло-Сервис» не представлены расчеты показателей, проведенные в соответствии с Приказом Минэнерго России от 30 декабря 2008 года № 323 «Об утверждении порядка определения нормативов удельного расхода топлива при производстве электрической и тепловой энергии» для подтверждения экономически обоснованных расходов по статьям затрат «Расходы на топливо», «Электроэнергия», «Вода на технологические цели».
Аналогично не представлено экономическое обоснование и по другим заявленным в составе выпадающих доходов статьям затрат.
Ввиду того, что одним из принципов тарифного регулирования является обеспечение экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности), теплоносителя (пункт 2 части 1 статьи 7 Закона о теплоснабжении), а решения правления (коллегии) органа регулирования тарифов принимаются на основании заявления регулируемой организации об установлении тарифов и необходимых обосновывающих материалов представляемых регулируемой организацией, экспертного заключения органа регулирования тарифов (пункты 16, 17, 25 Правил регулирования тарифов), судебная коллегия не усматривает несоответствия оспариваемых положений нормативного правового акта, иным нормам законодательства, имеющим большую юридическую силу.
Проверяя доводы МУП «Тепло-Сервис» о нарушении прав и законных интересов предприятия установлением оспариваемым приказом льготных тарифов для категории «население», суд пришел к выводу о допущенном регулятором нарушении баланса интересов сторон тарифного регулирования.
Судебная коллегия с указанным выводом суд согласиться не может, исходя из следующего.
Согласно части 14 статьи 10 Закона о теплоснабжении наряду со льготами, установленными федеральными законами в отношении физических лиц, льготные тарифы на тепловую энергию (мощность), теплоноситель устанавливаются при наличии соответствующего закона субъекта Российской Федерации. Законом субъекта Российской Федерации устанавливаются лица, имеющие право на льготы, основания для предоставления льгот и порядок компенсации выпадающих доходов теплоснабжающих организаций.
В реализацию предоставленных полномочий Законом Тверской области от 20 декабря 2012 года № 122-ЗО «Об отдельных вопросах государственного регулирования тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель» предусмотрено, что право на льготы имеет население Тверской области (физические лица, проживающие на территории Тверской области). Основанием для предоставления льгот является принятие уполномоченным областным исполнительным органом государственной власти Тверской области в сфере государственного регулирования цен (тарифов) решения об установлении льготного тарифа на тепловую энергию (мощность), теплоноситель (статья 3).
Льготный тариф устанавливается в случае, если рост размера платы граждан за коммунальные услуги, рассчитанный с учетом экономически обоснованного тарифа на тепловую энергию (мощность), теплоноситель, превышает предельный (максимальный) индекс изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, установленный в соответствии со статьей 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (статья 4).
Порядок определения размера льготного тарифа на тепловую энергию (мощность), теплоноситель устанавливается уполномоченным областным исполнительным органом государственной власти <адрес> в сфере государственного регулирования цен (тарифов).
Согласно статье 5 Закона субъекта, компенсация выпадающих доходов теплоснабжающих организаций, возникающих в результате установления льготных тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель на основании статьи 4 настоящего Закона, осуществляется путем предоставления субсидий теплоснабжающим организациям за счет средств областного бюджета <адрес> в соответствии с порядком, определяемом Правительством Тверской области.
Частью 1 статьи 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что не допускается повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях, утвержденных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
Принципы и порядок расчета, утверждения и применения предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях определены Основами формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 года № 400.
Как следует из позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 29 марта 2011 года № 2-П, введение предельных уровней тарифов направлено на противодействие монополизации и недобросовестной конкуренции, выступает государственной гарантией доступности поставляемых ресурсов для потребителей, прежде всего для населения, препятствует экономически не обоснованному росту тарифов, предполагает возможность установления льготных тарифов и тем самым призвано не допустить резкого ухудшения социального положения граждан.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2022 года № 2053 «Об особенностях индексации регулируемых цен (тарифов) с 1 декабря 2022 года по 31 декабря 2023 года и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» установлены индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги по субъектам Российской Федерации на декабрь 2022 года в размере 9%.
В то же время, постановлением Губернатора Тверской области от 29 декабря 2018 года № 130-пг утверждены предельные (максимальные) индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Тверской области на 2019 - 2023 годы, для Березайского и Выползского сельских поселений – 2%.
Как следует из правовой позиции ГУ РЭК Тверской области рост размера платы граждан за тепловую энергию, рассчитанный с учетом экономически обоснованного тарифа на тепловую энергию (мощность), теплоноситель, с учетом роста платы за иные коммунальные услуги превышает предельный (максимальный) индекс изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, установленный в соответствии со статьей 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, что послужило основанием для установления для населения льготных тарифов.
Указанные обстоятельства подтверждаются представленными в суд апелляционной инстанции расчетами, и безусловно заслуживают внимания.
При этом судебная коллегия принимает во внимание, что предельный индекс не ограничивает рост тарифов на отдельные коммунальные услуги, а применяется к совокупному платежу за все коммунальные услуги (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление).
Вместе с тем действующим законодательством предусмотрена возможность предоставления мер дополнительной социальной поддержки за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, направленных на получение потребителями компенсаций ввиду увеличения размера платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов изменения ее размера, что соответствует принципу соблюдения баланса экономических интересов ресурсоснабжающих организаций и интересов потребителей.
При указанных обстоятельствах, установление оспариваемым приказом льготных тарифов для категории «население» соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, отвечает принципу соблюдения баланса интересов сторон.
По предложению организации необходимая валовая выручка в 2023 году должна составить по Березайскому сельскому поселению 10 148, 79 тыс. руб. при тарифе 2426, 72 руб./Гкал., рост тарифа предполагается на 115,40% по отношению к действующему тарифу во втором полугодии 2022 года. По Выползовскому сельскому поселению в 2023 года предприятием предложена НВВ 28 686, 45 тыс. руб. при тарифе 4449, 50 руб./Гкал., рост тарифа предполагается на 218,99% по отношению к действующему тарифу во втором полугодии 2022 года. Учитывая необходимость обеспечения доступности коммунальной услуги отопления для населения, ГУ РЭК Тверской области предложено установить тарифы для потребителей в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения (с учетом НДС) одноставочный тариф - 2 510,64 руб./Гкал., население (с учетом НДС) - 2 2292,05 руб./Гкал., по Выползовскому сельскому поселению: одноставочный тариф и тариф для населения (с учетом НДС) - 2 175,31 руб./Гкал.
В связи с установлением оспариваемым приказом льготных тарифов для категории потребителей «население» регулятором утверждена необходимая валовая выручка, одновременно регулятором приведен расчетный размер субсидий на 2023 год по Березайскому сельскому поселению 727, 97 тыс. руб. и по Выползовскому сельскому поселению - 0,0 тыс. руб.
Постановлением Правительства Тверской области от 2 апреля 2013 года № 109-пп утвержден Порядок компенсации выпадающих доходов теплоснабжающих организаций, возникающих в результате установления льготных тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель.
Из пункта 1 названного Порядка следует, что компенсация выпадающих доходов теплоснабжающим организациям, предоставляющим услуги теплоснабжения населению и потребителям, приравненным к населению, осуществляется путем предоставления субсидии.
Условия предоставления субсидии содержатся в пункте 7 Порядка, согласно подпункту «д» которого, в отношении теплоснабжающей организации на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключение соглашения о предоставлении субсидии, не должна быть введена процедура банкротства.
Данное обстоятельство в соответствии с пунктом 17 Порядка является основанием для отказа в предоставлении субсидии.
Решением Арбитражного суда Тверской области от 21 января 2022 года по делу № № МУП «Тепло-Сервис» признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство.
Указанные обстоятельства безусловно препятствуют МУП «Тепло-Сервис» получить субсидию.
Между тем, сам факт наличия выпадающих доходов теплоснабжающей организации, возникающих в результате установления льготных тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель не лишает данную организацию права на их возмещение в следующем периоде регулирования, а в последующем в судебном порядке.
В силу статьи 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Согласно правовой позиции, приведенной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 29 марта 2011 года № 2-П, а также разъяснениям, приведенным в пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 6 декабря 2013 года № 87 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей», если применение мер тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденным тарифом для определенной группы потребителей, например, населения, и утвержденным для другой группы потребителей экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты ресурсоснабжающей организации на производство соответствующего ресурса, предполагается возмещение в таких случаях этой организации понесенных ею экономических потерь. Возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов), поэтому субъектом, обязанным возместить ресурсоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа в размере ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение. При этом данным публично-правовым образованием должна быть установлена компенсация потерь ресурсоснабжающей организации, вызванных межтарифной разницей.
С учетом изложенного, доводы предприятия о нарушении оспариваемым приказом его прав и обязанностей в сфере экономической деятельности является преждевременными.
В соответствии с частью 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Поскольку оспариваемый нормативный правовой акт соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, прав и законных интересов МУП «Тепло-Сервис» не нарушает, оснований для признания его недействующим не имеется.
С учетом изложенного, судебная коллегия считает необходимым апелляционную жалобу ГУ РЭК Тверской области удовлетворить, решение Тверского областного суда от 10 мая 2023 года отменить, постановив новое решение об оставлении административных исковых требований МУП «Тепло-Сервис» без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 309, 310, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционную жалобу Главного Управления «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области - удовлетворить.
Решение Тверского областного суда от 10 мая 2023 года отменить, постановив новое решение об оставлении административных исковых требований МУП «Тепло-Сервис» - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу с момента его вынесения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий: (подпись)
Судьи: (подписи)