НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Пермского краевого суда (Пермский край) от 29.04.2013 № 33-4056

Судья - Опря Т.Н.

Дело№ 33-4056

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:

председательствующего Титовца А.А.

судей Заривчацкой Т.А., Лапухиной Е.А.

при секретаре Новгородцевой А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 29 апреля 2013 года дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Мотовилихинского районного суда г.Перми от 08 февраля 2013 года, которым постановлено:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к МУП «***» о взыскании премии за август 2012г. в сумме *** рубля *** копейки, компенсации морального вреда - отказать.

Ознакомившись с материалами дела, заслушав доклад судьи Лапухиной Е.А., пояснения истца ФИО1 и ее представителя ФИО2, возражения представителей ответчика ФИО3, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратилась в суд с иском к МУП «***» о признании незаконным и отмене п. 4.4. Положения об оплате труда и премировании водителей трамваев, троллейбусов на регулярных городских пассажирских маршрутах в части определения процента от индивидуального плана выручки, взыскании премии за август 2012г. в размере *** руб. *** коп., компенсации морального вреда в размере *** руб.

Определением Пермского краевого суда от 05.12.2012 г. отменено определение Мотовилихинского районного суда г.Перми от 30.10.2012г., вопрос разрешен по существу, ФИО1 отказано в принятии искового заявления о признании незаконным и отмене п. 4.4. Положения об оплате труда и премировании водителей трамваев, троллейбусов на регулярных городских пассажирских маршрутах в части определения процента от индивидуального плана выручки.

В обоснование требований истец указала, что является работником трамвайного депо № ** МУП «***» по должности (профессии) водитель трамвая. МУП Приказом от 17.10.2011 № 804 утвердило новое положение «об оплате труда и премировании водителей и кондукторов трамваев и троллейбусов». Приказом № 487 от 22.06.2012 года внесены изменения в пункты 4.4 Положения об оплате труда и премировании водителей и кондукторов трамваев и троллейбусов, которым установлен процент премирования индивидуального месячного плана дохода от кондукторского обслуживания. При получении расчетного листа за август 2012 года, она обнаружила отсутствие части премиальной оплаты в размере *** рубля *** копейки на основании данного Положения. Считает, что данное Положение ухудшает ее условия труда. Данным положением работодатель изменил ее трудовые обязанности, были пересмотрены действующие нормы выработки и оплаты труда следующих категорий работников: водителей трамвая, троллейбуса и кондукторов. Данный пересмотр незаконный, нарушает права и законные интересы работников, а также установленный законодательством РФ порядок введения, замены и пересмотра норм труда, а именно ч. 1 ст. 160 ТК РФ. Применительно к работе водителей и кондукторов троллейбусов и трамваев нормой труда является количество реализованных единоразовых проездных билетов за единицу рабочего времени (рабочую смену, месяц), то есть, количество обслуженных (обилеченных) пассажиров. Нормой п. 5 Постановления Правительства РФ от 11.11.2002 г. № 804 «Об утверждении Правил разработки и утверждения типовых норм труда» определено, что пересмотр типовых норм труда в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, осуществляется в порядке, установленном для их разработки и утверждения. Ч. 2 ст. 160 ТК РФ определяет, что нормы труда могут быть пересмотрены по мере совершенствования или внедрения новой техники, технологии и проведения организационных либо иных мероприятий, обеспечивающих рост производительности труда.... То есть, эти нормы могут быть пересмотрены только при наступлении определённых -обозначенных в данной норме ТК обстоятельств. Ни одного из таких обстоятельств в

производственной деятельности ответчика не произошло. Согласно ст. 162 ТК РФ локальные нормативные акты, предусматривающие введение, замену и пересмотр норм труда, принимаются работодателем с учётом мнения представительного органа работников. О введении новых норм труда работники должны быть извещены не позднее, чем за два месяца. Ни одной из данных нормТК РФ работодателем выполнено не было. Новая норма труда, введённая с 01.01.2012 г. (с изм. От 22.06.2012 года) МУП «***» была установлена с нарушением определённой ст.ст. 160 и 162 ТК РФ процедуры. Кроме этого, изменение норм выработки (норм труда) является изменением условий труда (трудового договора). Согласно ч. 1 ст. 74 ТК РФ условия трудового договора могут быть изменены по инициативе работодателя только в случаях, когда по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда прежние условия
труда не могут быть сохранены. Однако никаких организационных или технологических условий труда в депо не произошло. Согласно ч. 2 данной статьи ТК о предстоящих изменениях определённых сторонами условий трудового договора, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее чем за два месяца... Данные нормы работодателем также были нарушены.   

В судебном заседании истец на удовлетворении исковых требований настаивала.

Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержал.

Представители ответчика в судебном заседании исковые требования не признали.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе истец ФИО1 просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований. В жалобе ссылается на то, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, а исследованные судом обстоятельства не получили должной оценки во всей совокупности, нарушены нормы материального права, что повлекло принятие незаконного решения.

Проверив материалы дела, заслушав пояснения истца ФИО1 и ее представителя ФИО2, возражения представителя ответчика ФИО3, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В соответствии со ст.8 Трудового кодекса РФ, работодатели, за исключением работодателей -физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (далее - локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.

В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, коллективным договором, соглашениями, работодатель при принятии локальных нормативных актов учитывает мнение представительного органа работников (при наличии такого представительного органа).

Коллективным договором, соглашениями может быть предусмотрено принятие локальных нормативных актов по согласованию с представительным органом работников.

Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного статьей 372 настоящего Кодекса порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения.

Согласно ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты ( доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

В силу ст. 135 ТК РФ Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Положениями ст.372 ТК РФ предусмотрено, что работодатель в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, коллективным договором, соглашениями, перед принятием решения направляет проект локального нормативного акта и обоснование по нему в выборный орган первичной профсоюзной организации, представляющий интересы всех или большинства работников.

Судом установлено, что истец работает МУП «***» в должности водителя трамвая на регулярных городских пассажирских маршрутах 7 разряда. Трудовой договор с истицей заключен 22.04.1999г.

Согласно п. 12 Трудового договора работнику установлен: а) должностной оклад, б) премии согласно действующего на предприятии Положения о премированиях, в) другие виды оплат, предусмотренные действующим законодательством и коллективным договором, г) размер оклада, тарифной ставки, а также другие виды оплат в целях защиты от инфляционных процессов подлежат повышению в установленном нормативными актами порядке.

Коллективным договором на 2012-2015г., утвержденным на общей конференции работников предприятия МУП «***» от 19.06.2012г. (протокол № 1) в разделе III установлены следующие положения в части премирования.

Пунктом 3.5 Коллективного договора предусмотрено, что премирование работников производится: по результатам работы за месяц (ежемесячно); за выполнение особо важных заданий и срочных работ, разовых поручений генерального директора, направленных на улучшение производственных показателей (единовременное поощрение); за общие результаты работы по итогам отчетного периода (квартал, полугодие, девять месяцев, год) (единовременные, поощрительные (разовые премии)); за активное участие и весомый вклад в реализацию проектов, разработку, внедрение и выполнение мероприятий, направленных на экономию средств, минимизацию налогообложения, получение прибыли, улучшение производственных показателей; за индивидуальное трудовое соперничество среди водителей и кондукторов трамвайного и троллейбусного депо; в других случаях, имеющих определенное значение для деятельности предприятия.

Порядок и условия премирования устанавливаются локальными нормативными актами предприятия (положениями о премировании, приказами генерального директора о премировании), утвержденными руководителем предприятия, по согласованию с профсоюзным органом, исходя из конкретных задач, стоящих перед предприятием и финансовых возможностей.

Конкретный размер премии, выплачиваемой работнику, определяются в соответствии с его личным вкладом в выполнение задач, стоящих перед предприятием, в пределах средств предусмотренных фондом оплаты труда.

Согласно п.3.6 Коллективного договора, система оплаты труда на предприятии, а также доплаты и надбавки устанавливаются по категориям работников, согласно положению об оплате труда работников МУП «***» и действуют с 01.07.2012г.

Согласно п.5.2 Коллективного договора, выплата премии осуществляется по итогам работы за месяц. Порядок и условия премирования (показатели премирования, условия, при которых работникам по результатам работы за месяц может не выплачиваться или выплачиваться в неполном размере в связи с допущенными нарушениями трудовой, производственной дисциплины и ненадлежащем исполнением работником возложенных на него должностных обязанностей) устанавливаются положениями о премировании, утвержденными руководителем предприятия с учетом мнения выборного профсоюзного органа, исходя из конкретных задач, стоящих перед предприятием.

Конкретные размеры премий определяются в соответствии с личным вкладом каждого работника в выполнение задач, стоящих перед предприятием в пределах средств, предусматриваемых на эти цели фондом оплаты труда.

Положением об оплате труда и премировании водителей трамваев, троллейбусов на регулярных городских пассажирских маршрутах МУП «Пермгорэлектротранс» п.4.2 установлено, что премирование водителей трамвая, троллейбуса производится в целях усиления их материальной заинтересованности в своевременном и добросовестном исполнении своих должностных обязанностей, повышении качества и уровня ответственности за выполненную работу. Премирование водителей трамвая, троллейбуса производится в пределах фонда оплаты труда по результатам работы за месяц.

Согласно п.4.3 Положения, премии по результатам работы за месяц (ежемесячные премии) начисляются водителям трамвая, троллейбуса по показателям и в размерах, установленных данным Положением, при выполнении показателей и условий премирования, с оформлением приказа «О выплате премии водителям трамвая или троллейбуса» по депо. Приказы на выплату премии утверждаются директором депо.

Для водителей трамвая, троллейбуса устанавливаются следующие показатели и размеры премирования ( п.4.4 Положения):

выполнение индивидуального месячного плана на 99-100% и более - 20 % от тарифной ставки (оклада), на 95-98,9% - 15 % от тарифной ставки (оклада), при выполнении плана дохода от кондукторского обслуживания менее чем на 95 % премия по показателю 4.41 не начисляется.

выполнение регулярности движения (индивидуально) на 99%-100% - 25 % от тарифной ставки (оклада), на 95-98,9% - 20 % от тарифной ставки (оклада), при выполнении регулярности движения менее чем на 95 % премия по показателю 4.4.2 не начисляется. При отсутствии вины водителя процент регулярности движения не снижается и размер премии не уменьшается.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных ФИО1 требований.

Суд исходил из того, что Положение об оплате труда и премировании водителей трамваев, троллейбусов на регулярных городских пассажирских маршрутах МУП «***», в части установления показателей премирования для водителей трамвая, троллейбуса не содержит норм, ухудшающих условия оплаты труда работников по сравнению с нормами трудового законодательства или иными нормативными правовыми актами.

При этом, суд принял во внимание, что вопросы премирования, в том числе установление размера, критериев и условий нормами трудового законодательства (ТК РФ) не регулируются, поэтому разработка конкретных условий и показателей премирования, как форм стимулирования работников, является правом работодателя. Организация вправе сама устанавливать систем