Судья Рожкова И.П.
Дело № 33-11580/2023
№ 2-1828/2023 (УИД 59RS0035-01-2022-004229-86)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Пермь 19 октября 2023 года
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:
председательствующего Высочанской О.Ю..,
судей Журавлевой В.М., Кляусовой И.В.,
при секретаре Говорухиной Е.И.,
рассмотрела гражданское дело №2-1828/2023 по иску Соликамского городского прокурора в интересах ФИО1 и ее несовершеннолетних детей Ш1., Ш2., Ш3. к государственному казенному учреждению «Центр социальных выплат и компенсаций Пермского края»
по апелляционному представлению Соликамского городского прокурора на решение Ленинского районного суда г. Перми от 29 июня 2023 года.
Заслушав доклад судьи Журавлевой В.М., пояснения представителя истца-прокурора Захарова Е.В., представителя ответчика ФИО2, изучив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Соликамский городской прокурор в интересах ФИО1 и ее несовершеннолетних детей Ш1., Ш2., Ш3. обратился с иском к ГКУ «Центр социальных выплат и компенсаций Пермского края» с требованием обязать ответчика назначить и выплатить ФИО1 ежемесячную денежную выплату на третьего и последующих детей, предусмотренную постановлением Правительства Пермского края от 19.11.2018 №712-п в порядке и размерах, установленных федеральным законодательством.
В обоснование исковых требований указано, что Соликамской городской прокуратурой проведена проверка по обращению ФИО1 по факту отказа ГКУ «Центр социальных выплат и компенсаций Пермского края» в назначении ежемесячной денежной выплаты на третьего и последующего детей, предусмотренной постановлением Правительства Пермского края от 19.11.2018 №712-п. В ходе проверки установлено, что 21.04.2021, 16.07.2021 и 06.07.2022 ФИО1 обратилась к ответчику с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты на третьего и последующих детей. 21.04.2021, 20.07.2021 и 08.07.2022 в назначении вышеназванной меры социальной поддержки семье ФИО1 отказано с указанием на то, что среднедушевой доход семьи превышает двукратную величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации на дату обращения за назначением ежемесячной выплаты. Проверкой установлено, что при рассмотрении заявлений ФИО1 при расчете ежемесячного дохода гражданина учитывалась предоставленная заявителю льгота по оплате детского сада в виде снижения родительской платы в размере 50% как родителю, имеющему трех и более детей до 18 лет, на основании постановления администрации г. Соликамска Пермского края №1312-па от 25.09.2018 «Об установлении размера родительской платы за оказание муниципальной услуги присмотра и ухода за детьми в МДОУ»; компенсация части родительской платы (в виде уменьшения оплаты) за присмотр и уход за ребенком в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях на основании постановления Пермского края от 01.08.2018 №444-п «О компенсации части родительской платы за присмотр и уход за ребенком в образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования». Между тем, предоставляемая семье ФИО1 льгота в виде снижения размера родительской платы за детский сад не относится к компенсационным выплатам, предусмотренным подпункта «д» пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 20.08.2003 №512, и не может быть учтена при расчете размера среднедушевого дохода гражданина при рассмотрении заявлений граждан о предоставлении мер социальной поддержки, в том числе ежемесячной денежной выплаты на третьего ребенка и последующих детей. Проверкой установлено, что при рассмотрении заявления ФИО1 от 06.07.2022 сотрудниками ГКУ «Центр социальных выплат и компенсаций Пермского края» произведен расчет размера среднедушевого дохода семьи ФИО1 за период с 01.03.2021 по 28.02.2022; с учетом льготы в виде снижения размера родительской платы за детский саддоход семьи составил 1 701 500, 47 руб., среднедушевой доход семьи за указанный период составил 28 358, 34 руб., что превышает сумму расчета прожиточного минимума (двукратную величину прожиточного минимума, установленную в Пермском крае, которая составляет 27 918 руб.). Однако, при расчете размера среднедушевого дохода семьи ФИО1 за указанный период без учета вышеуказанной льготы за детский саддоход семьи ФИО1составит 1 674 573,23 руб.,среднедушевой доход семьи составит 27 909, 55 руб., что не превышает сумму расчета прожиточного минимума. Истец полагает, что расчет размера среднедушевого дохода семьи ФИО1 произведен с нарушением требований законодательства, в связи с чем решение об отказе в предоставлении семье ФИО1 государственной услуги в виде назначения ежемесячной денежной выплаты на третьего ребенка и последующих детей от 08.07.2022 №117-09-04/1040 принято незаконно. 24.10.2022 городским прокурором в адрес директора ГКУ «Центр социальных выплат и компенсаций Пермского края» внесено представление об устранении нарушений закона и решении вопроса о назначении ФИО1 ежемесячной денежной выплаты на третьего и последующих детей, предусмотренной постановлением правительства Пермского края от 19.11.2018 №712-п. 09.11.2022 по результатам рассмотрения представления директором ГКУ «Центр социальных выплат и компенсаций Пермского края» в удовлетворении требований прокуратуры отказано, в связи с тем, что предоставленная семье ФИО1 льгота в виде снижения размера родительской платы за присмотр и уход является по своей сути денежным эквивалентом полученных членами семьи льгот и социальных гарантий, установленных органами государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, включение которого в расчет среднедушевого дохода семьи для определения права на меры социальной поддержки предусмотрено абзацем 11 подпункта «ж» пункта 1 Постановления №512. С данной позицией прокуратура не согласна, поскольку расходы за присмотр и уход за ребенком несет образовательная организация и, соответственно, денежные средства за предоставляемую семьям меру материальной поддержки в виде снижения родительской платы в размерах, установленных нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления, органов государственной власти субъектов из соответствующих бюджетов перечисляются на счет организации, осуществляющей образовательную деятельность. Семьи, получающие такую меру материальной помощи, доходов в натуральной форме, денежной форме и денежном эквиваленте не получают. Кроме того, предоставленное отдельным категориям граждан, в том числе ФИО1, право на снижение родительской платы, предусмотренное Положением о порядке взимания родительской платы за оказание муниципальной услуги «Присмотр и уход» в муниципальных образовательных учреждениях Соликамского городского округа, реализующих образовательную программу дошкольного образования, утвержденным постановлением администрации г. Соликамска Пермского края №1312-па от 25.09.2018, а также компенсация части родительской платы за присмотр и уход за ребенком в образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования, находящихся на территории Пермского края в соответствии с постановлением Правительства Пермского края от 01.08.2018 №444-п, не могут признаваться льготой либо социальной гарантией в соответствии с требованиями законодательства, следовательно, не относятся к требованиям, предусмотренным подпунктом «ж» Постановления №512 и не могут учитываться при расчете среднедушевого дохода семьи. Истец считает, что предоставленная семье ФИО1 мера поддержки в виде снижения размера платы за детский сад не является ни льготой, ни социальной гарантией, ни компенсационной выплатой, соответственно, не может быть учтена в качестве дохода при расчете ежемесячного дохода гражданина при определении нуждаемости в мерах социальной поддержки – ежемесячной денежной выплаты на третьего и последующих детей.
Определением суда от 23.12.2022 к участию в деле в качестве третьего лица в порядке статьи 43 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) привлечен ФИО3
Определением суда в протокольной форме от 18.05.2023 к участию в деле в качестве третьего лица в порядке статьи 43 ГПК РФ привлечено Министерство социального развития Пермского края.
Решением Ленинского районного суда г. Перми от 29.06.2023 исковые требования прокурора оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с постановленным решением суда, Соликамский городской прокурор обратился с апелляционным представлением, в котором просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований, указав, что суд первой инстанции в обоснование доводов принятого решения исходил из того, что предоставляемое ФИО1 право на снижение родительской платы, а также компенсация части родительской платы за присмотр и уход за ребенком, являются по своей сути льготой, поскольку предоставляется отдельным категориям граждан, соответственно при расчете среднедушевого дохода при рассмотрении заявлений ФИО1 о назначении ежемесячной денежной выплаты на третьего и последующего детей, указанная льгота обоснованно учтена ответчиком в денежном эквиваленте и обязанности назначить и выплатить ФИО1 ежемесячную денежную выплату на третьего и последующих детей, не имеется. Апеллянт с указанной позицией не согласен, поскольку снижение размера родительской платы за присмотр и уход в соответствии с п. 2 ст. 65 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» за присмотр и уход за ребенком учредитель организации, осуществляющей образовательную деятельность, устанавливает плату, взимаемую с родителей (законных представителей), и ее размер, если иное не установлено Федеральным законом. Учредитель вправе снизить размер родительской платы или не взимать ее с отдельных категорий родителей (законных представителей) в определяемых им случаях и порядке. В случае если уход и присмотр за ребенком в организации, осуществляющей образовательную деятельность, оплачивает учредитель, родительская плата не устанавливается. Расходы за присмотр и уход за ребёнком несет образовательная организация, и соответственно денежные средства, за предоставляемую семьям меру материальной поддержки в виде снижения родительской платы в размерах, установленных нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления, органов государственной власти субъектов из соответствующих бюджетов перечисляются на счет организации, осуществляющей образовательную деятельность. Семьи, получающие такую меру материальной помощи, доходов в натуральной форме, денежной форме и денежном эквиваленте не получают. В жалобе отмечено, что предоставляемое отдельным категориям граждан право на снижение родительской платы, а также компенсация части родительской платы за присмотр и уход за ребенком в образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования, не могут признаваться льготой либо социальной гарантий в соответствии с требованиями законодательства, следовательно, не относятся к требованиям, предусмотренным подпунктом «ж» Постановления № 512 и не могут учитываться при расчете среднедушевого дохода семьи. При вынесении судом решения не приняты во внимание представленные доказательства и не учтены доводы истца о том, что мера поддержки в виде снижения размера платы за детский сад не является ни льготой, ни социальной гарантией, ни компенсационной выплатой, соответственно не может быть учтена в качестве дохода при расчете ежемесячного дохода гражданина при определении нуждаемости в мерах социальной поддержки – ежемесячной денежной выплаты на третьего и последующих детей.
Представитель истца поддержал доводы апелляционного представления, указав, что не согласен с позицией представителя ответчика.
Представитель ответчика возражала по доводам апелляционного представления, указав, что снижение родительской платы и компенсация части родительской платы за присмотр и уход за ребенком учтены ими обосновано, поскольку относятся к денежному эквиваленту полученных семьей льгот и социальных гарантий.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещались о дате и времени судебного заседания надлежащим образом.
На основании части 3 статьи 167, части 1 статьи 327 ГПК РФ с учетом надлежащего извещения иных лиц, участвующих в деле, судебная коллегия считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в их отсутствие.
Проверив законность и обоснованность постановленного судом решения в пределах доводов апелляционной жалобы (часть 1 статьи 327.1. ГПК РФ), судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации" постановлением Правительства Пермского края от 19.11.2018 N 712-п был утвержден Порядок и условия оказания финансовой поддержки нуждающимся семьям в случае рождения в 2019-2022 годах третьего ребенка или последующих детей" (Далее – Порядок), действовавший по состоянию на дату обращения ФИО1 с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты на третьего и последующего детей.
Согласно пункту 1.4 Порядка ежемесячная денежная выплата назначается одному из родителей, обратившемуся за назначением ежемесячной денежной выплаты (далее - заявитель), проживающему совместно с ребенком, в связи с рождением которого возникло право на ежемесячную денежную выплату.
Ежемесячная денежная выплата предоставляется семьям, среднедушевой доход которых не превышает двукратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения, установленного в Пермском крае на дату обращения за назначением ежемесячной денежной выплаты.
Среднедушевой доход семьи для назначения ежемесячной денежной выплаты рассчитывается за 12 календарных месяцев (в том числе в случае представления сведений о доходах семьи за период менее 12 календарных месяцев), предшествующих 4 календарным месяцам перед месяцем подачи заявления о назначении ежемесячной денежной выплаты, путем деления одной двенадцатой суммы доходов всех членов семьи за указанный расчетный период на число членов семьи.
Перечень видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи, определяется в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.08.2003 N 512 "О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи".
В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 20.08.2003 № 512 "О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи" при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи учитываются все виды доходов, полученные каждым членом семьи или одиноко проживающим гражданином в денежной и натуральной форме, в том числе: социальные выплаты из бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов и других источников, к которым относятся: пенсии, компенсационные выплаты (кроме компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами) и дополнительное ежемесячное материальное обеспечение пенсионеров (подпункт «д»); денежные эквиваленты полученных членами семьи льгот и социальных гарантий, установленных органами государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями (подпункт «ж»).
По материалам дела судом установлено, что 21.04.2021, 16.07.2021 и 06.07.2022 ФИО1 обращалась в ГКУ «Центр социальных выплат и компенсаций Пермского края» с заявлениями о назначении ежемесячной денежной выплаты на третьего и последующих детей (л.д.22-28, 31-34, 37-47).
Письмами ГКУ «Центр социальных выплат и компенсаций Пермского края» от 21.04.2021, 20.07.2021 и 08.07.2022 ФИО1 (л.д.21, 29, 35) в предоставлении государственной услуги отказано, указано об отсутствии права на получение ежемесячной выплаты, в связи с превышением размера среднедушевого дохода семьи над двукратной величиной прожиточного минимума на душу населения, установленной в субъекте Российской Федерации на дату обращения за назначением ежемесячной выплаты.
Установлено, что при рассмотрении заявлений ФИО1 при расчете ежемесячного дохода учитывалась предоставленная заявителю льгота по оплате детского сада в виде снижения родительской платы в размере 50% как родителю, имеющему трех и более детей до 18 лет, на основании постановления администрации г. Соликамска Пермского края от 25.09.2018 № №1312-ПА «Об установлении размера родительской платы за оказание муниципальной услуги присмотра и ухода за детьми в МДОУ»; компенсация части родительской платы (в виде уменьшения оплаты) за присмотр и уход за ребенком в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях на основании постановления Правительства Пермского края от 01.08.2018 №444-п «О компенсации части родительской платы за присмотр и уход за ребенком в образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования».
Постановлением Правительства Пермского края от 01.08.2018 №444-п утверждены Правила предоставления компенсации части родительской платы за присмотр и уход за ребенком в образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования (далее – Правила).
Правила устанавливают порядок обращения родителей (законных представителей) за компенсацией части родительской платы за присмотр и уход за ребенком в образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования, находящихся на территории Пермского края, и порядок ее предоставления.
В соответствии с пунктом 1.4 Правил, родителям (законным представителям) детей, впервые зачисленных в образовательную организацию, компенсация предоставляется в случае нуждаемости, за исключением родителей (законных представителей) детей, зачисленных в образовательную организацию после отчисления из другой образовательной организации, предоставлявшей компенсацию без учета критериев нуждаемости.
Согласно пункту 1.6 Правил компенсация предоставляется в следующих размерах: 20% среднего размера родительской платы за присмотр и уход за ребенком в муниципальных образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования (далее - средний размер родительской платы), - на первого ребенка в семье; 50% среднего размера родительской платы - на второго ребенка в семье; 70% среднего размера родительской платы - на третьего и каждого последующего ребенка в семье.
В соответствии с пунктом 3.4 Правил при снижении размера родительской платы за присмотр и уход за ребенком учредителем образовательной организации размер компенсации уменьшается пропорционально размеру такой родительской платы.
Согласно пункту 3.5 Правил при начислении родительской платы за присмотр и уход за ребенком в муниципальной образовательной организации сумма родительской платы за присмотр и уход за ребенком в текущем месяце уменьшается на сумму компенсации, начисленной за предыдущий месяц, за который внесена родительская плата за присмотр и уход за ребенком. В случае если сумма компенсации за предыдущий месяц превышает сумму начисленной родительской платы за присмотр и уход за ребенком в текущем месяце, оставшаяся сумма компенсации предоставляется в следующем месяце.
Постановлением администрации г. Соликамска Пермского края №1312-па от 25.09.2018 утверждено Положение о порядке взимания родительской платы за оказание муниципальной услуги «Присмотр и уход» в муниципальных образовательных учреждениях Соликамского городского округа, реализующих образовательную программу дошкольного образования.
Разделом 3 указанного Положения установлен порядок снижения и (или) освобождения от взимания родительской платы.
В соответствии с пунктом 3.3 Положения к категориям граждан, имеющим право на снижение родительской платы на 50% относятся: родители (законные представители), имеющие трех и более несовершеннолетних детей, а также детей-близнецов дошкольного возраста (подпункт 3.3.1).
Отказывая в удовлетворении исковых требований прокурора, суд первой инстанции, проанализировав положения приведенных выше норм права, пришел к выводу, что размер среднедушевого дохода семьи ФИО1 с учетом льготы в виде снижения размера родительской платы за детский сад превысил сумму расчета прожиточного минимума, оснований для возложения на ГКУ «Центр социальных выплат и компенсаций Пермского края» обязанности назначить и выплатить ФИО1 ежемесячную денежную выплату на третьего и последующего детей, предусмотренную постановлением Правительства Пермского края от 19.11.2018 №712-п, не имеется.
При этом суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что предоставляемое ФИО1 право на снижение родительской платы, предусмотренное Положением о порядке взимания родительской платы за оказание муниципальной услуги «Присмотр и уход» в муниципальных образовательных учреждениях Соликамского городского округа, реализующих образовательную программу дошкольного образования, утвержденным постановлением администрации г. Соликамска Пермского края №1312-па от 25.09.2018, а также компенсация части родительской платы за присмотр и уход за ребенком в образовательных учреждениях, реализующих образовательную программу дошкольного образования, находящихся на территории Пермского края в соответствии с постановлением Правительства Пермского края от 01.08.2018 №444-п в виде уменьшения родительской платы на сумму компенсации, начисленной за предыдущий месяц, за который внесена родительская плата за присмотр и уход за ребенком, являются по сути льготой, поскольку предоставляется отдельным категориям граждан, соответственно, при расчете размера среднедушевого дохода при рассмотрении заявлений ФИО1 о назначении ежемесячной денежной выплаты на третьего и последующего детей, указанная льгота в соответствии с подпунктом «ж» пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 20.08.2003 N 512 "О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи" обоснованно учтена ответчиком в денежном эквиваленте.
В соответствии с частью 2 статьи 65 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» за присмотр и уход за ребенком учредитель организации, осуществляющей образовательную деятельность, устанавливает плату, взимаемую с родителей (законных представителей) (далее - родительская плата), и ее размер, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Учредитель вправе снизить размер родительской платы или не взимать ее с отдельных категорий родителей (законных представителей) в определяемых им случаях и порядке. В случае, если присмотр и уход за ребенком в организации, осуществляющей образовательную деятельность, оплачивает учредитель, родительская плата не устанавливается.
Согласно части 5 статьи 65 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в целях материальной поддержки воспитания и обучения детей, посещающих образовательные организации, реализующие образовательную программу дошкольного образования, родителям (законным представителям) предоставляется компенсация. Размер компенсации устанавливается законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и не должен быть менее двадцати процентов среднего размера родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях, находящихся на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, на первого ребенка, не менее пятидесяти процентов размера такой платы на второго ребенка, не менее семидесяти процентов размера такой платы на третьего ребенка и последующих детей. Средний размер родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях устанавливается органами государственной власти субъекта Российской Федерации. Право на получение компенсации имеет один из родителей (законных представителей), внесших родительскую плату за присмотр и уход за детьми в соответствующей образовательной организации. При предоставлении компенсации органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации устанавливать критерии нуждаемости.
Постановлением Правительства Пермского края от 19.11.2018 N 712-п был утвержден Порядок и условия оказания финансовой поддержки нуждающимся семьям в случае рождения в 2019-2022 годах третьего ребенка или последующих детей" (далее – Порядок), действовавший по состоянию на дату обращения ФИО1 с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты на третьего и последующего детей.
Согласно пункту 1.4 Порядка, ежемесячная денежная выплата назначается одному из родителей, обратившемуся за назначением ежемесячной денежной выплаты (далее - заявитель), проживающему совместно с ребенком, в связи с рождением которого возникло право на ежемесячную денежную выплату.
Ежемесячная денежная выплата предоставляется семьям, среднедушевой доход которых не превышает двукратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения, установленного в Пермском крае на дату обращения за назначением ежемесячной денежной выплаты.
Среднедушевой доход семьи для назначения ежемесячной денежной выплаты рассчитывается за 12 календарных месяцев (в том числе в случае представления сведений о доходах семьи за период менее 12 календарных месяцев), предшествующих 4 календарным месяцам перед месяцем подачи заявления о назначении ежемесячной денежной выплаты, путем деления одной двенадцатой суммы доходов всех членов семьи за указанный расчетный период на число членов семьи.
Во исполнение Федерального закона от 05.04.2003 N 44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи" Правительством Российской Федерации утвержден Перечень видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи.
Перечень видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи, определяется в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.08.2003 N 512 "О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи".
В последнем абзаце подпункта "ж" пункта 1 Перечня определено, что при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи учитываются все виды доходов, полученных каждым членом семьи или одиноко проживающим гражданином в денежной и натуральной форме, в том числе другие доходы семьи или одиноко проживающего гражданина, в которые включаются денежные эквиваленты полученных членами семьи льгот и социальных гарантий, иные социальные выплаты, установленные органами государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями.
На основании вышеизложенного, судебная коллегия полагает, что при расчете среднедушевого дохода семьи ФИО1 в доход семьи необходимо включать денежный эквивалент снижения родительской платы в размере 50% как родителю, имеющему трех и более детей и компенсацию части родительской платы (в виде уменьшения оплаты) за присмотр и уход за ребенком в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях.
Как следует из справок МКУ «Центр бухгалтерского учета Соликамского городского округа» от 12.04.2021 №1070 и №1069, ФИО1 была снижена родительская плата в размере 50% как родителю, имеющему трех и более детей до 18 лет на детей, в денежном эквиваленте за период с октября 2019 года по сентябрь 2020 года в размере 5 535,00 руб., предоставлялась компенсация части родительской платы (в виде уменьшения оплаты) за присмотр и уход за ребенком в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях за период с октября 2019 года по сентябрь 2020 года в размере 2 073,76 руб. (л.д.24 оборот, 25).
Как следует из справок МКУ «Центр бухгалтерского учета Соликамского городского округа» от 19.07.2021 №3316 и №3315, ФИО1 была снижена родительская плата в размере 50% как родителю, имеющему трех и более детей до 18 лет на детей, в денежном эквиваленте за период с марта 2020 года по февраль 2021 года в размере 10 096,25 руб., предоставлялась компенсация части родительской платы (в виде уменьшения оплаты) за присмотр и уход за ребенком в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях за период с марта 2020 года по февраль 2021 года в размере 1 276,34 руб. (л.д.34, 34 оборот).
Судебная коллегия считает необходимым привести расчет ежемесячного дохода семьи ФИО1 с учетом денежного эквивалента снижения родительской платы в размере 50% как родителю, имеющему трех и более детей и компенсации части родительской платы (в виде уменьшения оплаты) за присмотр и уход за ребенком в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях, за период с 01.03.2021 по 28.02.2022 доход семьи составил 1 701 500, 47 руб., среднедушевой доход семьи за указанный период составил 28 358, 34 руб. (1 701 500,47: 12:5 количество членов семьи), что превышает сумму расчета прожиточного минимума (двукратную величину прожиточного минимума, установленную в Пермском крае, которая составляет 27 918 руб.(величина прожиточного минимума 13 959х2)(л.д.36-36 оборот)).
Таким образом, судом первой инстанции сделан правильный и обоснованный вывод об отказе в удовлетворении исковых требований прокурора, поскольку среднедушевой доход семьи ФИО1 с учетом льготы в виде снижения размера родительской платы за детский сад превысил величину расчетного прожиточного минимума, в связи с чем, семья ФИО4 не соответствует критериям Порядка и условиям оказания финансовой поддержки нуждающимся семьям в случае рождения в 2019-2022 годах третьего ребенка или последующих детей, утвержденным постановлением Правительства Пермского края от 19.11.2018 №712-п (действовавший по состоянию на дату обращения Шестаковой С.А).
Доводы апелляционного представления о том, что предоставленные семье ФИО1 меры поддержки не являются ни льготой, ни социальной гарантией, ни компенсационной выплатой, несостоятельны.
В силу прямого указания постановления Правительства Российской Федерации от 20.08.2003 N 512 при расчете доходов учитываются денежные эквиваленты полученных членами семьи льгот и социальных гарантий, иные социальные выплаты, установленные органами государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями.
Закрытый перечень льгот, социальных гарантий и выплат, как и расшифровка этих понятий законами не установлены, в качестве таковых могут быть признаны любые преимущества для отдельных категорий граждан, как правило, нуждающихся и социально-незащищенных, предоставляемые государственными органами, органами местного самоуправления и организациями. Снижение родительской платы и (или) компенсация части вносимой родителями в образовательное учреждение платы назначены ФИО1 уполномоченным лицом в связи с многодетностью и незначительным доходом семьи, имеют имущественный характер, имеют денежный эквивалент в размере сэкономленных или компенсированных денежных средств, а потому обоснованно расценены судом как доходы, предусмотренные подпунктом "ж" пункта 1 Перечня и подлежащие учету при расчете среднедушевого дохода семьи.
Суд правильно применил и истолковал нормы материального и процессуального права. Доводы апелляционного представления не могут быть признаны состоятельными, поскольку они не опровергают выводы суда и направлены на субъективное толкование норм права.
Судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, выводы суда верными, основанными на установленных по делу обстоятельствах и положениях вышеприведенных правовых норм.
Руководствуясь статьями 199, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Перми от 29 июня 2023 года оставить без изменения, апелляционное представление Соликамского городского прокурора – без удовлетворения.
Председательствующий: подпись
Судьи: подписи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 24.10.2023