НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Пермского краевого суда (Пермский край) от 29.06.2020 № 2А-523/20

Дело №2а-523/2020,

33а-4939/2020

судья Баранов Г.А.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Пермь 29 июня 2020 года

Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе председательствующего судьи Чулатаевой С.Г.,

судей Овчинниковой Н.А., Шалагиновой Е.В.,

при секретаре Греховой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Перми дело по апелляционной жалобе Монина Сергея Геннадьевича на решение Березниковского городского суда Пермского края от 25 февраля 2020 года, которым постановлено:

«В удовлетворении исковых требований Монина Сергея Геннадьевича к Межрайонной ИФНС России № 2 по Пермскому краю об обжаловании действий (бездействий) налогового органа – отказать».

Заслушав доклад судьи Чулатаевой С.Г., объяснения представителя административного ответчика – Плотниковой Л.Б., изучив материалы дела, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Монин С.Г. обратился с административным исковым заявлением к Межрайонной ИФНС России № 2 по Пермскому краю, заявив требования о признании незаконным изложенного в письме от 11.10.2019 года отказа в изменении категории транспортного средства и перерасчете транспортного налога в отношении автомобиля УАЗ 220695-04 г.н. **, 2009 года выпуска.

В обоснование иска указано на то, что административный истец как собственник транспортного средства – автомобиля УАЗ 220695-04 г.н. **, 2009 года выпуска, является плательщиком транспортного налога. Истцом производится оплата транспортного налога с учетом налоговой ставки в размере 30 руб. за одну л.с., поскольку транспортное средство с учетом руководства по эксплуатации и категории является легковым автомобилем. При этом, административным ответчиком подлежащий уплате транспортный налог за 2016, 2017, 2018 годы исчислен исходя из ставки 48 руб. за 1 л.с., как для автобуса. Полагая указанный расчет неверным, противоречащим положениям налогового законодательства, истец обратился к Межрайонной ИФНС России № 2 по Пермскому краю с заявлением о перерасчете транспортного налога, изменении категории транспортного средства, данное заявление письмом от 11.10.2019 года оставлено без удовлетворения.

Решением суда в удовлетворении административного иска отказано.

Не согласившись с решением суда, административный истец подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять новое решение, об удовлетворении требования. Указывает на то, что принадлежащий ему автомобиль УАЗ 220695-04 г.н. **, 2009 года выпуска является легковым автомобилем, что отражено в данных о категории транспортного средства в ПТС, категория «В», «спец.пассажирское». Согласно Одобрению транспортного средства на указанный автомобиль – он не предназначен для коммерческой перевозки пассажиров, эксплуатация в качестве транспорта общественного пользования запрещена. Применение судом для определения категории транспортного средства Отраслевой нормали ОН025270-66, Технического регламента таможенного Союза ТР ТС 018/2011, полагает необоснованным, указывает, что принадлежащее ему транспортное средство является легковым автомобилем.

Административный истец в судебное заседание не явился, о рассмотрении жалобы уведомлен.

Представитель административного ответчика доводы, изложенные в возражениях на апелляционную жалобу, поддержала.

На основании части 2 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие неявившегося административного истца.

В силу пункта 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации права на обращение в государственные органы, органы местного самоуправления и к должностным лицам и порядок их рассмотрения регламентированы Федеральным законом от 02.05.2006г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации».

В соответствии с частью 3 статьи 5 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 59-ФЗ) гражданин при рассмотрении его обращения имеет право получать письменный ответ по существу поставленных вопросов либо уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных вопросов.

В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации, статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Согласно статье 3 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом.

Установлено, что в адрес административного истцы как собственника транспортного средства – автомобиля УАЗ 220695-04 г.н. **, категория В, мощность двигателя 112 л.с., Межрайонной ИФНС России № 2 по Пермскому краю направлено налоговое уведомление № 6497107 от 27.06.2019 года, которым произведено начисление транспортного налога в отношении указанного автомобиля за 2018 года, произведен перерасчет транспортного налога за 2016, 2017 года с применением налоговой ставки – 48 рублей (для автобуса).

12.09.2019 года Монин С.Г. обратился к административному ответчику с заявлением о перерасчете транспортного налога, изменении категории транспортного средства, письмом от 11.10.2019 № 17-13/10457 данное заявление оставлено без удовлетворения. 02.12.2019 Монин С.Г. обратился с аналогичным заявлением в Управление Федеральной налоговой службы по Пермскому краю, письмом от 24.12.2019 № 21-11/23396@ данное заявление оставлено без удовлетворения.

Установлено, что ответ на обращение административного истца к Межрайонной ИФНС России № 2 по Пермскому краю был дан административным ответчиком по существу поставленного вопроса, в установленный Федеральным законом от 02.05.2006г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации» срок.

Рассмотрев требования истца суд первой инстанции пришел к выводу о том, что данные Монину С.Г. разъяснения о расчете транспортного налога соответствуют требованиям законодательства, об отсутствии оснований для признания ответа несоответствующим требованиям налогового законодательства.

Судебная коллегия, изучив материалы дела, в том числе ответ заместителя начальника УГИБДД от 29.06.2020 года № 20/2516 на запрос судебной коллегии, полагает, что судом неверно применены нормы материального права, что является основанием для отмены оспариваемого решения.

Транспортный налог на территории Пермского края исчисляется в соответствии с положениями Закона Пермского края от 25.12.2015 № 589-ПК «О транспортном налоге на территории Пермского края и о внесении изменения в Закон Пермской области «О налогообложении в Пермском крае», которым установлены ставки этого налога для легковых автомобилей, автобусов и грузовых автомобилей, размер которых зависит от мощности двигателей и типов транспортных средств, а также количества лет, прошедших с года выпуска транспортного средства.

Указанный закон и Налоговый кодекс Российской Федерации не определяют понятия автобуса и легкового автомобиля для целей налогообложения, поэтому для определения характеристики типа транспортного средства следует руководствоваться общими понятиями, используемыми в других отраслях законодательства (статья 11 Налогового кодекса Российской Федерации).

Так, в соответствии с пунктом 3 статьи 15 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов.

Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 18 мая 1993 года № 477 «О введении паспортов транспортных средств», Правилами регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденными приказом МВД России от 24 ноября 2008 года «О порядке регистрации транспортных средств», определено, что основным документом, действующим на территории Российской Федерации для регистрации транспортных средств и допуска их к эксплуатации и участию в дорожном движении, является паспорт транспортного средства.

В Правилах по проведению работ в системе сертификации механических транспортных средств и прицепов, утвержденных Постановлением Госстандарта РФ от 01 апреля 1998 года № 19, указано, что «одобрением типа транспортного средства» признается соответствующая международной практике форма оценки соответствия типа транспортного средства, а также одноименный документ, оформляемый при положительных результатах оценки соответствия.

Согласно пунктам 26 - 28 Положения о паспортах транспортных средств и шасси транспортных средств, утвержденного Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации № 496, Министерства промышленной энергетики Российской Федерации № 192, Министерства экономического развития Российской Федерации № 134 от 23 июня 2005 года (далее по тексту Положение), в строке 2 паспорта «Марка, модель ТС» указывается условное обозначение транспортного средства, присвоенное в порядке, установленном для изделий автомобильной промышленности, и приведенное в Одобрении либо в регистрационных документах и состоящее, как правило, из присвоенного транспортному средству буквенного, цифрового или смешанного обозначения, независимого от обозначения других транспортных средств; в строке 3 «Наименование (тип ТС)» указывается характеристика транспортного средства, определяемая его конструкторскими особенностями и назначением; в строке 4 «категория ТС (A, B, C, D, прицеп)» указывается категория, которая соответствует классификации транспортных средств, установленной Конвенцией о дорожном движении.

В приложении № 3 к Положению приведена сравнительная таблица категорий транспортных средств по классификации Комитета по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН (КВТ ЕЭК ООН) и по классификации Конвенции о дорожном движении КВТ ЕЭК ООН определена следующая классификация транспортных средств: в том числе, М1 - Механические транспортные средства для перевозки пассажиров, имеющие не менее 4 колес и не более 8 мест для сидения (кроме места водителя), № 1 - Механические транспортные средства для перевозки грузов, максимальная масса которых не более 3,5 тонны, № 2 - Механические транспортные средства для перевозки грузов, максимальная масса которых более 3,5 тонны, но не превышает 12 тонн, М2 - Механические транспортные средства для перевозки пассажиров, имеющие более 8 мест для сидения (кроме места водителя) и максимальная масса которых не более 5 тонн.

Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 877 «О принятии технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (вместе с «ТР ТС 018/2011. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности колесных транспортных средств», определены категории:

2. Категория M - Транспортные средства, имеющие не менее четырех колес и используемые для перевозки пассажиров

2.1. Категория M1 - Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров и имеющие, помимо места водителя, не более восьми мест для сидения - легковые автомобили.

2.2. Автобусы, троллейбусы, специализированные пассажирские транспортные средства и их шасси, в том числе:

Категория M2 - Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, технически допустимая максимальная масса которых не превышает 5 т.

Категория M3 - Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, технически допустимая максимальная масса которых превышает 5 т.

Налоговые органы, определяя налоговую базу и налоговую ставку для исчисления суммы транспортного налога по конкретному транспортному средству, если налогоплательщиком является физическое лицо, должны руководствоваться сведениями, содержащимися в паспорте транспортном средства, которые предоставлены органом, осуществляющим государственную регистрации транспортного средства.

В паспорте транспортного средства УАЗ 220695-04 г.н. ** имеются следующие записи: «марка, модель транспортного средства» - «УАЗ 220695-04», «наименование (тип ТС)» - «специальное пассажирское», «категория ТС (A, B, C, D, прицеп)» - «В», «мощность двигателя, л.с. (кВт)» - «112 (82,5)». Таким образом, категория транспортного средства в соответствии с вышеуказанными документами в паспорте транспортного средства не отражена.

Как следует из ответа ГУ МВД России по Пермскому краю автомобиль УАЗ 220695-04 г.н. ** по классификации КВТ ЕЭК ООН относится к категории транспортных средств «М1», по классификации Конвенции о дорожном движении к категории транспортных средств «В».

Данные о категории транспортного средства также отражены в представленной в материалы дела карточке учета транспортного средства, в котором тип транспортного средства определен как легковой.

При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о том, что приведенные в оспариваемом ответе суждения административного ответчика о том, что принадлежащее истцу транспортное средство по назначению относится к автобусам и при исчислении суммы налога применению подлежала налоговая ставка для автобусов, не может быть признан обоснованным.

Позиция административного ответчика о том, что категория транспортного средства подлежит определению с учетом положений Отраслевой нормали ОН025 270-66 «Классификация и система обозначения автомобильного подвижного состава, а также его агрегатов и узлов, выпускаемых специализированными предприятиями», утв. Минавтопромом СССР 30 июня 1966 года, правомерна, так как понятия и термины, содержащиеся в данном акте, не используются в налоговом законодательстве, указанный акт является недействующим.

В силу вышеуказанных норм законодательства, изложенный в письме от 11.10.2019 года ответ на требование истца о перерасчете транспортного налога в отношении принадлежащего административному ответчику автомобиля за период 2016, 2017, 2018 годов, не соответствует требованиям налогового законодательства. Судебная коллегия полагает, что приведенные в оспариваемом ответе основания для отказа в перерасчете транспортного налога в отношении автомобиля УАЗ 220695-04 г.н. **, не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения иска, наличие данных оснований опровергается материалами дела. Иных оснований для отказа в перерасчете административным ответчиком не приведено.

Таким образом, оспариваемый ответ Межрайонной ИФНС России № 2 по Пермскому краю от 11.10.2019 года не может быть признан законным, решение суда подлежит отмене, с вынесением по делу нового решения об удовлетворении требований административного истца, в том числе в части возложения на ответчика обязанности устранить нарушение прав административного истца путем повторного рассмотрения его обращения.

Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Березниковского городского суда Пермского края от 25 февраля 2020 года отменить, принять по делу новое решение.

Признать незаконным изложенный в письме от 11.10.2019 года № 17-13/10457, отказ Межрайонной ИФНС России № 2 по Пермскому краю в перерасчете величины транспортного налога в отношении транспортного средства УАЗ 220695-04 г.н. **.

Возложить на Межрайонную ИФНС России № 2 по Пермскому краю обязанность повторно рассмотреть обращение Монина Сергея Геннадьевича от 12.09.2019 года о перерасчете транспортного налога.

Председательствующий

Судьи