НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Пермского краевого суда (Пермский край) от 31.07.2019 № 33-7787-2019

Судья Зубова Е.А.

Дело № 33 – 7787 – 2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего Валуевой Л.Б.,

судей Хасановой В.С., Бабиновой Н.А.,

при секретаре Баскаль В.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Перми 31 июля 2019 года апелляционные жалобы Администрации Косинского муниципального района, Министерства культуры Пермского края на решение Косинского районного суда Пермского края от 14 мая 2019 года, которым постановлено: «Исковые требования прокурора Косинского района в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Возложить на Администрацию Косинского муниципального района и МУ «Отдел культуры и молодежной политики Администрации Косинского муниципального района» обязанность привести среднюю заработную плату работникам учреждений культуры Косинского муниципального района за 2018 год в соответствие с нормативами, установленными распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.11.2012 №2190-р «Об утверждении Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждений на 2012-2018 годы» и распоряжением Правительства Пермского края от 01.03.2013 №58-рп «Об утверждении плана мероприятий «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности сферы культуры в Пермском крае», с учетом установленного Постановлением Главы Косинского муниципального района от 14 ноября 2018 года целевого показателя средней заработной платы работников учреждений культуры Косинского муниципального района в 2018 году - в срок до 01 октября 2019 года».

Заслушав доклад судьи Хасановой В.С., пояснения представителя истца прокурора Пермской краевой прокуратуры Королевой М.В., изучив материалы дела, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Косинского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с указанным иском, с учетом уточнений просил возложить на Администрацию Косинского муниципального района и МУ «Отдел культуры и молодежной политики администрации Косинского муниципального района» обязанность привести среднюю заработную плату работникам учреждений культуры Косинского муниципального района за 2018 год в соответствие с нормативами, установленными распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.11.2012 №2190-р «Об утверждении Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждений на 2012-2018 годы» и распоряжением Правительства Пермского края от 01.03.2013 №58-рп «Об утверждении плана мероприятий «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности сферы культуры в Пермском крае», исходя из установленного Постановлением Главы Косинского муниципального района от 14 ноября 2018 года целевого показателя средней заработной платы работников учреждений культуры Косинского муниципального района в 2018 году 19995,1 руб. и фактического размера средней заработной платы - 19474,7 руб. в срок до 01 октября 2019 года.

В обоснование заявленных требований указал на то, что во исполнение вышеуказанных нормативных правовых актов в рамках обеспечения реализации Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года №597 28 октября 2015 года между администрацией Косинского муниципального района и Министерством культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций Пермского края было заключено Соглашение №СЭД-27-01-51-30 о взаимодействии в сфере культуры, в соответствии с которым муниципалитет взял на себя обязанность по обеспечению достижения целевых показателей развития сферы культуры в Пермском крае, указанных в приложении 1, то есть отношение средней заработной платы работников учреждений культуры к среднемесячной начисленной заработной плате наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячного дохода) к 2018 году должна составлять 100%.

В ходе прокурорской проверки установлено, что по итогам работы за 2018 год средняя заработная плата работников культуры Косинского муниципального района составила 19474,7 руб., при этом целевые показатели заработной платы работников культуры по итогам работы за 2018 год составляют 19995,1 руб..

Указанное свидетельствует о неисполнении со стороны администрации Косинского муниципального района взятых по Соглашению обязательств.

По результатам выявленных нарушений 09 апреля 2018 года в адрес главы Администрации Косинского муниципального района прокурором было внесено представление, однако по результатам рассмотрения представления фактически нарушения не были устранены. Поскольку выявленные нарушения затрагивают интересы граждан, работающих к организациях культуры, круг которых периодически меняется и поэтому является неопределенным, прокурор обратился с указанным иском в суд.

В судебном заседании представитель истца прокурора Косинского района Якимов М.А. поддержал заявленные исковые требования по вышеизложенным основаниям.

Представитель ответчика Администрации Косинского муниципального района по доверенностиМелехина Т.А. с иском не согласилась. Представитель ответчика МУ «Отдел культуры и молодежной политики администрации Косинского муниципального района» руководитель ФИО1 с иском не согласилась.

Представитель третьего лица на стороне ответчика Министерства культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций Пермского края в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, направив в суд возражения на иск, в которых просил отказать в удовлетворении заявленных требований.

Представители третьих лиц на стороне ответчика Администрации Косинского сельского поселения, Левичанского сельского поселения, Светличанского сельского поселения с исковыми требованиями не согласились по тем основаниям, что бюджеты 2018 года полностью освоены.

Представитель третьего лица на стороне ответчика Администрации Чазевского сельского поселения в судебное заседание не явился.

С принятым решением суда не согласны Администрация Косинского муниципального района, Министерство культуры Пермского края.

В апелляционной жалобе ответчик Администрация Косинского муниципального района приводит доводы о несогласии с решением суда, указывает, что при постановлении оспариваемого решения судом неправильно применены нормы материального права, в том числе, не применено законодательство, подлежащее применению и применен закон, не подлежащий применению, просят решение отменить и в удовлетворении требований отказать.

Третье лицо Министерство культуры Пермского края приводит доводы о том, что прокурором выбран неверный способ защиты нарушенного права, дело неподсудно районному суду, поскольку спор не является трудовым, а вытекает из бюджетных правоотношений, иск предъявлен к ненадлежащим ответчикам, поскольку Администрация Косинского муниципального района, Отдел культуры и молодежной политики администрации Косинского района не являются работодателями работников учреждений культуры Косинского района, работники учреждений культуры вправе выйти в суд с самостоятельными требованиями, если полагают, что их права нарушены. Приводят доводы о том, что бюджет Косинского муниципального района на 2017 – 2018 г.г. исполнен, внесение в него изменений невозможно и противоречит нормам Бюджетного кодекса РФ. Исполнение решения суда в 2019 году в рамках дотационного бюджета Косинского района может повлечь неисполнение по иным социально значимым направлениям, решение суда является неисполнимым. В решении суда отсутствует указание на значение средней заработной платы работников, на необходимый объем бюджетных средств, решение влияет на обязанности лиц, не привлеченных к участию в деле, а именно, главных распорядителей бюджета Министерство финансов Пермского края, Министерство культуры РФ.

На апелляционную жалобу поданы письменные возражения прокурора, согласно которым он просит оставить решение суда без изменения.

Ответчики, третьи лица в судебное заседание суда апелляционной инстанции своих представителей не направили, о времени и месте судебного заседания судом апелляционной инстанции извещены надлежащим образом. Судебная коллегия, в соответствии со ст. ст. 167, 327 ГПК РФ, признала возможным рассмотреть дело при данной явке.

Судебная коллегия, заслушав пояснения представителя прокуратуры, изучив материалы дела, проверив доводы апелляционных жалоб, возражений, полагает, что решение суда соответствует нормам действующего законодательства и не подлежит отмене. При этом решение суда проверяется в пределах доводов апелляционных жалоб.

Судом установлено, что в рамках обеспечения исполнения реализации Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года №597, распоряжения Правительства Российской Федерации от 26.11.2012 №2190-р «Об утверждении Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждений на 2012-2018 годы» и распоряжения Правительства Пермского края от 01.03.2013 №58-рп «Об утверждении плана мероприятий «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности сферы культуры в Пермском крае», 28 октября 2015 года между администрацией Косинского муниципального района и Министерством культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций Пермского края было заключено Соглашение №СЭД-27-01-51-30 о взаимодействии в сфере культуры, в соответствии с которым муниципалитет взял на себя обязанность по обеспечению достижения целевых показателей развития сферы культуры в Пермском крае согласно Приложения 1, то есть отношение средней заработной платы работников учреждений культуры к среднемесячной начисленной заработной плате наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячного дохода) к 2018 году должно составлять 100%.

09 февраля 2019 года в прокуратуру Косинского муниципального района обратились работники культуры с вопросом по неисполнению «дорожной карты», игнорированием майских указов Президента РФ.

После проведенной проверки прокурором Косинского района 09 апреля 2018 года в адрес главы Косинского муниципального района внесено представление об устранении нарушений трудового законодательства со ссылкой на то, что целевые показатели средней заработной платы работников культуры не соответствуют взятым на себя Администрацией Косинского муниципального района обязательствам: при целевом показателе в Косинском муниципальном районе 18687 руб. среднемесячная заработная плата в январе 2018 года составила 15431 руб., при целевом показателем 19080,4 руб. в январе-феврале 2018 года – 17255,7 руб.

21 мая 2018 года главой Косинского муниципального района вынесено постановление о создании рабочей группы по разработке мероприятий, направленных на повышение средней заработной платы работникам учреждений культуры Косинского муниципального района в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года №597.

Постановлением Главы Косинского муниципального района от 14 ноября 2018 года установлен целевой показатель средней заработной платы работников учреждений культуры Косинского муниципального района в 2018 году - 19995,1 руб.

Согласно мониторингу средней заработной платы по категориям работников муниципальных учреждений Пермского края по отделу культуры и молодежной политики администрации Косинского муниципального района, начиная с 2016 года муниципалитет обязанность по обеспечению достижения целевых показателей развития сферы культуры в Пермском крае, указанных в приложении 1, исполняет ненадлежащим образом.

Согласно информации о результатах мониторинга выполнения целевого показателя за 2018 год среднемесячный доход от трудовой деятельности в Пермском крае составляет 29817 руб., целевой показатель в Косинском муниципальном районе составляет 67,1% от этой суммы (20007,2 руб.), за 2018 год выполнен лишь на 65,3% (19474,7 руб.).

По статистике по Косинскому муниципальному району следует, что средняя заработная плата работников культуры в Косинском муниципальном районе в 2018 году составила 19474,7 руб., тогда как целевой показатель средней заработной платы работников учреждений культуры Косинского муниципального района в 2018 году составлял 19995,1 руб..

Факт исполнения Администрацией Косинского муниципального района условий Соглашения о взаимодействии от 28 октября 2015 года в части обеспечения достижения целевых показателей развития сферы культуры в Пермском крае согласно Приложения 1 в неполном объеме ответчиками в судебном заседании не оспаривался.

Разрешая спор, суд первой инстанции, дав оценку собранным по делу доказательствам в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, правильно установив обстоятельства дела, правомерно пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований.

С данными выводами суда судебная коллегия согласна, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и требованиям действующего законодательства.

Доводы о том, что дело неподсудно районному суду, поскольку спор не является трудовым, а вытекает из бюджетных правоотношений, иск предъявлен к ненадлежащим ответчикам, поскольку Администрация Косинского муниципального района, Отдел культуры и молодежной политики администрации Косинского района не являются работодателями работников учреждений культуры Косинского района, работники учреждений культуры вправе выйти в суд с самостоятельными требованиями, если полагают, что их права нарушены, судебной коллегией не принимаются, поскольку указанные доводы выводов суда не опровергают и направлены на субъективную оценку имеющихся в деле доказательств и обстоятельств дела и неправильное толкование норм материального права. Данные обстоятельства, равно как и само по себе несогласие с выраженным в решении мнением суда по существу спора, основанием для отмены решения не являются.

Спор касается нарушения трудовых прав работников культуры в части оплаты труда, поэтому обоснованно рассмотрен судом общей юрисдикции. Судом обязанность привести среднюю заработную плату работникам учреждений культуры Косинского муниципального района за 2018 год в соответствие с нормативами, установленными распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.11.2012 №2190-р «Об утверждении Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждений на 2012-2018 годы» и распоряжением Правительства Пермского края от 01.03.2013 №58-рп «Об утверждении плана мероприятий «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности сферы культуры в Пермском крае», обоснованно возложена на Администрацию Косинского муниципального района и МУ «Отдел культуры и молодежной политики Администрации Косинского муниципального района», поскольку вопросами исполнения таких нормативных правовых актов, как распоряжения Правительства Российской Федерации, распоряжения Правительства Пермского края, Постановления Главы Косинского муниципального района занимаются муниципальные органы власти, в данном случае Администрация Косинского муниципального района и МУ «Отдел культуры и молодежной политики Администрации Косинского муниципального района».

Доводы о том, что бюджет Косинского муниципального района на 2017 – 2018 г.г. исполнен, внесение в него изменений невозможно и противоречит нормам Бюджетного кодекса РФ, исполнение решения суда в 2019 году в рамках дотационного бюджета Косинского района может повлечь неисполнение по иным социально значимым направлениям, решение суда является неисполнимым, отмену решения не влекут, поскольку вины работников культуры в том, что средства на выполнение целевого показателя средней заработной платы работников учреждений культуры стали закладываться в бюджет района, начиная лишь с 2019 года, нет, и данное обстоятельство не освобождает ответчиков об обязанности по исполнению Указов Президента Российской Федерации.Судом установлено нарушение прав работников культуры, поскольку согласно мониторингу уровня оплаты труда работников бюджетных учреждений по Косинскому муниципальному району за 2018 года, средняя заработная плата специалистов составила 18683,9 руб., в то время как средняя заработная плата прочего персонала – 19129,9 руб. Данная обстановка в районе неблагоприятно сказывается на сохранении кадрового потенциала, повышении престижности и привлекательности профессий в бюджетной сфере, в частности квалифицированных работников учреждений культуры.

Доводы о нарушении прав главных распорядителей бюджета Министерство финансов Пермского края, Министерство культуры РФ, несостоятельны, поскольку права данных лиц не нарушены, обязанность по исполнению Указов Президента Российской Федерации возложена именно на ответчиков, и они в свою очередь в рамках предоставленных им полномочий вправе, при нехватке средств, обратиться об увеличении объема бюджетных средств при соблюдении установленного порядка.

Таким образом, судом, при рассмотрении дела по существу, верно определены юридически значимые для дела обстоятельства, подробно проанализированы представленные доказательства и им дана надлежащая правовая оценка.

В целом доводы апелляционных жалоб направлены на переоценку исследованных судом доказательств и выводов суда, для чего судебная коллегия оснований не усматривает, выводы суда мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам дела и не противоречат положениям законодательства, регулирующего спорные правоотношения.

Безусловных оснований, предусмотренных ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, которые могли бы повлечь отмену судебного постановления, судебной коллегией не установлено.

Руководствуясь ст.ст. 199, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Косинского районного суда Пермского края от 14 мая 2019 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Администрации Косинского муниципального района, Министерства культуры Пермского края оставить без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: