Судья Будилова О.В.
Дело № 33 – 5014/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего Опалевой Т.П.,
судей Бабиновой Н.А., Лапухиной Е.А.,
при секретаре Басимовой Н.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 27.05.2020 года дело по апелляционной жалобе Толмачевой Людмилы Александровны на решение Ленинского районного суда г.Перми от 04.02.2020 года, которым постановлено:
«В удовлетворении исковых требований Толмачевой Людмилы Александровны к администрации города Перми, департаменту социальной политики администрации города Перми о возложении обязанности произвести перерасчет размера пенсии за выслугу лет отказать».
Заслушав доклад судьи Бабиновой Н.А., изучив материалы дела, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Толмачева Л.А. обратилась в суд с иском к администрации города Перми с учетом уточнения в порядке ст.39 ГПК РФ о возложении обязанности произвести перерасчет с 20.06.2016 размера пенсии за выслугу лет, исходя из размера месячного денежного содержания за период с 01.06.2013 по 31.05.2014 и производить в дальнейшем выплату пенсии за выслугу лет с учетом перерасчета и индексации должностных окладов в соответствии с требованиями действующего муниципального законодательства (л.д.3-5, 87-91).
В обоснование заявленных требований указано, что 13.06.2019 истец обратилась в администрацию г.Перми с заявлением произвести перерасчет с 20.06.2016 размера пенсии за выслугу лет, исходя из размера месячного денежного содержания за период с 01.06.2013 по 31.05.2014, и в дальнейшем производить выплату пенсии с учетом данного перерасчета. 11.07.2019 письмом Департамента социальной политики отказано в перерасчете размера пенсии. Считает данный отказ незаконным, поскольку с 09.01.1996 по 18.06.2016 являлась муниципальным служащим, работала в администрации города Перми. 12.07.2016 уведомлена Департаментом социальной политики города Перми об установлении с 20.06.2016 пенсии за выслугу лет в размере 13292,44 руб. Поскольку в период с 29.06.2015 по 18.06.2016 (дата увольнения) она (Толмачева) находилась в отпуске без сохранения заработной платы, при установлении пенсии на основании ее заявления указанный период был исключен из числа полных месяцев, за которые определяется месячное денежное содержание. При этом исключенные месяцы были заменены другими, непосредственно предшествующими избранному периоду, и размер пенсии за выслугу лет был установлен на основании решения администрации города Перми от 20.06.2016 и справки от 18.06.2016 о размере месячного денежного содержания за период с 01.06.2014 по 31.05.2015. В связи с временной нетрудоспособностью количество фактически проработанных дней в этом периоде составило всего 20. Считает, что расчет годового и месячного содержания для расчета пенсии за выслугу лет должен быть произведен за полный отработанный год, предшествующей году, в котором в связи с временной нетрудоспособностью было отработано всего 20 смен, т.е. период с 01.06.2014 по 31.05.2015 должен быть исключен, а расчет годового и месячного содержания для расчета пенсии за выслугу лет должен быть произведен за полный отработанный год с 01.06.2013 по 31.05.2014.
Определением суда от 18.11.2019, занесенным в протокол судебного заседания, на основании ст.40 ГПК РФ к участию в деле в качестве соответчика привлечен Департамент социальной политики администрации города Перми.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит истец в апелляционной жалобе, указывая на нарушение судом при постановке решения норм материального и процессуального права, ссылаясь на то, что решение суда является необоснованным, поскольку обстоятельствам данного дела судом дана неправильная оценка, излагая доводы, аналогичные изложенным в исковом заявлении. Считает, что расчет годового и месячного содержания для расчета пенсии за выслугу лет должен быть произведен за полный отработанный год, предшествующий году, в котором в связи с временной нетрудоспособностью ей было отработано всего 20 смен. Не согласна с выводом суда об отсутствии оснований для перерасчета пенсии, как ограничивающим возможность защиты нарушенных пенсионных прав гражданина, допуская невозможность их восстановления в случае выявления нарушения порядка исчисления месячного денежного содержания для расчета пенсии за выслугу лет.
Стороны в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены, причины неявки не сообщили, об отложении дела не просили.
На основании ч.3 ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Проверив материалы дела в пределах доводов жалобы в соответствии со ст.327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
При рассмотрении дела таких нарушений судом первой инстанции не допущено, имеющие значение для дела обстоятельства установлены правильно и подтверждаются исследованными в суде доказательствами, которым дана правильная правовая оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено.
Социальная защита, установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления, согласно пунктам «ж» и «н» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Пунктом 12 части 1 статьи 11 Федерального закона от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» предусмотрено, что муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Федеральный законодатель, предусматривая соотносительность основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших муниципальную службу, и граждан, проходивших государственную гражданскую службу Российской Федерации, взаимосвязь муниципальной службы и государственной гражданской службы Российской Федерации (пункт 6 статьи 5 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации») и гарантируя в связи с этим муниципальному служащему право на пенсионное обеспечение, в том числе право на пенсионное обеспечение за выслугу лет (пункт 12 части 1 статьи 11, пункт 5 части 1 статьи 23 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации»), одновременно относит определение условий и порядка пенсионного обеспечения за выслугу лет к компетенции органов местного самоуправления.
Условия предоставления права на пенсию муниципальным служащим (пункт 4 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»), размер государственной пенсии муниципального служащего (часть 2 статьи 24 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации»), дополнительные гарантии муниципальным служащим (часть 3 статьи 23 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации») обеспечиваются за счет средств местных бюджетов на основании законов, иных нормативных актов субъектов Российской Федерации и актов органов местного самоуправления.
При этом государственные гражданские служащие субъектов Российской Федерации, муниципальные служащие имеют право на пенсию за выслугу лет, устанавливаемую к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» либо досрочно назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», при наличии стажа государственной гражданской службы, стажа муниципальной службы, минимальная продолжительность которых для назначения пенсии за выслугу лет в соответствующем году определяется согласно приложению к Федеральному закону «О страховых пенсиях».
Частью 6 статьи 2 Федерального закона «О страховых пенсиях» предусмотрено, что отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и средств организаций, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и актами организаций.
При рассмотрении вопроса о природе пенсии за выслугу лет или ежемесячной доплаты к пенсии государственным служащим субъектов Российской Федерации и о допустимости уменьшения субъектами Российской Федерации размера такого рода выплат, Конституционный Суд Российской Федерации пришел к выводу, что предоставляемые за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации пенсии за выслугу лет (доплаты к пенсии) - при наличии у государственного служащего определенного стажа государственной службы (выслуги лет) - являются дополнительным, помимо назначаемой на общих основаниях пенсии, обеспечением бывших государственных служащих субъектов Российской Федерации, в силу чего при изменении правил исчисления таких дополнительных выплат и их размера, право на получение пенсии в установленных законом случаях не нарушается.
Обладая достаточно широкой дискрецией в указанной сфере, законодатель субъекта Российской Федерации при изменении правового регулирования не может действовать произвольно и должен, учитывая соответствующие финансово-экономические возможности, соблюдать баланс частных интересов граждан и публичных интересов субъекта Российской Федерации, конституционные принципы справедливости, равенства, соразмерности, что предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм (определения от 1 декабря 1999 года № 189-О, от 11 мая 2006 года № 88-О, от 3 апреля 2007 года № 332-О-П, от 15 января 2008 года № 107-О-О, от 2 апреля 2009 года № 473-О-О, от 3 февраля 2010 года № 150-О-О, от 16 января 2018 года № 6-О).
Из изложенного следует, что органы местного самоуправления вправе не только вводить, но и изменять порядок и условия предоставления за счет средств местного бюджета, лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы, пенсии за выслугу лет, установленной к страховой пенсии, в том числе корректировать правила назначения пенсии за выслугу лет и ее расчета.
Условия и порядок установления и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы Пермской области, Коми-Пермяцкого автономного округа, Пермского края, а также правовые основы пенсионного обеспечения муниципальных служащих в Пермском крае определены Законом Пермского края от 09.12.2009 года № 545-ПК «О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности государственной гражданской и муниципальной службы Пермской области, Коми-Пермяцкого автономного округа, Пермского края».
В соответствии с п.3 ст.16 вышеуказанного Закона от 09.12.2009 года № 545-ПК (в ред. от 08.05.2018 года) лицам, которые на день вступления в силу настоящего Закона и (или) ранее замещали должности гражданской службы и имели при этом стаж гражданской службы, дающий право на установление пенсии за выслугу лет в соответствии со статьей 5 Закона Пермской области от 15.01.2001 года № 1297-198 «О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности государственной гражданской службы Пермской области», статьей 2 Закона Коми-Пермяцкого автономного округа от 11.12.2001 года № 79 «О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности государственной службы Коми-Пермяцкого автономного округа», и обратившимся за назначением пенсии за выслугу лет после вступления настоящего Закона в силу, пенсии за выслугу лет назначаются в соответствии с настоящим Законом или в соответствии с указанными в настоящей части законами Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа по выбору лица, обратившегося за установлением пенсии за выслугу лет, при наличии необходимого стажа гражданской службы и соблюдении иных условий, установленных указанными законами.
Условия пенсионного обеспечения, установленные в частях 2-4 настоящей статьи для гражданских служащих, распространяются на муниципальных служащих с учетом статьи 15 настоящего Закона и устанавливаются в муниципальных правовых актах в отношении лиц, которым пенсия за выслугу лет устанавливается в соответствии с Законом Пермской области от 15.01.2001 года № 1299-199 «О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы в муниципальных образованиях Пермской области», Законом Коми-Пермяцкого автономного округа от 11.12.2001 года № 81 «О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы в муниципальных образованиях Коми-Пермяцкого автономного округа», а также лиц, которые на день вступления в силу муниципального правового акта, принятого в соответствии с настоящим Законом, и (или) ранее замещали должности муниципальной службы и имели при этом стаж муниципальной службы, дающий право на установление пенсии за выслугу лет в соответствии с указанными в настоящей части законами Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа (п.5 ст.16 Закона ПК от 09.12.2009 года № 545-ПК).
В соответствии со ст.14 Закона Пермской области от 15.01.2001 № 1299-199 «О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы в муниципальных образованиях Пермской области» предусмотрено, что условия установления пенсии за выслугу лет, порядок обращения за ней и ее выплата регулируется отдельным Положением, утверждаемым органами местного самоуправления Пермской области в соответствии с действующим законодательством.
Нормативными актами, регулирующими условия и порядок установления, назначения и выплаты пенсии по выслуге лиц лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы в органах местного самоуправления города Перми, являются решение Пермской городской Думы от 24.04.2001 № 48 «Об утверждении Положения о пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы (должности муниципальной службы) в органах местного самоуправления города Перми» и решение Пермской городской Думы от 29.06.2010 № 109 «Об утверждении Положения об условиях и порядке установления и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в городе Перми».
Лицо, имеющее право на пенсию за выслугу лет по двум основаниям (по Положению № 48 и Положению № 109) имеет право выбора основания выхода на пенсию.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Толмачева Л.А. в период с 09.01.1996 по 18.06.2016 работала в различных должностях муниципальной службы, что следует из трудовой книжки истца. Уволена 18.06.2016 с занимаемой должности муниципальной службы начальника департамента имущественных отношений администрации города Перми по инициативе работника в связи с выходом на страховую пенсию по старости, п.3 ч.1 ст.77 ТК РФ.
Решением администрации города Перми от 20.06.2016 № 4 Толмачевой Л.А. с 20.06.2016 установлена пенсия за выслугу лет в соответствии с решением Пермской городской Думы от 24.04.2001 № 48 исходя из стажа муниципальной службы 20 лет 05 месяцев 09 дней и месячного денежного содержания 46 471,34 руб.
Решением Департамента социальной политики об определении размера пенсии за выслугу лет Толмачевой Л.А. от 12.07.2016 № 28 истцу с 20.06.2016 к страховой пенсии по старости в размере 14 590,36 руб. определена пенсия за выслугу лет в размере 13 292,44 руб. в месяц, исходя из общей суммы страховой пенсии и пенсии за выслугу лет к ней в размере 27 882,80 руб., составляющей 75 процентов месячного денежного содержания.
Для определения денежного содержания истца для назначения пенсии взят период с 01.06.2014 по 31.05.2015 в соответствии с заявлением Толмачевой Л.А. об исключении из полных месяцев для определения месячного денежного содержания для назначения пенсии за выслугу лет периода нахождения в отпуске без сохранения заработной платы.
Согласно ответа Департамента социальной политики от 11.07.2019 правовых оснований для перерасчета пенсии по ее заявлению не имеется.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу о незаконности требований Толмачевой Л.А. о замене периода для расчета месячного денежного содержания с 01.06.2014 по 31.05.2015 на другой с 01.06.2013 по 31.05.2014, как не соответствующими нормативным актам, а именно Положению № 48, и как следствие об отсутствии оснований для перерасчета размера пенсии.
Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда первой инстанции, поскольку он основан на законе и установленных по делу обстоятельствах.
В соответствии со ст. 8 Положения № 48 размер пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы города Перми, исчисляется по их выбору исходя из месячного денежного содержания за последние 12 полных месяцев муниципальной службы, предшествовавших дню ее прекращения либо дню достижения ими возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (дававшего право на трудовую пенсию по старости).
Месячное денежное содержание определяется путем деления суммы полученного за 12 месяцев денежного содержания на 12.
По заявлению муниципального служащего из числа полных месяцев, за которые определяется месячное денежное содержание, могут исключаться месяцы, когда муниципальный служащий находился в отпуске без сохранения денежного содержания. При этом исключенные месяцы должны заменяться другими, непосредственно предшествующими избранному периоду.
Из расчетного периода исключается время, когда муниципальный служащий не работал в связи с временной нетрудоспособностью или в соответствии с законодательством Российской Федерации освобождался от исполнения обязанностей с сохранением среднего заработка. В этом случае суммы полученного пособия по временной нетрудоспособности и выплаченного среднего заработка не включаются в денежное содержание, исходя из которого исчисляется размер пенсии за выслугу лет. При этом месячное денежное содержание определяется путем деления суммы полученного в расчетном периоде денежного содержания на фактически проработанные в этом периоде дни и умножается на 21 (среднемесячное число рабочих дней в году).
Исчисление размера месячного денежного содержания лица, замещавшего должность муниципальной службы, осуществляется по правилам, установленным трудовым законодательством РФ для исчисления средней заработной платы.
С учетом того, что истец в период с 29.06.2015 по 18.06.2016 находилась в отпуске без сохранения заработной платы работодатель по ее заявлению в соответствии с нормами Положения № 48 исключил данные месяцы из периода для расчета месячного денежного содержания и заменил их другими, непосредственно предшествующими избранному периоду. С учетом длительности нахождения в отпуске без сохранения заработной платы (около 1 года), работодатель использовал период для расчета месячного денежного содержания с 01.06.2014 по 31.05.2015. То обстоятельство, что в указанный период времени у истца имелись периоды временной трудоспособности, не является основанием для исключения данного периода из расчета месячного денежного содержания либо замены другими месяцами. В этом случае предусмотрен иной порядок расчета путем деления суммы полученного в расчетном периоде денежного содержания на фактически проработанные в этом периоде дни и умножается на 21 (среднемесячное число рабочих дней в году).
Таким образом, нарушений прав истца действиями ответчика в части отказа в замене периода для расчета месячного денежного содержания иным периодом не установлено, как и не установлено оснований для перерасчета размера пенсии Толмачевой Л.А.
Доводы истца, содержащиеся как в исковом заявлении, так и в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании правовых норм, регулирующих условия и порядок установления, назначения и выплаты пенсии по выслуге лиц лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы в органах местного самоуправления города Перми.
Фактически доводы апелляционной жалобы ответчика не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела. По существу они сводятся к несогласию с той оценкой исследованных доказательств, которая дана судом первой инстанции, однако оснований для переоценки представленных доказательств у суда апелляционной инстанции не имеется, поскольку установленные ст. 67 ГПК РФ правила оценки доказательств судом нарушены не были, выводы суда первой инстанции полностью соответствуют обстоятельствам данного дела, нарушений норм материального и процессуального права, приведших к неправильному разрешению спора, судом не допущено.
Руководствуясь ст. ст. 199, 328 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Ленинского районного суда г.Перми от 04.02.2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Толмачевой Людмилы Александровны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи