НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Пермского краевого суда (Пермский край) от 25.04.2018 № 33А-3834

Дело № 33а- 3834

Судья Реутских П.С

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

25 апреля 2018 года город Пермь

Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе:

председательствующего Кустовой И.Ю.,

судей Копылова-Прилипко Д.А., Овчинниковой Н.А.,

при секретаре Рогатневой А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Удавихина Олега Михайловича на решение Индустриального районного суда г. Перми от 18 марта 2016 года, которым постановлено:

взыскать в пользу УПФ РФ (ГУ) в Индустриальном районе г. Перми с Удавихина Олега Михайловича задолженность за 2014 - 2015 гг.:

по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации на страховую часть трудовой пенсии в размере 129 304,01 руб. КБК 392 1 02 02140 06 1000 160;

по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере 196,27 руб. КБК 392 1 02 02101 08 1011 160,

а также пени, начисленные на задолженность за 2011, 2014 - 2015 гг.:

по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации на страховую часть трудовой пенсии в размере 6,38 руб. (КБК 392 1 02 02100 06 2000 160) и 4 819,39 руб. (КБК 392 1 02 02140 06 2000 160);

по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации на накопительную часть трудовой пенсии в размере 1,92 руб. КБК 392 1 02 02110 06 2000 160;

по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере 9,57 руб. КБК 392 1 02 02101 08 2011 160;

по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в территориальный фон 5, обязательного медицинского страхования в размере 0,64 руб. КБК 392 1 02 02101 08 2012 160.

Всего в размере 134 338,18 руб.

Взыскать в доход федерального бюджета с Удавихина Олега Михайловича государственную пошлину в размере 3886,76 руб.

Заслушав доклад судьи Кустовой И.Ю., пояснения административного ответчика, изучив материалы дела, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

УПФ РФ (ГУ) в Индустриальном районе г. Перми обратилось в суд с административным исковым заявлением о взыскании с Удавихина О.М. задолженности по страховым взносам за 2014 - 2015 гг., а именно: на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации на страховую часть трудовой пенсии -129 304,01 руб.; на обязательное медицинское страхование в ФФОМС - 196,27 руб., пени, начисленные на задолженность за 2011, 2014 - 2015 гг.: по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии - 6,38 руб. и 4 819,39 руб.; по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на накопительную часть трудовой пенсии - 1,92 руб.; по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в ФФОМС -9,57 руб.; по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в территориальный фонд обязательного медицинского страхования - 0,64 руб., всего 134 338,18 руб.

Требования обоснованы тем, что административный ответчик был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя в ИФНС по Индустриальному району г. Перми, прекратил предпринимательскую деятельность 20.01.2015, обязательства по уплате страховых взносов не исполнил, в связи с чем образовалась задолженность на которую начислены пени.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Удавихин О.М. просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, мотивируя тем, что задолженность по уплате страховых взносов не имеет, налоговую декларацию в ИФНС № 8 по Пермскому краю за 4 квартал 2014 сдал. В налоговом органе ему пояснили, что по Указу Президента Российской Федерации Путина В.В. все долги спишут.

В возражениях на апелляционную жалобу административный истец просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Проверив законность и обоснованность решения суда, судебная коллегия приходит к выводу об его отмене в связи с недоказанностью установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствием выводов суда обстоятельствам дела, неправильным применением норм материального права (п.п.2.3.4 ч.2 ст. 310 КАС РФ).

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался п.2 ч.1 ст. 5, ч. 1, 2, 8 ст. 16, ч.1 ст. 21, ст. 25 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее - Федеральный закон № 212-ФЗ).

Удовлетворяя административный иск, суд исходил из того, что ответчик был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя до 21.01.2015, обязанность по уплате страховых взносов надлежащим образом не исполнил. Письменный расчет подлежащих взысканию сумм является правильным, произведен в соответствии с требованиями действующего законодательства. Доказательств возникновения задолженности в меньшем размере или ее отсутствие суду не представлено.

Судом удовлетворено ходатайство о восстановлении пропущенного срока на подачу административного иска в соответствии со ст. 95 КАС РФ, причина пропуска срока признана уважительной с учетом незначительного периода его пропуска, а также первоначальной подачи иска в пределах установленного срока.

С выводами суда о наличии оснований для восстановления пенсионному органу срока обращения в суд судебная коллегия соглашается исходя из установленных по делу обстоятельств.

Вместе с тем с выводами суда об удовлетворении заявленных требований в полном объеме судебная коллегия согласиться не может в силу следующего.

Из положений п.1.ст.6 и п.1 ст.7 Федерального закона от 15.12.2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», п.2 ч.1 ст.5 Федерального закона от 24.07.2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования», утратившего силу с 01.01.2017 и действовавшего на момент спорных правоотношений, следует, что индивидуальные предприниматели являются страхователями и застрахованными лицами.

В силу п.п.1, 2 ст.28 Федерального закона РФ от 15.12.2001 года № 167-ФЗ в редакции Федерального закона от 24.07.2009 № 213-ФЗ, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 6 настоящего Федерального закона, уплачивают страховые взносы в фиксированном размере в порядке, установленном Федеральным законом № 212-ФЗ.

В соответствии со ст.14 Федерального закона № 212-ФЗ плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частью 1.1 в случае, если величина доходаплательщика страховых взносов за расчетный период не превышает 300000 руб.; в соответствии с ч. 1.2 ст. 14 настоящего Закона в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300000 руб.

Кроме этого, согласно ч. 11 ст. 14 Федерального закона № 212-ФЗ сведения о доходах от деятельности налогоплательщиков за расчетный период и данные о выявленных в рамках мероприятий налогового контроля фактах налоговых нарушений налогоплательщиков, переданные налоговыми органами в органы контроля за уплатой страховых взносов, являются основанием для направления требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также для проведения взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов.

В случае, если в указанной информации отсутствуют сведения о доходах налогоплательщиков в связи с непредставлением ими необходимой отчетности в налоговые органы до окончания расчетного периода, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за истекший расчетный период взыскиваются органами контроля за уплатой страховых взносов в фиксированном размере, определяемом как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.

При этом в соответствии с ч. 4.1 ст. 14 Федерального закона № 212-ФЗ, если плательщики страховых взносов прекращают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность после начала очередного расчетного периода, фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, прекращен либо приостановлен статус адвоката, прекращены полномочия нотариуса, занимающегося частной практикой. За неполный месяц деятельности фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, прекращения либо приостановления статуса адвоката, прекращения полномочий нотариуса, занимающегося частной практикой, включительно.

Согласно ч.8 ст.16 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ в случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, прекращения либо приостановления статуса адвоката, прекращения полномочий нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения деятельности иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками страховых взносов производится не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения (приостановления) их деятельности включительно.

В соответствии с п.3 ст.229 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае прекращения деятельности, указанной в статье 227 настоящего Кодекса, до конца налогового периода налогоплательщики обязаны в пятидневный срок со дня прекращения такой деятельности представить налоговую декларацию о фактически полученных доходах в текущем налоговом периоде.

Из ответа МИФНС № 18 по Пермскому краю от 02.04.2018, полученного по запросу судебной коллегией для проверки доводов апелляционной жалобы, следует, что Удавихин О.М. за 1-4 кварталы 2014 представил (в налоговый орган по месту осуществления предпринимательской деятельности) декларацию по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов налога, на основании которых исчислен и уплачен налог в размере 6501 руб. (по каждому кварталу) 27.05.2014, 19.09.2014, 18.12.2014, 23.12.2014.

К апелляционной жалобе административным ответчиком приложена копия налоговой декларации за 4 квартал 2014, представленная в налоговый орган 30.12.2014, из которой следует, что доход (налоговая база) Удавихина О.М. составил 43338 руб., сумма единого налога на вмененный доход – 6501 руб.

Единая упрощенная декларация в ИФНС по Индустриальному району г. Перми за 2014 представлена Удавихиным О.М. 24.11.2017, что следует из ответа налогового органа от 24.04.2018.

Таким образом, следует вывод о том, что в 2014 доход плательщика страховых взносов не превышал 300000 руб., сведения о доходах были представлены в налоговый орган по месту осуществления плательщиком предпринимательской деятельности в 2014, в связи с чем размер страховых взносов за указанный период подлежал исчислению в соответствии с ч.1.1 ст. 14 Федерального закона № 212-ФЗ, т.е. в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, установленного п.1 ч.1 ст. 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз, а не в соответствии с ч. 11 ст. 14 Федерального закона № 212 - ФЗ, как ошибочно определил пенсионный орган.

При таких обстоятельствах размер страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию за 2014г. составит:

5554 (МРОП) х 26% (тариф страховых взносов) х 12 =17328,48 руб.

Из материалов дела следует, что административным ответчиком в счет уплаты страховых взносов за 2014 26.12.2014 произведена оплата в размере 17328, 48 руб., что подтверждается чек-ордером (л.д.66), данное обстоятельство не оспаривается пенсионным органом, что следует из содержания административного искового заявления (л.д.2).

Поскольку задолженности по страховым взносам за 2014 у административного ответчика не имеется, взыскание недоимки и пени за указанный период судом является неправомерным.

В части требований о взыскании задолженности по страховым взносам за 2015 судебная коллегия приходит к следующему выводу.

Деятельность в качестве индивидуального предпринимателя Удавихин О.М. прекратил 20.01.2015, что подтверждается выпиской из ЕГРИП от 21.05.2015, следовательно, должен был представить налоговую декларацию за 2015 в 5-ти дневный срок с момента прекращения деятельности и уплатить страховые взносы в течение 15-ти дней.

Доказательств, подтверждающих представление налоговой декларации за 2015 в установленный п.3 ст. 229 НК РФ 5-ти дневный срока административным истцом не представлено и таких доказательств в материалах дела не содержится. Согласно ответа ИФНС по Индустриальному району г. Перми от 24.04.2018 едина упрощенная декларация за 2015 представлена Удавихиным О.М. 24.11.2017, суммарный доход составил 0 руб.

Не представлено административным ответчиком и доказательств, подтверждающих уплату страховых взносов в установленный законом срок, в связи с чем недоимка по страховым взносам за период с 01.01.2015 по 20.01.2015 подлежит взысканию с него в принудительном порядке.

При определении размера недоимки по страховым взносам за 2015 следует учитывать положения ч.1 ст. 11 Федерального закона от 28.12.2017 № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», в силу которой признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, в размере, определяемом в соответствии с частью 11 статьи 14 Федерального закона №212-ФЗ.

Из чего следует вывод о том, что размер недоимки по страховым вносам на обязательное пенсионное страхование за 2015 подлежит определению в соответствии с ч. ч. 1.1 и 4.1 ст. 14 пропорционально периоду предпринимательской деятельности.

Размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование составит: 5965 (МРОП в 2015) х 26% (тариф): 31 х 20 (количество дней за период с 01.01.2015 по 20.01.2015) =1000, 58 руб.

Поскольку страховые взносы в установленный ч.8 ст. 16 Федерального закона № 212-ФЗ срок Удавихиным О.М. уплачены не были, на недоимку в силу ст. 25 названного закона подлежит начислению пеня за период с 05.02.2015 по 28.04.2015 (дата выставления требования № 06900840097304), которая составит 22, 83 руб. (1000,58 х 0,027500(1\300 ставки рефинансирования ЦБ РФ) х83:100.

Таким образом, размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2015 подлежит взысканию с Удавихина О.М. в размере 1000, 58 руб., пени -22,83 руб.

Размер страховых взносов в ФФОМС за 2015 определен пенсионным органом правильно в соответствии с ч.1.2 ст. 14 Федерального закона № 212-ФЗ и составит 196, 27 руб., расчет пени административным истцом также произведен правильно, размер пени составил 4,48 руб. (л.л.4,18), в связи с чем перерасчету не подлежит.

Взыскание судом пени, начисленной на недоимку по страховым взносам за 2011, нельзя признать обоснованным.

Исполнение обязанности по уплате пеней не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате основной задолженности. Следовательно, после истечения пресекательного срока взыскания основной задолженности пени не могут служить способом обеспечения исполнения обязанности по уплате данной задолженности и с этого момента не подлежат начислению.

В обоснование заявленных требований административным истцом представлена копия постановления о взыскании с Удавихина О.М. страховых взносов, пеней и штрафов от 19.09.2012 № 06900890101463. Вместе с тем доказательств, подтверждающих, что подлежащие взысканию по постановлению пенсионного органа денежные суммы, фактически были взысканы с административного ответчика в рамках исполнительных производств, или уплачены им в добровольном порядке, не представлено, в связи с чем оснований для взыскания пени не имеется.

Поскольку с административного ответчика подлежит взысканию сумма в общем размере 1224,16 руб. (1000,58+22,83+196,27+4,48), то в соответствии с п.п.1 п.1 ст.333.19 НК РФ с него подлежит взысканию государственная пошлина в размере 400 руб.

При таких обстоятельствах решение суда подлежит отмене с вынесением по делу нового решения.

Руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Индустриального районного суда г. Перми от 18 марта 2016 года отменить, принять по делу новое решение.

Взыскать с Удавихина Олега Михайловича задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации на страховую часть трудовой пенсии за 2015 год в размере 1000 руб. 58 коп., по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере 196 руб. 27 коп., пени, начисленные на задолженность по страховым взносам за 2015 год за период с 05 февраля 2015 года по 28 апреля 2015 года: на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии в размере 22 руб. 83 коп., на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования – 4 руб., 48 коп., всего 1224 руб. 16 коп.

В остальной части требований УПФР в Индустриальном районе г. Перми отказать.

Взыскать с Удавихина Олега Михайловича в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 400 рублей.

Председательствующий

Судьи