НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Пермского краевого суда (Пермский край) от 20.02.2019 № 33А-1434/19

Дело № 33а-1434/2019

Судья Кушова Л.Л.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Пермь 20 февраля 2019 года

Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе председательствующего судьи Копылова-Прилипко Д.А.,

судей Поповой Н.В., Коротаевой О.А.,

при секретаре Рогатневой А.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Горнозаводского районного суда Пермского края от 29 ноября 2018 года, которым постановлено:

«Исковые требования административного истца Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России № 14 по Пермскому краю удовлетворить.

Взыскать с административного ответчика ФИО1, проживающей по адресу: ****, пени в размере 232 рубля 45 копеек и судебные расходы в размере 54 рубля 28 копеек».

Заслушав доклад судьи Копылова-Прилипко Д.А., объяснения представителя ФИО1 - ФИО2, изучив материалы дела, судебная коллегия

у с т а н о в и л а :

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 14 по Пермскому краю (далее по тексту – Инспекция) обратилась в суд с административным исковым заявлением о взыскании с ФИО1 пени по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, за период с 01.10.2014 г. по 22.01.2015 г. в сумме 232 руб. 45 коп. Также просит взыскать 54 руб. 28 коп. – в счёт возмещения судебных расходов.

Требования обоснованы тем, что ФИО1 в период по 16.07.2012 г. (ошибочно указана дата – 16.07.2017 г.) осуществляла предпринимательскую деятельность и являлась плательщиком единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения (далее по тексту – УСН). В связи с прекращением ФИО1 предпринимательской деятельности, налоговым органом проведена камеральная проверка представленных налогоплательщиком налоговых деклараций. По результатам проверки принято решение о доначислении сумм авансовых платежей, сроком оплаты до 25.04.2012 г. (12565 руб.), до 25.07.2012 г. (2583 руб.). Задолженность фактически уплачена 23.01.2015 г. В этой связи, ответчику на основании статьи 75 НК РФ начислены пени в сумме 232 руб. 45 коп. и направлено требование № ** от 16.12.2014 г. об уплате пени. Данное налоговое требование ФИО1 исполнено не было, что послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском после отмены 31.05.2018 г. мировым судьёй судебного приказа.

Судом постановлено вышеуказанное решение, об отмене которого в апелляционной жалобе просит ФИО1 Ссылаясь на положения пункта 3 статьи 46, пункта 3 статьи 44, пункта 1 статьи 23, статьи 113, пункта 1 статьи 115 НК РФ, полагает, что налоговым органом нарушены установленные законом сроки давности привлечения к налоговой ответственности. Инспекция утратила право взыскания УСН в принудительном порядке. Кроме того, суд необоснованно не применил положения Федерального закона от 28.12.2017 № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту – Закон № 436-ФЗ), согласно которого, задолженность по налогу, образовавшаяся на 01.01.2015 г., подлежит списанию.

ФИО1 о времени и месте рассмотрения дела извещена посредством получения почтового судебного извещения, в судебное заседание не явилась, направила представителя, который на доводах апелляционной жалобы настаивал в полном объёме.

Представитель Инспекции просил рассмотреть дело в его отсутствии. Инспекцией представлены письменные возражения относительно апелляционной жалобы.

На основании части 2 статьи 150, части 2 статьи 306, части 1 статьи 307, части 6 статьи 226 КАС РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя административного истца.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения относительно неё, судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда не находит оснований для отмены/изменения решения суда.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 23; пунктом 1 статьи 45; пунктами 1, 2 статьи 57; абзацем 3 пункта 1 статьи 45 НК РФ, налогоплательщики обязаны оплачивать законно установленные налоги и сборы (подпункт 1 пункта 1 статьи 23).

Налогоплательщики обязаны: 1) уплачивать законно установленные налоги; 4) представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах; 6) представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов (пункт 1 статьи 23).

Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах (пункт 1 статьи 45).

Сроки уплаты налогов, сборов, страховых взносов устанавливаются применительно к каждому налогу, сбору, страховому взносу (пункт 1 статьи 57).

При уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом (пункт 2 статьи 57).

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом … требования об уплате налога (абзац 3 пункта 1 статьи 45).

Согласно пункту 3 статьи 58 НК РФ, в соответствии с настоящим Кодексом может предусматриваться уплата в течение налогового периода предварительных платежей по налогу - авансовых платежей. Обязанность по уплате авансовых платежей признается исполненной в порядке, аналогичном для уплаты налога.

Правоотношения, связанные с упрощённой системой налогообложения урегулированы Главой 26.2 НК РФ.

Согласно пунктам 3, 7 статьи 346.21 НК РФ, налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, по итогам каждого отчетного периода исчисляют сумму авансового платежа по налогу, исходя из ставки налога и фактически полученных доходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответственно первого квартала, полугодия, девяти месяцев с учетом ранее исчисленных сумм авансовых платежей по налогу.

Авансовые платежи по налогу уплачиваются не позднее 25-го числа первого месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

В случае уплаты авансовых платежей в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки на сумму несвоевременно уплаченных авансовых платежей начисляются пени в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Кодекса (пункт 3 статьи 58 НК РФ).

Как следует из материалов дела, ФИО1 была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя в период с 11.06.2010 г. по 16.07.2012 г. /л.д.8,40/.

В связи с прекращением деятельности в качестве индивидуального предпринимателя 10.07.2012 г. ФИО1 представила в Инспекцию налоговую декларацию по УСН за 2012 г. /л.д.15-16/; 15.08.2012 г. административным ответчиком представлена первая уточнённая (корректирующая) налоговая декларация за 2012 г. /л.д.17-18/, 03.07.2013 г. – вторая /л.д.19-20/.

По итогам проведённой налоговым органом камеральной налоговой проверки /л.д.24об.-29об/, Инспекцией 10.12.2013 г. принято решение № ** об отказе ФИО1 в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения /л.д.21-24/.

Указанным решением от 10.12.2013 г. установлено занижение налоговой базы, в связи с чем, ФИО1 доначислены авансовые платежи на сумму 12565 руб. по сроку уплаты 25.04.2012 г. и на сумму 2583 руб. по сроку уплаты 10.12.2013 г., а также начислены пени по состоянию на 10.12.2013 г. на сумму 2048 руб. 48 коп.

Сумма недоимки уплачена ФИО1 23.01.2015 г. – 13000 руб. и 19.02.2015 г. – 2952 руб. /л.д.30/.

Поскольку задолженность по обязательным платежам административным ответчиком была оплачена только в 2015 г., Инспекцией были начислены пени за период с 01.10.2014 г. по 22.01.2015 г.

В целях извещения налогоплательщика о начисленных пенях, а также в целях понуждения ответчика к обязанности уплатить неуплаченные суммы, Инспекцией в адрес ФИО1 выставлены: требование № ** по состоянию на 16.12.2014 г., сроком исполнения до 14.01.2015 г. на сумму пени 251 руб. 53 коп. /л.д.10/; требование № ** по состоянию на 13.03.2015 г., сроком исполнения до 02.04.2015 г. на сумму пени 146 руб. 48 коп. /л.д.10/. С учётом того, что в состав уплаченной 19.02.2015 г. вошла часть начисленных пеней на сумму 82 руб. 64 коп., размер неоплаченных пеней составляет 232 руб. 45 коп.

В целях взыскания с ФИО1 сумм санкций, начисленных на обязательные платежи, Инспекция обратилась к мировому судье за выдачей судебного приказа, после отмены которого – в суд с настоящим иском.

Установив указанные обстоятельства, суд пришел к выводу о наличии у ФИО1 обязанности по уплате пеней по УСН, поскольку соответствующие требования должником добровольно не исполнены, судебный приказ, выданный 16.05.2018 г. - отменен 31.05.2018 г., следовательно, суммы санкций подлежат взысканию в судебном порядке.

Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с выводами суда. Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом установлены правильно, при рассмотрении дела исследованы. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Материальный закон судом применен и истолкован правильно. Нарушений норм процессуального права, которые могут являться основанием к отмене решения, судом не допущено.

Доводы апелляционной жалобы со ссылкой на положения Налогового кодекса Российской Федерации не влекут отмену решения суда.

Сроки давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения регламентируются положениями статьи 113 НК РФ. В рассматриваемом случае решение об отказе в привлечении ФИО1 к ответственности за совершение налогового правонарушения принято 10.12.2013 г., оно в установленном законом порядке не оспорено, является действующим. По смыслу закона взыскание с должника в рамках настоящего административного иска денежных средств не является привлечением к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Сроки давности взыскания штрафов установлены статьёй 115 НК РФ. Требование о взыскании штрафов с ФИО1 налоговым органом в административном иске не заявлено.

Обязанности налогоплательщика установлены пунктом 1 статьи 23 НК РФ; обстоятельства, при наступлении которых прекращается обязанность по уплате налога, перечислены в пункте 3 статьи 44 НК РФ. В соответствии с указанными нормами, уплата налога является обязанностью налогоплательщика, обязанность по уплате налога прекращается в связи с его уплатой, либо в связи с иными указанными в НК РФ обстоятельствами. При этом, уплата должником – налогоплательщиком недоимки не означает об отсутствии у должника обязанности по уплате пени, начисленной на эту недоимку.

Таким образом, ссылки ФИО1 о нарушении сроков давности привлечения к налоговой ответственности не могут быть приняты во внимание.

Не может согласиться судебная коллегия и с доводами административного ответчика об утрате Инспекции права на взыскание сумм пени.

Основания, порядок взыскания налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов) - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, установлены статьёй 48 НК РФ.

Данный порядок применяется по отношению к ФИО1, поскольку статус индивидуального предпринимателя она утратила.

Из положений пунктов 1-3 статьи 48 НК РФ следует, что в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

При этом, в соответствии с пунктами 2, 3 статьи 69, пунктом 2 статьи 70 НК РФ (в редакции закона на день возникновения спорных правоотношений), требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику независимо от привлечения его к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) в течение 20 дней с даты вступления в силу соответствующего решения.

Из материалов дела следует, что решение Инспекции от 10.12.2013 г. № ** об отказе ФИО1 в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения вступило в законную силу 24.01.2014 г.

30.01.2014 г. - то есть в течение 20 дней с даты вступления в силу этого решения – в адрес ФИО1 выставлено требование № ** об уплате недоимки, сроком исполнения до 19.02.2014 г.

Поскольку требование об уплате налога должником исполнено не было, 17.06.2014 г. Инспекцией принято решение № ** о взыскании задолженности в порядке, предусмотренном статьёй 48 НК РФ. 03.07.2014 г. мировым судьёй вынесен судебный приказ, отменённый 25.07.2014 г., после чего 30.10.2014 г. имело место обращение с иском в суд, которым 13.01.2015 г. выдан исполнительный лист.

Таким образом, в установленные законом сроки Инспекция приняла меры для принудительного взыскания с ФИО1 недоимки по УСН за 2012 г.

Ввиду того, что недоимка своевременно уплачена не была, налоговым органом были начислены пени, и в адрес ФИО1 выставлено требование № ** по состоянию на 16.12.2014 г., сроком исполнения до 14.01.2015 г. на сумму пени 251 руб. 53 коп. В данном требовании справочно отражена информация о наличии долга в сумме 13085 руб. 97 коп. Затем, в адрес в адрес ФИО1 было выставлено требование № ** по состоянию на 13.03.2015 г., сроком исполнения до 02.04.2015 г. на сумму пени 146 руб. 48 коп., в котором справочно отражена информация о сумме долга 232 руб. 45 коп.

Срок исполнения самого раннего требования № ** истёк 14.01.2018 г. сумма долга 3000 руб. по этому требованию и по требованию № ** не превысила, в связи с чем, в пределах 6-ти месячного срока с момента истечения 3-х лет, когда сумма долга не превысила 3000 руб., налоговый орган обратился к мировому судье за выдачей судебного приказа.

16.05.2018 г. мировым судьёй выдан судебный приказ и на основании возражений административного ответчика он отменён 31.05.2018 г. /л.д.4/. 10.09.2018 г. Инспекция обратилась в суд с настоящим административным иском /л.д.2/.

При названных обстоятельствах, установленный законом срок взыскания с ФИО1 суммы пени административным истцом соблюдён.

Оценивая доводы административного ответчика о признании задолженности безнадёжной к взысканию, судебная коллегия приходит к следующему.

Действительно, частью 2 статьи 12 Закона № 436-ФЗ установлено, что признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по налогам (за исключением налога на добычу полезных ископаемых, акцизов и налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через границу Российской Федерации), задолженность по пеням, начисленным на указанную недоимку, и задолженность по штрафам, образовавшиеся на 1 января 2015 года, числящиеся на дату принятия налоговым органом в соответствии с настоящей статьей решения о списании признанных безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням и штрафам за индивидуальными предпринимателями, а также за лицами, утратившими статус индивидуального предпринимателя до даты принятия такого решения.

Вместе с тем, в силу пунктов 2 и 3 статьи 44 НК РФ, обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога, и по общему правилу прекращается с уплатой налога.

Согласно статье 59 НК РФ в установленных законодательством случаях в отношении задолженности по налогам (пени, штрафам), числящейся за отдельными налогоплательщиками, допускается признание ее безнадежной к взысканию.

Институт признания налоговой задолженности безнадежной к взысканию предполагает существование юридических или фактических препятствий к реальному исполнению обязанности по уплате налогов (пени, штрафов). Списание задолженности как безнадежной означает, что применение мер, направленных на принудительное исполнение налоговой обязанности является невозможным, в связи с чем, задолженность исключается из лицевого счета налогоплательщика и более не может выступать предметом взыскания.

Из содержания статьи 12 Закона № 436-ФЗ (как пункта 1, так и пункта 2) не следует, что данная норма является актом прощения налоговой задолженности (налоговая амнистия), прекращающим согласно подпункту 5 пункта 3 статьи 44 НК РФФ обязанность по уплате налогов, пени и штрафов.

Напротив, положения данной статьи сформулированы как устанавливающие специальные основания для списания задолженности, право на взыскание которой не утрачено налоговыми органами, и в качестве признака безнадежности задолженности к взысканию законодателем рассматривается сам по себе факт ее непогашения в течение трех лет (2015 - 2017 г.г.).

Не ограниченное во времени нахождение налогоплательщиков под риском применения мер принудительного взыскания является обременительным для граждан (индивидуальных предпринимателей) и дальнейшее сохранение такой ситуации признано государством нецелесообразным. При этом, предполагается, что причины, по которым меры принудительного взыскания налоговой задолженности не привели к ее погашению, обусловлены возникшими у граждан (индивидуальных предпринимателей) обстоятельствами, не позволяющими в течение длительного периода полностью исполнить обязанность по уплате налогов, а не сокрытием сведений о неуплаченных налогах от налоговых органов, равно как сокрытием имущества от обращения на него взыскания.

С учетом изложенного, для целей статьи 12 Закона № 436-ФЗ под подлежащей списанию задолженности граждан (индивидуальных предпринимателей), образовавшейся на 01.01.2015 г., должны пониматься недоимки по налогам, а также пени и штрафы, известные налоговым органам и подлежавшие взысканию на указанный момент времени, но не погашенные полностью или в соответствующей части в течение 2015 - 2017 гг.

В рассматриваемом случае, имеющаяся у ФИО1 задолженность по пени образовалась по состоянию на 01.01.2015 г., сама недоимка была погашена 23.01.2015 г. и 19.02.2015 г. - то есть после указанной в статье 12 Закона № 436-ФЗ даты; до настоящего времени задолженность по пени не погашена.

В этой связи, судебная коллегия считает, что к спорным правоотношениям положения части 2 статьи 12 Закона № 436-ФЗ применению не подлежат.

Жалоба не содержит фактов, которые влияют на законность и обоснованность решения, либо опровергают выводы суда первой инстанции, в связи с чем, доводы жалобы не могут служить основанием для отмены решения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 КАС Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а :

Решение Горнозаводского районного суда Пермского края от 29 ноября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: