НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Пермского краевого суда (Пермский край) от 22.11.2023 № 2А-1863/2022

Дело № 2а-1863/2022; 33а-8926/2023

59RS0025-01-2022-002273-82

Судья Азанова О.Н.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

22 ноября 2023 года г. Пермь

Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе:

председательствующего судьи Никитиной Т.А.,

судей Дульцевой Л.Ю., Шалагиновой Е.В.,

при секретаре Садковой К.Е.,

рассмотрела открытом судебном заседании дело по административному иску администрации Краснокамского городского округа к МИФНС России № 1 по Пермскому краю о признании решения незаконным,

по апелляционной жалобе администрации Краснокамского городского округа на решение Краснокамского городского суда Пермского края от 26 декабря 2022 года.

Заслушав доклад судьи Шалагиновой Е.В., объяснения представителя административного истца Болдиной Я.Л., представителя административного ответчика и заинтересованного лица Филипповой Н.А., судебная коллегия

установила:

администрация Краснокамского городского округа Пермского края (далее – администрация) обратилась с административным исковым заявлением к Межрайонной ИФНС России № 1 по Пермскому краю (далее – налоговый орган, инспекция) о признании решения, выраженного в письме от 27.05.2022 № ** незаконным.

Требования мотивированы тем, что в соответствии с Законом Пермского края от 26.03.2018 № 211-ПК «О преобразовании Краснокамского городского поселения в Краснокамский городской округ» муниципальное образование Краснокамское городское поселение преобразовано путем выделения из Краснокамского муниципального района, наделено статусом городского округа. Решением Краснокамской городской Думы Пермского края 1 созыва от 06.12.2018 № 81 «Об учреждении администрации города Краснокамска и утверждении Положения об администрации г. Краснокамска» учреждена администрация города Краснокамска (после переименования администрация Краснокамского городского округа). Пунктом 3 Решения Краснокамской городской Думы Пермского края 1 созыва от 06.12.2018 № 81 «Об учреждении администрации города Краснокамска и утверждении Положения об администрации г. Краснокамска» установлено, что с 01.01.2019 администрация города Краснокамска определена правопреемником в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти Пермского края, органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами следующих органов местного самоуправления Краснокамского муниципального района, Краснокамского городского поселения, Оверятского городского поселения, Майского сельского поселения, Стряпунинского сельского поселения. В целях реализации Закона Пермского края № 211-ПК, Думой города Краснокамска 26.12.2018 было принято решение № 125 «О ликвидации исполнительно-распорядительных органов Краснокамского муниципального района, Краснокамского городского поселения, Оверятского городского поселения, Майского сельского поселения, Стряпунинского сельского поселения». 15.11.2019 администрация Майского сельского поселения (ОГРН **, ИНН **) ликвидирована. Администрация Краснокамского городского округа (ранее Администрация города Краснокамска), руководствуясь приложением № 1 к решению Думы № 125 приняла остатки дебиторской (кредиторской) задолженности администрации Майского сельского поселения по состоянию на 01.01.2019 на сумму 656 900,42 руб. по акту приема-передачи от 09.10.2019, сложившейся в связи с переплатой налогов и страховых взносов. Считая, что переплаченные суммы налога подлежат переносу в карточки «Расчеты с бюджетом» администрации Краснокамского городского округа, 18.05.2022 Администрация обратилась с письмом к административному ответчику исх. № 01-47/806 о переносе сальдовых остатков. Письмом от 27.05.2022 исх. № ** Межрайонная ИФНС России № 1 по Пермскому краю отказал в переносе остатков, мотивируя свое решение ликвидацией администрации Майского сельского поселения. Отказ в переносе сальдовых остатков нарушает права Администрации, предусмотренные статьей 78 НК РФ. С целью соблюдения порядка, установленного ч. 2 ст. 138 НК РФ на решение административного ответчика, выраженное в письме от 27.05.2022 исх. № **, 12.08.2022 было обжаловано в Управление Федеральной налоговой службы (УФНС России) по Пермскому краю. Решением № 18-16/670 от 12.09.2022 заместителя руководителя УФНС России по Пермскому краю жалоба Администрации оставлена без удовлетворения.

Судом постановлено решение, которым в удовлетворении административного иска отказано (л.д. 94-105).

В апелляционной жалобе административный истец просит об отмене решения, ссылаясь на то, что судом не учтены особенности правопреемства прав и обязанностей органов местного самоуправления, установленные Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», регионального законодательства. Также ссылается на обстоятельства невозможности обращения ликвидационной комиссии администрации Майского сельского поселения с заявлением о возврате излишне уплаченных налогов.

В возражениях на апелляционную жалобу Межрайонная ИФНС № 1 по Пермскому краю, УФНС России по Пермскому краю просят отказать в ее удовлетворении.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного истца доводы апелляционной жалобы поддержала.

Представитель административного ответчика и заинтересованного лица возражала по доводам апелляционной жалобы, просила решение суда оставить без изменения.

На основании части 2 статьи 150, части 2 статьи 306, части 1 статьи 307, части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав лиц участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующему.

Из подпункта 5 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что налогоплательщик имеет право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов.

Указанному праву налогоплательщика корреспондирует установленная статьей 32 Налогового кодекса Российской Федерации, обязанность налогового органа осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном НК РФ.

Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления (пункт 6 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации).

Правила, установленные статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации, применяются также в отношении зачета или возврата сумм излишне уплаченных авансовых платежей, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов и распространяются на налоговых агентов, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков (пункт 14 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации).

Законодательством о налогах и сборах Российской Федерации предусмотрено, что возврат суммы излишне уплаченного налога осуществляется непосредственно плательщику (статья 78 Налогового кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 4 статьи 49 Налогового кодекса Российской Федерации, суммы излишне уплаченных ликвидируемой организацией или излишне взысканных с этой организации налогов, сборов (пеней, штрафов) подлежат зачету налоговым органом в счет погашения недоимки по иным налогам, сборам и задолженности ликвидируемой организации по пеням, штрафам в порядке, установленном НК РФ.

Суммы излишне уплаченных ликвидируемой организацией или излишне взысканных с этой организации страховых взносов, соответствующих пеней, штрафов подлежат зачету, возврату налоговым органом в порядке, установленном соответственно пунктами 1.1, 6.1 статьи 78 и пунктами 1.1 статьи 79 Налогового кодекса Российской Федерации (абзац 4 пункта 4 статьи 49 Налогового кодекса Российской Федерации).

При отсутствии у ликвидируемой организации задолженности по исполнению обязанности по уплате налогов и сборов, а также по уплате пеней, штрафов излишне уплаченных этой организацией или излишне взысканных налогов, сборов (пеней, штрафов) подлежит возврату этой организации в порядке, установленном НК РФ, не позднее одного месяца со дня подачи заявления налогоплательщиком - организацией (абзац 3 пункта 4 статьи 49 Налогового кодекса Российской Федерации).

Таким образом, излишне уплаченные суммы налогов подлежат возврату налоговым органом непосредственно плательщику - ликвидируемой организации в течение одного месяца со дня получения им письменного заявления налогоплательщика. Возврат указанных сумм производится только после их зачета в счет погашения недоимки по иным налогам, а также задолженности по пеням и штрафам в порядке, установленном статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам.

Учредители, принявшие решение о ликвидации организации, назначают ликвидационную комиссию, к которой переходят полномочия по управлению делами ликвидируемой организации, в том числе и обязанность по уплате налогов и сборов (пункты 2 и 3 статьи 62 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 1 статьи 49 Налогового кодекса Российской Федерации).

Как установлено судом и следует из материалов дела, в соответствии с законом Пермского края от 26.03.2018 №211-ПК «О преобразовании Краснокамского городского поселения в Краснокамский городской округ Пермского края» (далее – Закон от 26.03.2018 №211-ПК).

Краснокамское городское поселение преобразовано путем выделения из состава Краснокамского муниципального района и наделено статусом городского округа (л.д. 13-15).

Пунктом 1 статьи 3 Закона от 26.03.2018 №21-ПК, установлено, что органы местного самоуправления Краснокамского городского округа Пермского края в соответствии со своей компетенцией являются правопреемниками органов местного самоуправления Краснокамского городского поселения в отношениях с органами государственной власти Российской Федераций, органами государственной власти Пермского края, органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления; физическими и юридическими лицами в соответствии с законодательством Российской Федерации и Пермского края.

Вопросы правопреемства подлежат урегулированию настоящим Законом и муниципальными правовыми актами Краснокамского городского округа Пермского края (пункт 2 статьи 3 Закона от 26.03.2018 № 211-ПК).

В целях реализации Закона от 26.03.2018 № 211-ПК Краснокамской городской Думой Пермского края 1-го созыва (далее – Краснокамская городская Дума) принято решение от 26.12.2018 № 125 «О ликвидации исполнительно-распорядительных органов Краснокамского муниципального района, Краснокамского городского поселения, Оверятского городского поселения, Майского сельского поселения, Стряпунинского сельского поселения», утверждено положение о ликвидационной комиссии (далее – решение от 26.12.2018 № 125) (л.д. 16-21).

Решением Краснокамской городской Думы Пермского края от 06.12.2018 №81, учреждена администрация г. Краснокамска и утверждено Положение об администрации города Краснокамска (л.д. 22-33).

Согласно пунктам 12, 12.1. названного документа Краснокамской городской Думой решено ликвидировать администрацию Майского сельского поселения, назначить ликвидационную комиссию.

Администрация Майского сельского поселения прекратила деятельность в качестве юридического лица в связи с ликвидацией по решению учредителей (участников) от 06.11.2019 № 165, о чем 15.11.2019 в ЕГРЮЛ внесена запись №** (л.д. 35-39).

По состоянию на 01.01.2019 у администрации Майского сельского поселения образовалась переплата по налогам в общей сумме 656 900,42 руб., которая сформировалось из сумм излишне уплаченных налога на прибыль организаций в размере 96 руб., налога на доходы физических лиц в размере 7 371,15 руб., страховых взносов в Фонд социального страхования в размерах 7 206,84 руб. и 623 113,02 руб., налога на имущество организаций в размере 2 221 руб., земельного налога в размере 12 599,41 руб., транспортного налога в размере 4 293 руб.

Между администрацией Майского сельского поселения и администрацией Краснокамского городского округа 09.10.2019 составлен акт приема-передачи остатков дебиторской (кредиторской) задолженности по состоянию на 01.01.2019, (далее - акт приема-передачи от 09.10.2019), по которому администрация Краснокамского городского округа приняла переплату по налогам в общей сумме 656 900,42 руб. со дня внесения в ЕГРЮЛ сведений о ликвидации администрации Майского сельского поселения (л.д. 34).

Администрацией Краснокамского городского округа направлено в ИФНС № 1 по Пермскому краю письмо от 18.05.2022 №01-47/806 о переносе переплаты по налогам Администрации Майского сельского поселения в общей сумме 656 900,42 руб. в информационный ресурс «Расчеты с бюджетом» заявителя (л.д. 40-41).

Письмом от 27.05.2022 № ** инспекцией отказано в переносе заявленной суммы в информационный ресурс налогового органа «Расчеты с бюджет» администрации Краснокамского городского округа. Основанием для отказа послужила - невозможность переноса указанной переплаты по налогам, поскольку администрация Майского сельского поселения прекратила деятельность в качестве юридического лица в связи ликвидацией по решению учредителей (участников) от 06.11.2019 № 165 (л.д. 42).

На решение административного ответчика, выраженное в письме от 27.05.2022 исх. № ** 12.08.2022 администрацией была подана жалоба в УФНС России по Пермскому краю (л.д. 44-46).

Решением № 18-16/670 от 12.09.2022 заместителя руководителя УФНС России по Пермскому краю советником государственной гражданской службы Российской Федерации 1 класса Ш. жалоба администрации оставлена без удовлетворения (л.д. 47-49).

По запросу судебной коллегии в материалы дела административным ответчиком представлена информация о том, что на момент рассмотрения дела судом перенос переплаты с администрации Майского сельского поселения на администрацию Краснокамского городского округа не произведен, так как администрации Майского сельского поселения ликвидирована. В соответствии с разделом XII Приказа Федеральной налоговой службы от 18.01.2012 № ЯК-7-1/9» «Об утверждении единых требований к порядку ведения карточки «Расчетов с бюджетом» сведения по неурегулированному сальдо по плательщикам, снятым с налогового учета, переносятся в IV раздел Журнала учета доходов по плательщикам, не состоящим на учете в налоговом органе. Поскольку карточки «Расчетов с бюджетом» по администрации Майского сельского поселения закрыты 24.11.2021 и сведения о переплатах отражены в IV разделе Журнала учета доходов по плательщикам 24.11.2021, то оснований для переноса сальдо не имеется (л.д. 249).

Суд первой инстанции, установив, что ликвидация администрации Майского сельского поселения как юридического лица завершена 15.11.2019, применительно к порядку возврата налогов в случае ликвидации организации, установленному пунктом 4 статьи 49 Налогового кодекса Российской Федерации, пришел к выводу, что переплата по налогам и страховым взносам подлежала возврату исключительно ликвидируемой организации, в связи с чем решение Инспекции от 27.05.2022 является законным.

Судебная коллегия считает, что применение норм гражданского права без учета специфики правоотношений, складывающихся в области местного самоуправления, является неверным.

Отрасль права, регулирующая правоотношения в сфере местного самоуправления – является муниципальным правом, основу которого составляют нормы конституционного права и административного права.

Конституционное право и административное право являются, наряду с гражданским правом, самостоятельными (профильными) отраслями российского права.

В соответствии с пунктами 1, 3 статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальных прав), регулирует отношения, связанные с участием в корпоративных организациях или с управлением ими (корпоративные отношения), договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников.

Участниками регулируемых гражданским законодательством отношений являются граждане и юридические лица. В регулируемых гражданским законодательством отношениях могут участвовать также Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования (статья 124).

Гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, должны быть зарегистрированы в этом качестве в установленном законом порядке, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Правила, установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом (1).

К имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством (3).

Так, пункт 2 статьи 124 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что к субъектам гражданского права, указанным в пункте 1 настоящей статьи (Российская Федерация, субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования), применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.

Из указанного следует, что создание органов (представительных или исполнительных) местного самоуправления в виде юридических лиц не означает исключительное применение норм гражданского права при преобразовании муниципальных образований, поскольку данные административные правоотношения регулируются специальным законодательством, а участниками правоотношений по существу выступают сами публично-правовые образования, а не их органы.

Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления.

В соответствии с абзацем 10 части 5 статьи 34 указанного Закона органы местного самоуправления вновь образованного муниципального образования в соответствии со своей компетенцией являются правопреемниками органов местного самоуправления, которые на день создания вновь образованного муниципального образования осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующей территории, в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами. Вопросы правопреемства подлежат урегулированию муниципальными правовыми актами вновь образованного муниципального образования.

Как указано выше, частями 1, 2 статьи 3 Закона Пермского края от 26.03.2018 № 211-ПК «О преобразовании Краснокамского городского поселения в Краснокамский городской округ Пермского края» предусмотрено, что органы местного самоуправления Краснокамского городского округа Пермского края в соответствии со своей компетенцией являются правопреемниками органов местного самоуправления Краснокамского городского поселения в отношениях с органами государственной власти Российской Федераций, органами государственной власти Пермского края, органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления; физическими и юридическими лицами в соответствии с законодательством Российской Федерации и Пермского края.

Вопросы правопреемства подлежат урегулированию настоящим Законом и муниципальными правовыми актами Краснокамского городского округа Пермского края.

Решением Краснокамской городской Думы 1 Созыва от 06.12.2018 № 81 определено, что с 01.01.2019 администрация г. Краснокамска, учрежденная в соответствии с данным решением, является правопреемником в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти Пермского края, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами, в том числе, органов Майского сельского поселения.

Согласно справки УФК по Пермскому краю от 22.12.2022 № 56-12-09/08-13022, в результате преобразования входящих в состав Краснокамского муниципального района муниципальных образований и их объединения в Краснокамский городской округ, 10.01.2019 были закрыты лицевые счета ранее действующих администраций, в том числе администрации Майского сельского поселения. В 2019 году были открыты лицевые счета администраторов доходов бюджета Краснокамского городского округа новым органам местного самоуправления (л.д. 86).

Федеральная налоговая служба в соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 506, является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов, сборов и страховых взносов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, за производством и оборотом табачной продукции, за применением контрольно-кассовой техники, а также функции органа валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов; уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим аккредитацию филиалов, представительств иностранных юридических лиц (за исключением филиалов иностранных страховых организаций и представительств иностранных кредитных организаций), а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.

Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о том, что администрация Краснокамского городского округа является правопреемником администрации Майского сельского поселения в правоотношениях в территориальными органами Федеральной налоговой службы, в связи с чем решение Межрайонной ИФНС России № 1 по Пермскому краю от 27.05.2022 основанное на факте ликвидации администрации преобразованного муниципального образования является незаконным.

С учетом положений пункта 1 части 2, пункта 1 части 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, а также тем обстоятельством, что на момент рассмотрения дела судом апелляционной инстанции перенос переплаты с администрации Майского поселения на администрацию Краснокамского городского округа не осуществлен, обращение административного истца от 25.11.2020 не удовлетворено, а спорные денежные средства отражены и учтены налоговым органом в IV разделе Журнала учета доходов по плательщикам, не состоящим на учете в налоговом органе, то в целях восстановления нарушенного права административного истца на Инспекцию должна быть возложена обязанность повторно рассмотреть заявление о переносе задолженности, о чем должно быть сообщено в месячный срок со дня вступления судебного акта в силу администрации Краснокамского городского округа и суду первой инстанции.

Согласно пункту 2 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.

Основания для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке предусмотрены статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Учитывая изложенное, судебная коллегия на основании положений статьей 309, 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации приходит к выводу об отмене решения суда первой инстанции с принятием нового решения об удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь статьями 308 – 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Краснокамского городского суда Пермского края от 26 декабря 2022 года отменить, принять новое решение.

Признать решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Пермскому краю, выраженное в письме от 27 мая 2022 года № **, незаконным.

Возложить на Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы №1 по Пермскому краю обязанность повторно рассмотреть заявление администрации Краснокамского городского округа от 18 мая 2022 года «О переносе задолженности».

Об исполнении решения в месячный срок со дня вступления в силу судебного акта сообщить суду первой инстанции и администрации Краснокамского городского округа.

Вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в порядке главы 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в течение 6 месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.

Председательствующий - подпись

Судьи - подписи