НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Пермского краевого суда (Пермский край) от 29.08.2018 № 33-9011-2018

Судья Абрамова Л.Л.

Дело № 33-9011-2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе председательствующего Опалевой Т.П.,

судей Лобанова В.В., Хасановой В.С.,

при секретаре Мусулевой Н.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 29 августа 2018 г. гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО1 на заочное решение Дзержинского районного суда г. Перми от 10 мая 2018 г.

Заслушав доклад судьи Опалевой Т.П., объяснения ответчика ФИО1, представителя ответчика ФИО2, ознакомившись с материалами дела, судебная коллегия

у с т а н о в и л а :

Государственное казенное учреждение Служба весового контроля Республики Башкортостан (далее ГКУ СВК Республики Башкортостан) обратилось в суд с иском к ФИО1 о возмещении ущерба в размере 126210 руб. Исковые требования мотивированы следующим: 26 апреля 2015 года при осуществлении весового контроля на 112 км автодороги Уфа – Бирск –Янаул в пункте весового контроля сотрудниками ГИБДД совместно с сотрудниками ГКУ СВК Республики Башкортостан произведено взвешивание транспортного средства: седельного тягача марки КАМАЗ модель ***, регистрационный номер **, с полуприцепом марки МТМ модель ***, регистрационный номер **, находящихся в аренде у ФИО1, под управлением водителя П. По результатам взвешивания был составлен акт N748, которым было зафиксировано превышение допустимых осевых нагрузок транспортного средства, сумма ущерба составила 126210 руб.

Представитель истца в суд не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Ответчик ФИО1 в суд не явилась, представила письменные возражения на иск.

Заочным решением Дзержинского районного суда г. Перми от 10.05.2018 г. с ФИО1 в пользу Государственного казенного учреждения Служба весового контроля Республики Башкортостан взысканы денежные средства в размере 126210 рублей. Этим же решением суда с ФИО1 в доход местного бюджета взыскана государственная пошлина в размере 3724, 20 рублей.

В апелляционной жалобе ответчик ФИО1 просит решение суда первой инстанции отменить, указывает на то, что Распоряжением Правительства Республики Башкортостан № 173-р от 20.02.2015 г., установившим временное ограничение на движение тяжеловесных транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования с 01 по 30 апреля 2015 г., была возложена обязанность на ГКУ Управление дорожного хозяйства Республики Башкортостан обеспечить установку временных дорожных знаков, ограничивающих нагрузки на оси транспортного средства. Однако, истец не представил в суд доказательств того, что такие знаки были установлены. При отсутствии информации о временном ограничении на движение тяжеловесных транспортных средств по автомобильным дорогам регионального значения ответчик не могла быть признана виновной в причинении ущерба.

В материалы гражданского дела истцом представлен протокол об административном правонарушении в отношении водителя П. от 26.04.2015 г., в котором П. выразил несогласие с вменяемым ему правонарушением, предусмотренном ч.5 ст. 12.21 КоАП РФ, при этом часть 5 в указанной статье КоАП РФ отсутствует.

Кроме того, в суд первой инстанции ответчик представляла транспортную накладную, приказы-накладные от 20.04.2015 г., которые свидетельствуют об отсутствии нарушений по нормативной весовой нагрузке автомобиля.

В возражениях на апелляционную жалобу истец ГКУ СВК Республики Башкортостан просит решение суда первой инстанции оставить без изменения.

Судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы.

Согласно ст. 4 Федерального закона 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" на основании и во исполнение федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать нормативные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности.

Так, временные ограничение или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам могут устанавливаться в период возникновения неблагоприятных природно-климатических условий, в случае снижения несущей способности конструктивных элементов автомобильной дороги, ее участков и в иных случаях в целях обеспечения безопасности дорожного движения (статья 30).

Согласно ч. 1 ст. 31 Федерального закона 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями настоящей статьи. Для получения специального разрешения требуется согласование маршрута транспортного средства и возмещение владельцем транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных грузов, вреда, причиняемого таким транспортным средством.

В соответствии с ч. 8 ст. 31 вышеуказанного Федерального закона порядок возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, и порядок определения размера такого вреда устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 16 ноября 2009 года N 934 "О возмещении вреда, причиненного транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации" утверждены Правила возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов (далее - Правила) и в целях компенсации ущерба, наносимого автомобильным транспортом, перевозящим тяжеловесные грузы по автомобильным дорогам, определена плата с владельцев транспортных средств, перевозящих тяжеловесные грузы по дорогам Российской Федерации.

Пунктом 2 Правил предусмотрено, что вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами, подлежит возмещению владельцами транспортных средств.

Согласно п. 5 Правил размер платы в счет возмещения вреда определяется в зависимости от: а) превышения установленных правилами перевозки грузов автомобильным транспортом, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, или решением о временном ограничении движения транспортных средств, принимаемом в порядке, предусмотренном частью 2 статьи 30 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", значений: предельно допустимой массы транспортного средства; предельно допустимых осевых нагрузок транспортного средства; б) размера вреда, определенного соответственно для автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения, частных автомобильных дорог; в) протяженности участков автомобильных дорог федерального значения, участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, участков автомобильных дорог местного значения, участков частных автомобильных дорог, по которым проходит маршрут транспортного средства; г) базового компенсационного индекса текущего года. Размер платы в счет возмещения вреда рассчитывается применительно к каждому участку автомобильной дороги, по которому проходит маршрут транспортного средства, по формуле, приведенной в п. 6 вышеприведенных Правил возмещения вреда.

Из материалов дела следует, что Распоряжением Правительства Республики Башкортостан N 173-р от 20 февраля 2015 года было введено временное ограничение движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования регионального значения Республики Башкортостан с 01 апреля по 30 апреля 2015 года.

26 апреля 2015 года при осуществлении весового контроля на 112 км автодороги Уфа – Бирск –Янаул на пункте весового контроля сотрудниками ГИБДД совместно с сотрудниками ГКУ СВК Республики Башкортостан произведено взвешивание транспортного средства: седельный тягач марки КАМАЗ модель ***, регистрационный номер **, с полуприцепом марки МТМ модель *** регистрационный номер **, под управлением водителя П. Согласно свидетельствам о регистрации транспортного средства на седельный тягач ** на полуприцеп ** транспортные средства принадлежат Х. Арендатором данного транспортного средства являлась ФИО1 на основании договора аренды от 01.04.2015 г.

В ходе проверки выявлено превышение допустимых осевых нагрузок транспортного средства, а также отсутствие специального разрешения на перевозку тяжеловесного груза, предусмотренного ч.1 ст. 31 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ. По результатам взвешивания специалистами пункта весового контроля составлен акт №748 о превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузке на ось от 26.04.2015. В связи с превышением допустимых осевых нагрузок транспортного средства, сумма ущерба, причиненного автомобильным дорогам общего пользования регионального значения Республики Башкортостан, составила согласно акту 126210 руб.

Ответчик не заявляла в суде первой инстанции о том, что водитель транспортного средства ФИО3 не был оповещен о временном ограничении на движение тяжеловесных транспортных средств по автомобильной дороге регионального значения Уфа-Бирск-Янаул ввиду отсутствия на дороге соответствующих дорожных знаков. Истцом ГКУ СВК Республики Башкортостан представлены в суд апелляционной инстанции схемы расстановки дорожных знаков 3.12 и знаков дополнительной информации 8.20.1 и 8.20.2, в том числе на примыканиях и пересечениях автомобильных дорог, с указанием предельно допустимых нагрузок на ось транспортного средства, включая отрезки автомобильной дороги Уфа-Бирск-Янаул, Бураево-Старобалтачево-Куеда, а также акты на установку временных дорожных знаков от 31.03.2015 г., 01.04.2015 г. То есть владельцы и водители транспортных средств были проинформированы о предельно допустимой нагрузке на ось транспортного средства.

Кроме того, во исполнение Распоряжения Правительства Республики Башкортостан от 20.02.2015 г. № 173-р информация о введении временного ограничения движения с 01.04.2015 г. по 30.04.2015 г. была опубликована на официальном интернет-портале правовой информации Республики Башкортостан 27.02.2015 г. Индивидуальный предприниматель ФИО1, профессионально осуществлявшая предпринимательскую деятельность по перевозке грузов, должна была принять меры к получению информации об ограничениях по маршруту движения тяжеловесного груза.

В отношении водителя П. был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.5 ст.12.21.1 КоАП РФ за движение тяжеловесного транспортного средства без специального разрешения с превышением массы транспортного средства или нагрузки на ось транспортного средства, на величину более 20, но не более 50 процентов. Привлечение водителя к административной ответственности, не освобождает владельца транспортного средства от привлечения к гражданско-правовой ответственности за причинение вреда дорогам регионального значения.

Взвешивание транспортного средства производилось на весовом оборудовании (ВА-П-весы – автомобильные электронные портативные) формы ТЕНЗО М, модификация (модель) ВА-20-П, заводской номер №13-34985, данные весы признаны пригодными к применению, их поверка производилась 06 марта 2015 г., что удостоверено свидетельством о поверке, оттиском поверительного клейма на весовом оборудовании.

Доводы ответчика о том, что общая весовая нагрузка автомобиля не превышала установленных нормативов, не могут быть приняты судебной коллегией как основание для отмены решения суда, поскольку для определения факта причинения вреда автомобильным дорогам в период неблагоприятных климатических условий имеет значение не только предельно допустимая масса транспортного средства, но и предельно допустимые осевые нагрузки транспортного средства, установленные в Приложении N 2 к Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 N 272. Превышение нормативно установленных показателей по осевым нагрузкам транспортного средства, даже при соблюдении ограничений по полной массе транспортного средства является основанием для компенсации ущерба, наносимого автомобильным транспортом, перевозящим тяжеловесные грузы, автомобильным дорогам.

Таким образом, при разбирательстве дела судом первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, представленным доказательствам и доводам сторон дана надлежащая оценка. Выводы, к которым пришел суд, в решении мотивированы с учетом установленных обстоятельств и исследованных по делу доказательств. Решение суда основано на нормах закона, подлежащих применению, поэтому обжалуемое решение следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а :

Заочное решение Дзержинского районного суда г. Перми от 10 мая 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: