НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Пермского краевого суда (Пермский край) от 22.06.2020 № 33-2996/20

Судья- Петухова Н.Е.

Дело № 33-2996/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда

в составе председательствующего судьи Хасановой В.С.

судей Лапухиной Е.А., Бабиновой Н.А.

при секретаре Басимовой Н.М.

рассмотрела 22 июня 2020г. в открытом судебном заседании в г.Перми гражданское дело по апелляционной жалобе ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в г.Чусовом Пермского края на решение Чусовского городского суда Пермского края от 27 декабря 2019 года, которым постановлено:

Установить факт работы Скачкова Алексея Викторовича в период с 09 января 1991 года по 25 августа 1993 в должности председателя Чусовского городского комитета ветеранов войны в Афганистане.

Заслушав доклад судьи Лапухиной Е.А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Истец Скачков А.В. обратился в суд с иском к ГУ - Управлению пенсионного фонда РФ в г.Чусовом Пермского края об установлении факта работы.

В судебном заседании истец Скачков А.В. на требованиях настаивал, пояснил, что он обратился за назначением трудовой пенсии по старости. Специалист УПФ РФ в г.Чусовом сообщила, что для назначения трудовой пенсии по старости ему не хватает 2 года 3 месяца 18 дней до выработки общего стажа. При этом сообщила, что из имеющегося общего трудового /страхового/ стажа подлежит вычесть период работы с 09 января 1991 года по 25 августа 1993 года в должности председателя Чусовского городского комитета ветеранов войны в Афганистане. Несмотря на то, что в его трудовой книжке имеется запись о работе в данной организации, ему рекомендовано было предоставить копии приказов о приеме и увольнении. Ввиду того, что часть архива Чусовского городского комитета ветеранов войны в Афганистане за период с 1991-1993 г.г. не сохранилась, он лишен возможности во внесудебном порядке установить факт осуществления деятельности за вышеуказанный временной период. Кроме того, у него в доме произошел пожар, и часть документов, касающихся его работы, сгорело. Просил установить факт работы с 09 января 1991 по 25 августа 1993 в Чусовском городском комитете ветеранов войны в Афганистане в должности председателя.

Представитель ответчика в судебном заседании с требованиями не согласилась.

Третье лицо Чусовская районная общественная организация ветеранов войны в Афганистане Чусовской комитет ветеранов войны в Афганистане в судебное заседание представителя не направило. Возражений относительно заявленных требований не представило.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе ГУ - Управлению пенсионного фонда РФ в г.Чусовом Пермского края просит решение суда отменить, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права. В жалобе указывается на то, что представленные письменные документы, показания допрошенных свидетелей не являются допустимыми доказательствами и не могут быть положены в основу решения по делу, в связи с чем, заявитель полагает, что не нашел объективного подтверждения факт трудовой деятельности Скачкова А.В. в спорный период в Чусовском городском комитете ветеранов войны в Афганистане в должности председателя.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции явился истец Скачков А.В., с доводами жалобы не согласился. Другие лица, участвующие в деле, извещались, в судебное заседание не явились и ходатайств об отложении рассмотрения дела не направили.

В соответствии со ст.167 ГПК РФ судебная коллегия полагала возможным рассмотреть дело при данной явке.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Скачкова А.В., суд первой инстанции исходил из наличия достаточных доказательств, подтверждающих факт работы истца в период с 09 января 1991 года по 25 августа 1993 года в должности председателя Чусовского городского комитета ветеранов войны в Афганистане, что является основанием для включения спорного периода в страховой стаж для назначения страховой пенсии.

При этом, суд принял во внимание сведения трудовой книжки истца, справку 19 отдела надзорной деятельности и профилактической работы о факте пожара, представленные МБУ «Архив Чусовского района» решение Инполнительного комитета от 25.04.1990 № 125 об утверждении Устава Чусовского городского комитета ветеранов войны в Афганистане и его копию, показания допрошенных свидетелей.

С выводами суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения требований истца в настоящем деле судебная коллегия не может согласиться в силу следующего.

Обращаясь с настоящими требованиями об установлении факта работы в период с 09 января 1991 года по 25 августа 1993 года, истец Скачков А.В. ссылался на необоснованность исключения ответчиком указанного периода из подсчета его страхового стажа для назначения страховой пенсии.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии регулируются вступившим в силу с 1 января 2015г. Федеральным законом от 28 декабря 2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Частью 1 статьи 4 ФЗ «О страховых пенсиях» установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных данным федеральным законом.

Право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет ( ч.1 ст.8 ФЗ «О страховых пенсиях» в редакции, действовавшей до 01.01.2019г.).

Как подтверждается материалами дела, истец Скачков А.В. обратился в Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г.Чусовом Пермского края с целью рассмотрения вопроса о предварительной проверке наличия стажа, необходимого для назначения ему страховой пенсии по старости.

В результате проведенной документальной проверки, пенсионным органом рекомендовано истцу предоставить оригиналы документов, а также в отношении периода с 09.01.1991г. по 25.03.1993г, представить копии приказов о приеме и увольнении.

В отзыве на исковое заявление, ответчик УПФР в г.Чусовом Пермского края указал, что в системе персонифицированного учета в Пенсионном фонде РФ Чусовской городской комитет ветеранов войны в Афганистане не зарегистрирован, представленный дубликат трудовой книжки Скачкова А.В. содержит записи № 6 и № 7 о приеме и увольнении с должности председателя Чусовского городского комитета ветеранов войны в Афганистане, однако в нарушение Инструкции, утвержденной постановлением Госкомтруда СССР от 20.06.1974г. № 162, данные записи подписаны председателем Анисимовым М.В. и заверены печатью организации, зарегистрированной 08.05.2014г.; представленная справка Чусовской районной общественной организации ветеранов войны в Афганистане от 11.07.2019г. не содержит указания на первичную документацию; не приложены документы, подтверждающие реорганизацию Чусовского городского комитета ветеранов войны в Афганистане в Чусовскую районную общественную организацию ветеранов войны в Афганистане, зарегистрированную 08.05.2014г.

С 01.01.2015г. пенсионное обеспечение в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Согласно ст.3 ФЗ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховой стаж - учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж;

В силу части 1 статьи 11 ФЗ «О страховых пенсиях» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в пенсионный фонд Российской Федерации. (В Федеральном законе «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» такая же норма содержалась в пункте 1 статьи 10 ).

В соответствии с ч.1, 3 ст.14 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

При подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные статьей 11 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" могут устанавливаться на основании показаний двух и более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух и более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.

Аналогичные положения были установлены ранее действовавшим Федеральным законом РФ от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В силу ст.66 ТК РФ трудовая книжка является основным документов о трудовой деятельности и трудовом стаже работка.

В соответствии с пунктами 26-30 Правил ведения и хранения трудовых книжек, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003г. № 225, в случае выявления неправильной или неточной записи в трудовой книжке исправление ее производится по месту работы, где была внесена соответствующая запись, либо работодателем по новому месту работы на основании официального документа работодателя, допустившего ошибку.

Аналогичный порядок внесения исправлений в записи трудовой книжки содержала ранее действовавшая Инструкция о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, учреждениях и организациях, утвержденная Постановлением Госкомтруда СССР 20.06.1974г. № 162 (п.2.5, 2.6, 2.7 Инструкции).

Как следует из материалов дела, истцом Скачковым А.В. представлена не трудовая книжка, а дубликат трудовой книжки, в который внесены записи о его приеме 09.01.1991г. за № 6 и увольнении 25.08.1993г. за № 7 с должности председателя Чусовского городского комитета ветеранов войны в Афганистане.

При этом, из материалов дела следует и сторонами не отрицалось, что данная запись внесена в дубликат трудовой книжки Скачковым А.В. и заверена председателем А., а также печатью Чусовской районной общественной организации ветеранов войны в Афганистане, зарегистрированной 08.05.2014г.

Между тем, каких-либо данных о том, что указанная организация Чусовская районная общественная организация ветеранов войны в Афганистане является правопреемником после Чусовского городского комитета ветеранов войны в Афганистане, в деле не имеется.

Согласно материалов дела и пояснений истца, первичные кадровые документы, включая приказы о приеме и увольнении, не сохранились, на момент внесения записей в трудовую книжку данных документов не имелось.

При таком положении, судебная коллегия соглашается с доводами ответчика о том, что указанная запись о периоде работы истца с 09.01.1991г. по 25.08.1993г. внесена в дубликат трудовой книжки с нарушением Инструкция о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, учреждениях и организациях, утвержденная Постановлением Госкомтруда СССР 20.06.1974г. № 162, как и Инструкции, утвержденной постановлением Минтруда РФ от 10.10.2003 № 69.

В связи с изложенным, судебная коллегия полагает, что представленный истцом дубликат трудовой книжки и имеющиеся записи о приеме и увольнении № 6, 7 не могут быть признаны в качестве допустимых и надлежащих доказательств, подтверждающих наличие стажа работы истца в спорный период.

В п.11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 N 1015, установлено, что документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

Аналогичные положения указаны в постановлении Правительства РФ от 24.07.2002г. №555 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий».

В материалы дела МБУ «Архив Чусовского района» представлены копия решения Чусовского горисполкома от 25.04.1990г. № 125 об утверждении Устава Чусовского городского комитета ветеранов войны в Афганистане и копия Устава. Разделом 3 Устава предусмотрено, что исполнительно-распорядительным органом, осуществляющим оперативное руководство деятельностью комитета в период между заседаниями Совета является правление. Правление избирается открытым голосованием членов Совета, простым большинством голосов в количестве определяемом Советом. Правление состоит из председателя Совета, заместителя председателя Совета, исполняющего также обязанности секретаря, главного бухгалтера.

В тоже время, какие-либо решения об избрании истца председателем указанной организации, а также кадровые документы о приеме на работу, увольнении, выплате заработной платы и иные, касающиеся трудовой деятельности истца в качестве председателя указанной организации, в дело не представлено.

При этом, из сообщения МБУ «Архив Чусовского района» от 02.08.2019г., представленного в дело, следует, что документы Чусовского городского комитета ветеранов войны в Афганистане на хранение в архив не поступали.

Ссылки истца на то обстоятельство, что представление документов невозможно в виду их утраты в связи с пожаром, не могут быть признаны состоятельными, поскольку из имеющейся в деле справки 19 Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Чусовскому муниципальному району, Гремячинскому и Горнозаводскому городским округам от 18.12.2019г., следует лишь то, что в многоквартирном доме по адресу: г.Чусовой, п.Лямино, ул.Свободы, 5, произошел пожар 26.10.2001г. Однако сведений, в том числе касающихся отношения данного адреса к местонахождению Чусовского городского комитета ветеранов войны в Афганистане и определению места хранения документации данного комитета, в деле не имеется.

В материалы дела истцом представлена справка от 11.07.2019г. Чусовской районной общественной организации ветеранов войны в Афганистане, за подписью председателя А., согласно которой Скачков А.В. с 09.01.1991г. по 25.08.1993г. работал в должности председателя Чусовского городского комитета ветеранов войны в Афганистане.

Между тем, как указано выше, данных о том, что организация Чусовская районная общественная организация ветеранов войны в Афганистане является правопреемником Чусовского городского комитета ветеранов войны в Афганистане, в деле не имеется. Кроме того, не указано и на основания (первичные документы), послужившие для выдачи справки относительно сведений о работе истца в спорный период.

В силу п.37, 38 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 N 1015, при утрате документов о работе (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника периоды работы устанавливаются на основании показаний 2 и более свидетелей, знающих этого работника по совместной работе у одного работодателя и располагающих документами о своей работе за время, в отношении которого они подтверждают работу гражданина.

Аналогичные положения содержались в Положении о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий в РСФСР, утвержденном Приказом Министерства социального обеспечения РСФСР от 04.10.1991 № 190, Правилах подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.07.2002г. № 555.

В качестве доказательств факта работы в спорный период в Чусовском городском комитете ветеранов войны в Афганистане, истцом представлены показания свидетелей Ш., Г. и А.

Между тем, данных об отношении указанных свидетелей к Чусовскому городскому комитету ветеранов войны в Афганистане, включая членство в указанной организации, период совместной работы документально не подтверждены.

Напротив, из пояснений свидетеля Ш. следует, что он в спорный период работал в Интерфонде, А. работал в Горкоме партии, Г. работал районным военным комиссаром.

Более того, из показаний свидетеля А. следует, что у Комитета менялись названия, до 2014г. в налоговой инспекции не регистрировали, в дальнейшем для получения денежных средств зарегистрировали юридическое лицо в 2014г.

При этом, свидетели также пояснили, что не могут пояснить получал ли Скачков А.В. заработную плату в Комитете, свидетель Ш. указал, что заработную плату не получал, для него работа в Комитете была в качестве общественной нагрузки.

В виду изложенного, судебная коллегия находит, что у суда первой инстанции не имелось оснований для принятия показаний данных свидетелей в качестве надлежащих доказательств.

В ходе рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции были истребованы сведения из ИНФС, Управления министерства юстиции по Пермскому краю.

Согласно ответа Межрайонной ИФНС России № 17 по Пермскому краю, сведения в отношении организации Чусовской городской комитет ветеранов войны в Афганистане отсутствуют в ЕГРЮЛ.

Управлением Министерства юстиции РФ по Пермскому краю направлено сообщение о том, что в ведомственном реестре зарегистрированных некоммерческих организаций отсутствуют сведения о Чусовском городском комитете ветеранов войны в Афганистане, в Управлении не имеется учетного дела данной организации.

Судом апелляционной инстанции в силу положения ст.56, 57 ГПК РФ истцу было предложено представить дополнительные доказательства, включая свидетелей, которые осуществляли трудовую деятельность в Чусовском городском комитете ветеранов войны в Афганистане.

Однако истцом такие доказательства в суд апелляционной инстанции не представлены.

Ксерокопии отдельных листов трудовых книжек на имя Ч., М., представленные истцом, судебной коллегией не могут быть расценены в качестве надлежащих доказательств, поскольку подлинные документы в силу ст.71 ГПК РФ не представлены и данные лица по обстоятельствам внесения записей в трудовые книжки и факте работы истца допрошены не были.

Более того, судебная коллегия считает возможным обратить внимание на показание истца о том, что с момента организации Комитета в 1990г. он заработную плату не получал и трудовые отношения не оформлялись, в дальнейшем после 1993г. он также осуществлял деятельность без оформления трудовых отношений. Трудовые отношения не оформлялись и с бухгалтером, заместителем председателя, поскольку данные лица имели иное место работы.

В связи с изложенным, само по себе то обстоятельство, что данная организация была учреждена 20.04.1990г., в подтверждение чего в деле имеется копия Устава, не может быть расценено в качестве достаточного основания для удовлетворения требований истца и установления факта его работы в данной организации в спорный период для включения в стаж для назначения пенсии.

Таким образом, оценив в совокупности имеющиеся в деле документы и доказательства, судебная коллегия находит, что факт работы истца в указанной организации в спорный период для целей учета его в страховой стаж, дающий право на назначение страховой пенсии, достаточными и допустимыми доказательствами не подтвержден.

При таком положении, решение суда не может быть признано законным и обоснованным, подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении требований истца.

Руководствуясь ст.ст.199, 328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Чусовского городского суда Пермского края от 27 декабря 2019 года отменить.

Принять по делу новое решение.

В удовлетворении требований Скачкова А.В. об установлении факта работы - отказать.

Председательствующий

Судьи