НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Пермского краевого суда (Пермский край) от 27.11.2023 № 2А-2040/2023

Дело № 2а-2040/2023; 33а-11920/2023

59RS0006-02-2023-001274-75

Судья Макашина Е.Е.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

27 ноября 2023 года г. Пермь

Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе:

председательствующего судьи Шалагиновой Е.В.,

судей Титовца А.А., Чулатаевой С.Г.,

при секретаре Садковой К.Е.,

рассмотрела открытом судебном заседании дело по административному иску Межрайонной ИФНС России № 23 по Пермскому краю к ФИО1 о взыскании недоимки и пени по налогу на имущество физических лиц, страховым взносам, единому налогу на вмененный доход, налогу на доходы физических лиц,

по апелляционной жалобе Межрайонной ИФНС России № 23 по Пермскому краю на решение Орджоникидзевского районного суда г. Перми от 16 мая 2023 года.

Заслушав доклад судьи Шалагиновой Е.В., судебная коллегия

установила:

Межрайонная ИФНС России № 23 по Пермскому краю (далее – налоговый орган, инспекция) обратился с административными исковыми требованиями к ФИО1 о взыскании задолженности:

- по налогу на имущество физических лиц за 2016 год в размере 38 руб., по налогу на имущество физических лиц за 2017 год в размере 38 руб., пени в размере 4,72 руб.;

- по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, за 2020 год в размере 17 445,16 руб.;

- по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, за 2020 год в сумме 4 530,11 руб.;

- пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, за 2019 и 2020 годы в общей сумме 1 446,05 руб.;

- пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, за 2019 и 2020 годы в общей сумме 219,39 руб.;

- пени по налогу, взимаемый с налогоплательщика, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов (в том числе минимальный налог, зачисляемый в бюджеты субъектов Российской Федерации) в общей сумме 75,12 руб.;

- пени по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности в общей сумме 155,25 руб.;

- пени по налогу на доходы физических лиц с доходов, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляется в соответствии со ст. 227, 227.1 и 228 НК РФ в сумме 134,08 руб.

В обоснование иска указано, что ФИО1 в 2016-2017 годах являлась налогоплательщиком налога на имущество физических лиц, поскольку является собственником 1/4 доли в праве собственности на квартиру, расположенную по адресу: ****.

Налогоплательщику был начислен налог на имущество физических лиц за 2016 год размере 38 руб., за 2017 года (11 мес. владения в году) в размере 38 руб.

В адрес ФИО1 было направлено налоговое уведомление № ** от 26.06.2018. по сроку уплаты до 03.12.2018. В установленный срок оплата налога на имущество физических лиц не произведена, в связи с чем, начислены пени в размере 4,72 руб.

Кроме того, ФИО1 в период с 27.11.2013 по 14.07.2020 состояла на учете в налоговом органе в качестве индивидуального предпринимателя (ОКВЭД основного деятельности 85.42.9 Деятельность по дополнительному профессиональному образованию прочая, не включенная в другие группировки).

В соответствии со статьей 346.28 Налогового кодекса Российской Федерации ИП ФИО1 находилась на системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход (далее – ЕНВД), соответственно являлась плательщиком указанного налога (с 1 января 2021 года Федеральным законом от 29.06.2012 N 97-ФЗ глава 26.3 признается утратившей силу).

ИП ФИО1 в ИФНС по Ленинскому району г. Перми (по месту ведения предпринимательской деятельности по адресу: ****) была представлена налоговая декларация по ЕНВД за 2019 год, с указанием суммы налога, подлежащей уплате в бюджет – 469 рублей. Оплата налога по ЕНВД в полном объеме не произведена, в связи с чем, ответчику, в соответствии со Налоговым кодексом Российской Федерации начислены пени в размере 155,25 руб.

Кроме того, в отношении ИП ФИО1 в 2019 году также применялась упрощенная система налогообложения (далее – УСН).

11.03.2020 ИП ФИО1 в Межрайонную ИФНС России № 9 по Пермскому краю была представлена налоговая декларация по налогу, взимаемого с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов (в том числе минимальный налог, зачисляемый в бюджеты субъектов Российской Федерации) за 2019 год, с указанием суммы налога, подлежащей уплате в бюджет – 4 412 руб.

Оплата налога по УСН в полном объеме не произведена, в связи с чем, ответчику начислены пени в размере 75,12 руб.

Кроме того, ФИО1 также является налоговым агентом, ей был представлен расчет по форме 6-НДФЛ за 3 квартал 2019 года, с указанием суммы налога в размере 4 225 руб., подлежащей уплате в бюджет по сроку – 11.07.2019 года.

Оплата НДФЛ в полном объеме не произведена, в связи с чем, ответчику начислены пени в размере 134,08 руб.

Также ФИО1 являлась плательщиком страховых сносов, поскольку была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя с 27.11.2013 по 14.07.2020.

Инспекцией произведено начисление страховых взносов за 2020 год по сроку уплаты 29.07.2020.

В установленный срок указанные страховые взносы ответчиком уплачены не были, в связи, с чем были начислены пени

В адрес ФИО1 направлены требования:

- № ** от 21.06.2019 со сроком добровольной уплаты до 26.08.2019;

- № ** от 24.06.2019 со сроком добровольной уплаты до 03.09.2019;

- № ** от 27.11.2019 со сроком добровольной уплаты до 28.11.2019;

- № ** от 28.11.2019 со сроком добровольной уплаты до 15.01.2020 (задолженность по данному требованию взыскивалась судебным приказом № 2а-4702/2020);

- № ** от 13.08.2020 со сроком добровольной уплаты до 28.09.2020;

- № ** от 23.11.2020 со сроком добровольной уплаты до 14.01.2021 (задолженность по данным требованиям взыскивалась судебным приказом № 2а-6810/2020). ФИО1 в установленный срок требования не исполнены в полном объеме.

Мировым судьей судебного участка № 5 Орджоникидзевского судебного района г. Перми Пермского края на основании заявления инспекции 29.12.2020 года вынесен судебный приказ № 2а-6810/2020 о взыскании с ФИО1 задолженности. На основании поступивших письменных возражений ответчика определением мирового судьи от 30.07.2022 судебный приказ № 2а-6810/2020 отменен.

Мировым судьей судебного участка № 5 Орджоникидзевского судебного района г. Перми Пермского края на основании заявления инспекции 11.09.2020 года вынесен судебный приказ № 2а-4702/2020 о взыскании с ФИО1 задолженности. На основании поступивших письменных возражений ответчика определением мирового судьи от 02.08.2022 судебный приказ №2а-4702/2020 отменен.

Просит заявленные требования удовлетворить в полном объеме. Также административным истцом заявлено ходатайство о восстановлении срока для обращения в порядке административного судопроизводства о взыскании обязательных платежей. Указывает, что определения мирового судьи судебного участка № 5 об отмене судебных приказов получены Инспекцией лишь 15.02.2023 (л.д. 4-11, 12-14).

Судом постановлено решение, которым административное исковое заявление оставлено без удовлетворения (л.д. 95-106).

В апелляционной жалобе административный истец просит решение суда отменить, принять по делу новое решение. Указывает, что инспекция обратилась с настоящим иском в суд, одновременно заявив ходатайство о восстановлении пропущенного срока в связи с тем, что определение об отмене судебного приказа поступило в адрес инспекции уже за пределами шестимесячного срока. Судом данным доводам оценка не дана.

Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещались надлежащим образом, ходатайств не направляли. На основании части 2 статьи 150, части 2 статьи 306, части 1 статьи 307, части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО1 на праве собственности принадлежало имущество: 1/4 доли в праве собственности на квартиру, расположенной по адресу: ****.

Налогоплательщику был начислен налог на имущество физических лиц за 2016 год в размере 38 руб., за 2017 год (11 мес. владения в году) в размере 38 руб. В адрес ФИО1 направлено налоговое уведомление № ** от 26.06.2018 по сроку уплаты до 03.12.2018 (л.д. 24).

Судом установлено, что ФИО1 в период с 27.11.2013 по 14.07.2020 состояла на учете в налоговом органе в качестве индивидуального предпринимателя (ОКВЭД основного деятельности 85.42.9 Деятельность по дополнительному профессиональному образованию прочая, не включенная в другие группировки) (л.д.19-22).

ИП ФИО1 представлена налоговая декларация по ЕНВД за 2019 год, с указанием суммы налога, подлежащей уплате в бюджет – 469 руб. (л.д.66,67).

Кроме того, в отношении ИП ФИО1 в 2019 году также применялась упрощенная система налогообложения (далее – УСН).

11.03.2020 ИП ФИО1 в Межрайонную ИФНС России № 9 по Пермскому краю была представлена налоговая декларация по налогу, взимаемого с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов (в том числе минимальный налог, зачисляемый в бюджеты субъектов Российской Федерации) за 2019 год, с указанием суммы налога, подлежащей уплате в бюджет – 4 412 руб.

ФИО1 также является налоговым агентом, ею был представлен расчет по форме 6-НДФЛ за 3 квартал 2019 года, с указанием суммы налога в размере 4 225 рублей, подлежащей уплате в бюджет по сроку – 11.07.2019.

В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей ФИО1 являлась плательщиком страховых сносов, поскольку была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя в период с 27.11.2013 по 14.07.2020 (л.д.19-22).

В связи с этим инспекцией были начислены ФИО1 страховые взносы за 2020 год по сроку уплаты 29.07.2020:

- на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, за 2020 год в размере 17 445,16 руб.;

- на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, за 2020 год в сумме 4 530,11 руб. (л.д. 43,44).

Вместе с тем, вышеуказанные обязательные платежи налогоплательщиком ФИО1 своевременно не были уплачены.

Так в связи с неуплатой в установленный срок налога на имущество физических лиц за 2016 и 2017 годы, налоговым органом начислены пени в сумме 4,72 руб.

Оплата налога по ЕНВД за 4 квартал 2018 года и 2019 год в полном объеме также не была произведена, в связи с чем, ответчику начислены пени в общем размере 155,25 руб. Оплата налога по УСН за 2018 и 2019 годы в полном объеме не была произведена своевременно, в связи с чем, ответчику начислены пени в общем размере 75,12 руб.

Также в установленный срок страховые взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование за 2019 и 2020 годы ответчиком уплачены не были, в связи, с чем произведено начисление пени:

- пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, за периоды 2019 и 2020 годы в общей сумме 1 446,05 руб.;

- пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, за периоды 2019 и 2020 годы в общей сумме 219,39 руб.;

Оплата НДФЛ за 2018-2019 год в полном объеме не произведена, в связи с чем, ответчику начислены пени в размере 134,08 руб. (л.д.39-48).

В адрес ФИО1 направлены налоговые требования:

- № ** от 21.06.2019 со сроком добровольной уплаты до 26.08.2019 (л.д.29,30);

- № ** от 24.06.2019 со сроком добровольной уплаты до 03.09.2019 (л.д.31,32);

- № ** от 27.11.2019 со сроком добровольной уплаты до 15.01.2020;

- № ** от 28.11.2019 со сроком добровольной уплаты до 15.01.2020 (л.д.34,35);

- № ** от 13.08.2020 со сроком добровольной уплаты до 28.09.2020 (л.д.26,27);

- № ** от 23.11.2020 со сроком добровольной уплаты до 14.01.2021 (л.д.36-38).

Требования ФИО1 в установленный срок не исполнены в полном объеме.

Мировым судьей судебного участка № 5 Орджоникидзевского судебного района г. Перми Пермского края на основании заявления инспекции 29.12.20020 года вынесен судебный приказ № 2а-6810/2020 о взыскании с ФИО1 задолженности. 30.07.2022 судебный приказ отменен (л.д. 16).

Мировым судьей судебного участка № 5 Орджоникидзевского судебного района г. Перми Пермского края на основании заявления инспекции 11.09.20020 года вынесен судебный приказ № 2а-4702/2020 о взыскании с ФИО1 задолженности. 02.08.2022 года судебный приказ отменен (л.д.17).

Административное исковое заявление поступило в Орджоникидзевский районный суд – 10.04.2023 (л.д.4).

Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции исходил из того, что налоговым органом пропущен установленный законом срок на обращение в суд с настоящими требования, при этом доводы, изложенные в заявлении о восстановлении срока, не свидетельствуют о невозможности подачи административного искового заявления в установленный законодательством срок.

Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований в силу следующего.

В соответствии с части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Согласно части 4 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.

В силу статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны: уплачивать законно установленные налоги.

На основании части 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество: жилой дом; жилое помещение (квартира, комната); гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.

В силу статьи 408 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

В соответствии с пунктами 1-3 статьи 409 Налогового кодекса Российской Федерации налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.

Налогоплательщиками единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности являются индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории муниципального района, в которых введен единый налог, предпринимательскую деятельность, облагаемую единым налогом, и перешедшие на уплату единого налога в порядке, установленном настоящей главой (ч. 1 ст.346.28 НК РФ).

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщики обязаны представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сбора.

Налоговым периодом по единому налогу признается квартал (статья 346.30 Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 3 статьи 346.32 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые декларации по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками в налоговые органы не позднее 20-го числа первого месяца следующего налогового периода.

Налог исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, если иное не установлено настоящим пунктом (пункт 1 сатьи 346.21 Налогового кодекса Российской Федерации). Сумма налога по итогам налогового периода определяется налогоплательщиком самостоятельно. Налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, по итогам каждого отчетного периода исчисляют сумму авансового платежа по налогу исходя из налоговой ставки и фактически полученных доходов, рассчитанных стающим итогом с начала налогового периода до окончания соответственно первого квартала, полугодия, девяти месяцев с учетом ранее исчисленных сумм авансовых платежей по налогу, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (пункт 2 статьи 346.21 Налогового кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 1 статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление и уплату налога в соответствии со ст. 227 Налогового кодекса Российской Федерации производят следующие налогоплательщики:

1) физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица - по суммам доходов, полученных от осуществления такой деятельности;

2) нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты и другие лица, занимающиеся в установленном действующим законодательством порядке частной практикой, - по суммам доходов, полученных от такой деятельности (в редакции Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ).

На основании пункта 2 статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщики, указанные в пункте 1 иной статьи самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет.

Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисляется налогоплательщиком с учетом сумм налога, удержанных налоговыми агентами при выплате налогоплательщику дохода, а также сумм авансовых платежей по налогу, фактически уплаченных в соответствующий бюджет (пункт 3 статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно статье 419 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками страховых взносов (далее в настоящей главе - плательщики) признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе, и индивидуальные предприниматели.

В силу пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Расчетным периодом признается календарный год; отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года (статья 423 Налогового кодекса Российской Федерации).

Тарифы страховых взносов установлены статьями 425-430 Налогового кодекса Российской Федерации.

Сумма страховых взносов исчисляется и уплачивается налогоплательщиками страховых взносов, указанными в подпункте 1 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, страховые взносы на обязательное медицинское страхование.

Статьей 432 Налогового кодекса Российской Федерации установлен порядок исчисления уплаты страховых взносов уплачиваемых плательщиками, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам.

Частью 5 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя, в качестве плательщика страховых взносов.

Проверив материалы дела и материалы приказного производства № 2а-4702/2020, а также копии приказного производства 2а-6810/2020, судебная коллегия приходит к выводу, что процедура принудительного взыскания спорных недоимок и пеней, налоговым органом соблюдена.

Материалами дела подтверждается, что не исполнение в добровольном порядке ФИО2 обязанности по уплате за 2016, 2017 года налога на имущество физических лиц, страховых взносов на пенсионное и медицинское страхование за период 2019 и 2020 года, послужило основанием для начисления пеней на недоимку по указанным обязательным платежам.

Кроме того, неисполнение ответчиком своевременно обязанности по уплате налогов на доходы физических лиц, а также по единому налогу на вмененный доход, УСН явилось основанием для начисления пеней на недоимку по указанным налогам за 2018 год и 2019 год.

В связи с чем в адрес налогоплательщика обоснованно направлены требования № ** от 21.06.2019 со сроком добровольной уплаты до 26.08.2019 (л.д.29,30); № ** от 24.06.2019 со сроком добровольной уплаты до 03.09.2019 (л.д.31,32); № ** от 27.11.2019 со сроком добровольной уплаты до 15.01.2020; № ** от 28.11.2019 со сроком добровольной уплаты до 15.01.2020 (л.д.34,35); № ** от 13.08.2020 со сроком добровольной уплаты до 28.09.2020 (л.д.26,27); № ** от 23.11.2020 со сроком добровольной уплаты до 14.01.2021 (л.д.36-38), которые ФИО1 в установленный срок в полном объеме не исполнены.

Материалами дела подтверждается, что пенеобразующая недоимка по страховым взносам на ОПС и ОМС за 2019 год взыскана в порядке ст. 47 Налогового кодекса Российской Федерации, на основании постановления налогового органа № 51 от 10.02.2020 и находится на принудительном исполнении в службе судебных приставов ИП № ** от 20.02.2020.

Недоимка по налогу по УСН за 2019 год взыскана судебным приказом № 2а-4807/2020 от 29.09.2020 и находится на принудительном исполнении в службе судебных приставов № ** от 24.12.2020.

Таким образом, исходя из приведенных положений закона, применительно к рассматриваемому административному делу, следует, что заявленные инспекцией требования о взыскании с ФИО1 задолженности по указанным налогам, страховым взносам и соответствующим пеням подлежат удовлетворению.

В силу пункта 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.

Пунктом 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Федеральным законом от 23.11.2020 № 374-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в абзаце четвертом пункта 1, в абзаце втором, третьем пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации цифры «3000» заменены цифрами «10000» (пункт 9 статья 1). Указанная норма вступила в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования настоящего Федерального закона, то есть с 23.12.2020 года (пункт 2 статьи 9) и подлежит применению к отношениям, возникшим после указанной даты.

Судебная коллегия считает, что доводы апелляционной жалобы административного истца об уважительности причин пропуска срока, в течение которого инспекция должна обратиться в суд с административным иском, заслуживают внимания.

При подаче административного искового заявления налоговым органом было заявлено ходатайство о восстановлении срока подачи административного искового заявления, которое судом первой инстанции оставлено без удовлетворения.

Вместе с тем, в соответствии с положениями части 3 статьи 123.7 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации копии определения об отмене судебного приказа направляются взыскателю и должнику не позднее трех дней после дня его вынесения.

В свою очередь административным истцом в материалы административного дела представлены копии почтовых конвертов, согласно которым копии определения об отмене судебного приказа от 30.07.2020 и от 02.08.2021 направлены в адрес инспекции 14.02.2023 (л.д. 15,18), то есть с нарушением указанных в части 3 статьи 123.7 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сроков, при этом иного материалы судебного приказа № 2а-4702/2020 не содержат.

Кроме того, по запросу судебной коллегии в материалы административного дела представлен ответ мирового судьи судебного участка № 4 Орджоникидзевского района г. Перми, из которого следует, что на данный момент материалы судебного приказа № 2а-6810/2020 утеряны, в связи с чем установить дату направления в адрес налогового органа копии определения об отмене судебного приказа не представляется возможным.

Данные обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения настоящего административного дела, судом первой инстанции учтены не были.

Административный иск Межрайонной ИФНС России № 23 по Пермскому краю поступил в Орджоникидзевский районный суд г. Перми 10.04.2023, то есть в течение шестимесячного срока после получения копий определений мирового судьи об отмене судебных приказов.

Согласно пункту 5 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании, предусмотренный пунктами 3 и 4 настоящей статьи, может быть восстановлен судом.

Несвоевременное направление определений об отмене судебного приказа взыскателю препятствовало своевременному обращению налогового органа в суд, так как не позволило ему вовремя узнать об отмене судебного приказа и необходимости совершения последующих действий по принудительному взысканию имеющейся у ответчика задолженности по налогам и сборам.

Данное обстоятельство признается судебной коллегией уважительной причиной пропуска срока обращения в суд, так как оно не связано с бездействием и недобросовестным поведением административного истца, который последовательно принимал меры по принудительному взысканию задолженности с административного ответчика и не имел возможности обратиться в суд до момента фактического получения определений об отмене судебного приказа.

Принимая во внимание, что налоговым органом в суде первой инстанции было заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока в связи с поздним получением определений об отмене судебных приказов и, исходя из установленных обстоятельств по делу, судебная коллегия находит обжалуемое решение суда первой инстанции подлежащим отмене.

При изложенных обстоятельствах, вывод суда первой инстанции о пропуске налоговым органом шестимесячного срока на обращения в суд, является следствием несоответствия выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела, и неправильного применения норм процессуального права, и влечет за собой отмену решения суда по основаниям, предусмотренным пунктами 3, 4 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с принятием нового решения об удовлетворении требований.

В соответствии с частью 1 статьи 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пункта 1 статьи 333.19 и пункта 6 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации с административного ответчика ФИО1 подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в размере 922,55 руб.

Руководствуясь статьями 308 – 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Орджоникидзевского районного суда г. Перми от 16 мая 2023 года отменить, принять по делу новое решение.

Взыскать с ФИО1, дата года рождения, проживающей по адресу: **** ИФНС России № 23 по Пермскому краю задолженность в размере 24 085,88 руб. из которых:

- недоимка по налогу на имущество физических лиц за 2016 год в размере 38 руб., за 2017 год в размере 38 рублей, пени в размере 4,72 рублей;

- недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2020 год в размере 17 445,16 руб.;

- недоимка по страховым взносам на обязательное медицинское за 2020 год в размере 4 530,11 руб.;

- пени на недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2020 год 252,08 руб.,

- пени на недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2020 год 65,46 руб.,

- пени на недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2019 год 1193,97 руб.,

- пени на недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2019 год 153,93 руб.,

- пени по налогу, взимаемому с налогоплательщика, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов (в том числе минимальный налог, зачисляемый в бюджеты субъектов Российской Федерации) за 2018 и 2019 годы в общей сумме 75,12 руб.;

- пени по единому налогу за 2019 год и четвертый квартал 2018 года на вмененный доход для отдельных видов деятельности в общей сумме 155,25 руб.;

- пени по налогу за 2018 и 2019 годы на доходы физических лиц с доходов, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляется в соответствии со ст. 227, 227.1 и 228 НК РФ в сумме 134,08 руб.

Взыскать с ФИО1 в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 922,58 руб.

Вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в порядке главы 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в течение 6 месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.

Председательствующий - подпись

Судьи - подписи